по
Litera
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Акимова Татьяна Ивановна
Филология: научные исследования, 2020-7
Акимова Т.И. - Способы конструирования прошлого в романе В. Пикуля "Фаворит" c. 10-24

DOI:
10.7256/2454-0749.2020.7.33323

Аннотация: Предмет статьи ‒ основные способы конструирования В. Пикулем прошлого в романе-хронике «Фаворит»: прием театральности, актуализация мужского и женского начал главных героев, авантюрное начало, включающее в себя особый хронотоп, создание таинственной атмосферы, введение мотивов встречи-расставания, и «осовременивание» истории - приём параллельного описания сюжета XVIII века как сюжета времени читателя. Цель работы – показать, как в недрах пикулевского писательского метода рождались приёмы, востребованные современным кинематографом и воплощенные в многочисленных сериалах, представить, как просветительское содержание исторических произведений XVIII века, в частности «Мемуаров» Екатерины II, замещается развлекательной их подачей. Благодаря культурно-историческому, сравнительно-историческому и структурному методам вычленяются основные семантические скрепы произведения, выявляется генезис этих явлений и проводятся параллели с обозначенными реалиями в современном пространстве массовой литературы. Затрагивается такой термин бахтиноведения, как «карнавализация», и показывается способ его демонстрации в романе Пикуля «Фаворит».    В ходе проведения целостного анализа романа «Фаворит» делаются выводы о намеренной беллетризации В. Пикулем исторического материала как внешне – через сближение романа с театральным произведением путем композиционных приёмов, так и внутренне: через приёмы письма массовой литературы – через создание авантюрного хронотопа, снижение героического начала исторических персонажей до уровня поведения типичных героев любовного романа, введение элементов скандала, тайны, приключения. Полученные результаты исследования могут использоваться в изучении русской литературы рубежа ХХ – ХХ1 вв. Впервые роман изучается сквозь призму времени написания произведения – постперестроечной эпохи – и той традиции, на которую опирается автор: деревенскую и «молодежную» прозу. Выводы работы напрямую связаны с современной ситуацией, с работой сценаристов над историческим материалом, который значительно «облегчается» в расчете на читателей массовой литературы.
Филология: научные исследования, 2019-6
Акимова Т.И. - Пасторальная галантность Фелицы в споре между «древними» и «новыми» авторами c. 119-126

DOI:
10.7256/2454-0749.2019.6.31879

Аннотация: Цель данной статьи – рассмотреть «Сказку о царевиче Хлоре» Екатерины II с точки зрения взаимодействия двух идейно-стилевых компонентов: пасторальности и галантности, и представить контекст сказки, сосредоточенный вокруг решения Спора между старыми и новыми авторами, который был актуализирован французскими писателями XVII-XVIII вв. Предмет статьи - русско-французские связи, отраженные в творчестве Екатерины II, и поиск императрицей места русской культуры и русского языка в мировом пространстве. Сравнительно-историческим методом анализируется екатерининская сказка о Хлоре, которая сопоставляется с «Картой страны Нежности» М. де Скюдери и генетически связывается с некоторыми высказываниями императрицы, представленными в ее «Антидоте». Результаты работы показывают, что Екатерина II не только не противопоставляла западноевропейскую и русскую культуры, но и показывала взаимодействие одной с другой при сохранении особенности и самобытности российской словесности, запечатлевающейся в ее языке. Новизна данной статьи заключается в предпринятом сопоставлении сказки о Хлоре императрицы с галантным романом М. де Скюдери и выявлении их генетической связи. Выводы работы позволяют по-иному взглянуть на взаимодействие галантных и пасторальных компонентов в творчестве Екатерины II.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.