|
ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:
Петров В.О.
О феномене пространственной музыки
// Культура и искусство.
2011. № 10.
DOI: 10.7256/2454-0625.2011.10.8483 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=8483
О феномене пространственной музыки
Петров Владислав Олегович
доктор искусствоведения
профессор, Астраханская государственная консерватория
414000, Россия, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Советская, 23
Petrov Vladislav Olegovich
Doctor of Art History
Professor at the Department of Theory and History of Music of Astrakhan State Conservatory
414000, Russia, Astrakhanskaya oblast', g. Astrakhan', ul. Sovetskaya, 23
|
petrovagk@yandex.ru
|
|
|
Другие публикации этого автора |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2011.10.8483
Дата направления статьи в редакцию:
18-12-1969
Дата публикации:
Аннотация:
В статье рассматривается феномен пространственной музыки, так ярко заявивший о себе в музыкальном искусстве второй половины ХХ столетия. Под пространственной музыкой понимается индивидуализированная, оригинальная диспозиция музыкальных инструментов в пространстве сцены, диктующаяся композиторской заданностью на эксперименты в области акустики. В качестве примеров рассмотрены произведения Л. Берио, Д. Брехта, К. Штокхаузена, Я. Ксенакиса, Э. Брауна, Т. Такемицу, Р. Щедрина, Д. Корильяно, Тан Дуна, особенности их сценической реализации.
Ключевые слова:
Искусствоведение, музыка, диспозиция, инструментарий, акустика, пространство, экспериментаторство, авангард, штокхаузен, ксенакис
Библиография
1. Базанов В.В. Техника и технология сцены: Учеб. пособие для вузов и сред. учеб. заведений искусств и культуры. – Л.: Искусство, 1976.
2. Бакши Л.С. Другое пространство // Знамя: литературно-художественный и общественно-политический журнал. – М.: Знамя, 2005. № 4. С. 193-202.
3. Барсова И.А.Симфонии Густава Малера. – М.: Советский композитор, 1975.
4. Галеев Б.М. Пространственная музыка // Электронный ресурс: http://prometheus.kai.ru/pr-mys.htm
5. Гризе Ж. Структурирование тембров в инструментальной музыке // Композиторы о современной нотации: Хрестоматия. / Сост. Т.С. Кюрегян, В.С. Ценова. – М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. С. 311-344.
6. Кириллина Л.В. Лючано Берио // XX век. Зарубежная музыка: Очерки и документы. Вып. 2. / Под ред. М. Арановского и А. Баевой. – М.: Музыка, 1995. С. 74-109.
7. Назайкинский Е.В. Пространственная музыка // Теория современной композиции: Учебное пособие. / Отв. ред. В.С. Ценова. – М.: Музыка, 2007. С. 450-464.
8. Ноно Л. Фрагменты интервью // Композиторы о современной нотации: Хрестоматия. / Сост. Т.С. Кюрегян, В.С. Ценова. – М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009.
9. Переверзева М.В. Эрл Браун // Музыкальная культура США ХХ века: Учебное пособие для педагогов и студентов вузов, обучающихся по специальности «Музыковедение» / Отв. ред. М.В. Переверзева. – М.: Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского, 2007. С. 286-301.
10. Савенко С.И. Музыкальные идеи и музыкальная деятельность Карлнхайнца Штокхаузена // Теория и практика современной буржуазной культуры: проблемы критики: Сборник трудов. Вып. 94. / Отв. ред. Л. С. Дьячкова. – М: ГМПИ им. Гнесиных, 1987. С. 82-121.
11. Туп Д. Искусство звука, или навязчивая погода. – М.: АСТ: Адаптек, 2010.
12. Холопов Ю.Н. Пространственная музыка // Музыка. Большой энциклопедический словарь. / Гл. ред. Г.В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
13. Холопова В.Н. Путь по центру. Композитор Родион Щедрин. – М.: Композитор, 2000.
14. Хруст Н.Ю. «Prospettiva inversa col piano e forte» // Электронный ресурс: http://www.iscm.ru/index.php?page=composers&composer=hrust&work=perspectiva
15. Штокхаузен К. Четыре критерия электронной музыки // Композиторы о современной нотации: Хрестоматия. – М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. С. 213-229.
Ссылка на эту статью
Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также
попробовать найти похожие
статьи
|
|