Статья 'Обеспечение безопасности на морском транспорте: актуальные тенденции и концептуальные обобщения её международно-правового механизма' - журнал 'Международное право' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Международное право
Правильная ссылка на статью:

Обеспечение безопасности на морском транспорте: актуальные тенденции и концептуальные обобщения её международно-правового механизма

Куприянович Мария Сергеевна

аспирант кафедры международного права, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

117218, Россия, Московская область, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34

Kupriyanovich Mariya Sergeevna

Postgraduate student, Department of International Law, Federal State Research University "Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation"

117218, Russia, Moscow region, Moscow, Bolshaya Cheremushkinskaya str., 34

timofey.t.nauka@internet.ru

DOI:

10.25136/2644-5514.2023.4.69153

EDN:

UXTSNC

Дата направления статьи в редакцию:

23-11-2023


Дата публикации:

30-11-2023


Аннотация: В статье рассматриваются актуальные вопросы обеспечения безопасности на морском транспорте и предотвращения соответствующих угроз на основании правовых мер. Анализируется научная литература в области морского права, и правовых средств (норм, способов) обеспечения безопасности на морском транспорте. Изменчивость и комплексность характера морских угроз и различных мер реагирования на них требуют понимания политики, нормативных актов, национального гражданского и уголовного законодательства государств-участников и международного публичного права, а потому актуализируют вопросы концептуализации международно-правового регулирования и обеспечения безопасности на морском транспорте в настоящем исследовании. Предметом исследования выступает обеспечение безопасности на морском транспорте через познание актуальных тенденций и обоснование концептуальных положений международно-правового механизма такового. Для обобщения сущности и особенностей международно-правового регулирования обеспечения безопасности на морском транспорте применены системный, сравнительно-правовой и диалектический подходы. В качестве основных методов исследования использованы многообразные вариации анализа и синтеза его результатов, аналогии и сравнения, обобщения и конкретизации, функционального познания и дедукции, абстрагирования, исторического и формально-юридического методов. К основным научным результатам исследования относится то, что проблема обеспечения безопасности на морском транспорте изучена с правовой и организационной точек зрения. В работе изучено становление правового механизма обеспечения международной безопасности на морском транспорте, определено понятие правового механизма обеспечения международной безопасности на морском транспорте, раскрыта характеристика основных угроз международной безопасности на морском транспорте, обосновано право обеспечения безопасности на морском транспорте как институт международного морского права, представлены результаты анализа сложившихся направлений обеспечения безопасности на морском транспорте, выдвинуты предложения по совершенствованию международного законодательства в области обеспечения безопасности на морском транспорте. Полученные по итогам исследования научные результаты можно использовать в образовательной деятельности при преподавании основ международного права, а также в научно-исследовательских процедурах при познании функционирования современного международного права и его отдельных институтов.


Ключевые слова:

морская безопасность, правовое регулирование, международно-правовой механизм, справедливость, правовые отношения, угрозы и вызовы, трансформация общественных отношений, кризисные тенденции, морской транспорт, логистическая сфера

Abstract: The article deals with topical issues of ensuring security of maritime transport and preventing relevant threats based on legal measures. The scientific literature in the field of maritime law and legal means (norms, methods) of ensuring safety in maritime transport is analyzed. The variability and complexity of the nature of maritime threats and various measures to respond to them require an understanding of the policies, regulations, national civil and criminal legislation of the participating States and international public law, and therefore actualize the issues of conceptualization of international legal regulation of maritime transport security in this study. The subject of the study is the provision of safety in maritime transport through the knowledge of current trends and the substantiation of the conceptual provisions of the international legal mechanism as such. Systematic, comparative legal and dialectical approaches have been applied to generalize the essence and features of international legal regulation of safety in maritime transport. The main research methods used are diverse variations of analysis and synthesis of its results, analogy and comparison, generalization and concretization, functional cognition and deduction, abstraction, historical and formal legal methods. The main scientific result of the study is that the problem of ensuring safety in maritime transport has been studied from a legal and organizational point of view. The paper examines the formation of the legal mechanism for ensuring international security in maritime transport, defines the concept of the legal mechanism for ensuring international security in maritime transport, reveals the characteristics of the main threats to international security in maritime transport, justifies the right to ensure security in maritime transport as an institute of international maritime law, presents the results of the analysis of the existing areas of security in maritime transport, put forward proposals to improve international legislation in the field of maritime transport safety. The scientific results obtained as a result of the research can be used in educational activities when teaching the basics of international law, as well as in scientific research procedures when learning about the functioning of modern international law and its individual institutions.


