по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 01, 2018
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 22-02-2018
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2018
Актуальный вопрос
Балаш А.Н. - Концептуальные аспекты подлинности художественного произведения в теории искусства Розалинды Краусс c. 1-6

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.1.25161

Аннотация: В статье представлен анализ понятия подлинности в работе «Подлинность авангарда и другие модернистские мифы» (1985) влиятельного американского теоретика и критика искусства Розалинды Краусс. Актуальность этого текста связана с задачами «расширения поля» концептуального анализа и терминологического аппарата теории искусства и аналитики художественной культуры. В то же время это практически единственный текст, в котором проблема подлинности была обозначена как основополагающая для рубежной художественной эпохи конца ХХ – начала XXI в. Необходимость идентификации множества арт-объектов современных художественных практик, подлинность которых затруднительно определить с точки зрения классических приемов стилистического или культурологического анализа, определяет актуальность изучения и применения методики Р. Краусс. Впервые выявлена и проанализирована связь представлений о подлинности в концепции Краусс и подлинность произведения как истока и истины в философии М. Хайдеггера. Этот анализ имеет особое значение в связи с определяющей ролью М. Хайдеггера в формировании представлений о подлинности в современной культуре.
Историческая культурология и история культуры
Розин В.М. - Предоставление свободы человеку как условие становления античной демократии и личности c. 7-15

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.1.25122

Аннотация: В статье рассматривается трансформация представлений, в которых были выражены отношении людей и богов, на рубеже VI -V веков до н.э. Автор утверждает, что становление античной культуры сопровождалось и обеспечивалось переходом человека к самостоятельному поведению. Хотя человек по-прежнему рассчитывал на божественную помощь и поддержку, в обычной жизни и ситуациях он считал, что может действовать самостоятельно и сам выстраивать свою жизнь. Анализируются следствия, которые повлекла за собой подобная трансформация: становление личности и творчества, уход со сцены истории царей, ранее понимаемых как живые боги, формирование в античных полисах демократических форм правления. При этом была реализована следующая методология: постановка проблем, ситуационный анализ, сравнительно-историческое исследование, концептуализация. Данная методология была поддержана результатами анализа и реконструкции исторического материала. В результате проведенного исследования удалось объяснить, какие факторы повлекли за собой переход от культуры древних царств к античности и, в том числе, обусловили формирование личности и демократических форм правления. В плане сознания главным здесь было новое понимание отношений людей с богами.
Кирюшкина В.В. - «Автор», «гений», «поэт» как категории авторского самосознания английских писателей XVIII века c. 16-23

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.1.25366

Аннотация: Акцентируется внимание на изучении авторского самосознания творческой личности в истории культуры, понимаемого как осмысление личностью себя в авторском качестве. Оценивается потенциал этого подхода для истории эстетической мысли. В центре внимания - авторское самосознание английских просветителей - Александра Поупа, Энтони Эшли Шефтсбери, Джона Аддисона, Эдварда Юнга и др. В фокусе исследования - концепты, обозначающие в авторском самосознании просветителей саму творческую личность - "автор", "гений", "поэт", которые используются как категории анализа высказываний английских авторов о творчестве. На основе категориального анализа формулируется тезаурус авторского самосознания творческой личности в культуре английского Просвещения. В качестве категорий авторского самосознания просветителей используются понятия, обозначающие субъекта творчества: «автор», «гений», «поэт». Делается вывод об оптимальности аутентичных категорий для изучения авторского самосознания как акцентирующих те ценности, которые были осознанны английскими поэтами как основа творчества. Анализ данных категорий позволяет расширить наше понимание классицизма, высветив те концепты, которые становятся динамичными точками культуры, пунктами рождения новых тенденций в развитии эстетической мысли.
Культурное наследие, традиции и инновации
Новоселова Е.Ю. - Русское эхо «Пророка»: к проблеме литературной рецепции оперы Дж. Мейербера c. 24-38

