|
ГЛАВНАЯ
> Журнал "Международное право"
> Содержание № 03, 2021
Выходные данные сетевого издания "Международное право"
Номер подписан в печать: 06-11-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Шинкарецкая Галина Георгиевна, доктор юридических наук, g.shinkaretskaya@yandex.ru
ISSN: 2644-5514
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php
Содержание № 03, 2021
Международное право и внутригосударственное право |
Абдуллаев Н.Н. - Правовая основа сотрудничества между Азербайджанской Республикой и ЕС в энергетической сфере |
|
c. 1-14
|
DOI: 10.25136/2644-5514.2021.3.35859
Аннотация: Статья посвящена анализу правовых основ взаимоотношений между Европейским Союзом и Азербайджанской Республикой в сфере энергетики. Актуальность темы в последние месяцы связана с изменением геополитических реалий Южно-Кавказского региона, в котором после Второй Карабахской войны активизировались дискуссии о разблокировании экономических и транспортных коммуникаций. Регион является важным связующим звеном между Азией и Европой, а Азербайджан, как экспортер нефти и природного газа, является важным энергетическим партнером ЕС. Изменение политической ситуации в регионе в ближайшем будущем приведет к изменению энергетических связей между странами региона и внешними странами – членами как ЕС, так и ЕАЭС. Предметом исследования являются двусторонние соглашения, меморандумы и совместные заявления, принятые сторонами в течение 30 лет с восстановления независимости Азербайджана. В статье уделяется внимание направлениям сотрудничества сторон как в вопросе добычи, так и транзита энергетических ресурсов как из региона Южного Кавказа, так и из Центральной Азии. Автор применяет всеобщий диалектический, логический, исторический, дескриптивный, формально-юридический методы исследования для выявления основных тенденций и характеристик правовой основы взаимоотношений Азербайджана и ЕС в энергетической сфере. Научная новизна исследования заключается в анализе нормативно-правовой базы энергетического сотрудничества между сторонами вне контекста общих политических и экономических отношений и выявлении особенностей правовой основы сотрудничества. Основным выводом является то, что сотрудничество двух сторон в энергетической сфере не имеет под собой обязующие юридические соглашения, а оформлено в рамочной форме, позволяющей двум сторонам развивать отношения в форме взаимовыгодных проектов на основе рыночных принципов.
Маслова С.В. - К понятию международных стандартов государственно-частного партнерства |
|
c. 15-25
|
DOI: 10.25136/2644-5514.2021.3.36518
Аннотация: Сфера международно-правового регулирования государственно-частного партнерства (ГЧП) расширяется вследствие увеличения круга межгосударственных отношений и отношений с участием международных организаций по поводу ГЧП, а также за счет распространения сферы действия международного права на трансграничные отношения по поводу ГЧП. Сравнительно небольшое количество международных договорных норм и обычно-правовых норм, регулирующих отношения в сфере ГЧП, до сих пор не кодифицированы в форме многостороннего международного договора. Недостаточность международно-правового регулирования активизирует неформальные процессы упорядочивания международных и трансграничных отношений в сфере ГЧП, где доминирующее положение занимают международные межправительственные организации. Научная новизна исследования заключается в постановке проблемы формирования и применения международных стандартов ГЧП как результатов таких неформальных процессов международного нормотворчества международных организаций. Посредством применения формально-юридического и сравнительно-правового методов, методов обобщения и абстрагирования, в исследовании сформулирована дефиниция международных стандартов ГЧП, раскрыто их содержание, отличие от международных стандартов в иных сферах международных отношений, дана оценка их правовой природы, проблемам и перспективам процессов их формирования. Обосновано, что развитию международных стандартов ГЧП будет способствовать определение процедуры их принятия в условиях взаимодействия всех международных организаций, осуществляющих регулирующую функцию в сфере ГЧП.
Колобов Р.Ю., Дицевич Я.Б. - Проблемы международно-правовой охраны озера Байкал: итоги 44 сессии Комитета всемирного наследия |
|
c. 26-39
|
DOI: 10.25136/2644-5514.2021.3.36699
Аннотация: Предметом исследования в рамках статьи являются решения, принятые на сорок четвертой сессии Комитета всемирного наследия по вопросам сохранения объекта всемирного наследия «Озеро Байкал». В статье с использованием различных научных методов (синтеза, анализа, и др.) впервые проведен углубленный анализ содержания документов, утвержденных на недавней 44-ой сессии Комитета всемирного наследия по вопросам сохранения объекта всемирного наследия «Озеро Байкал», состоявшейся летом 2021 г., в рамках которых международным сообществом дается оценка действиям России по выполнению принятых обязательств по сохранению экосистемы озера Байкал. Цель исследования: рассмотрение и предложение путей разрешения отдельных проблемных аспектов международно-правовой охраны озера Байкал в контексте дискуссии, проведенной в рамках 44 сессии Комитета всемирного наследия. В статье рассмотрены законодательные изменения в регулировании разных групп общественных отношений в Центральной экологической зоне БПТ и сформулированы предложения по их совершенствованию. По итогам анализа отмечены несистемность правового регулирования в рассматриваемой сфере и связанное с этим отсутствие возможности прогнозирования изменений режима правовой охраны озера. Для решения этой проблемы формулируется предложение о необходимости разработки и утверждения долгосрочного плана управления объектом всемирного наследия «Озеро Байкал» с использованием подходов органов системы охраны всемирного наследия. Подготовке такого плана будет содействовать распространение режима зонтичной особо охраняемой природной территории на Центральную экологическую зону БПТ и создание ее единой администрации, управляющей, в том числе, и иными особо охраняемыми природными территориями, входящими в ее состав. Анализируются иные острые проблемы сохранения байкальской экосистемы, на необходимость решения которых указано в Решении 44 сессии Комитета. Авторы предлагают подготовить ряд изменений в федеральное законодательство в части усиления национальной правовой охраны объектов всемирного наследия.