Keywords:

maritime security, legal regulation, international legal mechanism, justice, legal relations, threats and challenges, transformation of social relations, crisis trends, sea transport, logistics sector

Введение

Обострение имеющихся угроз и формирование новых вызовов ставит проблемы правового обеспечения морской безопасности на знаковые позиции во всех уголках Земли [24]. Неслучайно, глобальная проблема безопасности мореплавания является предметом серьезной озабоченности мирового сообщества [5]. Она требует консолидированных усилий различных государств по борьбе с незаконными актами (применение оружия, терроризм, пиратство), которые угрожают безопасности людей и имущества, серьезно нарушают морское сообщение и подрывают веру народов мира в безопасность морского судоходства и всеобщее верховенство международного права [25].

Исследования в области познания современного механизма обеспечения международной морской безопасности ведутся достаточно давно и имеют в отечественной школе юриспруденции глубокие корни. Они простираются на методологическом, теоретическом и эмпирическом уровнях научного поиска, сосредоточены как на оценке вызовов и угроз в этой области, так и на характеристике действующих международно-правовых механизмах.

В научной литературе отмечаются различные угрозы международной морской безопасности, к которым относятся, прежде всего, морское пиратство и угон судов, использование моря в своих целях террористами или частными военными компаниями (в том числе аффилированными с отдельными государствами), контрабандистами, торговцами людьми, международными преступными и экстремистскими организациями, а иногда даже обычными военно-морскими силами государств, если это производится вопреки существующим международно-правовым механизмам.

Пример реализации потенциальной угрозы морской безопасности мы наблюдали недавно при подрыве газопровода «Северный поток», произведенного посредством использования морского и подводного транспорта в целях реализации интересов определенной группы государств.

Очевидное разнообразие правовых институтов, составляющих право морской безопасности, определяют комплексность и характер мер реагирования международного сообщества на угрозы такой безопасности. Право морской безопасности имеет много общего с международным гуманитарным правом (также называемым правом вооруженных конфликтов), например, проблемы осуществления задержания и применения силы на море. Подобно вопросам, касающимся применения силы и географии войны в праве вооруженных конфликтов, право морской безопасности поднимает новые вопросы осуществления правоохранительной юрисдикции или применения военно-морской силы в различных районах мирового океана.

Современные угрозы исходят не только от международных преступных организаций, негосударственных вооруженных группировок и повстанческих движений, но и актов терроризма и военных действий [3].

Изменчивость и комплексность характера морских угроз и различных мер реагирования на них требуют понимания политики, нормативных актов, национального гражданского и уголовного законодательства государств-участников и международного публичного права, а потому актуализируют вопросы концептуализации международно-правового регулирования обеспечения безопасности на морском транспорте в настоящем исследовании.

Методология исследования и краткий обзор литературы

Методология и методы проведенного авторского исследования включают в себя соответствующие методологические подходы, примененные для обобщения, изучения сущности и особенностей международно-правового регулирования обеспечения безопасности на морском транспорте, к которым относятся системный (Г.М. Азнагулова [2], Ю.А. Тихомиров [17]), сравнительно-правовой (А.И. Ковлер [10], Т.Я. Хабриева [22]) и диалектический (М.К. Мамардашвили [14], В.С. Степин [16], И.Т. Фролов [20] и др.) подходы.

В качестве основных методов исследования автором использованы многообразные вариации анализа и синтеза его результатов, аналогии и сравнения, обобщения и конкретизации, функционального познания и дедукции, абстрагирования, исторического и формально-юридического методов.

