по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Содержание № 09, 2020
Выходные данные сетевого издания "Философская мысль"
Номер подписан в печать: 14-10-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8728
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 09, 2020
Философия познания
Шимельфениг О.В. - Проблема квазиграниц в Универсуме и её проекция в жизнь c. 1-13

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.9.33911

Аннотация: Современная наука и культура пересматривает объективистско-материалистическую парадигму в направлении учёта человеческого и психологического факторов в картине мира, что влечёт также проблематизацию понятия границы объектов и явлений в Универсуме. Методологическим инструментом данного исследования служит сюжетно-игровая парадигма, основанная на универсальных категориях сюжета, сценария, подобия, двуплановости и игры, которая обобщает системный подход, избавляя его от опасного крена в сторону объективизма и однобокого материализма; обнажает неочевидный процесс формирования нашей общей совместной жизни через взаимодействие индивидуальных восприятий, чувств, мыслей и поступков каждого участника. Опираясь на сюжетно-игровую методологию, и полемику с оппонентами, автор рассматривает понятие квазиграницы, (поскольку абсолютных границ в тотально взаимосвязанной Вселенной быть не может), которая определяет как формы материальных структур, так и спорных рубежей, оказывающихся предметом разнообразных конфликтов. Такой подход принципиально расширяет творческие возможности человека, способствуя разработке программ деятельности в различных сферах жизни: образовании, в решении этноконфессиональных проблем, инновационном управлении, личностном развитии и решении единственной, главной, определяющей судьбу землян задачи – воспитание каждого человека в гармонии духовного и материального, в понимании целостности Мироздания, своего места в нём и личной ответственности за общее настоящее и будущее.
Натурфилософия
Цыпина Л.В., Ченских Е.П. - У истоков энвайроментализма: Природа и Человек в философии Р. У. Эмерсона c. 14-27

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.9.33993

Аннотация: Предметом исследования, представленного в статье, является философия природы Р. У. Эмерсона как один из авторитетных источников современного энвайроментализма. Объектом исследования является философия и корпус текстов американского трансцендентализма. Авторы подробно рассматривают те аспекты натурфилософии Эмерсона, благодаря которым именно его взгляд на природу оказался востребованным такими авторитетными направлениями современной мысли как глубинная экология, экокритицизм и энвайроментальная этика. Особое внимание уделяется анализу эссе «Природа» Эмерсона, в котором усматривается экокритический нарратив, и прослеживаются исторические истоки и философские контексты эмерсоновского антропоцентризма и ценностей энвайроментальной этики. Анализ важнейшей для основателя американского трансцендентализма аналогии природы и человека позволяет сделать авторам вывод о том, что использованная Эмерсоном слабая версия антропоцентризма не исключает холистический подход к человеку, как к части мира природы, и содержит экологический импульс, позволяющий трактовать природу как сложную среду, требующую различных языков описания. Предложенная Эмерсоном трактовка природы как «символа духа», реализующегося посредством удобства, красоты, языка и дисциплины, содержит предвосхищение ценностей энвайроментальной этики и позволяет увидеть в «конкордском мудреце» апологета экософии. Особым вкладом авторов в исследование темы является актуализация натурфилософии Эмерсона как одного из авторитетных источников энвайроментализма и рассмотрение его трактовки отношения природы и человека как конструктивного компонента востребованных сегодня экологических ценностей. Новизна исследования заключается во-первых, в рассмотрении идей Эмерсона в контексте идей экокритицизма и глубинной экологии; во-вторых, в тематизации аналогии природы и человека сквозь призму энвайроментальной этики.
Политическая философия
Подольский В.А. - Философия социальной политики в Европе XVI века на примере трудов испанского мыслителя Хуана Луиса Вивеса c. 28-44

