по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 09, 2019
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 02-10-2019
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 09, 2019
Прикладная культурология
Травин И.А. - Преемственность культурного наследия в наблюдаемых элементах домовой резьбы северо-запада Костромской области (Буйский район) c. 1-10

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.9.30353

Аннотация: Целью работы является поиск архаичных элементов в имеющейся в наличии декоративной резьбе на домах Буйского района Костромской области РФ, и исследование их на предмет соответствия критериям преемственности культурного наследия. Предметом исследования являются декоративные элементы, выполненные из дерева, и закреплённые на жилых домах. Учитывая отсылки к семантике язычества, и применения данных элементов декора не только как украшения, но и как оберегающие от нежелательного воздействия на строение и жильцов, элементы, особое внимание уделяется общим и локальным типовым элементам декора деревянного строения. Методом проведения работы является визуальное фиксирование декоративной резьбы, проведение сравнения видимого декора с элементами украшений дохристанской эпохи, распространённых в этом географическом ареале, на основе анализа литературы и изображений. Анализ полученных данных даёт понимание цепи культурного наследия с применением элементов декора на протяжении нескольких сотен и даже тысяч лет. Результатом работы является представление доказательств присутствия в современных узорах декоративной домовой резьбы северо-запада Костромской области декоративных элементов периода бронзового века и неолита, треугольных элементов, характерных для жителей меря, что определяет преемственность культурного наследия в декоративно-прикладном искусстве домовой резьбы с неолита до наших дней. Новизна данного научного исследования состоит в применении метода сравнения декора прошлых поколений и текущего поколения применительно к небольшому географическому ареалу. Вывод научной работы состоит в том, что доказано наличие очень древних элементов декора в современных формах декоративного узора, что подтверждает преемственность культурного наследия данного региона.
Музыка и музыкальная культура
Бабич Н.Ф. - Музыкальные формулы страха: эволюция звукового портрета Дракулы в мировом кинематографе c. 11-21

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.9.30840

Аннотация: Предметом исследования предполагается изыскание некой универсальной музыкальной формулы страха, в частности, формулы звукового портрета Дракулы — ключевой фигуры кино-жанра horror. В связи с этим исследуются выразительные средства музыки, к которым чаще всего обращаются композиторы при создании образов ужасного, а также технологии музыкальных решений в фильмах ужасов. Объектом исследования являются фильмы, созданные на протяжении ХХ и XXI вв., в основу которых были положены события готического романа Б. Стокера "Дракула". С помощью методов слуховой экспертизы саундтрека, текстологического изучения нотных материалов, комплексного анализа медиа-контента и компаративистики была изучена технология музыкальных решений в фильмах о Дракуле в ракурсе эволюции жанра horror. В результате исследования стало очевидным, что в фильмах, где в центре внимания находится монстр или иная форма персонификации зла, в подавляющем большинстве случаев композитором создается звуковой портрет злодея. Чаще всего он имеет вид емкой мелодической формулы, которая становится основной музыкальной темой фильма. Напротив, киноленты жанра horror, в которых монстр отсутствует, не содержат сколь-нибудь яркого мелодического материала, базируясь на звуковых saspens-эффектах и action-музыке. Научная новизна состоит в том, что вопрос о методе создания звукового портрета злодея в монстроцентрических моделях фильмов ужасов в музыкознании не поднимался. Таким образом, основным результатом данного исследования можно считать впервые представленную универсальную музыкальную «формулу Дракулы» как пример жанровой идентичности, которая проявляет себя при создании звукового образа персонифицированного зла в мировом кинематографе.
Актуальный вопрос
Фусу Л.И. - Лиминальность в русском фольклоре c. 22-27

