Мировая политика - рубрика Внешняя политика России
по
Мировая политика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Мировая политика" > Рубрика "Внешняя политика России"
Внешняя политика России
Бородин Е.А. - Центральная Азия как геостратегический проект, обеспечивающий долгосрочные интересы России c. 1-17

DOI:
10.7256/2306-4226.2013.3.9090

Аннотация: После распада СССР ни одно постсоветское государство не смогло и, скорее всего, самостоятельно не сможет создать самодостаточной, сбалансированной и конкурентоспособной на мировом рынке национальной экономической системы. Более того, постсоветским странам, в том числе государствам Центральной Азии и Российской Федерации, так и не удалось наладить новые экономические связи, которые способствовали бы интенсивному развитию всех отраслей промышленности. Перерабатывающие отрасли промышленности центральноазиатских государств, оказались практически неконкурентоспособными в условиях глобального рынка. Сегодня предприятия стран Центральной Азии и России, связанные с глубокой переработкой сырьевых ресурсов, либо простаивают, либо их загрузка несущественна (по сравнению с советским временем), а новые предприятия практически не вводятся в строй. «На плаву» же остаются главным образом сырьевые отрасли: отрасли ТЭК, горнодобывающая отрасль, производство цветных металлов и т.д., а сами страны в основном ориентируются на экспорт сырья.
Шапкин М.Н., Васецова Е.С. - Республика Казахстан в центральноазиатской стратегии Российской Федерации c. 1-12

DOI:
10.7256/2409-8671.2017.1.21482

Аннотация: В статье анализируется внешнеполитическая стратегия Российской Федерации в одном из наиболее значимых для нее регионов – Центральной Азии. Предметом исследования является роль Республики Казахстан в регионе и ее место в центральноазиатской стратегии России. Изучаются основные факторы, повлиявшие на формирование стратегии Российской Федерации в ее современном виде, анализируются вызовы безопасности региона и их потенциальная опасность для национальных интересов России. Анализируются недочеты региональной стратегии России и формулируются рекомендации по выстраиванию эффективной внешнеполитической стратегии в центральноазиатском регионе В качестве методологической основы исследования, помимо общенаучных методов и приемов использовался комплексный подход с привлечением широкого спектра социально - гуманитарных наук Основным выводом проведенного исследования является необходимость углубления многостороннего сотрудничества на фоне общих региональных политических и экономических вызовов. Научная новизна исследования заключается в рассмотрении стратегии в отношении Республики Казахстана с отделением экономических интересов Российской Федерации в Центральной Азии от более обширных геополитических соображений
Борисов А.В. - «Мягкая сила» России: специфика понимания и оценки c. 1-11

DOI:
10.25136/2409-8671.2020.1.32217

Аннотация: В статье предлагается критический анализ отечественного понимания "мягкой силы", как инструмента внешней политики государства. Автором отмечается, что в российских документах стратегического планирования, определяющих базовые принципы, приоритеты, цели и задачи в области внешней политики и национальной безопасности содержатся неоднократные указания на важность "мягкой силы" и указывается на необходимость усиления роли России в мировом гуманитарном пространстве. Однако инструментальная трактовка противоречит изначальному пониманию "мягкой силы", как способа легитимации внешнеполитических усилий государства, и приводит к переносу внимания с оценки эффекта, достигнутого в результате применения гуманитарных технологий, на оценку самой гуманитарной активности. По мнению автора, подобный подход, затрудняет адекватное использование ресурсов "мягкой силы", имеющихся в распоряжении России, при проведении внешнеполитического курса, уводит от понимания того, что что усилия по ее культивации имеют внутриполитическую направленность, во вне "мягкая сила" лишь проецируется.
Ковальска М. - The relevance of study of decision-making processes in Modern Russia c. 18-20