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.9.33930

Аннотация: Объект исследования – европейская мысль в сфере социальной политики в начале XVI века. Предмет исследования – идеи испанского мыслителя Хуана Луиса Вивеса (1492-1540) о помощи нуждающимся. В данной статье рассматривается отношение испанского гуманиста Хуана Луиса Вивеса к социальной политике. Его рассуждения изучаются в контексте современных ему учений основателей протестантизма – Мартина Лютера, Ульриха Цвингли и Жана Кальвина, а также практик, сложившихся в континентальной Европе и Англии в XVI веке. Учения богословов и философов XVI века в настоящее время представляют интерес в контексте изучения социальной политики как с точки зрения идей, так и истории институтов. Методология исследования: для сопоставления практик в сфере социальной политики и их развития использовался сравнительно-исторический подход. Для изучения базовых постулатов Вивеса, а также важнейших идей ключевых мыслителей эпохи, применен дискурс-анализ.    Основные выводы проведенного исследования: 1) Несмотря на то, что ряд авторов высказывал похожие идеи, Хуан Луис Вивес может быть назван первым теоретиком социального государства 2) Становление социальной политики в исследовательской литературе обычно ассоциируется с протестантизмом, но теорию разработал католик Вивес, а практическим меры воплотили католические короли Карл и Франциск 3) Вивес выразил важнейшую идею социальной политики: государство не должно допускать маргинализации граждан, если хочет сохранить социальную стабильность. При этом к маргинализации равно ведет как отсутствие помощи нуждающимся, так и неосмотрительное предоставление помощи, которое приучает к праздности. Научная новизна исследования состоит в том, что ранее европейский дискурс начала XVI века в сфере социальной политики подробно не изучался, также в отечественной литературе не изучалась роль Вивеса в становлении социальной политики.
Диалог культур
Рубец М.В. - Столкновение двух типов рациональности на примере контакта западной и китайской медицины (XIX-XXI вв.) c. 45-58

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.9.33862

Аннотация: Рассматривается опыт столкновения и взаимного изучения традиций, представляющих два типа рациональности – западной и китайской медицин в момент их наибольшего расхождения (XIX в.). Приводятся мнения представителей западного аналитического когнитивного типа в медицине о восточных медицинских практиках в XIX в., демонстрирующие неприятие факта существования медицинской науки в восточной традиции. Рассмотрены принципы перевода западной медицинской терминологии на китайский язык, разработанные английским переводчиком Джоном Фрайером. Приводятся примеры применения научных методов, разработанных на Западе, для изучения и верификации достижений восточной медицины, а также пример попытки применения автоматизации и машинного анализа в китайской медицине для постановки диагноза, облегчающих назначение соответствующего лечения в XXI в. - как опыт взаимодействия двух типов рациональности. Научная новизна работы заключается в рассмотрении опыта контакта и взаимоизучения двух цивилизаций в аспекте медицины как контакта двух противоположных типов рациональности. Делается предположение о корреляции между существованием логического закона непротиворечия, возникшего в западной научной картине мира, и невозможностью принятия западными миссионерами XIX в. альтернативной медицины, (как и о связи между отсутствием данного закона в восточном мышлении с признанием западной медицины как равнозначной). Наблюдение о преобладании в работе Дж. Фрайера аналитического подхода к терминологизации в холистической традиции приводит к выводу о непродуктивности насаждения подходов, методов и терминологии, разработанных в одной традиции, для оценки и развития другой. Делается предположение о возможной конструктивности синергийного подхода для выработки нового комплексного знания.
Философия техники
Попова А.В. - Влияние идеи простого универсального языка описания мира и «рассчитывающего мышления» на появление проекта интернета c. 59-67

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.9.33933

Аннотация: Предметом исследования статьи является идея простого универсального языка описания мира в ее связи с так называемым «рассчитывающим» мышлением. Идея простого универсального языка стала одной из тех магистральных философских идей, которые привели к появлению проекта интернета. Наиболее ярким воплощением идеи стала Characteristica universalis Лейбница, задуманная как проект прояснения точных имен сущего. Разработка проекта привела Лейбница к работе с двоичным счислением, которому придается онтологическое значения в рамках переписки философа с миссионером в Китае отцом Буве. Рассматривается критический взгляд на философию Лейбница как на представителя новоевропейского «рассчитывающего» мышления. Методами исследования стали критическая интерпретация первоисточника – переписки Лейбница и о. Буве, а также ретроспективный анализ эволюции идеи универсального языка.    Основным выводам проведенного исследования является мысль о том, что идея создания простого универсального языка описания мира через ряд исторических взаимодействий сильным образом повлияла на зарождение интернета. Благодаря разработке идеи Лейбниц размышляет над двоичной системой счисления, которая для него является онтологичной и отражает божественную гармонию мира. Также рассмотрена критика «рассчитывающего» новоевропейского мышления и делается вывод о том, что стремление к замене рассуждений исчислениями и формализация не всегда означают нивелирование сущего к состоянию объектов, а, скорее, являются одной из магистральных линий мышления европейского человека и связано с представлениями о «великой цепи бытия», полноты и непрерывности всего в мире.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.