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.1.25296

Аннотация: Опера «Пророк» Дж.Мейербера, чрезвычайно популярная в середине XIX века, оказалась забыта, сойдя с отечественной сцены в 20-е гг. ХХ в. Это произошло по целому ряду причин: негативное мнение критики в целом о творчестве Мейербера, создало отрицательную репутацию его сочинениям; новый слушатель, пришедший в советский оперный театр, не разделял идейного содержания произведения о царе-самозванце. Так, «Пророк» оказался в тени более востребованных советским временем «Гугенотов». Между тем третья большая опера Мейербера в немалой степени оказала влияние на отечественную культуру XIX века, как в музыкальной сфере, так и в области литературы. Проблемы рецепции оперы Мейербера в отечественной литературе исследуются с позиций методов компаративного анализа, а также методов культурно-исторического анализа текстов. Данное исследование расширяет корпус произведений, содержащих рецептивные связи с музыкальным театром. Впервые в сферу анализа попадают сочинения Апухтина и Писемского, а также целый ряд литературных сочинений о самозванцах, созданных в 1860-е гг.. Выдвигается гипотеза о воздействии сюжетных ходов, хронотопов и идейного содержания оперы «Пророк» и на роман Достоевского «Бесы». Рассмотрение проблем рецепции «Пророка» Мейербера отечественной литературой не только выявляет круг произведений, находящихся в сфере ее влияния, но позволяет точнее очертить роль и значение этой оперы в русской культуре XIX в.
Искусство и искусствознание
Чжэн Ю. - Анализ сценических костюмов балета «Красный мак» в различных редакциях балета (1927- 2010 гг.) c. 39-44

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.1.25151

Аннотация: В статье предпринята попытка проанализировать сходства и различия костюмов балета «Красный мак» с традиционными образцами китайской одежды. Объектом исследования стал сценический костюм артистов, исполняющих партии китайцев в балете «Красный мак» в постановках Государственного академического Большого театра России (ГАБТ) в 1927, 1949 и 1957 годах, Государственного академического театра оперы и балета (ГАТОБ) им. Кирова в Ленинграде в 1929, 1949 и 1958 годах и постановке Красноярского государственного театра оперы и балета в 2010 году. На базе собранных материалов, представленных фотографиями артистов балета «Красный мак» исследуемых редакций, был проведен сопоставительный анализ, который и позволил найти параллели между сценическим костюмом балета «Красный мак» и традиционной формой одежды и аксессуаров Китая. Выявлены элементы китайской одежды, которые для создателей балета были основными в передачи образа Китая через сценический костюм китайцев: традиционный запах одежды в правую сторону; стилизация одежды под традиционные ханьфу, ципао, юанлиншань, даопао и т.д.; использование стилизации под вышивку буфан с изображениями традиционных форм и знаков (круг, квадрат, птицы и т.д.); стилизация под украшения головы женщин фацан и мужчин – цан; использование символа дракона как прямое указание на Китай.
История искусств
Яйленко Е.В. - «Один день на вилле». Иконография и семантика росписей Джованни Антонио Фазоло на вилле Кальдоньо. c. 45-55

