Статья 'Международно-правовые вопросы и проблемы имплементации в сфере обеспечения безопасности на морском транспорте: обзорно-конструктивные тезисы' - журнал 'Международное право' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Международное право
Правильная ссылка на статью:

Международно-правовые вопросы и проблемы имплементации в сфере обеспечения безопасности на морском транспорте: обзорно-конструктивные тезисы

Куприянович Мария Сергеевна

аспирант кафедры международного права, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

117218, Россия, Московская область, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34

Kupriyanovich Mariya Sergeevna

Postgraduate student, Department of International Law, Federal State Research University "Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation"

117218, Russia, Moscow region, Moscow, Bolshaya Cheremushkinskaya str., 34

timofey.t.nauka@internet.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2644-5514.2024.1.70366

EDN:

JKRJSY

Дата направления статьи в редакцию:

01-04-2024


Дата публикации:

08-04-2024


Аннотация: В работе изучены различные аспекты международно-правового регулирования обеспечения безопасности на морском транспорте через анализ международно-правового механизма, оценки складывающихся в современности вызовов и угроз. Рассмотрены проблемы имплементации международно-правовых норм в сфере обеспечения безопасности на морском транспорте в российское уголовное законодательство, на основании чего предложены меры по совершенствованию и приведению к соответствию норм права. Для организации эффективного правового обеспечения безопасности на морском транспорте необходимо обобщить международную нормативно-правовую базу противодействия угрозам безопасности на морском транспорте; выявить современные тенденции обеспечения безопасности на морском транспорте; обосновать авторские предложения по совершенствованию правового регулирования в сфере организации обеспечения безопасности на морском транспорте. Решение названных задач продиктовано определенным автором объектом исследования, которым выступает система норм международно-правового регулирования обеспечения безопасности на морском транспорте, а также его предметом, которым является рассмотрение международно-правового механизма и проблем имплементации норм международного морского права в отечественное законодательство для обеспечения безопасности на морском транспорте. Основными эвристическими средствами и методами исследования в работе выступили комплексные и системные разновидности научного анализа и синтеза данных, аналогия информации и характеристик, метод выдвижения и проверки теоретико-правовых гипотез, обобщение концептуальных положений, функционального познания, исторического и формально-юридического методов. К основным научным результатам работы относится то, что автором раскрыта динамика развития правового механизма обеспечения безопасности на морском транспорте и верифицирована ее периодизация, установлен международно-правовой механизм обеспечения безопасности на морском транспорте, разделены угрозы безопасности на морском транспорте. Научной значимостью исследования является то, что в нем сформирована система научного международно-правового знания, отражающего противоречия между потребностями практического обеспечения безопасности на морском транспорте и возможностями его правовой регламентации в современных условиях, а также возможные пути его устранения. Основные научные результаты проведенного исследования рекомендуется внедрить в процесс преподавания дисциплин юридического профиля транспортных и иных образовательных организаций, а также для дальнейшего проведения исследований.


Ключевые слова:

международные отношения, морское право, сфера транспорта, регуляционная функция, глобализация, техногенность и антропогенность, приведение в соответствие, общественные запросы, социальные противоречия, беспилотные аппараты

Abstract: The work examines various aspects of international legal regulation of maritime transport safety through the analysis of the international legal mechanism of such, assessment of the challenges and threats emerging in modern times. The problems of the implementation of international legal norms in the field of maritime transport safety in Russian criminal legislation are considered, on the basis of which measures are proposed to improve and bring to compliance with the norms of law. In order to organize effective legal security in maritime transport, it is necessary to summarize the international regulatory framework for countering threats to maritime transport security; identify current trends in maritime transport security; substantiate the author's proposals for improving legal regulation in the field of maritime transport security organization. The solution of these tasks is identified by the author in the system of norms of international legal regulation of safety in maritime transport, as well as in the consideration of the international legal mechanism and the problems of implementing the norms of international maritime law in domestic legislation to ensure safety in maritime transport. The main heuristic means and methods used in research are complex and systemic varieties of scientific analysis and synthesis of data, analogy of information and characteristics, the method of advancing and verifying theoretical and legal hypotheses, generalization of conceptual provisions, functional cognition, historical and formal legal methods. The main scientific results of the work include the fact that the author has revealed the dynamics of the development of the legal mechanism for ensuring safety in maritime transport and verified its periodization, established an international legal mechanism for ensuring safety in maritime transport, and separated threats to safety in maritime transport. The scientific significance of the study is that it has formed a system of scientific international legal knowledge reflecting the contradictions between the needs of practical safety in maritime transport and the possibilities of its legal regulation in modern conditions, as well as possible ways to eliminate it. It is recommended to introduce the main scientific results of the conducted research into the process of teaching legal disciplines of transport and other educational organizations, as well as for further research.


Keywords:

international relationships, maritime law, transport sector, regulatory function, globalization, technogenicity i anthropogenicity, bringing into compliance, public requests, social contradictions, unmanned vehicles

Введение

Складывающиеся сегодня вызовы и угрозы безопасности личности, обществу, государству, международным организациям и всему международному сообществу, и особенно Российской Федерации, обращают на себе особое внимание ученых и практиков. Исследователями результативно обобщаются концептуальные, содержательные и специфические характеристики угроз и вызовов бытию современного общества, предлагаются возможные пути решения складывающихся противоречий (С.О. Гаврилов [5], О.В. Дамаскин [7], А.И. Землин [10; 11], А.А. Кокошин [18], Е.А. Степанова [27], Т.Я. Хабриева [31], И.В. Холиков [33-36] и др.). Угрозы и вызовы сегодня возникают и развиваются в различных областях человеческой деятельности, в том числе и при организации транспортной логистики на море.

Современные конструкты, образующие системообразующие компоненты международного права, реальные характеристики его функционирования и особенности теоретико-исследовательских проблем международно-правовых механизмов изучены в трудах В.В. Богатырева [3], А.Н. Вылегжанина [4], Р.А. Каламкаряна [13], А.Я. Капустина [14], А.И. Ковлера [17], А.Л. Колодкина [19], В.Л. Толстых [28], Т.Я. Хабриевой [32] и др. Исследования в области познания современного механизма обеспечения международной морской безопасности ведутся достаточно давно и имеют в отечественной школе юриспруденции глубокие корни. Они простираются на методологическом, теоретическом и эмпирическом уровнях научного поиска, сосредоточены как на оценке вызовов и угроз в этой области, так и на характеристике международно-правовых механизмов этого [22].

Актуальные проблемы российского и международного морского права, его структурные основы, современное состояние и тенденции развития, роль Международного трибунала по морскому праву в обеспечении международной морской законности и безопасности, правовые проблемы эксплуатации морских судов без экипажей и многие другие вопросы правового регулирования обеспечения безопасности на морском транспорте раскрыты в научных работах В.Н. Гуцуляка [6], что имеет для настоящего исследования важное методологическое и ориентационное значение.