Угрозы морской безопасности, тенденции ее обеспечения и проблемы правового регулирования в области безопасного мореплавания являются вопросами, которые концептуализировались в науке и проверялись на практических примерах (В.Н. Гуцуляк [6], А.Л. Колодкин [11], И.В. Холиков [23; 26]). Уделялось достаточное исследовательское внимание и подготовке сил и средств, а также личного состава органов транспортной безопасности к выполнению задач в морских условиях (А.Н. Вылегжанин [4], А.И. Землин [8], А.М. Скрынник [15]). Общие теоретические аспекты, экономические конструкты, нормативные предписания и правоприменительная практика в области обеспечения безопасности на морском транспорте в юридической литературе также результативно обобщены [1; 7; 9; 12; 13; 18; 19; 27; 28]. Однако, сегодня нет единого или общепринятого определения понятия «морской безопасности», определения «права морской безопасности», а также терминологической определенности в понимании дефиниции «безопасность на морском транспорте».

Автору видится, что для обеспечения безопасности на морском транспорте с правовой и организационной точек зрения, необходимо раскрыть становление международно-правового механизма обеспечения безопасности на морском транспорте, определить понятие международно-правового механизма обеспечения безопасности на морском транспорте, обобщить характеристику основных угроз безопасности на морском транспорте, обосновать право обеспечения безопасности на морском транспорте как института международного морского права, представить результаты анализа сложившихся направлений обеспечения безопасности на морском транспорте на примере отдельного региона, выдвинуть предложения по совершенствованию международного законодательства в области обеспечения безопасности на морском транспорте. Указанные выше положения и выступают предметом настоящего исследования.

Основная часть

Мировой океан – это, прежде всего, ресурс и функция пространственного расширения, и его основное использование заключается в качестве средства транзита и коммуникации, поэтому свобода судоходства является основополагающим морским интересом. Кроме того, взаимосвязанный характер мирового океана и важное положение доктрины прецедента в международном праве означают, что международное морское право в одной области как закон влияет на прогрессирование повсюду. В отличие от восполняемого, но уменьшающегося ресурса, такого как морепродукты и рыба, ценность пространственного ресурса не уменьшается по мере того, как все больше реальных пользователей пользуются им и эксплуатируют его по соответствующим морским маршрутам.

Морские перевозки являются наиболее востребованным видом транспорта, что требует соответствующего обеспечения выполнения транспортными кластерами своих функций, в том числе создание и правильное повсеместное использование международных правовых документов, которые регулируют деятельность морского транспорта и безопасности на нем. Важен морской транспорт не только в международном сегменте перевозочно-доставочного компонента мировой экономики и политики. На внутренней арене морской транспорт также играет ключевую роль, поскольку обеспечивает современное развитие экономики, создание и наличие соответствующего количества рабочих мест, а также успешное и оперативное перемещение огромного количества грузов и пассажиров.

Обеспечение безопасности на морском транспорте и организация работы по такому обеспечению основывается на диалектическом взаимодействии международного и национального законодательства, имплементации и взаимного проникновения их норм друг в друга. Таковое обеспечение также связано не только с существованием норм права, но и с их добросовестным исполнением всеми участниками международных отношений. Хотя примеры выборочного исполнения, в том числе и норм морского права, последнее время наблюдаются повсеместно.

Становление современного международно-правового механизма регулирования отношений в области обеспечения безопасности на морском транспорте на основании применения критерия периодизации (и сопутствующих критериев: временного, организационного; нормативно-правового) условно можно разделить на три взаимосвязанных этапа: начальный; послевоенный и современный периоды.

Характеристиками ключевых угроз международной безопасности на морском транспорте относится их противоправность, антропогенность, техногенность. Они исходят от субъектов, которые можно разделить по источнику на государственные (терроризм, военные угрозы) и негосударственные (пиратство, терроризм, транснациональная преступность, незаконная торговля, загрязнение среды), а также исторические (запасы и остатки оружия и боеприпасов на морском дне, национальные конфликты на морских территориях). В целях повышения эффективности мер профилактики по предупреждению преступлений, совершенных на морских судах следует учитывать не только нормы национального права, но и международного морского и уголовного права, а также тенденции политической и внешнеэкономической деятельности государств. Последние военно-политические события обостряют противостояние «ключевых» международных игроков и имеют тенденции к обострению борьбы за влияние в отдельных регионах Мира.

