по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 12, 2018
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 26-12-2018
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 12, 2018
Музыка и музыкальная культура
Шеховцова И.П. - Малоизвестные страницы биографии протоиерея Димитрия Разумовского (к 200-летию со дня рождения ученого) c. 1-28

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.12.28290

Аннотация: Предметом исследования является биография выдающегося ученого, основоположника русской музыкальной медиевистики, заведующего кафедрой истории церковного пения, открытой впервые в Московской консерватории в 1866 г., действительного члена ряда научных сообществ, в том числе Московского археологического общества, — протоиерея Дмитрия Васильевича Разумовского, 200-летие со дня рождения которого отмечается в 2018 г. Рассмотрены различные стороны его деятельности: пастырское служение и просветительство, педагогика, участие в изданиях нотно-церковной и учебной литературы, наставничество и поддержка учеников и последователей, многогранная научная работа. В статье затронуты многообразные связи о. Димитрия с видными представителями того времени: гр. С.Д. Шереметевым, кн. В.Ф. Одоевским, В.В. Стасовым, М.А. Балакиревым, П.И. Чайковским, С.В. Смоленским, Ю.К. Арнольдом, И.И. Вознесенским, Н.М. Потуловым, А.Ф. Львовым и другими. Методология исследования опирается на основополагающие принципы музыкально-исторической науки, прежде всего, источниковедения, а также на опыт работы автора в таких областях как архивистика, литургическое музыковедение, общий и специальный текстологический анализ. Новизна исследования состоит в привлечении целого ряда неизвестных или ранее не изучавшихся источников, что позволило выявить новые факты и внести важные уточнения в биографию ученого, шире и полнее представить многогранную деятельность и круг профессионального общения прот. Димитрия, а также переосмыслить его личный вклад в музыкальную науку. Впервые подробно освещен вопрос о судьбе ценного архива и собрания рукописей Д.В. Разумовского.
Декоративно-прикладное искусство
Быкова Ю.И. - Новые сведения о творчестве придворного ювелира Якоба Дублона (1702–1768) и его роль в создании Малых императорских корон c. 29-44

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.12.28356

Аннотация: Объектом исследования является биография и творчество придворного ювелира Якоба Дублона, работающего по царскому заказу в период правления императрицы Елизаветы Петровны. Также отдельное внимание уделено и его родному брату серебряных дел мастеру Мартину Карлу Дублону. Также предметом исследования становятся некоторые памятники ювелирного искусства, хранящиеся в собраниях отечественных музеев. Особый интерес представляют обстоятельства создания и использования в различных церемониалах Малых императорских корон в первой половине XVIII в. В своей статье автор применил комплексный метод исследования (на сочетании искусствоведческого и историко-культурного подхода), что позволило более многогранно рассмотреть основные научные проблемы. Автору статьи впервые в отечественной искусствоведческой науке удалось установить происхождение двух выдающихся ювелиров, работающих при русском дворе в середине XVIII в., Якоба и Мартина Карла Дублон и выяснить, что они являлись носителями традиций нюрнбергских златокузнецов. Найденные автором в архивах документы позволили значительно расширить научное представление о творчестве этих мастеров, узнать об исполненных ими царских заказах. В ряде случаях, удалось «опознать» ювелирные вещи, созданные Якобом Дублоном на изобразительном материале. Исследование показало, что Якоб Дублон внес значительный вклад в развитие русского ювелирного искусства. С именем этого мастера оказалось связано и создание новых императорских регалий. Именно Дублон определил стилистику этих инсигний, утвердившуюся на всю вторую половину XVIII столетия. Также, удалось рассмотреть проблему создания, использования и бытования Малых корон в первой половине XVIII в., которая ранее не поднималась в научной литературе.
Культура и наука
Морозова А.В. - Искусствоведческая испанистика в контексте российских культурных парадигм c. 45-51