DOI:
10.7256/2306-4226.2014.1.10720

Аннотация: Abstracts: Under present conditions political decision-making models and procedures (both internationally and domestically) become crucial for the development of a country and the determination of it role in World Politics. Therefore the study of political decision-making processes in Modern Russia is an urgent goal. During the study of political decision-making processes in Modern Russia one can come to the conclusion that the study of these processes owes to the scientific analysis of the functioning of the presidential power institute its interaction in what relates to decision-making with other branches of power: legislative and judicial. On the whole, the relevance of study of decision-making processes in Modern Russia (on the example of the institute of presidential power) is determined by set of special factors.
Демидов А.М. - Интерпретации современной внешней политики России в публикациях научно-исследовательских центров Аргентины c. 19-46

DOI:
10.25136/2409-8671.2019.3.31136

Аннотация: Предметом исследования является трактовка исследователями из Аргентины российской внешней политики в XXI веке. Цель работы - создать картину представлений аргентинских ученых об особенностях внешней политики России, о её целях и методах, её основных направлениях, результатах её реализации и об определяющих её факторах. В качестве материала для анализа было использовано более шестидесяти работ сотрудников трех наиболее значимых аргентинских центров международных исследований. Рассматриваемые статьи были опубликованы на веб-сайтах этих центров в 2000-2019 годах и ранее не переводились на русский язык. Исследование основано на историческом методе, при помощи которого прослеживается эволюция представлений аргентинских исследователей о внешней политике России. Научная новизна исследования заключается в том, что обзор именно научных, а не публицистических публикаций по проблеме еще не проводился отечественными учеными. В результате анализа и обобщения источников выявлены представления аргентинского научного сообщества о внешней политике России как прагматичной, в основном оборонительной, направленной на восстановление влияния в домашнем регионе и поддержание её статуса как великой державы. Показаны аргентинские трактовки отношений РФ и США, войны с Грузией 2008 года, присоединения Крыма и украинского кризиса 2014 года, участия России в ближневосточных конфликтах, политики РФ в Латинской Америке. Выявлена теоретико-методологическая основа аргентинских исследований российской внешней политики.
Коновалова К.А. - Стратегические партнерства России и государств Латинской Америки в новых геополитических условиях c. 37-51

DOI:
10.25136/2409-8671.2023.1.39954

EDN: LCBSQG

Аннотация: Объектом настоящего исследования выступают современные российско-латиноамериканские отношения. Подробно рассматривается влияние текущего международного контекста, связанного с кризисом вокруг Украины, на стратегические партнерства (СП) России с рядом государств Латинской Америки. Первая часть раскрывает специфику этого формата отношений. Во второй части проводится анализ динамики диалога с Аргентиной, Бразилией, Боливией, Венесуэлой, Кубой, Никарагуа, Перу и Эквадором, в зависимости от глубины воздействия на них конфронтации России и Запада после начала российской специальной военной операции на Украине. В заключении работы выделяются сходства и различия в линиях поведения латиноамериканских стратегических партнеров России в современных конфликтных международнополитических условиях.      Данное исследование представляет собой одну из первых попыток отечественной науки комплексно осмыслить эффекты украинского кризиса для состояния и возможного будущего стратегических партнерств России и государств региона Латино-Карибской Америки. Новая постановка проблемы при привлечении системного подхода и метода кейс-стади, позволяющего проанализировать и включить в более широкий контекст диалога РФ и Латинской Америки каждый национальный пример двустороннего стратегического партнерства, обусловливают авторский вклад. Главные выводы состоят в ряде положений. Во-первых, хотя реакция стратегических партнеров РФ на украинский кризис и его глобальные последствия варьирует, заметно их общее стремление сохранять импульс взаимовыгодной кооперации с Россией. Во-вторых, внутри стратегических партнерств можно выделить материальную и символическую составляющую, и именно по второй осложнение международного контекста ударило больше всего. Наконец, современная обстановка явно требует от России ревизии латиноамериканской стратегии, первым шагом которой как раз может стать переосмысление формата СП.
Озманян М.С. - Имидж РФ и российско-курдские отношения в контексте сирийского кризиса (2015-2017) c. 38-47