Нельзя сказать, что сегодня в международно-правовой науки успешно было бы концептуализировано определение понятия «международной морской безопасности». Толкуется данный термин как состояние стабильного порядка мирового океана, обеспечиваемое верховенством международного морского права. Следует отметить, что к угрозам международной морской безопасности относятся, прежде всего, морское пиратство и угон судов, использование моря в своих целях террористами, контрабандистами, торговцами людьми, международными преступными и экстремистскими организациями, а иногда даже обычными военно-морскими силами государств. Угрозы также включают преднамеренный и незаконный ущерб, нанесенный морской среде, преднамеренный или незаконный сброс загрязняющих веществ, незаконный, и нерегулируемый промысел, и другие.

Правила, режимы и нормы, применимые к деятельности по обеспечению безопасности на море и при использовании транспорта, по нему передвигающегося, являются предметом права морской безопасности. Право морской безопасности – это комплексный институт права, сочетающий в себе главным образом элементы международного морского права, международного уголовного права, международного права прав человека и международного гуманитарного права. Право морской безопасности также включает в себя аспекты национального и международного миграционного, торгового и таможенного права.

Подобное разнообразие правовых институтов, составляющих право морской безопасности, определяют меры реагирования на различные угрозы. Право морской безопасности имеет много общего с международным гуманитарным правом (также называемым правом вооруженных конфликтов), например, проблемы осуществления задержания и применения силы.

Под правовым механизмом обеспечения международной безопасности на морском транспорте понимается совокупность установленных (ратифицированных) правовых норм, определенная этими нормами процедура (алгоритм) их реализации в объективной реальности, а также практика их применения, особенно по привлечению к ответственности за нарушение поддержания защищенности объектов морского транспорта.

Подобно вопросам, касающимся применения силы и географии войны в праве вооруженных конфликтов, право морской безопасности поднимает новые вопросы осуществления правоохранительной юрисдикции или применения военно-морской силы в различных районах мирового океана. Современные угрозы исходят не только от международных преступных организаций, негосударственных вооруженных группировок и повстанческих движений, но и актов терроризма, а также военных действий отдельных стран, их союзов или объединений стран.

Система обеспечения безопасности на море включает в себя систему самостоятельного обеспечения транспортной безопасности, сформированную внутри транспортного кластера, правоохранительные органы, вооруженные силы, а также отдельные структуры и службы, выполняющие специфические функции. К военно-морским силам, береговой охране, морской полиции, прибрежным и морским силам присоединяются наземные и воздушные элементы объединенных вооруженных сил, другие ведомства и ведомства, включая океанографические и рыбохозяйственные службы, разведывательное сообщество и международные партнеры. Изменчивость и комплексность характера морских угроз и различных мер реагирования на них требуют понимания политики, нормативных актов, национального гражданского и уголовного законодательства государствучастников и международного публичного права. Право безопасности на море включает в себя юридические полномочия по противодействию традиционным и конвенционным угрозам, а также нерегулярным или асимметричным угрозам, направленным против территориальной целостности или политической независимости государств под флагом, портов, прибрежных государств и государств, не имеющих выхода к морю.

Заключение

Характер морских угроз и предпринимаемых международным сообществом для противодействия им комплекс организационно-правовых мер реагирования на них, требуют комплексного исследования и научного понимания международно-правового регулирования обеспечения безопасности на морском транспорте.

Эффективным способом, средством и идеологией в борьбе с преступными посягательствами в отношении морского транспорта и узлов его обеспечения является разработка, принятие и всеохватное применение международно-правовых норм, образующих в своей совокупности международно-правовую базу обеспечения морской безопасности. Эти нормы процесс, средство и результат длительных усилий консолидировано действующего цивилизованного человечества, имеющие закономерности своего развития и социально-историческую обусловленность.