Комплексному исследованию проблем обеспечения безопасности на морском транспорте, препятствию создания очагов конфликтов и вооруженной борьбы с использованием морских средств и путей, противодействию противоправным посягательствам на охраняемые законом ценности, морскому транспорту и прибрежным районам, борьбе с пиратством и иными преступлениями, роли международно-правовых механизмов в этих вопросах, а также роли и месту России в этих процессах уделяется сегодня большое внимание со стороны общества, государства, научной общественности и специалистов в области правоприменительной деятельности.

Особое внимание исследователей со стороны международного, уголовного, гражданского и иных отраслей законодательства, а также представителей иных направлений социально-гуманитарного познания вызвали вопросы комплексности вопросов обеспечения безопасности в современную эпоху, борьбы с пиратством, юридической квалификации их действий, а также предотвращению или предупреждению ущерба от их преступных действий, чему посвящены публикации В.Р. Авхадеева [1], Ю.В. Бобровой [2], В.Н. Гуцуляка [6], И.С. Жудро [8], А.Т. Забуруннова [9], И.Н. Золотухина [12], Н.А. Князевой [15], В.Н. Коваля [16], А.Л. Колодкина [19], П.Ю. Наумова [24-26], И.В. Холикова [35], И.А. Шулятьева [39], а также авторские исследовательские разработки [20; 21; 23; 29; 30].

Отмечаемая в научной литературе и фиксируемая в современных исследованиях популярность познания происхождения, природы, сущности, аксиологической характеристики и тенденций применения международных норм, регулирующих сферу морского права, однако, свидетельствует о том, что сегодня остаются неразработанными вопросы международно-правового регулирования обеспечения безопасности на морском транспорте и имплементации отдельных положений международного права (Конвенция Организации Объединённых Наций по морскому праву 1982 г.) в отечественное законодательство.

Методология и методы исследования

Основными эвристическими средствами и методами исследования в работе выступили комплексные и системные разновидности научного анализа и синтеза данных, аналогия информации и характеристик, метод выдвижения и проверки теоретико-правовых гипотез, обобщение концептуальных положений, функционального познания, исторического и формально-юридического методов. Использование указанных методов предоставило возможность автору статьи понять сущность современных конфликтных социальных процессов, на фоне которых происходит невиданная интенсификация морских перевозок в XXI веке, порождающая сложные комплексные проблемы, в том числе и в сфере их международно-правового регулирования.

Это позволило в системе международного морского права познавать ту группу норм, которые регулируют безопасность на морском транспорте, а также определить пространственную сферу их действия, функциональное предназначение и особенности реального применения.

Для организации эффективного правового обеспечения безопасности на морском транспорте необходимо обобщить международную нормативно-правовую базу противодействия угрозам безопасности на морском транспорте; выявить современные тенденции обеспечения безопасности на морском транспорте; обосновать авторские предложения по совершенствованию правового регулирования в сфере организации обеспечения безопасности на морском транспорте. Решение названных задач продиктовано определенным автором объектом исследования, которым выступает система норм международно-правового регулирования обеспечения безопасности на морском транспорте, а также его предметом, которым является рассмотрение международно-правового механизма и проблем имплементации норм международного морского права в отечественное законодательство для обеспечения безопасности на морском транспорте.

Основная часть

Динамика развития правового механизма обеспечения безопасности на морском транспорте тесно взаимосвязана с этапами развития международного морского права и изменений практики государств в данной сфере. Эта закономерность может быть положена в основу определения критерия для периодизации истории развития данного механизма, а именно смену особенностей правового регулирования отношений в области обеспечения безопасности на морском транспорте на каждом закономерно выделившемся этапе его развития. На основании указанного критерия в истории становления и развития международно-правового механизма обеспечения безопасности на морском транспорте предлагается выделить три периода: первый период с конца 19 века и до принятия Конвенции ООН по морскому праву, второй период с принятия указанной Конвенции и до начала 21 века и третий период с 2000 года по настоящее время.

Под международно-правовым механизмом обеспечения безопасности на морском транспорте понимается система исторически сложившихся, основанных на определенных принципах взаимодополняющих и взаимодействующих организационно-правовых способов, средств и институтов, процессуальных действий и операций, обеспечивающих взаимодействие субъектов международной деятельности на море с целью ликвидации или минимизации угроз международной безопасности на морском транспорте.

Структуру данного механизма образуют следующие элементы: условия существования правовых режимов в различных акваториях Мирового океана; нормативный, организационно-институциональный, функциональный и инструментальный, признанные или установленные субъектами международного права и используемые для ликвидации или минимизации упомянутых угроз способы; система государственных и негосударственных органов, уполномоченных участвовать в деятельности по обеспечению безопасности на морском транспорте (военно-морские силы отдельных государств и их коалиции, частные морские охранные предприятия, международные организации и т.п.); правовые принципы обеспечения безопасности на морском транспорте; правовые институты, опосредующие данные общественные отношения; правовые средства, используемые для обеспечения безопасности на морском транспорте; материально-правовой и процессуальный статус участников данной деятельности; система процедурных (процессуальных) правил, предназначенных для разрешения экономических споров [22].

Результаты анализа современного состояния и функционирования данного международно-правового механизма свидетельствуют о его несовершенстве, выражающемся в несогласованности норм международного и национального права, их фрагментарности и пробельности национальных норм. А также необходимости его совершенствования указанных норм в свете складывающихся в современности вызовов и угроз.

Угрозы международной безопасности на морском транспорте можно разделить на природные, техногенные, антропогенные. При этом двум последним видам угроз может быть свойственна характеристика противоправности.

Они исходят от субъектов, которые можно разделить по источнику на государственные (государственный терроризм, военные, экологические и экономические угрозы) и негосударственные (пиратство, терроризм, транснациональная преступность, незаконная торговля, загрязнение среды) [22].

Кроме того, факторами повышения рисков возникновения угроз безопасности на морском транспорте являются артефакты человеческой деятельности предшествующих исторических периодов (запасы и остатки оружия и боеприпасов на морском дне, «неразрешенные» национальные конфликты на морских акваториях), а также практика произвольного избирательного применения норм международного морского права отдельными государствами и межгосударственными союзами.

Изучение устоявшейся доктрины международного морского права обнаруживает тенденцию к обоснованию необходимости консолидации разрозненных правовых норм в общую систему правового обеспечения международной безопасности на морском транспорте, что также наглядно иллюстрируется анализом современной практики, демонстрирующей соответствующую потребность.

Право обеспечения безопасности на морском транспорте демонстрирует черты института международного морского права, обладает институциональными характеристиками, объединяет в себе материальные и процессуальные нормы, а также содержит функциональное предназначение (охранительное и регулятивное). В современных условиях требует совершенствования практика реализации образующих его норм ведущими морскими государствами.