Развитие отдельных отраслей международного публичного права |
Корженяк А.М. - К вопросу о международно-правовом регулировании сотрудничества авиапредприятий |
|
c. 40-50
|
DOI: 10.25136/2644-5514.2021.3.36527
Аннотация: Предметом исследования являются различные проблемные аспекты международно-правового регулирования сотрудничества авиапредприятий. В настоящей статье автор подробно рассматривает основополагающие международные договоры в сфере международных авиаперевозок (международного авиатранспортного права), особое внимание уделяется изучению и разбору различных разновидностей двусторонних соглашений о воздушном транспорте или о воздушных сообщениях. При этом автор анализирует преимущества и недостатки структуры двустороннего регулирования, а также приводит обзор различных классификаций альянсов в отечественной и зарубежной научной литературе. Методологическую основу исследования составляют формально-юридический, формально-логический, технико-юридический, системный, структурно-функциональный методы, а также методы анализа, синтеза, юридического толкования и институционального анализа. Автор приходит к выводу о том, хотя первоначально стратегические альянсы создавались с целью повышения благосостояния авиакомпаний за счёт снижения издержек, сейчас происходит концентрация рынка, более половины которого составляет доля трёх крупнейших альянсов. В условиях жёсткой конкуренции одной авиакомпании не справиться, поэтому, чтобы получить свою долю в международных авиаперевозках, необходимо присоединиться к тому или иному альянсу, что свидетельствует о явной тенденции к глобализации воздушного транспорта. Не вызывает сомнений и то, что государства постоянно используют методы двустороннего регулирования с целью получения желаемых многочисленных выгод. В настоящее время наиболее важным является дальнейшее развитие двустороннего и многостороннего (в частности, регионального) сотрудничества в сфере международных авиаперевозок, направленного на либерализацию воздушного пространства, что в целом представляет собой наиболее эффективный и быстрый способ взаимодействия между государствами. Кроме того, делается вывод о недостаточном и фрагментарном характере на данный момент международно-правового регулирования сотрудничества авиапредприятий, предлагается идея выхода за рамки частноправового регулирования и создания универсального международно-правового механизма, способного преодолеть проблему дискриминации третьих стран.
Международное право и внутригосударственное право |
Черепанов М.М. - К вопросу об экстрадиционных проверках, проводимых прокурорами территориальных и специализированных прокуратур низового звена системы прокуратуры Российской Федерации, и о некоторых недостатках листа экспресс-опроса лица, находящегося в международном розыске |
|
c. 51-63
|
DOI: 10.25136/2644-5514.2021.3.36132
Аннотация: Предметом исследования в статье выступают материалы прокурорской и судебной практики, а также нормы действующего законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации. Объектом исследования является экстрадиционная проверка как предусмотренное законодательством и совершаемое в установленном им порядке правовое средство прокурора, цели которого – выявление нарушений Конституции Российской Федерации, действующих на территории Российской Федерации законов, в том числе международных договоров Российской Федерации и общепризнанных принципов международного права, прав и свобод человека и гражданина, установление причин и условий, способствующих этим нарушениям, виновных в них лиц, при разрешении вопроса об эстрадиции иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации в иностранное государство, или установление отсутствия указанных нарушений. Особое внимание автор уделяет вопросам о понятии, особенностях, структуре и содержании экстрадиционной прокурорской проверки. Основными выводами проведенного исследования являются следующие: поддерживается мнение некоторых ученых о том, что необходимо перенять опыт ряда иностранных государств (в частности, Республики Казахстан и Украины) и регламентировать в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации как нормативное определение термина «экстрадиционная проверка», так и конкретные процессуальные действия прокурора, составляющие содержание таких проверок; процедуру опроса задержанного лица и заполнения в отношении него листа экспресс-опроса следует считать начальным (организационно-подготовительным) этапом указанной проверки; имеются недостатки нормативного регулирования порядка заполнения и содержания листа экспресс-опроса, которые могут вызвать трудности в практической деятельности прокуроров низового звена системы прокуратуры Российской Федерации, на которых возложено участие в международном сотрудничестве. В результате исследования автором также подчеркнута необходимость обязательного исправления всех указанных недостатков и предложено авторское видение некоторых путей их устранения.
|
|