по
Litera
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Баранова Екатерина Андреевна
Litera, 2023-7
Баранова Е.А., Бочаров И.И. - Проблема реализации культуроформирующей функции в отечественных СМИ c. 1-14

DOI:
10.25136/2409-8698.2023.7.43477

Аннотация: В условиях развития информационной и идеологической войны между Россией и Западом роль СМИ в формировании культурных ценностей возрастает. Она напрямую связана с обеспечением национальной безопасности. Одна из важнейших проблем современности связана с тем, что культура в СМИ перестала быть мощным инструментом формирования ценностной системы общества. В статье анализируются материалы, вышедшие за период с декабря 2022 по май 2023 г.г. в тринадцати самых цитируемых отечественных СМИ (Rbc.ru, Russian.rt.com, Gazeta.ru, Lenta.ru, 360tv.ru, Kp.ru, Tsargrad.tv, iz.ru, Life.ru, Mk.ru, Aif.ru, Fontanka.ru, Mosregtoday.ru). Было проанализировано около 2000 материалов, которые относятся к теме «культура» в данных СМИ. Материалы анализировались на предмет соответствия культуроформирующей функции, которая заключается, в пропаганде и распространении в обществе высоких культурных ценностей, воспитании масс на образцах общемировой культуры, способствуя всестороннему гуманистическому развитию человека. Авторы приходят к выводу о том, что 1) образцы высокой, элитарной культуры редко попадают в поле зрения СМИ. В материалах на культурные темы тиражируются сплетни, слухи, события из жизни звезд шоу-бизнеса. 2)На некоторых сайтах СМИ вовсе отсутствует раздел «культура». В поле зрения читателя, который заходит на информационные порталы, редко попадают новости культуры. 3) В новостях о культуре фигурируют одни и те же фамилии, преобладают известные личности из мира шоу-бизнеса, а о новых, молодых, талантливых деятелях искусства нет ни слова. 4)Культура на сайтах СМИ освещает масштабные события, голливудские премьеры, но редко когда в рубрикаторы попадают новости о региональных фестивалях, достижениях творческих индивидуальностей, народных ремеслах. 5) Культура на сайтах СМИ подменяется развлечением.
Litera, 2022-8
Баранова Е.А., Андрианова Д.Д. - Современный российский рынок деловой информации в условиях конкуренции ежедневных СМИ и Telegram-каналов c. 100-111

DOI:
10.25136/2409-8698.2022.8.38536

Аннотация: Предмет исследования – рынок деловой информации в условиях развития Telegram-каналов. Актуальность работы обусловлена возросшей конкуренцией на рынке информации между журналистами классических деловых изданий и авторами Telegram-каналов деловой направленности. Telegram-каналы деловой тематики развиваются наиболее активно. Особенно остро это ощущается в бизнес-среде. Объект исследования – контент, создаваемый журналистами классических ежедневных деловых газет (РБК, «Ведомостей» и «Коммерсанта») и авторами Telegram-каналов, которые пишут на темы, связанные с бизнесом. Мы изучали его, чтобы выяснить, как трансформируется рынок деловой информации в России. Проблема, связанная с тем, что традиционные СМИ теряют свою значимость как трансляторы общественно-значимой информации и экспертного мнения, звучит все чаще. Мы впервые рассматриваем ее на примере конкуренции ежедневных деловых СМИ и Telegram-каналов. Используя метод случайной выборки, мы рассмотрели материалы, вышедшие с 30 октября по 5 ноября 2021 года в семи Telegram-каналах, с аудиторией от 5 до 86 тыс. подписчиков. Мы рассматривали каналы, которые пишут о рынке недвижимости («Недвижимости инсайды», «Железобетонный замес», «Компромат ГРУПП», «Домострой», «Novostroyman. Москва. Недвижимость», «Недвижа», «Москвастрой»). За период с 2021 по 2022 гг. было проинтервьюировано трое авторов анонимных Telegram-каналов («Железобетонный замес», «Недвижимость инсайды» и «Novostroyman. Москва. Недвижимость»). В октябре-ноябре 2021 года были проведены экспертные интервью с представителями пресс-служб пяти российских компаний (Colliers, Stone Hedge, Knight Frank, Accent Capital, «Дом.РФ»). Авторы приходят к выводу о том, что пресс-службы компаний относятся к Telegram-каналам как к полноценным игрокам на рынке деловой информации: присылают им комментарии и пресс-релизы. Остается открытой проблема регулирования публикуемого в Telegram-каналах контента.
Litera, 2022-5
Баранова Е.А., Новоселова Г.Г. - Газета «Серпуховские вести» в условиях развития интернет-технологий (1991-2021) c. 155-166

DOI:
10.25136/2409-8698.2022.5.37786

Аннотация: Региональный фактор развития российского общества сегодня выдвигается на первый план, так как существует большая необходимость в медиатизации региональных пространств РФ. Статья обращена к проблемам российской региональной газетной периодики, к ее современному состоянию и тенденциям развития. Предмет исследования – развитие муниципальных газет Московской области. Этот вопрос изучен сегодня довольно слабо. На данный момент не существует ни одного полноценного исследования печатного рынка Подмосковья. Объект исследования – становление одной из газет юга Московской области – издания «Серпуховские вести» («СВ») – в эпоху интернет-технологий и медиаконвергенции. В конце XX – начало XXI вв. многие региональные газеты прекратили свое существование, но редакция «Серпуховских вестей» смогла сохранить издание благодаря помощи городских чиновников и предприятий. Однако мы приходим к выводам о том, что работа в области цифровизации издания проходит довольно плохо: «СВ» находятся на одной из первых ступеней развития данного процесса. Во многом это связано с тем, что газета подчиняется региональному Правительству и Главному управлению по информационной политике региона, испытывает давления со стороны городских и региональных властей. Власти Подмосковья позволили заниматься развитием развитием сайта газеты (svesti.ru), но у серпуховской редакции нет на это ресурсов (ни денежных, ни кадровых). Все силы журналисты отдают подготовке сухих материалов для правительственного ресурса inserpuhov.ru.
Litera, 2022-5
Баранова Е.А., Новоселова Г.Г. - Особенности финансовой и кадровой политики СМИ Московской области (на примере газеты «Серпуховские вести») c. 167-175