В настоящее время приоритетом международно-правового регулирования обеспечения безопасности на морском транспорте является повышение эффективности обеспечения безопасности в портах и на соответствующих объектах, взаимодействия между национальными государственными органами, судоходной и портовой индустриями в выявлении угроз безопасности и предотвращении инцидентов, затрагивающих суда в портах, или сами портовые сооружения, а также совершенствование мер предупреждения и сдерживания инцидентов против безопасности на море, в том числе за счет расширения практики привлечения частных морских охранных предприятий. При этом наблюдается изменение иерархии и параметров взаимодействия обязательных инструментов международно-правовой регламентации и механизмов саморегулирования деятельности данных предприятий. Данный акцент является приоритетом по умолчанию, так как официально не объявлен, но проявляет себя в этом качестве, что следует из изучения практики международно-правового регулирования обеспечения безопасности на морском транспорте.

Изучение сложившихся направлений обеспечения безопасности на морском транспорте на примере отдельного региона (Арктики) показало, что политизированность и ангажированность организационно-правовых инструментов, призванных обеспечивать единую и неделимую архитектуру международной безопасности в Арктическом регионе, обусловливают неэффективность международно-правовой регуляторики в этой сфере.

С учетом комплексного познания современного международно-правового механизма обеспечения безопасности на морском транспорте, обоснованным можно считать предложения по совершенствованию обеспечения безопасности на морском транспорте и законодательства Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности на морском транспорте.

Так, в связи с обнаруженным несоответствием между формулировками, приведенными в статьях 271, 351 и 352 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), и в статьях 101-107 Конвенции ООН по морскому праву, которые устанавливают основные критерии и дефиниции насилия на море и пиратства, предлагается внести изменения в указанные статьи УК РФ в порядке имплементации положений международного морского права в российское законодательство.

На основе проведенной оценки соответствия отечественного законодательства нормам международного права предлагается в УК РФ следующие изменения:

«1) часть первую статьи 227 изложить в следующей редакции:

«1. Нападение на морское или речное судно, а также летательный аппарат, в том числе беспилотный, в целях задержания и/или завладения чужим имуществом, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения, -

наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.»;

2) статью 271 изложить в следующей редакции:

«Несоблюдение указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета или иное нарушение правил международных полетов, в том числе беспилотными летательными аппаратами -

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо арестом на срок до шести месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.»;

3) статью 351 изложить в следующей редакции:

«Нарушение правил полетов или подготовки к ним либо иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов, в том числе беспилотных, повлекшее по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия, -

наказывается лишением свободы на срок до семи лет.»;

4) статью 352 изложить в следующей редакции:

«Нарушение правил вождения или эксплуатации военных кораблей, а также беспилотных морских систем, повлекшее по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия, -

наказывается лишением свободы на срок до семи лет.».

В целом, предложенные изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации не только приведут его в соответствие с международными нормами, но также обеспечат эффективное регулирование и ответственность за преступления, связанные с морским транспортом в контексте современных технологий.

В первую очередь, данная инициатива позволит привести определение пиратства, содержащееся в статье 227 УК РФ, в соответствие с положениями Конвенции. В соответствии с ней, пиратство определяется как любое насильственное действие, совершенное за границами юрисдикции какого-либо государства, с целью приобретения незаконного контроля над судном или насилия над его экипажем. Вносимые изменения в статью 227 направлены на уточнение понятия пиратства с учетом определений Конвенции.

Эти изменения необходимы для точного определения пиратства и установления критериев и дефиниций насилия на море, так как в пункте «а» статьи 101 Конвенции, под «актом насилия» следует понимать «действия насильственного характера», в том числе и по отношению к морским судам и летательным аппаратам. В оригинальном тексте Конвенции на английском языке сформулировано «acts of violence», а Оксфордский словарь английского языка толкует слово «violence» как «The deliberate exercise of physical force against a person, property, etc.; physically violent behaviour or treatment; (Law) the unlawful exercise of physical force, intimidation by the exhibition of such force» что переводится как «преднамеренное применение физической силы против человека, имущества и т.д.; физически насильственное поведение или обращение; (в праве) незаконное применение физической силы, угроза применения такой силы». Таким образом, акт насилия может осуществляться не только по отношению к личности, но и к современным формам транспорта и технологий, и потому требует учета в российском законодательстве.

Кроме того, предлагается внести изменения в статьи 271, 351 и 352 УК РФ, которые регулируют вопросы, связанные с противоправными действиями в морской сфере. Согласно положениям Конвенции, данные статьи должны быть приведены в соответствие с ее статьями 101-107, которые устанавливают основные критерии и дефиниции насилия на море и пиратства.

Важно отметить, существует несоответствие между формулировками, приведенными в российском законодательстве и в Конвенции. Таким образом, упомянутые статьи УК РФ должны быть приведены в соответствие с Конвенцией. При этом стоит отметить, что отдельные формулировки в статьях Конвенции также требуют внесения изменений в части упоминания летательных аппаратов и дополнения их понятием «беспилотный летательный аппарат». В частности, в российском законодательстве отсутствует упоминание летательных аппаратов в контексте ответственности за преступления, связанные с морским транспортом. Учитывая современные требования и международную повестку, необходимо внести уточнения по этому вопросу. Уточнение требуется также в связи с добавлением упоминания беспилотных летательных аппаратов, что связано с их расширением использования и значимостью на международном уровне. Это важно для обеспечения эффективного противодействия новым вызовам и угрозам в морской сфере, таким как угрозы со стороны беспилотных аппаратов, используемых пиратами и другими нелегальными группировками.

Безусловно, приведение указанных статей в соответствие с положениями Конвенции и введение понятия беспилотных летательных аппаратов и беспилотных морских систем принесет пользу, так как позволит эффективно бороться с угрозами пиратства в международных водах и суверенных территориальных водах Российской Федерации. Это позволит не только обеспечить безопасность российских и иностранных судов на море, но и привести российское законодательство в соответствие с международными нормами. Таким образом, Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву является важным шагом для обеспечения соблюдения международных норм и стандартов в российском законодательстве.

Внесение изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации позволит улучшить эффективность борьбы с пиратством и другими противоправными действиями в морской сфере, а также обеспечить безопасность и защиту морских судов и их экипажей, а также противодействовать новым вызовам и угрозам в морской сфере, таким как использование беспилотных аппаратов и систем пиратами и другими нелегальными группировками.

Предложенная коррекция законодательства имеет существенное значение для обеспечения эффективного противодействия новым вызовам и угрозам безопасности на морском транспорте, таким как угрозы со стороны беспилотных летательных аппаратов, используемых пиратами и другими нелегальными группировками.

Заключение

Организация безопасности на морском транспорте требует консолидированных усилий международного сообщества, прежде всего в соблюдении, выполнении и развитии норм международного права, регулирующего эту сферу социального взаимодействия. Мировой океан, моря и транспортные морские пути можно эффективно и законно использовать лишь совместно, соблюдая баланс интересов и охраняемых международным правом ценностей. Безопасность на морском транспорте важнейшая часть обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, поскольку огромное количество необходимых грузов доставляется лишь морскими путями [22].

