|
ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Яркова Елена Николаевна
Философская мысль, 2022-7
|
Яркова Е.Н., Черникова И.В., Диев В.С., Закс Л.А., Кудашов В.И., Дягилева Т.В., Михайлов И.С. - Философские традиции российских регионов: прошлое, настоящее, будущее (МАТЕРИАЛЫ КРУГЛОГО СТОЛА) |
|
c. 1-20
|
DOI: 10.25136/2409-8728.2022.7.38233
Аннотация: Статья является кратким изложением содержания круглого стола, состоявшегося в апреле этого года. Тема обсуждения: философские традиции регионов России. Представлены разные точки зрения относительно понимания самого феномена философских традиций регионов России, его сущности и различных аспектов существования. Делается попытка реконструировать историю формирования философских традиций в таких регионах России, как: Томск, Новосибирск, Красноярск, Екатеринбург, Тюмень. Обсуждается проблема соотношения философских традиций регионов России и таких явлений в науке, как «научный провинциализм», «туземная наука». Выступающие дистанцируются от однозначно апологетических или критических подходов к изучению философских традиций регионов России, культивируя аналитический подход. Выявляются факторы, повлиявшие на формирование философских традиций в этих регионах: присутствие в регионе философов-подвижников, обладающих харизматическим даром внушать молодежи любовь к философии, интерес к тому или иному направлению философствования (логика и методология науки, эстетика, этика); наличие естественнонаучных или социально-гуманитарных школ, внутри которых рождается стремление к философскому осмыслению конкретно-научных проблем; формирование определенной региональной и общероссийской социокультурной ситуации, которая становится триггером развития философских традиций регионов России; культивирование разнообразия интеллектуальной жизни, отказ от интеллектуального авторитаризма и переход интеллектуальному плюрализму; развитие системы высшего университетского образования – появление философского факультета, становление философского сообщества, образование философской культурной среды. Новизна предлагаемого читателю проекта заключается в том, что практически впервые предпринята попытка репрезентации сразу нескольких региональных философских традиций, что позволяет выявить их общие и особые сущностные характеристики. В заключении констатируется, что осмысление путей развития философского знания в России является сложной, но важной задачей.
Философская мысль, 2021-6
|
Яркова Е.Н., Дягилева Т.В., Муравьев И.Б. - Тюменская этико-философская традиция: история и концептуальный каркас |
|
c. 1-13
|
DOI: 10.25136/2409-8728.2021.6.35898
Аннотация: Объект исследования - Тюменская этико-философская интеллектуальная традиция, представителями которой являются Ф. А. Селиванов, В.И. Бакштановский, Ю. М. Федоров, М. Г. Ганопольский и др. Предмет исследования - история и концептуальный каркас Тюменской этико-философской интеллектуальной традиции. Во введении обосновываются исследовательские позиции: – формулируется проблема, суть которой состоит в отсутствии исследований региональных интеллектуальных традиций России; – разводятся понятия «интеллектуальная традиция» и «исследовательская традиция»; – определяется цель исследования: изучение истории и концептуального каркаса тюменской этико-философской традиции, конституирование специфической области исследований – исследования российских региональных интеллектуальных традиций; – позиционируется теоретико-методологический аппарат исследования, основу которого составляют подходы и методы, присущие такому актуальному в современной отечественной науке междисциплинарному исследовательскому направлению как Интеллектуальная история. Новизна исследования заключается в том, что в нем предпринята попытка конституирования специфической области исследований – исследования российских региональных интеллектуальных традиций. В первой части статьи рассматривается история становления тюменской этико-философской традиции, анализируется особая, связанная с индустриальным освоением Сибирского Севера, нравственная ситуация, сложившаяся в тюменском регионе во второй половине XX в., вызвавшая к жизни эту интеллектуальную традицию. Во второй части статьи эксплицируются ключевые идеи, составляющие концептуальный каркас тюменской этико-философской интеллектуальной традиции (персонализм, рационализм, праксеологизм), выявляется специфика понимания этих идей ее представителями. В заключении утверждается, что исследование региональных интеллектуальных традиций способствует расширению сложившихся представлений об интеллектуальном потенциале России, о точках роста человеческого капитала нашей страны. Для Тюменского региона такие исследования особенно важны, поскольку они демонстрируют, что этот регион богат не только материальными (природными), но и интеллектуальными ресурсами.
|
|