по
Litera
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Садовникова Юлия Михайловна
Litera, 2024-4
Садовникова Ю.М. - Новый исторический роман: традиции, эволюция и специфика жанра на примере романа Барри Ансуорта «Моралите» c. 289-295

DOI:
10.25136/2409-8698.2024.4.70314

Аннотация: Несмотря на большое количество написанных литературоведческих работ, до сих пор ведутся споры в определении жанровой структуры исторического романа, особенностей его поэтики. Это, по-видимому, связано с тем, что для большинства экспертов в центре внимания традиционно должна находиться именно история, а не теория жанра. Авторы исторических романов помогают воссоздать исторические образы прошлого, позволяя читателям увидеть мир глазами людей, живших в другие эпохи. Исторический роман может быть как развлекательным жанром, так и инструментом для изучения истории, стимулируя интерес к прошлому и поднимая важные вопросы о том, как жили и действовали люди в разные времена. Различные точки зрения позволяют лучше понять многогранность жанра и его влияние как на литературу, так и на понимание истории и жизни. Автором был использован прием литературы «нового историзма». Наряду с канонами исторического романа XIX столетия, Б. Ансуорт прибегает к традиционным приемам историографического метаромана эпохи постмодернизма. Этот роман представляет собой новый подход к жанру исторической беллетристики, отличный от традиционного вальтерскоттовского. Новый исторический роман и метафизический детектив можно рассматривать через призму нового исторического романа, который фокусируется на исторических аспектах повествования, точно воссоздавая обстановку определенной эпохи с каждым вымышленным персонажем и событием, и возвращая читателя в реальность XIV века. Расследование убийства – важный элемент сюжета романа, но имеет смысл только в том случае, если воссоздана обстановка эпохи, в которой всё происходит. Средневековая драма играет здесь важную роль, особенно авторская трансформация от религиозной к светской драме. Трансформация жанровой формы – характерная черта современной литературы. Романы Барри Ансворта интересны тем, что синтезируют несколько жанровых комбинаций и в то же время воспроизводят аспекты формирования нового для своего времени жанра – моралите.
Litera, 2024-4
Садовникова Ю.М. - Реализация концепции особенностей исторического романа Вальтера Скотта на примере романа Барри Ансуорта «Моралите» c. 388-396

DOI:
10.25136/2409-8698.2024.4.70179

Аннотация: В статье рассматриваются особенности концепции исторического романа Вальтера Скотта на примере романа Барри Ансуорта "Моралите" (Unsworth "Morality Play"). Цель настоящей статьи заключается в выявлении особенностей и принципов исторического метода. Великая заслуга выдающегося шотландского писателя Вальтера Скотта (1771-1832) состояла в том, что он внес в литературу принцип историзма, написал целый ряд блестящих исторических романов. В них перед читателями предстает картина борьбы противоречивых и сложных интересов различных социальных групп, партий, религиозных сект. Его исторические романы позволяли лучше понять современные проблемы. Он соединил историческую правду с вымыслом, пояснив правомочность такого соединения тем, что “важнейшие человеческие страсти во всех своих проявлениях, а также и источники, которые их питают, общие для всех сословий, состояний, стран и эпох; отсюда с неизменностью следует, что хотя данное состояние общества влияет на мнения, образ мыслей и поступки людей, эти последние по самому своему существу чрезвычайно сходны между собой.  Вальтер Скотт был родоначальником исторического романа в его современном понимании. Им в XIX веке были выработаны принципы исторического метода, позволявшего создавать увлекательные, освобожденные от чрезмерной архаизации языка и вместе с тем сполна передающие своеобразие и узнаваемый отпечаток описываемой эпохи, романы. В XIX веке, наряду с традицией, восходящей к Вальтеру Скотту, заявила о себе и иная форма эстетического проникновения в прошлое. Реальные исторические персонажи в таких произведениях необязательны, хотя их присутствие не исключается. "Героем" для писателя служит не историческое событие, а "эпоха". Автор такого произведения создает свой самодостаточный мир, достигает убедительности не более или менее точным следованием историческому материалу, а реальностью психологического переживания героев, реальностью (нередко иллюзорной) быта. Роман «Моралите» («Morality Play») – историко-детективный роман британского писателя Барри Ансуорта, был опубликован в 1995 году, а впервые на русском языке был издан в 2005 году. Роман и является примером плодотворного сочетания двух обновленных жанров: новой исторической фантастики и метафизического детектива.
Litera, 2023-5
Садовникова Ю.М. - Особенности повествовательной структуры романа эпохи постмодернизма на примере романа Барри Ансуорта «Моралите» c. 218-226

DOI:
10.25136/2409-8698.2023.5.40518

Аннотация: В статье рассматриваются особенности повествовательной структуры романа английского постмодернизма «Моралите» (Unsworth «Morality Play»). Цель настоящей статьи заключается в выявлении особенностей построения романа постмодернизма. Писатели постмодернисты как правило трансформируют жанры высокой литературы, делая их доступными для массового чтения. Моралите – особый вид драматического представления в Средние века и в эпоху Возрождения. Детективный роман – явление массовой литературы. Детективный жанр базируется на трех основных элементах, которые образуют сюжет: преступление, расследование и разгадка. В статье эти три элемента рассмотрены на примере романа «Моралите». Несмотря на то, что сюжетообразующим элементом является детективная, составляющая, автор не выполняет все жанровые стратегии детектива. В представленной работе будет рассмотрено, детективное влияние построения постмодернистского романа, в котором читатели вовлекаются в активный процесс реконструирования происшествия, а главный герой находит решение всех тайн и загадок.     Актуальность работы обусловлена отсутствием полноценных русскоязычных исследований по обозначенной теме – диссертаций, сборников статей, монографий. В романе моралите не важна личность убийцы, не важны пострадавшие. Автору важен эффект, который производит «представление», разыгрываемое на подмостках. Барри Ансуорт демонстрирует свое видение, создания нового Средневекового жанра, он показывает, как произошел этот переход к житейским темам. Один человек может изменить привычный уклад, рискнув и поведя за собой. Странствующие комедианты, являющиеся главными действующими лицами, предстают перед читателями наивными сыщиками-дилетантами. Они увлечены процессом и совершенствуют свою «Игру о Томасе Уэллсе» но не ради наказания и разоблачения убийцы. В процессе исследования можно прийти к выводам, что в романе можно выделить два главных жанровых пласта – детективный и исторический. Кроме этих жанров особенностей можно утверждать, что это роман о жанре.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.