Организация безопасности на морском транспорте требует консолидированных усилий международного сообщества, прежде всего в соблюдении, выполнении и развитии норм международного права, регулирующего эту сферу социального взаимодействия. Мировой океан, моря и транспортные морские пути можно эффективно и законно использовать лишь совместно, соблюдая баланс интересов и охраняемых международным правом ценностей. Безопасность на морском транспорте важнейшая часть обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, поскольку огромное количество необходимых грузов доставляется лишь морскими путями.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предмет исследования. В рецензируемой статье «Обеспечение безопасности на морском транспорте: актуальные тенденции и концептуальные обобщения её международно-правового механизма» предметом исследования являются нормы права, регулирующие общественные отношения в сфере обеспечения международной морской безопасности.
Методология исследования. При написании статьи использовались такие методы научного познания как: логический, исторический, теоретико-прогностический, формально-юридический, системно-структурный и правового моделирования. Методологический аппарат составили следующие диалектические приемы и способы научного познания: анализ, абстрагирование, индукция, дедукция, гипотеза, аналогия, синтез, типология, классификация, систематизация и обобщение. В работе использовалось сочетание эмпирической и теоретической информации. Применение современных методов позволило изучить сложившиеся подходы, взгляды на предмет исследования, выработать авторскую позицию и аргументировать ее.
Актуальность исследования. Актуальность темы исследования, заявленной автором, не вызывает сомнения. Сложная геополитическая ситуация ставит перед мировым сообществом проблему поиска новых путей решения в сфере обеспечения международной безопасности, в том числе, в области трансграничных морских перевозок. Автор справедливо отмечает, что «…морские перевозки являются наиболее востребованным видом транспорта, что требует соответствующего обеспечения выполнения транспортными кластерами своих функций, в том числе создание и правильное повсеместное использование международных правовых документов, которые регулируют деятельность морского транспорта и безопасности на нем… право морской безопасности поднимает новые вопросы осуществления правоохранительной юрисдикции или применения военно-морской силы в различных районах мирового океана». Эти обстоятельства указывают на актуальность доктринальных разработок по данной тематике с целью совершенствования законодательства и практики его применения.
Научная новизна. Не подвергая сомнению важность проведенных ранее научных исследований, послуживших теоретической базой для данной работы, тем не менее, можно отметить, что в этой статье впервые сформулированы заслуживающие внимания положения, например: «Под правовым механизмом обеспечения международной безопасности на морском транспорте понимается совокупность установленных (ратифицированных) правовых норм, определенная этими нормами процедура (алгоритм) их реализации в объективной реальности, а также практика их применения, особенно по привлечению к ответственности за нарушение поддержания защищенности объектов морского транспорта». Автором по результатам написания статьи сделан ряд теоретических выводов и предложений, что указывает не только на важность этого исследования для юридической науки, но и определяет его практическую значимость.
Стиль, структура, содержание. Статья написана научным стилем, использована специальная юридическая терминология. Материал изложен последовательно, грамотно и ясно. Статья структурирована. Введение полностью отвечает требованиям, предъявляемым к этой части научной статьи. В заключении сформулированы общие выводы по основным результатам, достигнутым автором в ходе исследования. Тема раскрыта, содержание статьи соответствует ее названию. Замечаний нет.
Библиография. Автором использовано достаточное количество доктринальных источников, представлены ссылки на публикации последних лет. Ссылки на источники оформлены в соответствии с требования библиографического ГОСТа.
Апелляция к оппонентам. По всем аспектам заявленной тематики представлена научная дискуссия, обращения к оппонентам корректные. Все заимствования оформлены ссылками на автора и источник опубликования.
Выводы, интерес читательской аудитории. Статья «Обеспечение безопасности на морском транспорте: актуальные тенденции и концептуальные обобщения её международно-правового механизма» рекомендуется к опубликованию. Статья соответствует тематике и редакционной политике журнала «Международное право». Статья написана на актуальную тему, имеет практическую значимость и отличается научной новизной. Данная статья может представлять интерес для широкой читательской аудитории, прежде всего, специалистов в области международного права, международного гуманитарного права и морского права, а также, будет полезна для преподавателей и обучающихся юридических вузов и факультетов.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.