Стоит отметить, что политизированность и ангажированность организационно-правовых инструментов, призванных обеспечивать единую и неделимую архитектуру международной безопасности в различных регионах мира и на морских акваториях, демонстрирует их неэффективность в современных условиях глобального противостояния.

Автором предлагается внесение изменений в статьи 271, 351 и 352 УК РФ, которые регулируют вопросы, связанные с противоправными действиями в морской сфере. Данные статьи должны быть приведены в соответствие со статьями 101-107 Конвенция Организации Объединённых Наций по морскому праву 1982 г., которые устанавливают основные критерии и дефиниции насилия на море и пиратства.

В качестве перспектив дальнейшего исследования вопросов международно-правового регулирования обеспечения безопасности на морском транспорте можно выделить более подробное описание и классификацию угроз безопасности на морском транспорте с учетом развития оружия массового поражения, развития беспилотных летательных и морских систем, распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, с использованием морского транспорта и других.

Также актуальными выглядят и вопросы дальнейшей имплементации норм международного права в области обеспечения безопасности на морском транспорте в отечественное законодательство, что требует отдельного обширного теоретико-правового и эмпирического исследований.

Библиография
1. Авхадеев В.Р. Промысел морских живых ресурсов в арктических государствах: правовые проблемы // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2021. Т. 17, № 5. С. 104–116. DOI 10.12737/jflcl.2021.057.
2. Боброва Ю.В., Боржиа Ф. Проблемы международно-правового регулирования сохранения и устойчивого использования морского биоразнообразия в районах за пределами действия национальной юрисдикции // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2022. Т. 18, № 3. С. 37–47. DOI 10.12737/jflcl.2022.034.
3. Богатырев В.В., Каламкарян Р.А. Международно-правовая включенность Российской Федерации в международный договорный процесс как фактор обеспечения юридической безопасности государств // Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 3. С. 159–162.
4. Вылегжанин А.Н., Пушкарева Э.Ф. Международно-правовые вопросы установления морских охраняемых районов // Московский журнал международного права. 2019. № 3. С. 22–46. DOI 10.24833/0869-0049-2019-3-22-46.
5. Гаврилов С.О. Право в точке бифуркации: обсуждение концептуального исследования военных проблем международного права (Дискуссия в формате «круглого стола» по материалам гл. 6 «Военные проблемы международного права» Т. III монографии «Военное право») / С.О. Гаврилов, И.Н. Глебов, С.Г. Чукин [и др.] // Государство и право. 2022. № 12. С. 59–67. DOI 10.31857/S102694520023301-2.
6. Гуцуляк В.Н. Актуальные проблемы Российского морского права, его современное состояние и тенденции развития // Государство и право. 2017. № 9. С. 74–92.
7. Дамаскин О.В., Холиков И.В. Актуальные вопросы правового обеспечения вооруженной борьбы в условиях современных стратегических и политических реалий // Военное право. 2019. № 3 (55). С. 21–28.
8. Жудро И.С. К проблеме международно-правовой квалификации морских пространств Северного Ледовитого океана // Вестник военного права. 2018. № 4. С. 82–89.
9. Забуруннов А.Т., Забуруннов А.А. Морская безопасность на региональном уровне как аспект национальной безопасности // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2016. № 1 (68). С. 134–138.
10. Землин А.И. Проблемы обеспечения безопасной эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств с использованием потенциала публичного и частного права // Мир транспорта. 2023. Т. 21, № 2 (105). С. 54–60. DOI 10.30932/1992-3252-2023-21-2-6.
11. Землин А.И., Матвеева М.А. Правовое обеспечение внедрения и использования беспилотных автомобилей: опыт, проблемы и направления их решения // Государство и право. 2023. № 12. С. 121–130. DOI 10.31857/S102694520029378-6.
12. Золотухин И.Н. Морское пиратство в Юго-Восточной Азии: региональное измерение проблемы // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2016. № 4 (39). С. 140–157.
13. Каламкарян Р.А., Мигачев Ю.И. Международное право как регулятор современных международно-правовых отношений // Государство и право. 2013. № 11. С. 46–59.
14. Капустин А.Я., Боброва Ю.В. Международное право: между глобализмом и регионализмом // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2023. Т. 19, № 5. С. 45–56. DOI 10.61205/jzsp.2023.065.
15. Князева Н.А., Князева Е.А. Использование военно-морских сил по борьбе с морским пиратством // Национальная безопасность / Nota Bene. 2019. № 4. С. 1–10. DOI 10.7256/2454-0668.2019.4.30387.
16. Коваль В.Н. К проблеме обеспечения безопасности на море: азиатский регион / В.Н. Коваль, С.В. Очкуренко, С.А. Васильев // Московский журнал международного права. 2022. № 4. С. 56–67. DOI 10.24833/0869-0049-2022-4-56-67.
17. Ковлер А.И. Органы международного правосудия в интеграционных системах современного мира / А.И. Ковлер, Е.А. Фокин, В.С. Черенкова // Международное правосудие. 2019. № 2 (30). С. 44–61. DOI 10.21128/2226-2059-2019-2-44-61.
18. Кокошин А.А. О некоторых методологических вопросах изучения войн // Вопросы философии. 2020. № 1. С. 5–17. DOI 10.21146/0042-8744-2020-1-5-17.
19. Колодкин А.Л., Гуцуляк В.Н. Морское пиратство: новые вызовы и угрозы // Новые вызовы и международное право / Российская академия наук, Институт государства и права РАН, Институт общественного проектирования. Москва: Институт государства и права РАН, 2010. С. 125–139.
20. Куприянович М.С., Холиков И.В. Влияние арктических прибрежных государств на безопасность в регионе // Право в Вооруженных Силах – Военно-правовое обозрение. 2022. № 6 (299). С. 62–69.
21. Куприянович М.С., Холиков И.В. Национальные интересы Российской Федерации по поддержанию безопасности в Арктическом регионе // Транспортное право и безопасность. 2022. № 3 (43). С. 20–31.
22. Куприянович М.С. Обеспечение безопасности на морском транспорте: актуальные тенденции и концептуальные обобщения её международно-правового механизма // Международное право. 2023. № 4. С. 59–68. DOI: 10.25136/2644-5514.2023.4.69153.
23. Куприянович М.С., Холиков И.В. Организация безопасности на морском транспорте как фактор обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах – Военно-правовое обозрение. 2024. № 3 (320). С. 46–54.
24. Наумов П.Ю. Функции ценностей в разделенном мире и процессы глобализации // Профессиональное образование в современном мире. 2012. № 4 (7). С. 35–37.
25. Наумов П.Ю. Ценность права и правовые ценности в глобализующемся мире (Аксиологический обзор книги «Государство и право: права человека и мировой порядок, основанный на верховенстве права») / П.Ю. Наумов, С.И. Захарцев, И.В. Холиков, В.М. Большакова // Государство и право. 2023. № 9. С. 64–72. DOI 10.31857/S102694520024304-5.
