Электронный журнал Philharmonica. International music journal - №3 за 2019 год - Содержание, список статей - ISSN: 2453-613X - Издательство NotaBene
по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "PHILHARMONICA. International Music Journal" > Содержание № 03, 2019
Выходные данные сетевого издания "PHILHARMONICA. International Music Journal"
Номер подписан в печать: 17-07-2019
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Петров Владислав Олегович, доктор искусствоведения, petrovagk@yandex.ru
ISSN: 2453-613X
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2019
История музыки
Полозова И.В., Полозов С.П. - Роль духовых инструментов в музыке Д. С. Бортнянского и отражение эстетики галантного стиля c. 1-10

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.3.30167

Аннотация: Предметом исследования является применение духовых инструментов в партитурах Д. С. Бортнянского 1780-х гг. Объектом исследования является творчество Д. С. Бортнянского в контексте утверждения в России музыкального классицизма и интереса в аристократической среде эстетики галантного стиля. Автор подробно рассматривает характерные признаки галантного стиля, а также приемы оркестрового письма композитора. Анализируется инструментальный состав партитур и характер использования каждого инструмента духовой группы (в рассматриваемых партитурах это флейты, гобои, кларнеты, фаготы и валторны) В работе применяется исторический метод, раскрывающий эстетические и стилевые особенности исследуемой эпохи, аналитический метод, позволяющий изучить роль и характер применения композитором духовых инструментов, музыкально-теоретический метод, связанный с вопросами инструментовки Основными выводами проведенного исследования является: 1) композитор при создании произведений галантного стиля маркирует лирические, выразительные качества тембров духовых инструментов, в то время как их технические возможности остаются для Бортнянского нерелевантными; 2) духовые инструменты выступают на первый план в моменты передачи аффектов скорби, печали, созерцания, что соответствует топосу галантности и пасторали; 3) обращаясь к парному составу симфонического оркестра, Бортнянский стремится дифференцировать его состав, разбивая звучание на ансамблевые группы, что позволяет индивидуализировать музыкальную ткань.
Цингг И.В. - Арфа с педалями простого действия: история, строение инструмента, особенности звучания c. 11-18

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.3.30132

Аннотация: Около 1720 года была создана арфа с педалями простого действия - harpe organisée. Предметом анализа в статье является история, строение, особенности звучания этого музыкального инструмента. Цель исследования заключается в необходимости на теоретическом уровне раскрыть специфику игры на арфе с педалями простого действия в середине XVIII века, когда были предприняты первые попытки сформулировать принципы арфовой педагогики. Теоретическая значимость подтверждается характеристикой понятий «арфа с педалями простого действия», «европейская музыка», «строение арфы», «особенности звучания арфы» в контексте истории философско-искусствоведческого знания, а также - методологии науки. Практическая значимость подтверждается тем, что полученные результаты позволяют широко понимать роль арфы с педалями простого действия, проследить соотношение арфовой методики с исполнительской практикой XVIII века, определить место арфы в системе философии культуры, искусства начала ХХІ века. Методология работы предопределена целью и задачами исследования, а также самобытностью исследуемого материала. Ее основа - метод аналитического изучения источников, проясняющий логику и понятие об арфе с педалями простого действия; методы сравнительного анализа. Научная новизна статьи определяется самой постановкой проблемы, а также подтверждается тем, что в отечественном музыкознании дополняется новый фактический материал об арфе с педалями простого действия, позволивший по-иному осветить проблемы истории, строения инструмента, особенностей его звучания. Результат работы - исторические процессы в арфовом исполнительстве, специфика арфы с педалями простого действия – актуальная научная проблема, решение которой ведет к пониманию исторического исполнительства и смысловых доминант арфовой музыки в европейской цивилизации.
Проблемы теоретического музыкознания
Барабаш О.С. - Проблема взаимодействия поэтического и музыкального текстов в хоровом произведении (к вопросу о методологии анализа) c. 19-26