DOI:
10.25136/2409-8671.2018.1.25645

Аннотация: Статья посвящена анализу имиджа Российской Федерации и ее отношений с курдами в контексте сирийского кризиса. В статье решаются следующие задачи: рассмотреть понятие имиджа государства; охарактеризовать российско-курдские отношения; выявить особенности российской политики в Сирии; определить пути сохранения позитивного имиджа РФ в восприятии сирийских курдов. С самого начала сирийского конфликта одной из сил, противостоящих «Исламскому государству», являются курды. Военная операция в Сирии стала важным событием для внешней и военной политики РФ и существенно повлияла на политический имидж России на Востоке и Западе. Участие России в урегулировании внутригосударственного конфликта в Сирии способствовало улучшению положения курдов. При этом курды реализуют двунаправленную стратегию: они стремятся получить поддержку России применительно к ситуации на юге Сирии и формируют союз с США применительно к обстановке на севере этой же страны. Упрочение конструктивных российско-курдских отношений может внести важный вклад в формирование позитивного международного имиджа РФ. Россия начинает играть ведущую роль в странах Леванта, а установление прочных отношений с сирийскими курдами имеет особое значение для успеха ближневосточной политики Москвы. Вмешательство РФ в сирийский конфликт не только укрепило позиции Б. Асада, усилило влияние курдов на западе Сирийской арабской республики, но и значительно повысило доверие к Москве со стороны международного сообщества, поскольку верность России своему союзническому долгу и обязательствам весьма позитивно сказывается на ее имидже за рубежом.
Репьева А.М. - Энергетическая политика России и стран АТР c. 40-58

DOI:
10.7256/2306-4226.2013.3.8813

Аннотация: В данной работе будет рассмотрен первый из приведенных выше столпов российской экономики XXI века, энергетическая политика России. Следует отметить, что энергетическая политика любой страны представляет собой сложный комплекс взаимодействия различных факторов, как внутренних, так и внешних. Внутренними факторами в данном анализе являются: состояние энергетического сектора России, наличие необходимого оборудования, технологий, кадров и стратегии развития энергетического комплекса; существование необходимого законодательства; создание вспомогательных инстанций, институтов, фондов, способствующих реализации поставленных целей, повышение инвестиционной привлекательности российской экономики и некоторые другие меры, необходимые для роста экономики нашей страны. Среди внешних факторов следует выделить интересы импортеров российских ресурсов, необходимый для них объем энергоносителей, приемлемость маршрутов поставок, политические взаимоотношения с потенциальными импортерами российского сырья и странами-конкурентами. Говоря о внешних факторах, влияющих на энергетическую политику, нельзя не отметить, что в настоящий момент значительную роль в мировых экономических и политических отношениях начинают играть страны азиатско-тихоокеанского региона(АТР). В странах этого региона происходит быстрый рост экономики, для поддержания которого им требуется все больше энергетических ресурсов. Для этих стран гораздо более выгодно покупать традиционные виды ресурсов, нежели разрабатывать альтернативные виды энергии. Находясь в стратегически выгодной географической близости к этому региону, у России имеется возможность проводить торговлю без посредников, что достаточно выгодно отражается на цене товара. Необходимость модернизации экономики, развития регионов Дальнего Востока и Сибири, укрепление положения на международной политической арене,- все это является причинами, по которым России просто необходимо энергетическое партнерство со странами АТР. Энергетическая политика России сегодня нацелена на решение данных актуальных для нее проблем. Соответственно, объектом исследования станут политические отношения России со странами АТР, а предметом – особенности этих отношений и пути их оптимизации.
Косоруков А.А. - Публичный дискурс как фактор государственной политики России (на примере евразийской интеграции) c. 47-58