26. Наумов П. Социальные функции частных военных компаний в условиях трансформации современного миропорядка // Пути к миру и безопасности. 2023. № 2 (65). С. 207–218. DOI 10.20542/2307-1494-2023-2-207-218.
27. Степанова Е. Перемирие как компонент войны, этап мирного процесса или формат «ни мира, ни войны // Международные процессы. 2023. Т. 21, № 1 (72). С. 43–74. DOI 10.17994/IT.2023.21.1.72.6.
28. Толстых В.Л. Кризис международного права: диагноз // Закон. 2022. № 12. С. 122–133. DOI 10.37239/0869-4400-2022-19-12-122-133.
29. Францкевич М.С. Вопросы регламентации безопасности мореплавания в рамках международного права // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2021. Т. 17, № 2. С. 150–156. DOI 10.12737/jflcl.2021.024.
30. Францкевич М.С., Холиков И.В. Современные угрозы и вызовы международной морской безопасности // Право в Вооруженных Силах – Военно-правовое обозрение. 2021. № 6 (287). С. 66–76.
31. Хабриева Т.Я. Правовая система Российской Федерации в условиях международной интеграции // Вестник Российской академии наук. 2015. Т. 85, № 3. С. 195. DOI 10.7868/S0869587315030068.
32. Хабриева Т.Я., Ковлер А.И. Сравнительное правоведение: итоги и перспективы // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2023. Т. 19, № 2. С. 5–11. DOI 10.12737/jzsp.2023.017.
33. Холиков И.В. Ценности и смыслы главного судебного акта XX века: аксиологические концепты книги А.Н. Савенкова «Нюрнберг: Приговор во имя Мира» (Материалы дискуссии) / И.В. Холиков, В.М. Большакова, П.Ю. Наумов, Р.В. Зелепукин // Государство и право. 2022. № 10. С. 51–62. DOI 10.31857/S1026945200217887.
34. Холиков И.В. Динамика функционирования международного права в условиях трансформации современного миропорядка: постнеклассический подход / И.В. Холиков, А. Милованович, П.Ю. Наумов // Журнал российского права. 2022. Т. 26, № 11. С. 132–148. DOI 10.12737/jrl.2022.122.
35. Холиков И.В., Берг Л.А. Морские зоны в праве вооруженных конфликтов на море // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2023. Т. 19, № 6. С. 87–95. DOI 10.61205/jzsp.2023.084.
36. Холиков И.В., Тхаммавонгса С. Характеристика современного правового обеспечения военной безопасности и военной политики США и Китая // Военное право. 2023. № 6 (82). С. 136–140.
37. Чукин С.Г., Наумов П.Ю. Справедливость сегодня: нелегкий выбор между распределением и признанием. Статья первая // Идеи и идеалы. 2015. Т. 1, № 2 (24). С. 46–58.
38. Чукин С.Г., Наумов П.Ю. Справедливость сегодня: нелегкий выбор между распределением и признанием. Статья вторая // Идеи и идеалы. 2016. Т. 1, № 3 (29). С. 81–92. DOI 10.17212/2075-0862-2016-3.1-81-92.
39. Шулятьев И.А. Система международно-правового обеспечения участия Российской Федерации в международных экономических отношениях // Вопросы экономики и права. 2016. № 93. С. 47–54.
References
1. Avkhadeev V.R. (2021) Harvesting marine living resources in the Arctic states: legal problems. Journal of Foreign Legislation and Comparative Law. Vol. 17, 5, 104–116. DOI 10.12737/jflcl.2021.057.
2. Bobrova Yu.V., Borgia F. (2022) Problems of international legal regulation of the conservation and sustainable use of marine biodiversity in areas beyond the limits of national jurisdiction. Journal of Foreign Legislation and Comparative Law. Vol. 18, 3, 37–47. DOI 10.12737/jflcl.2022.034.
3. Bogatyrev V.V., Kalamkaryan R.A. (2018) International legal involvement of the Russian Federation in the international treaty process as a factor in ensuring the legal security of states. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 3, 159–162.
4. Vylegzhanin A.N., Pushkareva E.F. (2019) International legal issues of establishing marine protected areas. Moscow Journal of International Law. 3, 22–46. DOI 10.24833/0869-0049-2019-3-22-46.
5. Gavrilov S.O. (2022) Law at the point of bifurcation: discussion of a conceptual study of military problems of international law (Round table discussion based on materials from Chapter 6 “Military problems of international law” Vol. III of the monograph “Military Law”) / S.O. Gavrilov, I.N. Glebov, S.G. Chukin [and others]. State and law. 12, 59–67. doi: 10.31857/S102694520023301-2.
6. Gutsulyak V.N. (2017) Current problems of Russian maritime law, its current state and development trends. State and Law. 9, 74–92.
7. Damaskin O.V., Kholikov I.V. (2019) Current issues of legal support for armed struggle in the conditions of modern strategic and political realities. Military Law. 3 (55), 21–28.
8. Zhudro I.S. (2018) On the problem of international legal qualification of the maritime spaces of the Arctic Ocean. Military Law Bulletin. 4, 82–89.
9. Zaburunnov A.T., Zaburunnov A.A. (2016) Maritime security at the regional level as an aspect of national security. Science and education: economy and economics; entrepreneurship; law and management. 1 (68), 134–138.
10. Zemlin A.I. (2023) Problems of ensuring the safe operation of highly automated vehicles using the potential of public and private law. World of Transport. Vol 21, 2 (105), 54–60. DOI 10.30932/1992-3252-2023-21-2-6.
11. Zemlin A.I., Matveeva M.A. (2023) Legal support for the implementation and use of unmanned vehicles: experience, problems and directions for their solution. State and Law. 12, 121–130. DOI 10.31857/S102694520029378-6.
12. Zolotukhin I.N. (2016) Maritime piracy in Southeast Asia: regional dimension of the problem. Oikumena. Regional studies. 4 (39), 140–157.
13. Kalamkaryan R.A., Migachev Yu.I. (2013) International law as a regulator of modern international legal relations. State and law. 11, 46–59.
14. Kapustin A.Ya., Bobrova Yu.V. (2023) International law: between globalism and regionalism. Journal of Foreign Legislation and Comparative Law. Vol 19, 5, 45–56. DOI 10.61205/jzsp.2023.065.
15. Knyazeva N.A., Knyazeva E.A. (2019) Use of naval forces to combat maritime piracy. National Security / Nota Bene. 4, 1–10. DOI 10.7256/2454-0668.2019.4.30387.
16. Koval V.N. (2022) On the problem of ensuring maritime security: the Asian region / V.N. Koval, S.V. Ochkurenko, S.A. Vasiliev. Moscow Journal of International Law. 4, 56–67. DOI 10.24833/0869-0049-2022-4-56-67.
17. Kovler A.I. (2019) Bodies of international justice in the integration systems of the modern world / A.I. Kovler, E.A. Fokin, V.S. Cherenkova. International justice. 2 (30), 44–61. DOI 10.21128/2226-2059-2019-2-44-61.
18. Kokoshin A.A. (2020) On some methodological issues in the study of wars. Questions of Philosophy. 1, 5–17. DOI 10.21146/0042-8744-2020-1-5-17.
19. Kolodkin A.L., Gutsulyak V.N. (2010) Maritime piracy: new challenges and threats. New challenges and international law / Russian Academy of Sciences, Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, Institute of Public Design. Moscow: Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, 125–139.
20. Kupriyanovich M.S., Kholikov I.V. (2022) The influence of Arctic coastal states on security in the region. Law in the Armed Forces – Military Legal Review. 6 (299), 62–69.
