Статья 'Удивительный феномен музыки' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Удивительный феномен музыки

Розин Вадим Маркович

доктор философских наук

главный научный сотрудник, Институт философии, Российская академия наук

109240, Россия, Московская область, г. Москва, ул. Гончарная, 12 стр.1, каб. 310

Rozin Vadim Markovich

Doctor of Philosophy

Chief Scientific Associate, Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences 

109240, Russia, Moskovskaya oblast', g. Moscow, ul. Goncharnaya, 12 str.1, kab. 310

rozinvm@gmail.com
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0625.2014.4.12650

Дата направления статьи в редакцию:

13-09-2014


Дата публикации:

27-09-2014


Аннотация: В статье излагается новая философская концепция музыки, при этом автор опирается также на свой опыт исследования в методологии, культурологии и гуманитарных науках. Формулируются проблемы, требующие разрешения: объяснение сильного воздействия музыки на человека и разного ее понимания, несводимость музыки к технике исполнения и звучанию, дилемма – музыка язык или символическая система. Водится гипотеза, что музыка, с одной стороны, есть форма жизни как разрешение проблем личности, с другой – художественная реальность. Обсуждаются основные характеристики художественной реальности: текстовая природа, единство переживания ее событий и построения их, роль личности. Анализируются понятия «выразительные средства», «материал искусства», «художественная форма» и утверждается, что целое в музыке задают выразительные средства и личность художника. В последней части статьи автор обосновывает исходную гипотезу о природе музыке, сравнивает музыку с другими временными видами искусства, показывает, что классическая музыка формировалась как форма жизни, позволяющая новоевропейской личности реализовать три основные плана своего бытия. Вводится понятие музыкальной культуры в качестве еще одной важной характеристики музыки. В ходе разработки предложенной концепции музыки автор задействовал методологию гуманитарного познания, сравнительный анализ разных видов искусства, анализ кейсов, генетические соображения, метод проблематизации и конструирования идеальных объектов. В результате ему удалось построить новую философскую концепцию музыки, разрешить ряд проблем, поставленных относительно музыки, и, он надеется, отчасти приоткрыть тайну музыки. Важный аспект этой тайны заключается в том, что, слушая музыку, человек реализует свои экзистенциальные проблемы именно в форме музыкальной временности и работы, включающей чтение и художественное осмысление музыкальной материи-формы.


Ключевые слова:

музыка, событие, проблема, личность, звук, звукокомплекс, слово, жизнь, осознание, реальность