DOI:
10.25136/2409-8671.2018.3.21567

Аннотация: Предметом исследования статьи выступает публичный дискурс как фактор эффективной реализации государственной политики России, рассмотренной на основе ее институционального обеспечения, а также развития Евразийского экономического союза и Европейского союза. Публичный дискурс евразийского регионализма исследуется в коммуникативном пространстве формирования легитимности государственной власти, конструируемой на основе различных течений политической мысли, определяемой национальной и региональной идентичностью государства, связанной со значимыми "другими", в роли которых выступают ключевые внешнеполитические партнеры государства. Методология исследования включает исторический метод, метод контент-анализа дискурса, функционального и неофункционального подходов к интеграции. Основными выводами проведенного исследования являются: - в пространстве публичного дискурса государство определяет значимых «других» и свои национальные интересы, которые повышают качество проводимой государственной политики; - эффективный публичный дискурс позволяет достигать международного признания интересов государства и легитимности его политической системы; - неготовность Европейского союза в пространстве публичного дискурса на равных взаимодействовать с Евразийским экономическим союзом означает, что публичный дискурс ЕС и его идентификация значимых "других" носят эксклюзивный характер; - публичный дискурс государств-членов Евразийского экономического союза находится в процессе своего становления, включает нестабильные представления о России и ЕС как о значимых «других».
Кубасова М.А. - Китай во внешней политике России: возможности и угрозы c. 52-57

DOI:
10.25136/2409-8671.2018.2.21027

Аннотация: Предметом исследования являются российско-китайские отношения на современном этапе. В статье рассматривается процесс реализации наиболее масштабных совместных проектов и соглашений в экономической сфере. Подчеркивается особое значение Китая в реализации внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. Выделены возможные угрозы для России, связанные с усилением роли Китая в мировой политике. Проанализированы области возможной конкуренции между Россией и Китаем: соперничество в Африке, Латинской Америке и других перспективных регионах. Отмечена взаимозависимость экономик двух стран в сфере прямой торговли, на сырьевом и финансовых рынках. Методология исследования включает теоретический анализ научной литературы и официальных документов по исследуемой проблеме; изучение, обобщение и анализ информации о состоянии российско-китайских отношений и возможных негативных последствиях данного сотрудничества для Российской Федерации. В качестве основных выводов к данной статье следует выделить такие положения: 1. В настоящее время Россия является основным приоритетным партнером Китая. Китай также занимает ключевое положение во внешней политике России. 2. Современное состояние российско-китайских отношений позволяет говорить о значительных финансовых выгодах, получаемых от реализации проектов обеими странами, и усилению положения двух стран в мировой политике в ходе данного сотрудничества. 3. Существует значительное количество угроз для экономики России от сближения с Китаем, однако данные проблемы можно решить с помощью дальнейшей диверсификации и укреплению собственных региональных структур.
Коломейцева Н.А., Коломейцев Ю.Ю. - Российский Дальний Восток в геоэкономическом пространстве АТР: институциональная трансформация c. 58-64

DOI:
10.25136/2409-8671.2018.2.25812

Аннотация: Предметом данного исследования является институциональная трансформация российского присутствия в политико-экономическом пространстве Азиатско-Тихоокеанского региона. Автором выделяются факторы, препятствующие процессу интеграции России в АТР и, наряду с ними, аспекты федеральной "восточной" политики, преломляющие негативные тенденции на данном участке внешней политики государства. В качестве одной из переменных институциональной трансформации выделяется количество международных форумов, организованных российской стороной за последние пять лет. Проведенный анализ свидетельствует о том, что пик активизации "восточного" внешнеполитического вектора РФ приходится на момент резкого ухудшения межгосударственных отношений на "западном" направлении. В статье задействован обширный первичный материал, подобранный исследователем из различных источников, на основе которого применяется системный поход в целях определения формата происходящей трансформации на внешнеполитическом векторе РФ. В данном исследовании автором приводятся несколько противоречивых тенденций протекания процесса интеграции России в АТР и анализируются созданные Россией, а также странами и организациями Азиатско-Тихоокеанского региона институты, способствующие вхождению РФ на крупнейшие рынки наиболее развивающегося и населенного мирового региона. В заключении делается вывод о меняющейся роли России в геоэкономическом пространстве АТР.
Сагайдак Е.А. - Индийский гамбит: АЭС «Куданкулам» c. 59-86