21. Kupriyanovich M.S., Kholikov I.V. (2022) National interests of the Russian Federation in maintaining security in the Arctic region. Transport law and safety. 3 (43), 20–31.
22. Kupriyanovich M.S. (2023) Ensuring safety in maritime transport: current trends and conceptual generalizations of its international legal mechanism. International Law. 4, 59–68. DOI: 10.25136/2644-5514.2023.4.69153.
23. Kupriyanovich M.S., Kholikov I.V. (2024) Organization of safety in maritime transport as a factor in ensuring the national security of the Russian Federation. Law in the Armed Forces – Military Legal Review. 3 (320), 46–54.
24. Naumov P.Yu. (2012) Functions of values in a divided world and processes of globalization. Professional education in the modern world. 4 (7), 35–37.
25. Naumov P.Yu. (2023) The value of law and legal values in a globalizing world (Axiological review of the book «State and Law: Human Rights and World Order Based on the Rule of Law») / P.Yu. Naumov, S.I. Zakhartsev, I.V. Kholikov, V.M. Bolshakova. State and law. 9, 64–72. DOI 10.31857/S102694520024304-5.
26. Naumov P. (2023) Social functions of private military companies in the context of transformation of the modern world order. Paths to peace and security. 2 (65), 207–218. DOI 10.20542/2307-1494-2023-2-207-218.
27. Stepanova E. (2023) Truce as a component of war, a stage of the peace process or the «neither peace nor war» format. International processes. Vol 21, 1 (72), 43–74. DOI 10.17994/IT.2023.21.1.72.6.
28. Tolstykh V.L. (2022) Crisis of international law: diagnosis. Law. 12, 122–133. DOI 10.37239/0869-4400-2022-19-12-122-133.
29. Frantskevich M.S. (2021) Issues of regulation of navigation safety within the framework of international law. Journal of Foreign Legislation and Comparative Law. 2, 150–156. doi: 10.12737/jflcl.2021.024.
30. Frantskevich M.S., Kholikov I.V. (2021) Modern threats and challenges to international maritime security. Law in the Armed Forces - Military Legal Review. 6 (287), 66–76.
31. Khabrieva T.Ya. (2015) Legal system of the Russian Federation in the conditions of international integration. Bulletin of the Russian Academy of Sciences. 3, 195. doi: 10.7868/S0869587315030068.
32. Khabrieva T.Ya., Kovler A.I. (2023) Comparative law: results and prospects. Journal of foreign legislation and comparative law. 2, 5–11. doi: 10.12737/jzsp.2023.017.
33. Kholikov I.V. (2022) Values and meanings of the main judicial act of the 20th century: axiological concepts of the book by A.N. Savenkova «Nuremberg: Verdict in the name of Peace» (Discussion materials) / I.V. Kholikov, V.M. Bolshakova, P.Yu. Naumov, R.V. Zelepukin. State and law. 10, 51–62. doi: 10.31857/S1026945200217887.
34. Kholikov I.V. (2022) Dynamics of the functioning of international law in the conditions of transformation of the modern world order: a post-non-classical approach. I.V. Kholikov, A. Milovanovic, P.Yu. Naumov. Journal of Russian Law. 11, 132–148. doi: 10.12737/jrl.2022.122.
35. Kholikov I.V., Berg L.A. (2023) Maritime zones in the law of armed conflicts at sea. Journal of Foreign Legislation and Comparative Law. Vol 19, 6, 87–95. DOI 10.61205/jzsp.2023.084.
36. Kholikov I.V., Thammavongsa S. (2023) Characteristics of modern legal support for military security and military policy of the United States and China. Military Law. 6 (82), 136–140.
37. Chukin S.G., Naumov P.Yu. (2015) Justice today: a difficult choice between distribution and recognition. Article one. Ideas and ideals. 2015. Vol 1, 2 (24), 46–58.
38. Chukin S.G., Naumov P.Yu. (2016) Justice today: a difficult choice between distribution and recognition. Article two. Ideas and ideals. Vol 1, 3 (29), 81–92. DOI 10.17212/2075-0862-2016-3.1-81-92.
39. Shulyatiev I.A. (2016) System of international legal support for the participation of the Russian Federation in international economic relations. Questions of Economics and Law. 93, 47–54.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предметом исследования в представленной на рецензирование статье являются, как указывает ее автор, "... рассмотрение международно-правового механизма и проблем имплементации норм международного морского права в отечественное законодательство для обеспечения безопасности на морском транспорте". Заявленные границы исследования соблюдены ученым.
Методология исследования раскрыта: "Основными эвристическими средствами и методами исследования в работе выступили комплексные и системные разновидности научного анализа и синтеза данных, аналогия информации и характеристик, метод выдвижения и проверки теоретико-правовых гипотез, обобщение концептуальных положений, функционального познания, исторического и формально-юридического методов".
Актуальность избранной автором темы исследования не подлежит сомнению и обосновывается им достаточно подробно: "Исследования в области познания современного механизма обеспечения международной морской безопасности ведутся достаточно давно и имеют в отечественной школе юриспруденции глубокие корни. Они простираются на методологическом, теоретическом и эмпирическом уровнях научного поиска, сосредоточены как на оценке вызовов и угроз в этой области, так и на характеристике международно-правовых механизмах [22]. Актуальные проблемы российского и международного морского права, его структурные основы, современное состояние и тенденции развития, роль Международного трибунала по морскому праву в обеспечении международной морской законности и безопасности, правовые проблемы эксплуатации морских судов без экипажей и многие другие вопросы правового регулирования обеспечения безопасности на морском транспорте раскрыты в научных работах В.Н. Гуцуляка [6], что имеет для настоящего исследования важное методологическое и ориентационное значение. ... Особое внимание исследователей со стороны международного, уголовного, гражданского и иных отраслей законодательства, а также представителей иных направлений социально-гуманитарного познания вызвали вопросы комплексности вопросов обеспечения безопасности в современную эпоху, борьбы с пиратством, юридической квалификации их действий, а также предотвращению или предупреждению ущерба от их преступных действий, чему посвящены публикации В.Р. Авхадеева [1], Ю.В. Бобровой [2], В.Н. Гуцуляка [6], И.С. Жудро [8], А.Т. Забуруннова [9], И.Н. Золотухина [12], Н.А. Князевой [15], В.Н. Коваля [16], А.Л. Колодкина [19], П.Ю. Наумова [24-26], И.В. Холикова [35], И.А. Шулятьева [39], а также авторские исследовательские разработки [20; 21; 23; 29; 30]. Отмечаемая в научной литературе и фиксируемая в современных исследованиях популярность познания происхождения, природы, сущности, аксиологической характеристики и тенденций применения международных норм, регулирующих сферу морского права, однако, свидетельствует о том, что сегодня остаются неразработанными вопросы международно-правового регулирования обеспечения безопасности на морском транспорте и имплементации отдельных положений международного права (Конвенция Организации Объединённых Наций по морскому праву 1982 г.) в отечественное законодательство".