DOI:
10.25136/2409-8698.2022.5.38003

Аннотация: Многие периодические издания находятся сегодня в постоянном поиске средств для существования. Даже федеральная пресса сталкивается с рядом проблем, которые приводят к стагнации. В провинции дела обстоят еще хуже. Объект исследования – особенности финансовой и кадровой политики региональных СМИ. Авторы рассматривают эту тему на примере старейшей газеты юга Московской области – «Серпуховские вести». Авторы приходят к выводу о том, что Правительство Московской области и Главное управление по информационной политике полностью определяют как финансовую, так и кадровую политику всех муниципальных газет региона. СМИ находятся в прямой зависимости от решений областного руководства. Всех несогласных с данной политикой легко увольняют по собственному желанию.   Изучив постановления Правительства Московской области, касающиеся деятельности подмосковных муниципальных СМИ, а также проанализировав распоряжения Главного управления по информационной политике Подмосковья, авторы приходят к выводу о том, что нехватка финансирования усложняет развитие подмосковных газет. Небольшое число сотрудников с трудом выполняют требуемый объем публикаций для газеты и ее интернет-сайта. Сильно страдает качество материалов. Сотрудники муниципальных газет, в том числе «Серпуховских вестей», получают довольно низкую заработную плату – ниже средней по городу. Это снижает лояльность персонала редакции и влияет на качества текстов.
Litera, 2022-3
Баранова Е.А. - Инновационные способы финансирования печатных СМИ и поиск путей сокращения расходов в условиях медиаконвергенции c. 87-97

DOI:
10.25136/2409-8698.2022.3.37527

Аннотация: С появлением и развитием различных видов и типов средств массовой информации трансформировались их бизнес-модели, которые сформировались в первой половине XX века. Однако конвергенция СМИ стала процессом, который привел к изменениям, происходящим не только на всех стадиях – от создания до распространения контента, но и к поискам новых способов финансирования медиабизнеса. Предметом исследования является трансформация бизнес-моделей СМИ в условиях процесса конвергенции. Объект исследования – инновационные способы финансирования печатных СМИ в условиях медиаконвергенции. Автор анализирует следующие новые способы финансирования печатных СМИ: 1. создание интернет-магазинов на сайтах (продажа различных товаров на сайте издания или на специально созданном интернет-ресурсе). 2. переход на дата-журналистику (продажа полученных данных другим СМИ и (или) иным организациям; продажа услуги по визуализации данных). 3. Внедрение автоматизированных технологий (использование искусственного интеллекта для создания контента) как способ сокращения расходов. 4. Выделение площади редакции для сдачи в аренду (например, для организации форумов, конференций). Автор впервые комплексно рассматривает эти новые способы финансирования печатных СМИ. Феномен, связанный с развитием интернет-магазинов на сайтах российских СМИ, описан на основе данных, полученных в ходе глубинных интервью автора с сотрудниками ИД «Комсомольская правда», ИД «Московский комсомолец». В статье делается вывод о том, что данные способы монетизации медиабизнеса в условиях конвергенции, пока можно лишь рассматривать как дополнительные (часто очень небольшие) источники финансирования. Следует также учитывать, что опыт отдельно взятых средств массовой информации не всегда может быть успешно использован в других редакциях.
Litera, 2022-3
Баранова Е.А., Шнайдер А.А. - Формы подачи материалов в дата-журналистике c. 98-107

DOI:
10.25136/2409-8698.2022.3.37556

Аннотация: Термин дата-журналистика появился в 2005 году, однако в научной среде до сих пор так и не появилось единого определения термина «дата-журналистика», исследователи дают разные толкования. Во многом это связано с тем, что присутствуют расхождения в понимании сути явления: новое ли это направление развития журналистики или новый жанр, формат предоставления информации. В рамках подготовки данной статьи Барановой Е.А. были проведены экспертные интервью: c Константином Полесковым, редактором сайта novayagazeta.ru, Романом Анином, редактором отдела расследований «Новой газеты», Тиной Бережной, советником генерального директора по информационным технологиям телеканала «Russia Today», Алексеем Смагиным, выпускником отделения дата-журналистики Высшей школы экономики, действующим специалистом, работающим в «Новой Газете». Экспертам были заданы вопросы, касающиеся предпосылок возникновения дата-журналистики, форм предоставления материалов в дата-журналистике, развития новых компетенций у работников СМИ, этических проблем, которые могут быть связаны с развитием дата-журналистики. Предмет исследования - дата-журналистика как новое направление развития журналистики. Объект исследования - формы подачи материалов в дата-журналистике. Авторы изучили дата-материалы, опубликованные на сайтах российских и зарубежных СМИ, на платформе Яндекс. В статье выделяется пять форм подачи контента в дата-журналистике: аналитическая статья; картинка; карточки; лонгрид; интерактивный мультимедийный проект. Авторы статьи приходят к мнению о том, что дата-журналистика дает сегодня новое развитие традиционным журналистским жанрам - аналитической статье, расследованию, новостным жанрам. Развитие дата-журналистики связано с появлением этических вопросов. На сегодняшний день в России специалистов по дата-журналистике практически нет, чтобы развить это направление, необходимо реформировать образовательные программы по журналистике.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.