ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Барабаш Оксана Сергеевна
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2022-1
|
Барабаш О.С. - Поэтическая историософия («Альпы») Ф.И. Тютчева в хоровых сочинениях a cappella |
|
c. 19-29
|
DOI: 10.7256/2453-613X.2022.1.37538
Аннотация: Автором статьи сделана попытка новаторски взглянуть на проблему взаимодействия поэзии и музыки в синтетическом целом: хоровом сочинении а cappella. Объектом исследования становится историософская поэзия Ф.И. Тютчева: поэтический текст стихотворения "Альпы", воплощенный в хоровых сочинениях a cappella. Предмет исследования – особенности взаимодействия поэтического и музыкального текстов в создании образной системы хоров a cappella, созданных композиторами XIX - XXI века на историософское стихотворение Ф.Тютчева. Цель исследования – изучение путей анализа логоса и мелоса текстов, выявление специфики их взаимодействия в хоровых сочинениях a cappella на стихотворение "Альпы" Ф.Тютчева. В статье рассматривается в данном ключе вопрос интерпретации историософской поэзии Ф.И. Тютчева (на примере стихотворения «Альпы») в хоровых сочинениях, созданных композиторами разных школ: П.Г. Чесноковым, С.И. Танеевым, М.В. Ковалем. Показан путь аналитической мысли: от проникновения в поэтический первоисточник, являющийся лишь на первый взгляд лирикой пейзажной, но представляющий отдельный пласт историософских стихотворений поэта; к характеру взаимодействия логоса и мелоса в хоровых сочинениях a cappella композиторов разных школ на уровне восприятия композитором образной материи, на уровне восприятия метрики и ритмики стиха, на уровне трансформации образной материи (тема, идея), на высшем уровне (медитативный помысел). Анализ взаимодействия музыкального и поэтического текстов позволяет дирижеру учесть особенности композиторского прочтения стихотворения при трактовке хоровых произведений. До настоящего времени подобный путь анализа хоровых сочинений не применялся
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2019-3
|
Барабаш О.С. - Проблема взаимодействия поэтического и музыкального текстов в хоровом произведении (к вопросу о методологии анализа) |
|
c. 19-26
|
DOI: 10.7256/2453-613X.2019.3.40299
Аннотация: Предметом исследования в статье становится вопрос интерпретации поэтического первоисточника в хоровых сочинениях а cappella, созданных композиторами в разные исторические периоды. Анализ взаимодействия музыкального и поэтического текстов позволяет дирижеру учесть особенности композиторского прочтения стихотворения при трактовке хоровых произведений. В связи с этим актуальным становится вопрос выбора самой методологии анализа хорового сочинения, как художественного целого (в единстве мелоса и логоса). Кроме аналитического обзора существующих подходов к данному вопросу в искусствоведении, в статье поэтапно рассматриваются две генеральные линии, по которым проводится анализ взаимодействующих семантических систем в хоровом произведении. Первый методологический подход – так называемый рационально-логический анализ художественного целого, уделяющий большее внимание «физике» текста. Второй условно можно обозначить как «метафизический» подход, в центре внимания которого высшие, духовные основания в содержании произведения искусства. Ставится вопрос о поиске наиболее эффективной методологии, способной не только не заслонить музыку и поэтическое слово, а соединив методы позитивистов и представителей духовного анализа, в полной мере раскрыть небесные логосные основания красоты хорового сочинения, способствующие духовному пробуждению, преображению вдохновенного исследователя, читателя и исполнителя.
|