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.9.30492

Аннотация: Предмет исследования составляют проявления лиминальности в отечественном фольклоре. В статье анализируется лиминальность как характерная черта русской народной культуры, обусловленная ее плюралистичностью и масштабностью. Данная специфическая черта менталитета находит выражение в фольклоре как сердцевине этнического сознания и народного духа. Рассматриваются хронотопы, персонажи и сюжетные черты русских народных сказок, где повсеместно встречаются лиминальные локации и лиминальные персонажи. Говорится об отражении в сказках ритуалов инициации, включающих состояния лиминальности и перехода. При написании данной статьи использовался историко-культурологический, структурный и компаративистский подходы, в методологии исследования задействован также психоанализ, позволяющий интерпретировать лиминальность как длительное погружение в бессознательное и функционирование психики на пограничном уровне. Особым вкладом автора в исследование данной темы является анализ выражения лиминальности в русском фольклоре на примере народных волшебных сказок и сформированные выводы о том, что в фольклоре как сердцевине народного обыденного сознания четко отражается имманентно присущее мировоззрению и мироотношению русского этноса граничность. Лиминальные пространства и лиминальные персонажи в фольклорных сюжетах отражают неотъемлемость лиминальности от жизненного развития и становления личности.
Быкова Ю.И. - Художественные особенности императорских погребальных корон в России XVIII – начала XIX века c. 28-46

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.9.30726

Аннотация: Объектом исследования являются императорские погребальные короны российских монархов и членов их семей XVIII — начала XIX в. Целью исследования было выявить художественные особенности и провести анализ погребальных корон как произведений ювелирного искусства с учетом стилистического развития. Обращение к архивным документам позволило определить обстоятельства создания этих корон и имена мастеров, их изготовивших, место, которое они занимали в траурном церемониале, а также реконструировать внешний облик некоторых из них. В своей статье автор применил комплексный метод исследования (сочетание искусствоведческого и историко-культурного подхода), что позволило более многогранно рассмотреть основные научные проблемы. Автору статьи впервые удалось проанализировать художественный образ императорских погребальных корон, который трансформировался на протяжении XVIII–XIX вв. Это было связано и с изменением стилистических пристрастий в художественной культуре России, и со сменой придворных ювелиров, которые исполняли царский заказ. В ходе работы удалось установить стилистическую эволюцию венцов, когда от пышных, исполненных из разноцветных драгоценных камней, погребальных корон первой половины XVIII в. постепенно к началу XIX в. перешли к серебряным позолоченным венцам, которые лишь имитировали образ императорской короны своего покойного владельца.
Культура и культуры
Бочарова М.Ю. - Трансформация семейных эмблем ки-мон в культуре Японии последней трети 19 в. c. 47-52

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.9.30866

Аннотация: В данном исследовании рассматривается трансформация символики и применения визуальных семейных эмблем (ки-мон) в культуре Японии второй трети 19 в. Начавшаяся эпоха Мейдзи стала временем выхода страны на новый для себя уровень международной политики, и одновременного поиска объектов в прошлом идентификации нации. Многие культурные традиции феодального времени отходили в прошлое, актуализировались только трансформированные для данного периода. Мон, возникшие в феодальную эпоху, являются отличным примером процесса культурных преобразований в обществе данного периода. Для исследования использован метод сравнения и обобщения, при сопоставлении традиций связанных с мон феодального и нового времени Новизна исследования заключается рассмотрения применения и изменения символики японской геральдики в последней трети 19 века. Культура страны этого периода стала переходной к "массовой" 20 века. Эмблемы мон впервые получили законодательное закрепление, упорядоченную систему изображения и послужили для создания наградной системы страны, хотя и утратили свои прежние значения частных эмблем.
Философия культуры
Усачев А.В. - Литературная форма философствования c. 53-58