Научная новизна работы проявляется в ряде заключений автора: "...в истории становления и развития международно-правового механизма обеспечения безопасности на морском транспорте предлагается выделить три периода: первый период с конца 19 века и до принятия Конвенции ООН по морскому праву, второй период с принятия указанной Конвенции и до начала 21 века и третий период с 2000 года по настоящее время"; "Изучение сложившихся направлений обеспечения безопасности на морском транспорте на примере отдельного региона (Арктики) показало, что политизированность и ангажированность организационно-правовых инструментов, призванных обеспечивать единую и неделимую архитектуру международной безопасности в Арктическом регионе, обусловливают неэффективность международно-правовой регуляторики в этой сфере" и др. Таким образом, статья вносит определенный вклад в развитие отечественной правовой науки, но ряд положений работы нуждается в конкретизации.
Научный стиль исследования выдержан автором в полной мере.
Структура работы вполне логична. Во вводной части статьи ученый обосновывает актуальность избранной им темы исследования, определяет его методологию, цель и задачи, объект и предмет. В основной части работы автор рассматривает основные международно-правовые вопросы и проблемы имплементации в сфере обеспечения безопасности на морском транспорте, попутно намечая пути их решения. В заключительной части статьи содержатся общие выводы по результатам проведенного исследования.
Содержание статьи соответствует ее наименованию, но не лишено некоторых недостатков.
Так, автор пишет: "Комплексному исследованию проблем обеспечения безопасности на морском транспорте, препятствию создания очагов конфликтов и вооруженной борьбы с использованием морских средств и путей, противодействию противоправным посягательствам на охраняемые законом ценности, морскому транспорту и прибрежным районам, борьбе с пиратством и иными преступлениями, роли международно-правовых механизмов в этих вопросах, а также роли и месту России в этих процессах...." - предложение не закончено.
Ученый отмечает: "Они простираются на методологическом, теоретическом и эмпирическом уровнях научного поиска, сосредоточены как на оценке вызовов и угроз в этой области, так и на характеристике международно-правовых механизмах [22]" - "механизмов".
Таким образом, статья нуждается в дополнительном вычитывании - в ней встречаются опечатки и пропуски текста.
Автор пишет: "... в связи с обнаруженным несоответствием между формулировками, приведенными в статьях 271, 351 и 352 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), и в статьях 101-107 Конвенции ООН по морскому праву, которые устанавливают основные критерии и дефиниции насилия на море и пиратства, предлагается внести изменения в указанные статьи УК РФ в порядке имплементации положений международного морского права в российское законодательство". Данное положение работы носит отсылочный характер, что порождает неудобства для потенциальных читателей. Таким образом, оно нуждается в конкретизации (необходимо указать, что конкретно нужно изменить в УК РФ).
Ученый отмечает: "Требуется коррекция отдельных формулировок в статьях Конвенции ООН по морскому праву в части упоминания летательных аппаратов и дополнения их легального определения понятием «беспилотный летательный аппарат», что связано с расширением практики использования последних. Предложенная коррекция имеет важное значение для обеспечения эффективного противодействия новым вызовам и угрозам безопасности на морском транспорте, таким как угрозы со стороны беспилотных летательных аппаратов, используемых пиратами и другими нелегальными группировками". Какие конкретно изменения необходимо внести в Конвенцию?
Библиография исследования, как указывает автор, представлена 39 источниками (научными статьями). С формальной точки зрения этого вполне достаточно. С фактической использование данного количества источников из статьи не усматривается (в основной части работы имеется ссылка только на источник № 22).
Апелляция к оппонентам имеется, но носит общий характер. В дискуссию с конкретными учеными автор не вступает. Положения работы не всегда обосновываются в должной степени.
Выводы по результатам проведенного исследования имеются ("Организация безопасности на морском транспорте требует консолидированных усилий международного сообщества, прежде всего в соблюдении, выполнении и развитии норм международного права, регулирующего эту сферу социального взаимодействия. Мировой океан, моря и транспортные морские пути можно эффективно и законно использовать лишь совместно, соблюдая баланс интересов и охраняемых международным правом ценностей. Безопасность на морском транспорте важнейшая часть обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, поскольку огромное количество необходимых грузов доставляется лишь морскими путями [22]. Стоит отметить, что политизированность и ангажированность организационно-правовых инструментов, призванных обеспечивать единую и неделимую архитектуру международной безопасности в различных регионах мира и на морских акваториях, демонстрирует их неэффективность в современных условиях глобального противостояния. Автором предлагается внесение изменений в статьи 271, 351 и 352 Уголовного кодекса Российской Федерации, которые регулируют вопросы, связанные с противоправными действиями в морской сфере. Данные статьи должны быть приведены в соответствие со статьями 101-107 Конвенция Организации Объединённых Наций по морскому праву 1982 г., которые устанавливают основные критерии и дефиниции насилия на море и пиратства. В качестве перспектив дальнейшего исследования вопросов международно-правового регулирования обеспечения безопасности на морском транспорте можно выделить более подробное описание и классификацию угроз безопасности на морском транспорте с учетом развития оружия массового поражения, развития беспилотных летательных и морских систем, распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, с использованием морского транспорта и других. Также актуальными выглядят и вопросы дальнейшей имплементации норм международного права в области обеспечения безопасности на морском транспорте в отечественное законодательство, что требует отдельного обширного теоретико-правового и эмпирического исследований"), обладают свойствами достоверности, обоснованности, но нуждаются в уточнении с учетом необходимости углубления отдельных положений основной части работы.
Интерес читательской аудитории к представленной на рецензирование статье может быть проявлен прежде всего со стороны специалистов в сфере международного права, морского права при условии ее доработки: уточнении отдельных положений исследования, введении дополнительных элементов научной новизны и дискуссионности, конкретизации итоговых выводов, устранении нарушений в оформлении работы.