Библиография
1. Айламазьян А.М., Ташкеева Е.И. Музыкальное движение: педагогика, психология, художественная практика // Культура и искусство. 2014. N
2. Асафьев. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971.
3. Бахтин М.М. К методологии литературоведения // Контекст. 1974. М., 1975.
4. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
5. Бенхабиб С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эпоху. М., 2003.
6. Бенюмов М.И. Художественные средства музыканта-исполнителя: парадокс понятия, исторический генезис, структура, функции. Красноярск, 2012.
7. Бычков Ю.Н. Из истории учений о ладе и гармонии. Лекция по курсу «История музыкально-теоретических систем». М., 1993.
8. Вершинина Комментарии к книге Игоря Стравинского Хроника моей жизни. http://lib.rus.ec/b/354987/read
9. Вольнов В. Феномен музыки. http://www.v-volnov.narod.ru/SmallWorks/PhenomenonOfMusic.htm
10. Конен В. Театр и симфония. М., 1968.
11. Малышев И. Хронотоп музыкального произведения. http://www.proza.ru/2010/03/09/1185
12. Мазель Л. Проблемы классической гармонии. М., 1972.
13. Мамардашвили М. Литературная критика как акт чтения // Как я понимаю философию. М., 1990.
14. Мелодия // Музыкальная энциклопедия – Opera, 2008 (http://www.music-dic.ru/html-music-enc/g/1988.html)
15. Поляков М.Я. Вопросы поэтики и художественной семантики. М., 1978.
16. Розин В.М. Генезис европейского искусства (философский и культурно-исторический анализ). М., 2011
17. Розин В.М. Становление и теоретическое осмысление в культуре Нового времени классической музыки // Культуры и искусства. 2013. N 3
18. Розин В.М.. Размышления об архитектуре (диалог, инициированный Александром Раппапортом) // Культуры и искусства. 2013. N 5.
19. Розин В.М Особенности дискурса и образцы исследования в гуманитарной науке. М., 2008
20. Розин В.М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир. Изд. 5. М,. 2012.
21. Розин Введение в схемологию. Схемы в философии, культуре, науке, проектировании. М., 2011.
22. Розин В.М. Психология: наука и практика. Учебное пособие. ОМЕГА-Л. М., 2005.
23. Розин В.М. Психическая реальность, способности и здоровье человека. М., 2000.
24. Розин В.М. Семиотические исследования. М., 2001
25. Розин В.М. Феномен множественной личности. По материалам книги Даниела Киза «Множественные умы Билли Миллигана». М., 2008, 2012.
26. Прокофьев С.С.. Материалы. Документы. Воспоминания. М., 1961
27. Свободный танец – другое лицо аутентизма // Московское действо. 100-летию первого выступления Айседоры Дункан в Москве посвящается. 29 июня – 14 июля 2005 года. М., 2005.
28. Стравинский И. Хроника моей жизни. М., 2005.
29. Тамила Джани-Заде, Валида Келле Западноевропейская музыка. (http://school-collection.iv-edu.ru/dlrstore/5cd4876e-1c43-b264-df29-2281f8333f9c/1012101A.htm)
30. Тина Гай Двойники: Рихтер – Гульд http://sotvori-sebia-sam.ru/svyatoslav-rixter
31. Тодоров Ц. Поэтика // Структурализм «за» и «против». М., 1975.
32. Хайдеггер М. Вклады в дело философии. От события // Ἕρμηνεία N 1 (1) 2009.
33. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993.
34. Шестаков В. Эстетическая философия Сьюзен Лангер. http://philosophy.ru/library/langer/pril.html
35. Шнитке А.Г. Слово о Прокофьеве // Беседы с Альфредом Шнитке. М., 1994.
36. http://lib.rus.ec/b/354987/read
37. Юнг К. Воспоминания, сновидения, размышления. Киев, 1994.
38. Д. А. Журкова Музыка как фон повседневности: функции и особенности восприятия // Культура и искусство. - 2011. - 4. - C. 66 - 73.
39. С.Т. Губина Типологии музыкальных предпочтений: психологические типы бытийного и дефицитарного восприятия музыки // Психология и Психотехника. - 2013. - 5. - C. 433 - 439. DOI: 10.7256/2070-8955.2013.5.7304.
References
1. Ailamaz'yan A.M., Tashkeeva E.I. Muzykal'noe dvizhenie: pedagogika, psikhologiya, khudozhestvennaya praktika // Kul'tura i iskusstvo. 2014. N
