Электронный журнал Мировая политика - №2 за 2018 год - Содержание, список статей - ISSN: 2409-8671 - Издательство NotaBene
по
Мировая политика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Мировая политика" > Содержание № 02, 2018
Выходные данные сетевого издания "Мировая политика"
Номер подписан в печать: 04-07-2018
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Рыжов Игорь Валерьевич - доктор исторических наук, федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского", заведующий кафедрой истории и политики России, 603005, Россия, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 2, оф. 313, ivr@fmo.unn.ru
ISSN: 2409-8671
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2018
Интересы и ценности
Коновалова К.А. - Государства постсоветского пространства как объекты воздействия внешней «мягкой силы»: пример Республики Беларусь c. 1-10

DOI:
10.25136/2409-8671.2018.2.19446

Аннотация: Объектом настоящего исследования является воздействие иностранной мягкой силы на Республику Беларусь (РБ) как одно из государств постсоветского пространства. Предметом исследования автор видит специфику стратегий вовлечения РБ в пространство своего "мягкосилового" влияния у таких внутри- и внерегиональных игроков постсоветского пространства, как Россия и Европейский союз; внутри последнего также выделены Польша и Литва. В отношении приведенных стран (группы стран) автор анализирует особенности их проектов ценностно-идеологического вовлечения Белоруссии в орбиту своего "мягкосилового" влияния, а затем характеризует инструментарий такого влияния. В исследовании используются общелогические методы и методы науки о международных отношениях, такие как исторический, компаративный. Задействован также метод работы со статистическими данными. Новизна данного исследования заключается в том, что автор определил цивилизационно-идеологические предпосылки вовлечения РБ в орбиту иностранного "мягкосилового" влияния, а также в том, что обозначаются причины несостоятельности российской "мягкой силы" применительно на белорусском направлении и предлагается некоторый механизм ее коррекции. Автор приходит к выводу, что в настоящее время вокруг Белоруссии существует "мягкосиловая" в широком смысле российско-европейская конкуренция. При этом такое национальное "мягкосиловое" влияние, как, к примеру, польское, не сливается по своему содержанию и целям, с общеевропейским, а представляет собой отдельный феномен, что следует учитывать России. Российская «мягкая сила» на белорусском направлении хорошо институционализирована, но ее концептуальное содержание требует обновления, с одной стороны, с учетом современного состояния отношений двух государств и духовно-интеллектуальным запросов новых поколений белорусского общества и, с другой стороны, ввиду того, что европейские цивилизационно-идеологические проекты в текущих условиях представляют очень жизнеспособную альтернативу Русскому миру.
Региональные конфигурации международных отношений
Аватков В.А. - Тюркский мир и тюркские организации c. 11-25

DOI:
10.25136/2409-8671.2018.2.26047

Аннотация: Объектом исследования является многонациональный тюркский мир и международные тюркские организации, предметом – действия отдельных стран, прежде всего Турецкой Республики, в отношении тюркских государств мирового пространства. Целью исследования является выявление причин, по которым сегодня международные тюркские организации занимают значимое место в системе международных отношений. Автором также рассматриваются важнейшие аспекты и история формирования новой подсистемы современных международных отношений – тюркского мира, а также роль акторов мировых процессов, участвующих в его создании. Автором проводится краткий анализ становления пантюркистских настроений в Турции и поэтапное распространение этих идей на территорию постсоветского пространства и Российской Федерации в 1990-х годах посредством тюркских организаций и других инструментов «мягкой силы», а также осуществляется попытка обосновать принципы работы таких турецких организаций, как ТИКА и ТЮРКСОЙ и их основные задачи. В ходе исследования были рассмотрены принципы взаимодействия тюркских государств друг с другом, а также с внешними игроками в политической, экономической и социокультурной сферах. В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что стремления Турецкой Республики распространить свои ценности – результат политики «неоосманизма», где тюркский мир используется как одно из средств укрепления своих позиций на мировой арене на пути государства к трансформации в надрегиональную державу.
Теория и методология международных отношений
Чеботарев Ю.А. - Либеральный межправительственный подход в контексте современных региональных исследований на примере Латинской Америки c. 26-34

