ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Шимельфениг Олег Владимирович
Философская мысль, 2022-11
|
Шимельфениг О.В. - О диагностике и развитии креативности на основе онтологии игры |
|
c. 22-37
|
DOI: 10.25136/2409-8728.2022.11.39185
Аннотация: Предметом исследования является осмысление феномена креативности, а целью – рекомендации по её диагностике и развитию творческих способностей. Креативность оказывается в настоящее время одним из наиболее востребованных навыков по прогнозам аналитиков Всемирного экономического форума. Методологической основой исследования служат известные в науке теоретические и практические результаты в психологии творчества и сюжетно-игровая концепция реальности. Особое внимание уделяется выявлению в работах по определению и диагностике креативности их онтологической связи с сюжетно-игровой парадигмой, которая содержательно пересекается также и с исследованиями по ситуационной семантике. Проведён сравнительный и критический анализ базовых понятий в этих подходах. Основные выводы проведённого исследования состоят в следующем. При обучении любому предмету полезно провести диагностику типа мышления аудитории, периодически предлагать различные задачи, требующие небольшого времени, но развивающие одновременно аналитическое и творческое мышление, требующие использование широких категорий, синтетичность восприятия окружающего и высокий уровень когнитивной гибкости, умение понимать и образовывать метафоры, свободное ассоциирование смыслов, интерпретаций любого текста, картины, явления; то есть, по сути, это обучение креативно-игровому отношению к различным проблемам. Сюжетно-игровой подход, как в обучении, так и в любой сфере деятельности, даёт возможность наиболее оптимально соблюдать баланс между следованием шаблонам – «правилам игр» природы и общества и оригинальным, творческим поведением.
|