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.1.24968

Аннотация: Предмет статьи образует рассмотрение иконографии и интерпретация художественного содержания фрескового цикла Джованни Антонио Фазоло на вилле Кальдоньо, близ Виченцы, выполненного после 1565 года. Его трактовка основана на сопоставлении представленного сюжетного материала с описаниями загородной жизни в сельскохозяйственных трактатах второй половины XVI века: сочинениями Агостино Галло «Десять дней истинного земледелия и радостей виллы» (Брешия, 1564), Джузеппе Фальконе «Новая, прелестная и приятная вилла» (Брешия, 1559) и Альберто Лоллио «Письмо в похвалу виллы (Венеция, 1544). Оно позволяет точнее установить значение отдельных бытовых мотивов, а также понять, каким был в глазах эпохи глубинный этический смысл загородного существования. Новизна научного метода состоит в подборе показанным у Фазоло жанровым сценам иконографических параллелей, как в текстовых, так и визуальных источниках в искусстве и литературе античности и Возрождения, которые раскрывают значение идеи загородной жизни как достойной благородного человека. Автор впервые прослеживает истоки творческого замысла цикла росписей в Кальдоньо, обнаруживающиеся в предшествующей художественной традиции венецианского искусства и проливающие свет на его семантику. Исследовательский итог работы состоит в том, что наряду с уточнением отдельных смысловых аспектов каждого отдельного сюжета удается выявить содержательную основу всего цикла, которую составляет утверждение идеи виллы как формы гармоничного устройства мироздания, высшим воплощением которой служит царящий на ней жизненный распорядок. Увиденные в таком ракурсе, сцены времяпрепровождения на вилле воспринимаются в качестве основополагающей нормы жизненного бытия, наиболее подобающей человеческой природе.
Архитектура и дизайн
Федоровская Н.А., Рогова А.В. - Проблемы и направления изучения цифровой скульптуры c. 56-61

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.1.24971

Аннотация: Статья посвящена стремительно развивающемуся в современном искусстве и дизайне феномену - цифровой скульптуре. Установлено, что несмотря довольно широкую известность и активное практическое использование в разных сферах современной жизни, это явление все еще находится на начальном этапе научного осмысления. В рамках данной работы рассматриваются наиболее значимые проблемы цифровой скульптуры, формирующие актуальные направления для ее исследования. В результате, объектом исследования выступает сама цифровая скульптура, предметом исследования – направления и проблемы изучения этого феномена. Историко-сравнительный и аналитический подходы позволили изучить исторические, технологические и художественно-выразительные аспекты цифровой скульптуры, связанные с ее процессом создания и программным обеспечением (работой в ZBrush, Sculptris, 3D-Coat и др.). Новизна исследования определяется тем, что в процессе анализа были выявлены следующие наиболее перспективные направления для изучения цифровой скульптуры, которые могут стать самостоятельными исследовательскими областями: 1. накопление и обобщение материалов исследования и источниковедческой базы; 2. разработка терминологии и методологии; 3. изучение истории развития скульпутры и программного обеспечения 4. изучение художественных свойств арт-объектов, выявление особенностей использования цифровой скульптуры.
Музыка и музыкальная культура
Цилинко А.П. - Развитие эмоционального слуха как условие формирования профессиональных компетенций вокалиста c. 62-67

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.1.24613

Аннотация: Предметом исследования является эмоциональный слух и его значение в развитии и приобретении профессиональных знаний, умений и навыков вокалиста, а также методики развития эмоционального слуха, применяемые в учебно-образовательном процессе. Высокоразвитый эмоциональный слух обусловливает адекватное восприятие и интерпретацию тонких оттенков чувств, выражаемых в музыкальных произведениях, дает возможность вокалисту совершенствовать свое мастерство, влияет на эмоционально-выразительные и темброво-колористические возможности певца, на его актерский талант, умение не только точно и убедительно воплотить художественный образ посредством «музыкальной речи», но и обучить этому своих учеников. Методом исследования является анализ результатов и выводов научных работ по данной теме, анализ педагогической практики применения конкретных способов и приемов развития эмоционального слуха. Основными выводами приведенного исследования служат тезисы: только способные к распознаванию тонких эмоциональных оттенков музыки вокалисты способны выразить эти оттенки на высоком художественном уровне и достичь вершин мастерства; высокоразвитый эмоциональный слух способствует формированию особого универсального типа мирочувствования, мироощущения, мировоззрения, несущего в себе живое интуитивное постижение реальности, возможность ценностного осмысления и оценки окружающего мира, постижение национальной культурной традиции, духовную общность с национальной и мировой культурой.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.