Статья 'О феномене пространственной музыки' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

О феномене пространственной музыки

Петров Владислав Олегович

доктор искусствоведения

профессор, Астраханская государственная консерватория

414000, Россия, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Советская, 23

Petrov Vladislav Olegovich

Doctor of Art History

Professor at the Department of Theory and History of Music of Astrakhan State Conservatory

414000, Russia, Astrakhanskaya oblast', g. Astrakhan', ul. Sovetskaya, 23

petrovagk@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0625.2011.10.8483

Дата направления статьи в редакцию:

18-12-1969


Дата публикации:



Аннотация: В статье рассматривается феномен пространственной музыки, так ярко заявивший о себе в музыкальном искусстве второй половины ХХ столетия. Под пространственной музыкой понимается индивидуализированная, оригинальная диспозиция музыкальных инструментов в пространстве сцены, диктующаяся композиторской заданностью на эксперименты в области акустики. В качестве примеров рассмотрены произведения Л. Берио, Д. Брехта, К. Штокхаузена, Я. Ксенакиса, Э. Брауна, Т. Такемицу, Р. Щедрина, Д. Корильяно, Тан Дуна, особенности их сценической реализации.


Ключевые слова:

Искусствоведение, музыка, диспозиция, инструментарий, акустика, пространство, экспериментаторство, авангард, штокхаузен, ксенакис

Библиография
1. Базанов В.В. Техника и технология сцены: Учеб. пособие для вузов и сред. учеб. заведений искусств и культуры. – Л.: Искусство, 1976.

2. Бакши Л.С. Другое пространство // Знамя: литературно-художественный и общественно-политический журнал. – М.: Знамя, 2005. № 4. С. 193-202.

3. Барсова И.А.Симфонии Густава Малера. – М.: Советский композитор, 1975.

4. Галеев Б.М. Пространственная музыка // Электронный ресурс: http://prometheus.kai.ru/pr-mys.htm

5. Гризе Ж. Структурирование тембров в инструментальной музыке // Композиторы о современной нотации: Хрестоматия. / Сост. Т.С. Кюрегян, В.С. Ценова. – М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. С. 311-344.

6. Кириллина Л.В. Лючано Берио // XX век. Зарубежная музыка: Очерки и документы. Вып. 2. / Под ред. М. Арановского и А. Баевой. – М.: Музыка, 1995. С. 74-109.

7. Назайкинский Е.В. Пространственная музыка // Теория современной композиции: Учебное пособие. / Отв. ред. В.С. Ценова. – М.: Музыка, 2007. С. 450-464.

8. Ноно Л. Фрагменты интервью // Композиторы о современной нотации: Хрестоматия. / Сост. Т.С. Кюрегян, В.С. Ценова. – М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009.

9. Переверзева М.В. Эрл Браун // Музыкальная культура США ХХ века: Учебное пособие для педагогов и студентов вузов, обучающихся по специальности «Музыковедение» / Отв. ред. М.В. Переверзева. – М.: Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского, 2007. С. 286-301.

10. Савенко С.И. Музыкальные идеи и музыкальная деятельность Карлнхайнца Штокхаузена // Теория и практика современной буржуазной культуры: проблемы критики: Сборник трудов. Вып. 94. / Отв. ред. Л. С. Дьячкова. – М: ГМПИ им. Гнесиных, 1987. С. 82-121.

11. Туп Д. Искусство звука, или навязчивая погода. – М.: АСТ: Адаптек, 2010.

12. Холопов Ю.Н. Пространственная музыка // Музыка. Большой энциклопедический словарь. / Гл. ред. Г.В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

13. Холопова В.Н. Путь по центру. Композитор Родион Щедрин. – М.: Композитор, 2000.

14. Хруст Н.Ю. «Prospettiva inversa col piano e forte» // Электронный ресурс: http://www.iscm.ru/index.php?page=composers&composer=hrust&work=perspectiva

15. Штокхаузен К. Четыре критерия электронной музыки // Композиторы о современной нотации: Хрестоматия. – М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. С. 213-229.


Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.