Статья 'Акционизм Джона Кейджа: основные формы и специфика их воплощения' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Акционизм Джона Кейджа: основные формы и специфика их воплощения

Петров Владислав Олегович

доктор искусствоведения

профессор, Астраханская государственная консерватория

414000, Россия, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Советская, 23

Petrov Vladislav Olegovich

Doctor of Art History

Professor at the Department of Theory and History of Music of Astrakhan State Conservatory

414000, Russia, Astrakhanskaya oblast', g. Astrakhan', ul. Sovetskaya, 23

petrovagk@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0625.2014.4.12721

Дата направления статьи в редакцию:

13-09-2014


Дата публикации:

27-09-2014


Аннотация: Предметом исследования явился акционизм как явление постмодернисткой культуры и его проявление в творческом наследии американского композитора Джона Кейджа. Рассматриваются основные виды музыкального акционизма - хэппенинг, инструментальный театр как разновидность перформанса и мультимедиа. Отмечается, что под акционизмом стоит понимать такой творческий акт, который формирует собой новый тип восприятия, не свойственный ранее «классическому» процессу рецепции музыкального произведения. Такой тип появился в середине ХХ века и связан он, в первую очередь, с желанием многих авторов приблизиться к синтезу искусств. Статья основана на аналитическом методе рассмотрения основных форм музыкального акционизма; в ней предпринята попытка заострить внимание читателя на особенностях проявления этих форм в творчестве отдельно взятого композитора. Комплексное исследование музыкального акционизма Кейджа предпринимается в отечественном искусствознании впервые. Доказано, что синтетические идеи Кейджа в сочетании с используемым им принципом индетерминизма — это центральная формообразующая черта кейджевских акций, в большей своей части отрицающих известные принципы музыкального искусства. Акционистское творчество Кейджа — не столь вызов времени, не столь пример преднамеренного эпатажа, сколь выражение его собственного внутреннего мира, связанного с идеями буддизма, всепоглощающей концепции синтеза искусств.


Ключевые слова:

акция, музыкальный акционизм, хэппенинг, перформанс, мультимедиа, инструментальный театр, синтез искусств, Джон Кейдж, музыкальные формы, постмодернизм