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.3.29715

Аннотация: Предметом исследования в статье становится вопрос интерпретации поэтического первоисточника в хоровых сочинениях а cappella, созданных композиторами в разные исторические периоды. Анализ взаимодействия музыкального и поэтического текстов позволяет дирижеру учесть особенности композиторского прочтения стихотворения при трактовке хоровых произведений. В связи с этим актуальным становится вопрос выбора самой методологии анализа хорового сочинения, как художественного целого (в единстве мелоса и логоса). Кроме аналитического обзора существующих подходов к данному вопросу в искусствоведении, в статье поэтапно рассматриваются две генеральные линии, по которым проводится анализ взаимодействующих семантических систем в хоровом произведении. Первый методологический подход – так называемый рационально-логический анализ художественного целого, уделяющий большее внимание «физике» текста. Второй условно можно обозначить как «метафизический» подход, в центре внимания которого высшие, духовные основания в содержании произведения искусства. Ставится вопрос о поиске наиболее эффективной методологии, способной не только не заслонить музыку и поэтическое слово, а соединив методы позитивистов и представителей духовного анализа, в полной мере раскрыть небесные логосные основания красоты хорового сочинения, способствующие духовному пробуждению, преображению вдохновенного исследователя, читателя и исполнителя.
Пономарева Е.В. - Стилистическая гетерогенность в стилеобразовании П.И.Чайковского: контрапункты современной исследовательской интерпретации c. 27-34

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.3.29884

Аннотация: Статья посвящена проблемам поликодовости и иностилистики в стилеобразовании Петра Ильича Чайковского (1840 – 1893). Материалом исследования является одно из самых крупных сочинений позднего периода творчества композитора - опера «Пиковая дама» (1890). Особое внимание уделяется целостному стилевому обоснованию имеющихся в этом произведении различного рода стилевых заимствований (цитаты, квазицитаты, аллюзии, стилизации), указывающих на музыку предшественников композитора (Бортнянский, Гретри, Вебер, Моцарт), а также православный церковный обиход и фольклорную среду. Рассматривая данную проблему в интертекстуальной плоскости и опираясь на методологию интертекста французской структуралистской школы (Юлии Кристевой, Ролана Барта), а также аналитический инструментарий Марины Раку (центральный текст – явный интертекст – тайный интертекст), автор фиксирует необходимость выхода на новый интерпретирующий уровень посредством дополнительного привлечения концепции «мономифа» Джозефа Кэмпбелла. В результате интегративной мифопоэтико-интертекстуальной стратегии исследования «стилистические отклонения» в опере (цитаты из музыки Бортнянского, Гретри, Вебера; стилизации в духе Моцарта и др.) получают целостное семантическое обоснование. Выявляется целостная мифологическая модель, благодаря которой обнаруживается двухуровневая корреляция между иностилевым материалом и мифопоэтикой сюжета оперы «Пиковая дама», а также собственным авторским стилевым мифом П. И. Чайковского. Дальнейшей проекцией применяемой методологии могут стать как отдельные опусы, так и композиторский Сверхстиль.
Современная композиция
Шумилов К.С. - Творческий почерк В.Г. Чернова в произведениях для духового оркестра (на примере "Восточной фантазии" памяти Н.А.Римского-Корсакова) c. 35-44

