Мировая политика - рубрика Концепции политического устройства мира
по
Мировая политика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Мировая политика" > Рубрика "Концепции политического устройства мира"
Концепции политического устройства мира
Кочеров О.С. - Вечное возрождение дракона: ловушка дискурсивной силы и деколониальная критика теории международных отношений c. 1-20

DOI:
10.25136/2409-8671.2023.4.69205

EDN: WWGCHI

Аннотация: Статья посвящена исследованию дискурсивной силы и смежных концептов (институциональной силы, нормативной силы, эпистемической силы) как важной части внешнеполитической стратегии современной КНР. Особое внимание уделяется академическому измерению дискурсивной силы, проявляющемуся в формировании китайской теории международных отношений как способа конструирования современной китайской идентичности и инструмента критики западной концептуализации глобальных процессов и роли Китая в них. В связи с тем, что вестфальская идентичность несёт для Пекина определённые риски (противоречие экономической открытости Китая, потенциальная утрата уникальной китайской идентичности, исполнение самосбывающегося пророчества о конфликте КНР и США), Чжуннаньхай активно пытается осмыслять свою идентичность через развитие эпистемической силы, одним из проявлений которой является возникновение китайской школы международных отношений. При этом основными двумя стратегиями Китая при взаимодействии с западной теорией международных отношений становятся (1) повышение её инклюзивности через включение в неё китайских концепций и методов исследования и (2) создание альтернатив западной теории международных отношений. На более фундаментальном уровне теоретизации незападных международных отношений первая стратегия в целом соотносится с проектом «глобальных международных отношений», а вторая с деколониальным/постколониальным подходом к международным отношениям.  При помощи деколониальной герменевтики рассматриваются основные недостатки «глобальных международных отношений» и лежащей в их основе эпистемической культуры, а также вскрываются проблемы, возникающие при накоплении Китаем дискурсивной силы. На основе анализа можно сделать вывод о трёх потенциальных стратегиях КНР: вестфальская дискурсивность, вестфальская дискурсивность с китайской спецификой и критическая дискурсивность. При этом первые две стратегии чреваты попаданием КНР в ловушку дискурсивной силы: пытаясь противостоять западной дискурсивной агрессии через накопление дискурсивной силы, Пекин начинает интернализировать присущие западной политической модели властные структуры и нарративы или романтизировать альтернативные им системы воспроизводства власти имперского Китая, чем подкрепляет существующие в отношении его опасения и в итоге занимает менее выгодную стратегическую позицию. Для выхода из этой ловушки в статье предлагается ряд путей (развитие сотрудничества со странами глобального Юга, взаимодействие с их эпистемическими культурами, критическое переосмысление современных китайских концепций международных отношений).
Гончаров В.В. - Влияние глобального конституционализма на формирование социально-философских концепций в России c. 37-52

DOI:
10.7256/2409-8671.2016.3.19841

Аннотация: Настоящая научная статья посвящена исследованию влияния глобального конституционализма на формирование и развитие различных социально-философских концепций в Российской Федерации на современном этапе ее развития. Автором исследуются различные неолиберальные, неконсервативные, либеральные, консервативные, марксистские, неомарксистские, монархические, национал-большевистские, исламские, православные, религиозные и иные современные российские социально-философские концепции и их отношение к проблемам глобализации социально-философского, государственно-правового и финансово-экономического развития Российской Федерации в настоящее время. В работе используется ряд методов научного познания: гносеологический; онтологический; формально-логический; диалектический; статистический; сравнительно-правовой; абстрактно-идеалистический; конкретно-исторический. Автор обосновывает тезис о том, что глобальный конституционализм оказывает значительное влияние на содержание и развитие современных российских социально-философских концепций, которые, в зависимости от отношения к процессам глобализации общественно-политического, государственно-правового и финансово-экономического устройства Российской Федерации можно поделить на три большие группы: обосновывающие позитивный характер глобального конституционализма для нашей страны; подвергающие критике процессы глобализации по западному образцу; разрабатывающие альтернативные проекты по участию России в процессах глобализации.
Осипов Е.А. - Три года президентства Э. Макрона. Французский мультикультурализм в средней школе c. 59-67