DOI:
10.25136/2409-8671.2018.2.26333

Аннотация: Работа рассматривает вопрос теоретического базиса современных региональных исследований и сравнительной интеграции. Освещается вопрос формирования существующих интеграционных теорий и их особенностей; фиксируется историческая доминанта западноевропейского опыта в процессе создания теорий интеграции. Отмечаются коренные различия между контекстом западноевропейской интеграции и региональными процессами в большинстве других регионов мира. Приводится краткое описание либерального межправительственного подхода, его истоков, истории и обстоятельств его разработки и причины его широкой применимости. В качестве примера приводится опыт региональных инициатив Латинской Америки, их специфика и основные принципы функционирования, их отличие от западноевропейской практики и соответствие латиноамериканского опыта гипотезам либерального межправительственного подхода, объяснимости современных явлений латиноамериканского регионализма на его основе. Делается вывод о применимости ЛМП в современных исследованиях региональных организаций как базового теоретического подхода, высказываются предположения о его возможной доадаптации, подчёркивается актуальность направления и необходимость теоретической работы по осмыслению и систематизации опыта практических исследований и региональной специфики.
Актуальный вопрос
Вардан К. - Причины провала турецкой модели по урегулированию конфликтов в Абхазии, Нагорном Карабахе и Южной Осетии в 2008 году (“Платформа стабильности и сотрудничества на Кавказе») c. 35-44

DOI:
10.25136/2409-8671.2018.2.26411

Аннотация: Объектом исследования является анализ причин неудачи “Платформы стабильности и сотрудничества на Кавказе”. Несмотря на ряд субъективных и объективных причин, которые повлияли на воплощение в жизнь турецкой инициативы, отдельную роль нужно отвести роли двухсторонних отношений Турции со странами Южного Кавказа и с Россией. Исследование позволит понять важность вышеупомянутого фактора в провале турецких инициатив по обеспечению мира и выявить основные причины недоверия стран к региональной политике Анкары. Для изучения выше поставленных объектов научное исследование опиралось на принципы историзма и научной объективности. В ходе исследования использовался метод сравнительного анализа исторических событий, которые повлияли на тему научной работы. Новизна научной работы заключается в выявлении влияния двухсторонний отношений между Турцией и странами вовлеченные в новую модель региональной безопасности. Исследование также даст возможность подчеркнуть ожидания и опасение стран Южного Кавказа, Турции и России от “Платформы стабильности и сотрудничества на Кавказе”.
Мировая политика
Шлюндт Н.Ю. - В поисках путей повышения эффективности международно-политического влияния: конвергенция финансовых мер давления и киберпространственных операций во внешней политике современных государств c. 45-51

DOI:
10.25136/2409-8671.2018.2.26006

Аннотация: В представленной статье анализируются новые средства международно-политического влияния, а именно киберфинансовые инструменты, представляющие собой следствие конвергенции традиционных финансовых мер давления со ставшими уже широко распространенными киберпространственными операциями. Автор поднимает общие вопросы, касающиеся конвергенции в политике, рассматривает предпосылки появления, объекты, виды и преимущества киберфинансовых инструментов внешней политики современных государств, подчеркивая, что они позволяют актору, принявшему решение об их применении, оставаться инкогнито и не уничтожать выгодные для него отношения экономической зависимости. Достигая поставленных перед собой целей, автор обращается к контент-анализу специализированной научной литературы, посвященной соответствующим тематикам, методу классификации, выделяя виды киберфинансовых инструментов, а также к изучению конкретных ситуаций, которые подтверждают выдвинутые предположения. Автор приходит к выводу, что на фоне взаимопроникновения, конвергенции финансовой инфраструктуры и киберпространства происходит появление ряда новых инструментов внешнеполитического влияния, которые можно назвать киберфинансовыми инструментами. Они все чаще оказываются предпочтительными средствами борьбы на мировой политической арене, используемыми как напрямую государствами и их союзами, так и через их прокси-акторов. Применение этих инструментов несет с собой как большую эффективность международного давления, так и новые риски и угрозы.
Внешняя политика России
Кубасова М.А. - Китай во внешней политике России: возможности и угрозы c. 52-57