DOI:
10.7256/2306-4226.2013.3.9089

Аннотация: Предлагаемая статья затрагивает ряд важнейших вопросов российско-индийского сотрудничества, ключевыми из которых сегодня являются проблемы военного сотрудничества и атомная энергетика. Определяются основные причины угрозы срыва строительства новых и ввода в эксплуатацию уже построенных российскими компаниями АЭС. Анализируется взаимосвязь внутренней политики Индии с проводимой внешней политикой, возросшая роль США в регионе, а также затрагивается вопрос конкурентоспособности отечественного военного производства в условиях меняющейся расстановки политических сил. Международные отношения в настоящий период характеризуются развитием и появлением качественно новых тенденций в мировой политике и экономике. К их числу, в первую очередь, относятся глобальные проблемы, решение которых лежит на пути широкого международного сотрудничества в экономической, политической и научно-технической областях. Одной из наиболее острых проблем для большинства стран, в том числе и для Индии, где роль минеральных ресурсов особенно возросла в последние годы, является энергосырьевая.
Ромадан Л.И. - Эволюция российских подходов к миротворческой деятельности ООН в контексте формирования полицентричной системы международных отношений c. 68-80

DOI:
10.25136/2409-8671.2017.2.22894

Аннотация: Предметом исследования является внешнеполитическая линия Российской Федерации в ООН, а именно в сфере миротворчества и международной безопасности в XXI в. через призму формирования полицентричной системы международных отношений. Автор делает акцент на анализе договорно-правовой базы, регламентирующей участие российских граждан в международном миротворчестве, а также деятельности миротворцев в современных операциях по поддержанию мира под эгидой ООН. Проводится детальный обзор географии участия российских миротворцев, выявляются тенденции и проблемы в контексте реформы ООН и формирования внешнеполитических приоритетов России. Методологическая основа исследования – принципы и методы политического исследования, основывающиеся на системном подходе. В процессе исследования эволюции участия Российской Федерации в миротворческой деятельности ООН применен общелогический метод, включая анализ и синтез, индукцию и дедукцию, сравнение, обобщение, метод критического анализа документов (контент-анализ). Новизна исследования заключается в попытке проведения всестороннего анализа участия России в миротворческой деятельности ООН в условиях перехода к полицентричной модели мироустройства. Для эффективного продвижения внешнеполитической линии Российской Федерации на площадке ООН представляется целесообразным концентрироваться, в том числе и по вопросам миротворческой деятельности.
Бородинов Е.Н. - Анализ крымской внешнеполитической операции c. 81-88

DOI:
10.7256/2306-4226.2015.1.12586

Аннотация: В настоящей статье, посвященной анализу крымской внешнеполитической операции, проведенной вооруженными силами Российской Федерации, "вежливыми людьми", приводятся оценки эффективности данной операции, делаются выводы по ключевым моментам о соблюдении требований внезапности и конспирации. Учитывая тот факт, что документы по данной внешнеполитической операции не находятся в открытом доступе, вывод о том, что сохранению секретности придавалась огромное значение, следует из заявлений российских политиков и дипломатов, комментировавших результаты воссоединения Крыма с РФ. Отмечается, что данная внешнеполитическая операция, не смотря на то, что она была проведена успешно и основная цель её была достигнута, тем не менее, не лишена некоторых недочетов, что вполне объяснимо особенностями и спецификой крымского прецедента. В результате проведенного анализа были выявлены моменты, которые частично раскрыли участие российских военных в событиях в Крыму. Делается вывод о том, что можно было сделать, чтобы избежать преждевременного предания огласке фактов участия российских вооруженных сил. Выводы, которые были сделаны в данной статье, могут быть использованы при планировании и реализации подобных сценариев.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.