Результаты процедуры повторного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

РЕЦЕНЗИЯ
на статью на тему «Международно-правовые вопросы и проблемы имплементации в сфере обеспечения безопасности на морском транспорте: обзорно-конструктивные тезисы».

Предмет исследования.
Предложенная на рецензирование статья посвящена актуальным вопросам имплементации в сфере обеспечения безопасности на морском транспорте. Автором рассматриваются различные проблемы в данной сфере, на основании чего указывается на необходимость внесения изменений и дополнений в уголовный кодекс Российской Федерации. В качестве предмета исследования выступили нормы законодательства, мнения ученых, материалы практики.
Методология исследования.
Цель исследования прямо в статье не заявлена. При этом она может быть ясно понята из названия и содержания работы. Цель может быть обозначена в качестве рассмотрения и разрешения отдельных проблемных аспектов вопроса о развитии российского уголовного законодательства применительно к имплементации в сфере обеспечения безопасности на морском транспорте. Исходя из поставленных цели и задач, автором выбрана методологическая основа исследования.
Как указывает сам автор в своей статье, «Основными эвристическими средствами и методами исследования в работе выступили комплексные и системные разновидности научного анализа и синтеза данных, аналогия информации и характеристик, метод выдвижения и проверки теоретико-правовых гипотез, обобщение концептуальных положений, функционального познания, исторического и формально-юридического методов. Использование указанных методов предоставило возможность автору статьи понять сущность современных конфликтных социальных процессов, на фоне которых происходит невиданная интенсификация морских перевозок в XXI веке, порождающая сложные комплексные проблемы, в том числе и в сфере их международно-правового регулирования».
В частности, автором используется совокупность общенаучных методов познания: анализ, синтез, аналогия, дедукция, индукция, другие. В частности, методы анализа и синтеза позволили обобщить и разделить выводы различных научных подходов к предложенной тематике, а также сделать конкретные выводы из эмпирических данных.
Наибольшую роль сыграли специально-юридические методы. В частности, автором активно применялся формально-юридический метод, который позволил провести анализ и осуществить толкование положений международных актов и норм действующего законодательства. Например, следующий вывод автора: «Динамика развития правового механизма обеспечения безопасности на морском транспорте тесно взаимосвязана с этапами развития международного морского права и изменений практики государств в данной сфере. Эта закономерность может быть положена в основу определения критерия для периодизации истории развития данного механизма, а именно смену особенностей правового регулирования отношений в области обеспечения безопасности на морском транспорте на каждом закономерно выделившемся этапе его развития. На основании указанного критерия в истории становления и развития международно-правового механизма обеспечения безопасности на морском транспорте предлагается выделить три периода: первый период с конца 19 века и до принятия Конвенции ООН по морскому праву, второй период с принятия указанной Конвенции и до начала 21 века и третий период с 2000 года по настоящее время».
Также автор рассматривает некоторые эмпирические данные. В частности, следует отметить следующие выводы: «Изучение сложившихся направлений обеспечения безопасности на морском транспорте на примере отдельного региона (Арктики) показало, что политизированность и ангажированность организационно-правовых инструментов, призванных обеспечивать единую и неделимую архитектуру международной безопасности в Арктическом регионе, обусловливают неэффективность международно-правовой регуляторики в этой сфере».
Таким образом, выбранная автором методология в полной мере адекватна цели исследования, позволяет изучить все аспекты темы в ее совокупности.
Актуальность.
Актуальность заявленной проблематики не вызывает сомнений. Имеется как теоретический, так и практический аспекты значимости предложенной темы. С точки зрения теории тема имплементации в сфере обеспечения безопасности на морском транспорте сложна и неоднозначна. Сложно спорить с автором в том, что «Отмечаемая в научной литературе и фиксируемая в современных исследованиях популярность познания происхождения, природы, сущности, аксиологической характеристики и тенденций применения международных норм, регулирующих сферу морского права, однако, свидетельствует о том, что сегодня остаются неразработанными вопросы международно-правового регулирования обеспечения безопасности на морском транспорте и имплементации отдельных положений международного права (Конвенция Организации Объединённых Наций по морскому праву 1982 г.) в отечественное законодательство».
Тем самым, научные изыскания в предложенной области стоит только поприветствовать.
Научная новизна.
Научная новизна предложенной статьи не вызывает сомнений. Во-первых, она выражается в конкретных выводах автора. Среди них, например, такой вывод:
«Организация безопасности на морском транспорте требует консолидированных усилий международного сообщества, прежде всего в соблюдении, выполнении и развитии норм международного права, регулирующего эту сферу социального взаимодействия. Мировой океан, моря и транспортные морские пути можно эффективно и законно использовать лишь совместно, соблюдая баланс интересов и охраняемых международным правом ценностей. Безопасность на морском транспорте важнейшая часть обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, поскольку огромное количество необходимых грузов доставляется лишь морскими путями [22]. Стоит отметить, что политизированность и ангажированность организационно-правовых инструментов, призванных обеспечивать единую и неделимую архитектуру международной безопасности в различных регионах мира и на морских акваториях, демонстрирует их неэффективность в современных условиях глобального противостояния».
Указанный и иные теоретические выводы могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях.
Во-вторых, автором предложены идеи по совершенствованию действующего законодательства. В частности,
«Автором предлагается внесение изменений в статьи 271, 351 и 352 УК РФ, которые регулируют вопросы, связанные с противоправными действиями в морской сфере. Данные статьи должны быть приведены в соответствие со статьями 101-107 Конвенция Организации Объединённых Наций по морскому праву 1982 г., которые устанавливают основные критерии и дефиниции насилия на море и пиратства».
Приведенный вывод может быть актуален и полезен для правотворческой деятельности.
Таким образом, материалы статьи могут иметь определенных интерес для научного сообщества с точки зрения развития вклада в развитие науки.
Стиль, структура, содержание.
Тематика статьи соответствует специализации журнала «Международное право», так как она посвящена правовым проблемам, связанным с обеспечением безопасности на морском транспорте.
Содержание статьи в полной мере соответствует названию, так как автор рассмотрел заявленные проблемы, в полной мере достиг цели исследования.
Качество представления исследования и его результатов следует признать в полной мере положительным. Из текста статьи прямо следуют предмет, задачи, методология и основные результаты исследования.
Оформление работы в целом соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода работам. Существенных нарушений данных требований не обнаружено.
Библиография.
Следует высоко оценить качество использованной литературы. Автором активно использована литература, представленная авторами из России (Богатырев В.В., Каламкарян Р.А., Вылегжанин А.Н., Пушкарева Э.Ф., Колодкин А.Л., Гуцуляк В.Н., Куприянович М.С., Холиков И.В. и другие).
Таким образом, труды приведенных авторов соответствуют теме исследования, обладают признаком достаточности, способствуют раскрытию различных аспектов темы.

Апелляция к оппонентам.
Автор провел серьезный анализ текущего состояния исследуемой проблемы. Все цитаты ученых сопровождаются авторскими комментариями. То есть автор показывает разные точки зрения на проблему и пытается аргументировать более правильную по его мнению.

Выводы, интерес читательской аудитории.
Выводы в полной мере являются логичными, так как они получены с использованием общепризнанной методологии. Статья может быть интересна читательской аудитории в плане наличия в ней систематизированных позиций автора применительно к перспективам имплементации в сфере обеспечения безопасности на морском транспорте.

На основании изложенного, суммируя все положительные и отрицательные стороны статьи
«Рекомендую опубликовать»
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.