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.12.28121

Аннотация: В данной публикации объектом исследовательского внимания является отечественная культура и отечественное искусствоведение, а предметом - отечественная искусствоведческая испанистика. Автор подробно рассматривает такой аспект темы, как детерминированность направлений, тематики, проблематики, методологических подходов отечественного искусствоведения и отечественной искусствоведческой испанистики российскими культурными парадигмами. Испанистика выбрана как частный случай искусствоведения, позволяющий добиться объективности выводов по причине обозримости количества существующих публикаций по истории испанского искусства. Выводы, сделанные на материале испанистики, экстраполируются в целом на отечественное искусствоведение. Анализируются социокультурные факторы развития истории искусства и выявляются этапы этого развития, дается характеристика каждого этапа. Исследуется развитие искусствоведческой испанистики в социокультурном контексте. Рассмотрение внутренних, имманентных факторов эволюции отечественного искусствоведения не может быть исчерпывающим для понимания происходивших в нем сдвигов и трансформаций. Только его изучение в контексте российских культурных парадигм объясняет характер и суть происходивших изменений. Новизна исследования заключается в том, что предшественники автора статьи рассматривали имманентные, внутринаучные факторы эволюции российского искусствоведения и российской искусствоведческой испанистики, которых оказывается недостаточно для объяснения тех изменений, которые происходили в процессе развития искусствоведения в отборе стилей, художников, памятников для изучения и в их оценке. Автор статьи анализирует социокультурные факторы эволюции отечественного искусствоведения на примере отечественной искусствоведческой испанистики. Главный вывод автора заключается в констатации детерминированности развития отечественного искусствоведения на всем протяжении его существования контекстом российских культурных парадигм.
Знак, слово, речь, язык
Лазаренко Л.В., Старыгина Г.М., Кунгушева И.А. - Лингвистическая репрезентация социального дискурса в художественном нарративе (на примере анализа языковых маркеров семантической структуры «родство» в романе Ф. М. Достоевского «Идиот») c. 52-61

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.12.28201

Аннотация: Объектом исследования в настоящей статье является лингвистическое вторжение социального дискурса в речь субъекта, который выступает как поле борьбы социальных практик, не нейтральных по отношению друг к другу. Основная идея статьи основана на предположении, что экзистенциальный субъект как субъект события собственного существования, субъект аффекта осуществляет себя в моменте конфликта определенных социально-маркированных элементов структуры его условного Я - скрытых участников субъекции. Предметом исследования в статье являются языковые маркеры семантической структуры «родство» в контексте высказываний фикциональных субъектов речи, продуцирующих множественные смыслы, часть из которых кажется производимой напрямую самим социальным, скрывающим себя от интерпретации и референции. Анализ языковых единиц фиксированной речи дает возможность определить характер семантических структур, с которыми соотносятся эти элементы и особенности нормативных практик, которые они актуализируют. Материал для анализа - речь персонажей романа Ф. М. Достоевского "Идиот". Объект интерпретации - прагматика и семантика лексических и синтаксических единиц высказываний. Основные выводы исследования: в высказываниях субъектов речи, в принципах использования и семантике языковых единиц отражается конфликт социальных матриц, инкорпорированных говорящими. Социальный смысл и само наличестование данного конфликта "ускользает" от экзистенциального субъекта, субъекта аффекта, переживающего свое актуальное настоящее как событие собственного Я, а не как процесс субъекции.
Историческая культурология и история культуры
Шигурова Т.А. - Народная одежда в жизни общества c. 62-67

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.12.28482

Аннотация: Предметом исследования статьи является функционирование традиционного мордовского костюма в повседневной культуре этноса. Рассматриваются этапы приближения костюма не только к телу, но и к душе человека, постепенное формирование дополнительного значения, обогащение функций, выполняемых в культуре. В качестве основного источника работы использованы материалы Русского географического общества, а также устного народного творчества мордовского народа. Изучение традиционной одежды мордвы че¬рез призму ее социального бытования концентрирует внимание на человеке – создателе и носителе костюма, позволяет рассмотреть его отношение к одежде и отдельным элементам. В работе использованы общенаучные методы на базе информационно-семиотического подхода к анализу культурного феномена, что дает возможность наблюдать, как элементы традиционного костюма получают смысловое наполнение уже в процессе их создания. Новизна исследования заключается в определении традиционного костюма мордвы как результата творческой активности мастерицы, преобразуемой в предмете благодаря внимательному наблюдению и оценке общества. Сложные социокультурные процессы отражены в ментальности народа, в пословицах и поговорках, сохранивших представления о наиболее ценных свойствах человека.
Культурное наследие, традиции и инновации
Рубин В.А., Спиридонова Е.В. - О роли Министерства обороны России в формировании и реализации государственной культурной политики в сфере сохранения военно-мемориального наследия в постсоветский период c. 68-76