2. Asaf'ev. Muzykal'naya forma kak protsess. L., 1971.
3. Bakhtin M.M. K metodologii literaturovedeniya // Kontekst. 1974. M., 1975.
4. Bakhtin M. Voprosy literatury i estetiki. M., 1975.
5. Benkhabib S. Prityazaniya kul'tury. Ravenstvo i raznoobrazie v global'nuyu epokhu. M., 2003.
6. Benyumov M.I. Khudozhestvennye sredstva muzykanta-ispolnitelya: paradoks ponyatiya, istoricheskii genezis, struktura, funktsii. Krasnoyarsk, 2012.
7. Bychkov Yu.N. Iz istorii uchenii o lade i garmonii. Lektsiya po kursu «Istoriya muzykal'no-teoreticheskikh sistem». M., 1993.
8. Vershinina Kommentarii k knige Igorya Stravinskogo Khronika moei zhizni. http://lib.rus.ec/b/354987/read
9. Vol'nov V. Fenomen muzyki. http://www.v-volnov.narod.ru/SmallWorks/PhenomenonOfMusic.htm
10. Konen V. Teatr i simfoniya. M., 1968.
11. Malyshev I. Khronotop muzykal'nogo proizvedeniya. http://www.proza.ru/2010/03/09/1185
12. Mazel' L. Problemy klassicheskoi garmonii. M., 1972.
13. Mamardashvili M. Literaturnaya kritika kak akt chteniya // Kak ya ponimayu filosofiyu. M., 1990.
14. Melodiya // Muzykal'naya entsiklopediya – Opera, 2008 (http://www.music-dic.ru/html-music-enc/g/1988.html)
15. Polyakov M.Ya. Voprosy poetiki i khudozhestvennoi semantiki. M., 1978.
16. Rozin V.M. Genezis evropeiskogo iskusstva (filosofskii i kul'turno-istoricheskii analiz). M., 2011
17. Rozin V.M. Stanovlenie i teoreticheskoe osmyslenie v kul'ture Novogo vremeni klassicheskoi muzyki // Kul'tury i iskusstva. 2013. N 3
18. Rozin V.M.. Razmyshleniya ob arkhitekture (dialog, initsiirovannyi Aleksandrom Rappaportom) // Kul'tury i iskusstva. 2013. N 5.
19. Rozin V.M Osobennosti diskursa i obraztsy issledovaniya v gumanitarnoi nauke. M., 2008
20. Rozin V.M. Vizual'naya kul'tura i vospriyatie. Kak chelovek vidit i ponimaet mir. Izd. 5. M,. 2012.
21. Rozin Vvedenie v skhemologiyu. Skhemy v filosofii, kul'ture, nauke, proektirovanii. M., 2011.
22. Rozin V.M. Psikhologiya: nauka i praktika. Uchebnoe posobie. OMEGA-L. M., 2005.
23. Rozin V.M. Psikhicheskaya real'nost', sposobnosti i zdorov'e cheloveka. M., 2000.
24. Rozin V.M. Semioticheskie issledovaniya. M., 2001
25. Rozin V.M. Fenomen mnozhestvennoi lichnosti. Po materialam knigi Daniela Kiza «Mnozhestvennye umy Billi Milligana». M., 2008, 2012.
26. Prokof'ev S.S.. Materialy. Dokumenty. Vospominaniya. M., 1961
27. Svobodnyi tanets – drugoe litso autentizma // Moskovskoe deistvo. 100-letiyu pervogo vystupleniya Aisedory Dunkan v Moskve posvyashchaetsya. 29 iyunya – 14 iyulya 2005 goda. M., 2005.
28. Stravinskii I. Khronika moei zhizni. M., 2005.
29. Tamila Dzhani-Zade, Valida Kelle Zapadnoevropeiskaya muzyka. (http://school-collection.iv-edu.ru/dlrstore/5cd4876e-1c43-b264-df29-2281f8333f9c/1012101A.htm)
30. Tina Gai Dvoiniki: Rikhter – Gul'd http://sotvori-sebia-sam.ru/svyatoslav-rixter
31. Todorov Ts. Poetika // Strukturalizm «za» i «protiv». M., 1975.
32. Khaidegger M. Vklady v delo filosofii. Ot sobytiya // Ἕρμηνεία N 1 (1) 2009.
33. Khaidegger M. Raboty i razmyshleniya raznykh let. M., 1993.
34. Shestakov V. Esteticheskaya filosofiya S'yuzen Langer. http://philosophy.ru/library/langer/pril.html
35. Shnitke A.G. Slovo o Prokof'eve // Besedy s Al'fredom Shnitke. M., 1994.
36. http://lib.rus.ec/b/354987/read
37. Yung K. Vospominaniya, snovideniya, razmyshleniya. Kiev, 1994.
38. D. A. Zhurkova Muzyka kak fon povsednevnosti:
funktsii i osobennosti vospriyatiya // Kul'tura i iskusstvo. - 2011. - 4. - C. 66 - 73.

39. S.T. Gubina Tipologii muzykal'nykh predpochtenii:
psikhologicheskie tipy bytiinogo
i defitsitarnogo
vospriyatiya muzyki // Psikhologiya i Psikhotekhnika. - 2013. - 5. - C. 433 - 439. DOI: 10.7256/2070-8955.2013.5.7304.

Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.