DOI:
10.25136/2409-8671.2018.2.21027

Аннотация: Предметом исследования являются российско-китайские отношения на современном этапе. В статье рассматривается процесс реализации наиболее масштабных совместных проектов и соглашений в экономической сфере. Подчеркивается особое значение Китая в реализации внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. Выделены возможные угрозы для России, связанные с усилением роли Китая в мировой политике. Проанализированы области возможной конкуренции между Россией и Китаем: соперничество в Африке, Латинской Америке и других перспективных регионах. Отмечена взаимозависимость экономик двух стран в сфере прямой торговли, на сырьевом и финансовых рынках. Методология исследования включает теоретический анализ научной литературы и официальных документов по исследуемой проблеме; изучение, обобщение и анализ информации о состоянии российско-китайских отношений и возможных негативных последствиях данного сотрудничества для Российской Федерации. В качестве основных выводов к данной статье следует выделить такие положения: 1. В настоящее время Россия является основным приоритетным партнером Китая. Китай также занимает ключевое положение во внешней политике России. 2. Современное состояние российско-китайских отношений позволяет говорить о значительных финансовых выгодах, получаемых от реализации проектов обеими странами, и усилению положения двух стран в мировой политике в ходе данного сотрудничества. 3. Существует значительное количество угроз для экономики России от сближения с Китаем, однако данные проблемы можно решить с помощью дальнейшей диверсификации и укреплению собственных региональных структур.
Коломейцева Н.А., Коломейцев Ю.Ю. - Российский Дальний Восток в геоэкономическом пространстве АТР: институциональная трансформация c. 58-64

DOI:
10.25136/2409-8671.2018.2.25812

Аннотация: Предметом данного исследования является институциональная трансформация российского присутствия в политико-экономическом пространстве Азиатско-Тихоокеанского региона. Автором выделяются факторы, препятствующие процессу интеграции России в АТР и, наряду с ними, аспекты федеральной "восточной" политики, преломляющие негативные тенденции на данном участке внешней политики государства. В качестве одной из переменных институциональной трансформации выделяется количество международных форумов, организованных российской стороной за последние пять лет. Проведенный анализ свидетельствует о том, что пик активизации "восточного" внешнеполитического вектора РФ приходится на момент резкого ухудшения межгосударственных отношений на "западном" направлении. В статье задействован обширный первичный материал, подобранный исследователем из различных источников, на основе которого применяется системный поход в целях определения формата происходящей трансформации на внешнеполитическом векторе РФ. В данном исследовании автором приводятся несколько противоречивых тенденций протекания процесса интеграции России в АТР и анализируются созданные Россией, а также странами и организациями Азиатско-Тихоокеанского региона институты, способствующие вхождению РФ на крупнейшие рынки наиболее развивающегося и населенного мирового региона. В заключении делается вывод о меняющейся роли России в геоэкономическом пространстве АТР.
Концепции политического устройства мира
Жукова Е.А. - Проблема рационального в политической идеологии Эдмунда Берка c. 65-72

DOI:
10.25136/2409-8671.2018.2.25603

Аннотация: Можно ли считать консервативную идеологию рациональной? Ведь для многих исследователей вопрос о рациональном в философии первого консерватора Эдмунда Берка не стоит в принципе, в связи с тем, что мыслитель представляется как традиционалист. Как соотносятся идеи Берка с классическим просвещенческим типом рациональности? Мог ли действительно первый консерватор быть нерационалистом, живя и работая во времени, когда разум являлся фактически единственной константой в общественно-политической мысли? В статье автор рассматривает все вышеуказанные вопросы и дает свою интерпретацию. При работе со статьей использовался исторический и ценностно-нормативный методы исследования. Для большей ясности и определения консервативных идей был задействован сравнительный анализ возникающего консерватизма с либеральной идеологией. Основной вывод в статье заключается в доказательстве рациональности классического консерватизма. Автор обосновывает, что рациональность Эдмунда Берка была построена на ином типе восприятия политической реальности. Рассмотрены понятия разума и традиции, эксперимента и опыта. Защищая принципы наследственности, преемственности и традиционализма, Берк первым начал доказывать возможность сосуществования традиции и разума в одном политическом поле.
Современные внешнеполитические концепции и доктрины
Буденный А.А. - Формирование новой стратегической концепции союзников по отношению к России после украинского кризиса. c. 73-80

DOI:
10.25136/2409-8671.2018.2.25761

Аннотация: В работе предметом исследования является новый военный курс НАТО, США, их союзников, а также партнеров. В статье автор проводит анализ динамики отношений США, НАТО с Россией в период украинского кризиса в 2014-2016 гг. Этот кризис привел к серьёзному ухудшению отношений Москвы с Брюсселем, Лондоном и Вашингтоном после окончания «холодной войны» и пересмотру международной безопасности. Украина и Крым явились новой разделительной линией между странами Запада и Россией, которые стали придерживаться разных подходов и методов разрешения кризиса. Внешняя политика Запада в отношении России стала заключаться во всестороннем оказании давления на Россию с помощью дипломатических и экономических санкций, а затем и беспрецедентного военного усиления военной группировки после «холодной войны». В качестве методологической основы исследования, помимо общенаучных методов и приемов использовался системный подход с привлечением широкого спектра социально - гуманитарных наук. Научная новизна исследования заключается в рассмотрении отношений США и НАТО с Россией в контексте украинского кризиса, с учетом того, что отношения были на высоком уровне стратегического партнерства, а затем за несколько лет фактически были прекращены. Основным выводом проведенного исследования является то, что после более 25 лет стратегического налаживания отношений между США, НАТО с Россией начался новый этап геополитического противостояния Вашингтона и Брюсселе с Москвой, который не просто ведет к урегулированию украинского вопроса и других проблем современного мира, например, в Сирии, а к общей эскалации военной обстановки в Европе и мире.
Политическая стабильность
Соколовский К.Г. - О роли конфессионального фактора во внутриполитических процессах государства (на примере Республики Казахстан) c. 81-87