DOI:
10.25136/2409-8671.2020.2.33129

Аннотация: В статье рассматривается французская политика в области интеграции детей-мигрантов в систему среднего школьного образования за первые три года президентства Э. Макрона (2017-2020 гг.). Особое внимание уделено мерам по противодействию распространения религиозного радикализма в молодежной среде. Автор показывает, что в отличие от предшественников, ограничившихся общими мерами в основном антитеррористического характера, при Э. Макроне акцент делается на индивидуальном подходе к каждому выявленному случаю радикализации поведения или взглядов подростков и на принятии конкретных мер по предотвращению, мониторингу и борьбе с подобными случаями.   В целом, по вопросам интеграции представителей религиозных и национальных меньшинств в систему школьного образования Э. Макрон проводит умеренно правую политику. Предпринятые им шаги - обязательное посещение детского сада с трехлетнего возраста, уменьшение количества детей в начальных классах, закрытие программы ELCO - должны привести к улучшению ситуации и могут способствовать "возвращению Республики на утраченные территории" в пригородах крупных городов. При этом президент Франции избегает радикальных мер (например, арабский язык остается в качестве одного из иностранных языков в школе), которые могли бы "стигматизировать" мусульманское сообщество Франции.
Жукова Е.А. - Проблема рационального в политической идеологии Эдмунда Берка c. 65-72

DOI:
10.25136/2409-8671.2018.2.25603

Аннотация: Можно ли считать консервативную идеологию рациональной? Ведь для многих исследователей вопрос о рациональном в философии первого консерватора Эдмунда Берка не стоит в принципе, в связи с тем, что мыслитель представляется как традиционалист. Как соотносятся идеи Берка с классическим просвещенческим типом рациональности? Мог ли действительно первый консерватор быть нерационалистом, живя и работая во времени, когда разум являлся фактически единственной константой в общественно-политической мысли? В статье автор рассматривает все вышеуказанные вопросы и дает свою интерпретацию. При работе со статьей использовался исторический и ценностно-нормативный методы исследования. Для большей ясности и определения консервативных идей был задействован сравнительный анализ возникающего консерватизма с либеральной идеологией. Основной вывод в статье заключается в доказательстве рациональности классического консерватизма. Автор обосновывает, что рациональность Эдмунда Берка была построена на ином типе восприятия политической реальности. Рассмотрены понятия разума и традиции, эксперимента и опыта. Защищая принципы наследственности, преемственности и традиционализма, Берк первым начал доказывать возможность сосуществования традиции и разума в одном политическом поле.
Manoilo A.V. - Geopolitical Order of the Modern World in the Context of Global Instability c. 86-98

DOI:
10.7256/2409-8671.2015.2.15309

Abstract: The modern geopolitical order of the world is characterized by an extreme instability. Its main peculiarity is that geopolitical borders, delimiting modern states and nations, exist now not so much within geographical boundaries of watersheds (mountain ranges) and coastlines, as in the minds of people who have learned to divide the society into "the same" and "the others" on the basis of belonging to certain national interests, values, ideological concepts, doctrines, and patterns of political behavior which can be followed by both continental and island states. The methodology of the research is based on the system, structural-functional, and comparative political approaches, the methods of analysis, synthesis, induction, deduction, and observation.Symbols serving as markers are used to consolidate these boundaries in the minds of the population, marking "the same" and separating them from “the others.” Often these markers are of a primitive character, such as flowers (roses in Georgia, tulips in Kyrgyzstan, cornflowers in Belarus, cactuses in Mexico, and jasmine in Tunisia) in the hands of the participants of the color revolutions in the CIS, orange rags in Ukraine, or white ribbons in Russia, dates in Tunisia and Egypt, etc. 
Урсул А.Д. - Становление глобального мира и переход к устойчивому будущему c. 92-102

DOI:
10.25136/2409-8671.2017.3.23454

Аннотация: В статье показано, что становление глобального мира в значительной мере зависит от решения глобальных проблем и снижения негативов глобализации на пути перехода к устойчивому развитию (УР). Глобальный процесс перехода к УР сейчас осознаётся не только как новая форма и стратегия развития человечества, дающая равные возможности нынешним и будущим поколениям по удовлетворению своих разумных потребностей, но и как новый – коэволюционный способ взаимодействия общества и природы, на пути развёртывания которого ожидается становление глобального мира. УР рассматривается в контексте решения приоритетных глобальных проблем, а не только экологической проблемы. Для раскрытия темы статьи используются такие общенаучные способы исследования как системно-глобальный, социоприродный, интегративно-междисциплинарный и эволюционно-исторический подходы, методы исследования будущего, в особенности футурологический подход и прогнозирование устойчивого развития. Акцентируется внимание на том, что глобализация и глобальные проблемы в существенной степени детерминированы социоприродными факторами, как планетарными особенностями и границами планеты как космического тела, так и необходимостью кардинального изменения традиционных форм и способов жизнедеятельности людей и их взаимодействия с природой. Формирование глобального мира исследуется в ракурсе решения основного социоприродного противоречия между растущими потребностями человечества и ограниченностью и даже невозможностью биосферы их удовлетворения без дальнейшей ускоренной деградации. Подчёркивается, что условиях умножения глобальных вызовов и угроз необходимо переходить от устранения чрезвычайных и иных негативных последствий природных катаклизмов и антропогенной деятельности к их предотвращению и к превентивно-упреждающим мерам, что и предполагает дальнейшее движение к глобальной устойчивости.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.