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.3.29754

Аннотация: Целью настоящей работы является исследование творческого почерка Геннадия Владимировича Чернова для духового оркестра на примере «Восточной фантазии». Выбор названного композитора обусловлен его вкладом в развитие отечественной музыки и инструментовки для духового оркестра. Его творчество охватывает многие жанры духовой музыки: марш, сюиту, фантазию, рапсодию, увертюру, поэму, балладу, концерт. В каждом из этих жанров Г. В. Черновым созданы сочинения, как бы аккумулирующие то действительно ценное, что свойственно лучшим духовым партитурам. Творчество Г. В. Чернова получило общественное признание и широкое распространение в концертной практике. Методика исследования творческого почерка основывается на накопленном в музыкознании опыте изучения особенностей музыкального тематизма, гармонии, метро-ритмики, оркестровой фактуры, выразительной и формообразующей роли тембра, трактовки оркестровых средств. Основные задачи исследования: дать эстетическую оценку Симфонии №1 «Русь Великая» Г. В. Чернова, выявить жанрово-стилистические черты тематизма и особенности его тембрового воплощения, показать качественные изменения тембро-фактуры, выявить характерные черты оркестрового письма Г. В. Чернова в трактовке инструментальных средств духового оркестра, проследить характер преемственности и преломление в духовой музыке принципов оркестровки русской и советской классической музыки.
Музыкальный театр
Крыловская И.И. - Первые профессиональные балетные студии и школы во Владивостоке в начале 1920-х гг. c. 45-57

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.3.29094

Аннотация: Предметом исследования являются особенности развития хореографического искусства во Владивостоке в начале 1920-х гг. Это практически неизученная область в истории музыкальной культуры российского Дальнего Востока. В результате миграционных процессов после революций 1917 г. и Гражданской войны во Владивостоке сосредотачиваются значительные творческие силы. Открываются балетные студии и школы, появляются преподаватели хореографического искусства. Руководители и учащиеся этих школ и студий активно включаются в театральную жизнь города, внося разнообразие в репертуарные афиши театров и иллюзионов. Опираясь на данные периодики, автор реконструирует события, связанные с развитием хореографического искусства во Владивостоке. При этом выявляются имена танцовщиков и педагогов балета, изучаются события концертной жизни, анализируются материалы публицистики. Знакомство с деятельностью хореографических школ и студий Владивостока в начале 1920-х гг. позволило сделать выводы об их приоритете в постановке целостных балетных спектаклей, о первенстве в исполнении классических и романтических балетов во Владивостоке, продолжающих лучшие традиции отечественной балетной школы, о стимулировании появления первых критических публикаций о балете в местной периодике. Все перечисленные обстоятельства способствовали поддержанию интереса к балетному искусству во Владивостоке и в дальнейшем.
История и теория исполнительского искусства
Виниченко А.А. - Эндрю Ллойд Уэббер. Вариации на тему Паганини. Анализ музыкального сюжета. c. 58-65

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.3.29392

Аннотация: Предметом исследования является вариационный цикл (концерт) Эндрю Ллойда-Уэббера «Вариации на тему Паганини» для виолончели с рок-группой (или оркестром). Отмечается высокое профессиональное мастерство композитора, тонкость в претворении стилистического диалога, изысканность комбинаторики тематического зерна, богатый тембровый ракурс её разработки. В тексте говорится об органике существования стилистических данностей. Указывается на связь определённых моментов музыкального действия с аналогичными точками формообразования в «Рапсодии на тему Паганини» С. В. Рахманинова. Выявляется ряд мини-циклов, присутствующих в произведении. Произведение исследуется методом целостного анализа. Также в аналитическом контенте присутствует момент описательности, необходимый для создания впечатления о произведении, не часто звучащем в концертных залах. Новизна исследования заключается в уникальности его темы. Таким образом, всё содержание исследования представляется уникальным. В результате исследования сделаны следующие выводы: «Вариации на тему Паганини» для виолончели и рок-группы (оркестра) представляют собой яркое концертное произведение, отмеченное уникальностью композиторского языка, высоким профессионализмом в претворении стилевого диалога, изысканностью комбинаторики в разработке тематического зерна, подчас отличающейся парадоксальным и непредсказуемым прочтением темы, органикой стилистического диалога академической музыкальной культуры и рока.; В этом произведении мы слышим одно из самых ярких свидетельств происходящей в это время культурной глобализации, часто превращающуюся в произведениях той эпохи в часть стиля.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.