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.12.28307

Аннотация: Актуальность научной статьи обусловлена малоизученностью темы, а также формирующейся на постсоветском пространстве государственной политикой в сфере увековечения памяти погибших при защите Отечества, проблемой вовлеченности в вопросы сохранения военно-мемориального наследия различных министерств и ведомств, органов местного самоуправления, отсутствия координации между ними. Авторы изучают роль оборонного ведомства в качестве ключевого регулятора военно-мемориальной деятельности в стране в период 1991 – 2018 годы. Объектом исследования выступает – государственная политика России. Предмет исследования – роль Минобороны России в формировании и реализации государственной политики в сфере сохранения отечественного военно-мемориального наследия в период с 1991 года до наших дней. Концептуальные основания культурной политики современности и проблемы трансляции российских традиций сохранения культурного наследия исследуются О.Н. Астафьевой, О.Г. Аванесовой, С.Б. Синецким, О.В. Галковой и рядом других исследователей. Научная новизна состоит в том, что авторами обобщена и проанализирована на конкретных примерах деятельность Министерства обороны России по учету, сохранению и популяризации военно-мемориального наследия, сделан вывод об устойчивости военно-мемориальной деятельности в условиях экономических и политических кризисов постсоветского периода.
Виртуальная реальность
Кузовенкова Ю.А. - Виртуализация граффити и стрит-арта c. 77-89

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.12.27917

Аннотация: Современный мир заметно меняется под влиянием новых технологий. Это обстоятельство обусловило направленность нашего исследования. Его предметом является влияние коммуникационных технологий и форм передачи информации на развитие граффити и стрит-арта. В частности, рассматривается, какие характеристики указанных арт-практик были модифицированы интернетом, который принес с собой такие новые формы передачи информации, как специализированные сайты, социальные сети, фотохостинги, а также позволил транслировать аудио- и видеопередачи и фильмы на широкую аудиторию всем желающим. Исследование построено на полуструктурированных интервью, которые были взяты у граффитчиков и стрит-артистов городов Самарской области. Новизна исследования заключается в том, что нами были выявлены ослабление значимости физических пространств в рассматриваемых арт-практиках, «виртуализация» аудитории и форм признания художника, а также противоречивое отношение представителей граффити и стрит-арта к влиянию интернета на их творчество. Также было установлено, что все указанные изменения выражены в граффити и стрит-арте с разной степенью интенсивности.
Изобразительные искусства
Аганина Н.С. - Каллиграфия как пространственно-временное искусство: характер движения как основа идентификации дальневосточной каллиграфии c. 90-103

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.12.27863

Аннотация: В статье каллиграфия рассматривается как синтетическое искусство, связанное со временем, поэтому характер движения штриха и знака в целом оказывается одним из важнейших критериев оценки каллиграфического произведения. Поскольку эстетика движения письма разработана наиболее глубоко в каллиграфии Дальнего Востока, цель исследования заключается в анализе движения как категории, обуславливающей идентичность письма Китая, Кореи и Японии с тем, чтобы в перспективе опыт дальневосточной каллиграфии мог быть переосмыслен и применён в европейском письме. Методологическую основу исследования составляют: постановка проблем, систематизация эстетических категорий, сравнительно-исторический и аксиологический анализ, иконологический метод. В результате исследования автор приходит к выводу, что композиционное движение знаков в дальневосточной каллиграфии связывается напрямую и символически со свободным движением тела [и духа] человека в пространстве, но поскольку понимание «движения духа» и пространства в Китае, Корее и Японии разное, характер движения знаков в каллиграфии этих стран так же различен.
Рецензии монографий
Морозова А.В. - Тайны Золотого века испанской культуры. Рецензия на монографию: В.Ю. Силюнас «Тайны сценического языка испанского классического театра» М.: Навона. 2018. 368 с., 20 с. ил c. 104-108

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.12.28145

Аннотация: Предметом исследования является монография В. Ю. Силюнаса «Тайны сценического языка испанского классического театра» (М.: Навона, 2018. 368 с., 20 с. ил.). Дается анализ предшествующей литературы по истории испанского театра XVII столетия, показывается место монографии В. Ю. Силюнаса в истории литературы о театре, особое внимание обращено на новаторский подход автора монографии: как прототеатр он изучает народные испанские праздники, а пьесы испанских драматургов исследует с точки зрения жизненного и театрального контекста, оформления и общего впечатления, производимого всем действом вкупе, а не только с чисто филологической точки зрения, как это было в театроведении до недавнего времени. Используется метод рассмотрения новой монографии в контексте истории театроведения. Дается сравнение уровней реконструкции испанского театра Золотого века в трудах предшественников В. Ю. Силюнаса и в его сочинениях. Сравниваются выводы и подходы В. Ю. Силюнаса и ряда зарубежных испанистов-театроведов. Основным выводом автора статьи является вывод о важном вкладе В. Ю. Силюнаса в изучение истории испанского театра и испанской культуры. На наглядных примерах Силюнас показывает неоднозначный комплексный характер культуры Золотого века в Испании, строящийся на совмещении трагического и комического, брутального и изысканно-благородного, народного и аристократического. Новый подход к изучению испанского театра открывает совершенно новый ракурс для исследователей испанской культуры в целом.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.