Библиография
1. Анастасьев Н.А. Книги не для чтения (Гертруда Стайн) // Вопросы литературы. — 2007. — № 1. С. 250-289.
2. Дубинец Е. Made in USA: Музыка — это все, что звучит вокруг. М.: Композитор, 2006. 416 с.
3. Житомирский Д., Леонтьева О., Мяло К. Западный музыкальный авангард после второй мировой войны. М.: Музыка, 1989. 303 с.
4. Зенкин К. Джон Кейдж и «час нуль» культуры // Джон Кейдж. К 90-летию со дня рождения: материалы научной конференции. М.: Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, 2004. С. 67-78.
5. Переверзева М. Хэппенинги Джона Кейджа // Outsider abstract journal, 2006. / http://www/aposition.org/musart3/cage.htm.
6. Петров В.О. Джон Кейдж. «Европеры» (стилистическое обоснование) // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии: Материалы Международной научной конференции 21-23 октября 2008 года. М.: РАМ им. Гнесиных, 2009. С. 349-359.
7. Петров В.О. Звучащие листы Джона Кейджа: графическая нотация и алеаторика // Музыкальная семиотика: пути и перспективы развития: Сборник статей по материалам Второй Международной научной конференции 13-14 ноября 2008 года. Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО АИПКП, 2008. С. 176-189.
8. Петров В.О. Инструментальное мультимедиа: о соотношении музыкального и визуального рядов // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Социально-экономические науки и искусство». — 2013. — № 8 (83). С. 75-78.
9. Петров В.О. Инструментальный театр: историческая пирамида жанра // Культура и искусство: Научный рецензируемый журнал. — 2012. — № 5. С. 99-109.
10. Петров В.О. Инструментальный театр: функции передвижения исполнителей // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. — 2011. — № 2 (18). С. 40-45.
11. Петров В.О. Нотация Джона Кейджа: уровни исполнительской свободы // Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства: История и современность. Вып. 6: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Казань, 3 апреля 2013 года. Казань: Казанская государственная консерватория, 2014. С. 100-106.
12. Петров В.О. О специфике жанра инструментального театра // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. — 2013. — № 1 (27). С. 40-45.
13. Петров В.О. Произведения Джона Кейджа для подготовленного фортепиано // Музыкальное искусство: история и современность: Сборник научных статей к 40-летию Астраханской государственной консерватории. Астрахань: Издательство ОГОУ ДПО «АИПКП», 2009. С. 59-68.
14. Фархадов Р. Джон Кейдж — «парадоксов друг» // Kultura.az: портал культуры и искусства / http://www.kultura.az/articles.php?item_id=20080505050613058&sec_id=16
15. Чернова Е. Фоносфера Джона Кейджа // Проблемы культуры и искусства в мировоззрении современной молодежи: преемственность и новаторство: Сборник научных статей по материалам IV Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов. Саратов, 2006. С. 79-82.
16. Эко У. Открытое произведение: форма и неопределенность в современной поэтике. СПб.: Симпозиум, 2006. 350 с.
17. Переверзева М.В.. Стохастическая музыка: философский аспект. // Философия и культура.-2014.-№ 7.-C. 954-963. DOI: 10.7256/1999-2793.2014.7.9931
18. Миклина Н.Н.. Метапоэтика музыкального искусства: к постановке проблемы. // Философия и культура.-2014.-№ 7.-C. 1047-1060. DOI: 10.7256/1999-2793.2014.7.1236
References
1. Anastas'ev N.A. Knigi ne dlya chteniya (Gertruda Stain) // Voprosy literatury. — 2007. — № 1. S. 250-289.
2. Dubinets E. Made in USA: Muzyka — eto vse, chto zvuchit vokrug. M.: Kompozitor, 2006. 416 s.
3. Zhitomirskii D., Leont'eva O., Myalo K. Zapadnyi muzykal'nyi avangard posle vtoroi mirovoi voiny. M.: Muzyka, 1989. 303 s.
4. Zenkin K. Dzhon Keidzh i «chas nul'» kul'tury // Dzhon Keidzh. K 90-letiyu so dnya rozhdeniya: materialy nauchnoi konferentsii. M.: Moskovskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. P.I. Chaikovskogo, 2004. S. 67-78.
5. Pereverzeva M. Kheppeningi Dzhona Keidzha // Outsider abstract journal, 2006. / http://www/aposition.org/musart3/cage.htm.
6. Petrov V.O. Dzhon Keidzh. «Evropery» (stilisticheskoe obosnovanie) // Muzykal'noe obrazovanie v kontekste kul'tury: voprosy teorii, istorii i metodologii: Materialy Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii 21-23 oktyabrya 2008 goda. M.: RAM im. Gnesinykh, 2009. S. 349-359.
7. Petrov V.O. Zvuchashchie listy Dzhona Keidzha: graficheskaya notatsiya i aleatorika // Muzykal'naya semiotika: puti i perspektivy razvitiya: Sbornik statei po materialam Vtoroi Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii 13-14 noyabrya 2008 goda. Astrakhan': Izd-vo OGOU DPO AIPKP, 2008. S. 176-189.
8. Petrov V.O. Instrumental'noe mul'timedia: o sootnoshenii muzykal'nogo i vizual'nogo ryadov // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya «Sotsial'no-ekonomicheskie nauki i iskusstvo». — 2013. — № 8 (83). S. 75-78.
9. Petrov V.O. Instrumental'nyi teatr: istoricheskaya piramida zhanra // Kul'tura i iskusstvo: Nauchnyi retsenziruemyi zhurnal. — 2012. — № 5. S. 99-109.
10. Petrov V.O. Instrumental'nyi teatr: funktsii peredvizheniya ispolnitelei // Aktual'nye problemy vysshego muzykal'nogo obrazovaniya. — 2011. — № 2 (18). S. 40-45.
11. Petrov V.O. Notatsiya Dzhona Keidzha: urovni ispolnitel'skoi svobody // Aktual'nye problemy muzykal'no-ispolnitel'skogo iskusstva: Istoriya i sovremennost'. Vyp. 6: Materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Kazan', 3 aprelya 2013 goda. Kazan': Kazanskaya gosudarstvennaya konservatoriya, 2014. S. 100-106.
12. Petrov V.O. O spetsifike zhanra instrumental'nogo teatra // Aktual'nye problemy vysshego muzykal'nogo obrazovaniya. — 2013. — № 1 (27). S. 40-45.
13. Petrov V.O. Proizvedeniya Dzhona Keidzha dlya podgotovlennogo fortepiano // Muzykal'noe iskusstvo: istoriya i sovremennost': Sbornik nauchnykh statei k 40-letiyu Astrakhanskoi gosudarstvennoi konservatorii. Astrakhan': Izdatel'stvo OGOU DPO «AIPKP», 2009. S. 59-68.
14. Farkhadov R. Dzhon Keidzh — «paradoksov drug» // Kultura.az: portal kul'tury i iskusstva / http://www.kultura.az/articles.php?item_id=20080505050613058&sec_id=16
15. Chernova E. Fonosfera Dzhona Keidzha // Problemy kul'tury i iskusstva v mirovozzrenii sovremennoi molodezhi: preemstvennost' i novatorstvo: Sbornik nauchnykh statei po materialam IV Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii studentov i aspirantov. Saratov, 2006. S. 79-82.
16. Eko U. Otkrytoe proizvedenie: forma i neopredelennost' v sovremennoi poetike. SPb.: Simpozium, 2006. 350 s.
17. Pereverzeva M.V.. Stokhasticheskaya muzyka: filosofskii aspekt. // Filosofiya i kul'tura.-2014.-№ 7.-C. 954-963. DOI: 10.7256/1999-2793.2014.7.9931
18. Miklina N.N.. Metapoetika muzykal'nogo iskusstva: k postanovke problemy. // Filosofiya i kul'tura.-2014.-№ 7.-C. 1047-1060. DOI: 10.7256/1999-2793.2014.7.1236
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.