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.9.30220

Аннотация: Объектом исследования стала экзистенциалистская литература. Предметом исследование несколько экзистенциальных повестей и рассказов в России и не только, которые иллюстрируют важные средоточия обстоятельств, вызывающих к жизни экзистенциальный стиль мышления, особенно в художественной форме. ХХ век стал кульминацией выражения философских идей в литературной форме. Одна из версий этого явления состоит в том, что философский дискурс перестал справляться с тем объемом смыслов, который должен быть вложен в философский текст. Структурно-функциональный метод стал основой для исследования: выявление структурных соответствий философских обобщений и литературных приемов. Он дает возможность выявить литературные приемы, которые функционально выполняют роль философской работы в движении и развитии образов и литературных событий. Структура художественного текста такова, что она накаляет интригу и не уведомляет о развитии событий. Философская работа предусматривает работу уже с обобщенными сущностями для того, чтобы выявить сущность всего материала вне зависимости от его существования в сознании читающего. Важным также является информационный повод, который исходит от художественного произведения. Литературная форма изъяснения философских идей в России связана с выдающейся особенностью русской классической мысли, которая сочетает ее прочными связями со всем космосом философских проблем и подходов. Вопрошание античного логоса без опосредований, которые внесла в историю культуры Европы эпоха Нового времени, является той онтологи-ческой проблемой, которая организует философский дискурс, и дает простор, в том числе, и для литературной формы.
Этнология и культурная антропология
Якушенкова О.С., Павленко Н.В. - Встреча с Чужим: японские модели культурного диалога c. 59-69

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.9.30711

Аннотация: В статье проводится семиотический анализ японских моделей коммуникации с Чужим. Авторы анализируют как синтаксис системы отношений с Чужим/Другим, так и семантику некоторых образов Чужого. Определенная гомогенность японского общества делает встречу с Чужим/Другим исключительным явлением, в котором проявляются как поведенческие паттерны японской культурной традиции, так и особенности инаковости Чужого, с которым и происходит культурный контакт. Все это превращает анализ данного феномена культурной встречи в особую эвристическую проблему, которую приходится решать в рамках разных дисциплин и разных методологических подходов. Специфика японских представлений в отношении инаковости анализируется с помощью семиотических методов, и прежде всего структурного метода, позволившего выявить основные оппозиции, с помощью которых выстраивается коммуникативная парадигма отношений с Чужим: центр/ периферия, японцы/варвары, открытость/закрытость, обыденность/ сакральность. Кроме структурного метода активно использовались исторические методы, позволившие взглянуть на данный феномен в диахроничеком и синхроническом аспектах. Особое внимание уделялось компаративистскому подходу, позволившему соотнести образы Чужого с некоторыми образами Другого (иного), функционирующими на современном этапе в Японии в рамках молодежной моды. Были выявлены общие моменты, характерные для представлений о лиминальности Чужого/ Другого, которые переводят его из области повседневного в область сверхъестественного. Анализ показал, что японская модель коммуникация с Чужим представляется сложным многослойным явлением, основанным как на статичном традиционном подходе, так и на прагматичном динамичном подходе. Все это приводит к сложной типологизации Чужого/Иного, в которой учитываются мельчайшие детали, способные помочь субъекту выстраивать эту коммуникацию.
Memory studies
Шапинская Е.Н. - Образы прошлого в (пост)современных репрезентациях c. 70-82

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.9.30515

Аннотация: Предметом исследования является «исторический поворот» в культуре наших дней. Начало нового понимания истории заложено в трудах теоретиков постмодернизма, которые отмечали утрату чувства истории в фрагментарном (пост)культурном пространстве. Ставится вопрос о причинах интереса современного человека к далекому прошлому, к историческим событиям, принимающим форму мифа или трансформированных в фантазийные образы и нарративы. Одной из главных причин этого явления является эскапизм, позволяющий человеку избежать гнета повседневности в сказочно-фантазийных мирах. Другой важной причиной является расширение цифровых технологий, позволяющих реифицировать историко-мифологические образы в виртуальном пространстве. Выделяется несколько стратегий репрезентации прошлого, крайними формами которого являются просветительские формы репрезентации событий прошлого на основе современных достижений и игра в историю, имеющая чисто развлекательные задачи. Приводятся репрезентативные примеры этих форм представления прошлого, распространенных в массовой культуре. Делается вывод о связи «исторического поворота» с общими характеристиками (пост) современной культуры – фрагментацией, изменениями в темпоральности, дигитализацией, игрофикацией. В то же время интерес к прошлому характерен для человечества, которое в наше время особенно озабочено сохранением культурной памяти. С этой точки зрения поиски оснований бытия в прошлом являются важным для формирования идентичности современного человека.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.