|
ГЛАВНАЯ
> Журнал "Философская мысль"
> Содержание № 08, 2021
Выходные данные сетевого издания "Философская мысль"
Номер подписан в печать: 06-09-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8728
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php
Содержание № 08, 2021
Яркова Е.Н., Гусейнов А.А., Апресян Р.Г., Чубаров И.М., Халин С.М., Муравьев И.Б., Дягилева Т.В., Мальцев Я.В. - Тюменская этико-философская традиция: методология исследования (МАТЕРИАЛЫ КРУГЛОГО СТОЛА) |
|
c. 1-24
|
DOI: 10.25136/2409-8728.2021.8.36095
Аннотация: Предмет исследования: творчество тюменских этиков: создателя рубежной в истории советской этики концепции рационалистической этики Фёдора Андреевича Селиванова, первооткрывателя прикладной этики в России Владимира Иосифовича Бакштановского, автора оригинальной антропокосмистской концепции морали Юрия Михайловича Федорова, разработчика концепции регионального этоса Михаила Григорьевича Ганопольского, сторонника диалогической этики Николая Дмитриевича Зотова и др. Обсуждается научная правомерность рассмотрения творчества тюменских этиков как единой этико-философской интеллектуальной традиции. Высказываются и аргументируются диаметрально противоположные мнения по этому поводу. Осуществляется попытка конституирования специфической области исследований – исследований российских региональных интеллектуальных традиций. Новизна предлагаемого читателю проекта заключается в том, что впервые предпринята попытка обсуждения методологии исследования региональных интеллектуальных традиций, тем самым, впервые поставлены вопросы о том, в какой мере сама идея региональных интеллектуальных традиций отвечает реальности, не является ли она ложной, надуманной, соединяющей несоединимое; не способствует ли исследование российских региональных интеллектуальных традиций культивированию таких феноменов как «провинциальная наука», «туземная наука»; что дает изучение российских региональных интеллектуальных традиций, как в плане представлений о точках роста человеческого капитала нашей страны, так и в плане развития российской науки?
Бахарева М.Д. - Развитие философских взглядов Р.М. Рильке в контексте его художественного творчества на рубеже XIX-XX веков |
|
c. 25-40
|
DOI: 10.25136/2409-8728.2021.8.36316
Аннотация: Творчество Р.М. Рильке, одного из самых влиятельных поэтов-модернистов XX века, поэта-философа, не теряет своей актуальности и продолжает вызывать устойчивый интерес исследователей. Целью данной работы является рассмотрение развития философских взглядов Р.М. Рильке в контексте его художественного творчества на рубеже XIX-XX веков. В качестве основного исследовательского метода был выбран герменевтический подход, в рамках которого тексты произведений Р.М. Рильке были интерпретированы в контексте социально-исторических условий, существовавших на момент их написания. Систематизация и обобщение полученных данных позволили оценить формирование и значение философско-эстетических взглядов Рильке, показать их противоречия. Рильке не был сторонником каких-либо философских систем, однако в его творчестве нашли отражение философско-мировоззренческие принципы и установки эпохи, прежде всего символистская эстетика, философия жизни и метафизика искусства Ницше. Философские взгляды Рильке на ранних этапах его творчества формировались в поиске самобытного и во многом субъективного отношения к жизни. Проведенный анализ раннего творчества Рильке показывает процесс философской переориентации от субъектно-центрированных признаний великого творца к объективному миру вещей. В лекции о Морисе Метерлинке (1902) Рильке удается четко выразить идеи о функции искусства, задачах и возможностях художника. После знакомства с творчеством Родена Рильке обращается к жанру «стихотворения-вещи», при этом понятие вещи охватывает у Рильке всю вселенную. Установление трансцендентно-поэтического единства между субъектом и миром является одной из важных философских идей творчества Рильке. Художник, объективно изображая «вещность» мира, является посредником между Богом или божественным началом в его взаимодействии с реальным миром и человеком, осуществляет связь времен и пространств и сохраняет вечные ценности, составляющие основу культурного кода каждого народа.
Баринов Н.Н. - Марксизм-ленинизм и христианство: диктатура «пролетариата», террор |
|
c. 41-64
|
DOI: 10.25136/2409-8728.2021.8.35362
Аннотация: В статье проводится историко-богословский анализ совместимости теории и практики марксизма-ленинизма с христианством. Актуальность вопроса обусловлена полемикой по данному предмету, напрямую касающейся устройства общества. В статье проводится анализ историко-богословских аспектов этого вопроса на основе критического изучения историко-философских исследований, а также исторических документов на эту тему. В данной работе производится попытка дать системный анализ изучаемого предмета. В ней рассматриваются два вопроса: диктатура «пролетариата» и террор. Для всестороннего изучения данной темы, приводятся взгляды противоположных сторон, а также тексты Священного Писания и мнения отцов Православной Церкви. Новизна работы состоит в том, что некоторые документы впервые рассматриваются в контексте данной проблемы. Так же более полно и систематично, в сравнении с существующими работами дается историко-богословский анализ сравнения марксизма-ленинизма и православного христианства. Целью работы является рассмотрение исторических документов, касающихся данной темы, а также историко-богословских работ по этому вопросу. В статье делается вывод, что в рассматриваемых вопросах при кажущемся сходстве некоторых положений, марксизм-ленинизм совершенно несовместим с христианством. Теоретически, социализм мог бы жить в симбиозе с христианством, если бы он устранил имеющиеся противоречия. Однако такой социализм перестал бы основываться на марксизме-ленинизме.
Суслов А.В. - Русский космизм и трансгуманизм в полемике между антропологическим волюнтаризмом и провиденциализмом |
|
c. 65-77
|
DOI: 10.25136/2409-8728.2021.8.35781
Аннотация: Осознание человеком конечности своего индивидуального существования приводит к необходимости ответа на вопрос о преодолении смерти, к поиску спасительного пути, который позволит пройти сквозь бездну небытия. Пытаясь решить этот вопрос человек говорит о различных формах (вариантах) бессмертия: натуралистическом, теологическом, технократическом, творческом, чувственно-трансцендентном и др. Продление жизни и обретение бессмертия стало центральной проблемой таких философских течений, как русский космизм и современный трансгуманизм, которые рассматривали победу над смертью как проект и цель человечества. Объектом исследования являются нравственное содержание и ключевые идеи философии русского космизма и современного трансгуманизма. Предмет исследования – истоки и эволюция трансгуманистического мировоззрения в его генетической связи с идеями космической философии. Настоящее исследование ставит задачу – проанализировать пути и средства совершенствования человека и обретения бессмертия, предлагаемые трансгуманистами и сопоставить их с идеями русских философов-космистов В статье сделан вывод о том, что главная идея и космизма и трансгуманизма – преодоление конечности человеческого бытия – не находит своего глобального гуманистического воплощения: обе концепции предлагают половинчатые и неестественные решения (автотрофность, воскрешение, киборгизация). В заключении автор акцентирует внимание на решение проблемы бессмертия в христианской антропологии в духовно-нравственном и этико-философском контексте.
Пахарь Л.И., Петрова Р.А. - Отчуждение: теоретическое осмысление проблемы |
|
c. 78-91
|
DOI: 10.25136/2409-8728.2021.8.35170
Аннотация: Предметом исследования является рассмотрение философских подходов анализа процессов отчуждения в западноевропейской и отечественной философии, начиная с формирования философии Нового времени по настоящее время. Объектом исследования является изучение постановки проблемы отчуждения и ее сущностных характеристик в концепциях отдельных представителей философской мысли. Целью статьи является выяснение связи процесса отчуждения с противоречиями объекта. Особое внимание уделяется социальному аспекту данной проблемы, так как через процессы отчуждения проявляются нарастающие противоречия в общественно-политической жизни. Авторы статьи исследуют взгляды философов Нового времени, объяснявших природу отчуждения исходя из социально-политической сферы бытия, диалектико-материалистическую теории отчуждения К. Маркса и Ф. Энгельса, идеалистическую традицию, представленную Г. Гегелем, И. Фихте. Среди представителей философии ХХ века в статье акцентируется внимание на взглядах на проблему отчуждения в философии экзистенциализма, неомарксизма, персонализма, а также в современной философии постмодернизма. Методология исследования базируется на историко-философском подходе, сравнительном и диалектико-материалистическом анализе. Новизна исследования заключается в последовательном рассмотрении разных трактовок отчуждения в развитии философской мысли и попытки сравнительного анализа взглядов на эту проблему. Такой подход позволяет прийти к выводу о необходимости создания целостной системы взаимосвязанных форм отчуждения, меняющихся в своем содержании в процессе исторического развития общества. Основным выводом проведенного исследования является утверждение отчуждения в качестве основной проблемы социальной и духовной сферы человеческого бытия. В социальной теории проблема отчуждения является одной из ключевых в понимании механизма процесса развития общества.
Теологические основы бытия |
Суслов А.В., Гусев Д.А., Потатуров В.А. - Теизм, атеизм и пантеизм в контексте решения основного вопроса философии: антропологический аспект |
|
c. 92-113
|
DOI: 10.25136/2409-8728.2021.8.35837
Аннотация: Объектом исследования является многовековая мировоззренческая полемика между философскими представлениями о мире и человеке, связанными с теизмом, атеизмом и пантеизмом. Предметом исследования являются теоретические и практические установки и выводы антропологического характера, следующие из этих интеллектуальных моделей. Авторы подробно рассматривают мировоззренческие связи материализма и идеализма с их мировоззренческими спутниками, такими, как, соответственно, – атеизм, эволюционизм, сциентизм, антроповолюнтаризм, с одной стороны, и – теизм, креационизм, антисциентизм, провиденциализм, с другой стороны. Особое внимание уделяется рассмотрению идейной связи как атеизма, так и пантеизма с антропоцентрической установкой и – вопросам жизненной навигации человека в контексте противостояния и полемики антроповолюнтаризма и провиденциализма. Новизна проведенного исследования заключается в обосновании аутентичности философского идеализма как модели, предполагающей теистический и креационистский взгляд на мироздание и принципиальную несовместимость основного идеалистического тезиса о первичности духовной реальности с пантеистически понятой природой бытия. Также характеризуется новизной предлагаемое авторами положение о мировоззренческой близости атеизма – пантеизму, каждый из которых является специфическим обоснованием антроповолюнтаризма, противостоящего теистическому провиденциализму. Один из основных выводов заключается в утверждении принципиальной дихотомичности мировоззренческого выбора и жизненной ориентации человека между антропоцентрическим и провиденциальным полюсами, – при всей, как кажется, идейной множественности и пестроте философских и религиозных представлений.
|
|