DOI:
10.25136/2409-8671.2018.2.18566

Аннотация: В 2001 году в своей программной статье «Вера и знание» крупнейший философ современности Ю.Хабермас констатировал факт исключительной жизнестойкости религии, отправленной было на «свалку истории», и начало гибели секулярного мира, в котором вера активно отвоёвывает свои по-зиции. Эта тенденция как никогда рельефно проявилась в постсоветских странах: начавшаяся в 1990-х годах религиозная экспансия нисколько не снижает свою динамику и в наше время. В условиях поликонфессиональ-ного и мультикультурного общества, типичным примером которого является Республика Казахстан, бесконтрольное со стороны государства развитие религиозной сферы имеет значительный конфликтогенный потенциал. Рассмотрение причин обратного описанному Т.Лукманом в «Невидимой религии» процесса её перехода из «частной повседневности» в публичное (а фактически – социально-политическое) поле, приводит к выводу о необходимости для государства становиться не просто активным участником системы социальных отношений между религиозными конфессиями, самым активным образом создавая «правила игры», но и выступать их непосредственным актором. В качестве успешного примера такого взаимодействия рассматривается реализуемая в Казахстане модель межрелигиозного согласия, считающаяся одной из наиболее эффективных в мире. Рассматривая в качестве предмета работы взаимоотношения государственных структур и религиозных общин в Республике Казахстан, автор ставит цель продемонстрировать значимость конфессионального фактора во внутриполитических процессах, а также дать оценку их состоянию, характеру и тенденциям развития. Использование в статье инструментария, присущего компаративному методу, а также эмпирического и теоретического анализа позволяет прийти к заключению об эффективности светской модели взаимодействия государства и религии, а также предложить дальнейшие направления её совершенствования.
Международный имидж государства
Бойко Е.И. - Участие Санкт-Петербурга в культурном обмене с Австрийской Республикой c. 88-94

DOI:
10.25136/2409-8671.2018.2.26534

Аннотация: В статье дается обзор взаимоотношений России и Австрии со времен XVIII столетия на примере отношений Санкт-Петербурга, бывшего столицей Российской Империи до 1917 года и Вены, остающейся столицей Австрии до сих пор. Отношения, рассматриваемые с точки зрения дружественных и добровольных культурных связей, прослеживаются как на официальном, политическом поле, так и в сфере неофициальных контактов. Основные направления рассматриваемых в статье взаимоотношений: образование, малый и крупный бизнес, фестивальное и гастрольное движение, музейные контакты. Также в статье уделяется внимание и вопросам межличностного, бытового взаимодействия, туристических потоков и представленности Австрии на площадке ЮНЕСКО – организации активно работающей и в России вообще и в Санкт-Петербурге в частности. Основными источниками сведений послужили официальная страница Санкт-петербургского Правительства, сайта Австрийского посольства в городе Москва, а также публикации в русскоязычной прессе о тех или иных проектах в культурной сфере обоих государств. В свете напряженной политической ситуации между Россией и Европой, сложившейся в 2017-2018 годах, подобное обращение к историческим корням и призыв к дружбе двух государств представляется более чем актуальным и злободневным. В статье делается ряд предположений о возможных путях дальнейшего развития сотрудничества, перспективах поддержания имеющегося в настоящий момент курса, а также подчеркивается исторически обоснованное сходство исследуемых объектов.
Негосударственные акторы международных отношений
Букалова С.В. - Научная дипломатия: сущность и роль в системе международных отношений c. 95-103

DOI:
10.25136/2409-8671.2018.2.25855

Аннотация: Предметом исследования является научная дипломатия, приобретающая всё большую известность и популярность в сфере международных отношений. Между тем, содержание данного понятия остается размытым. Автор соотносит понятие «научная дипломатия» с понятиями публичной дипломатии, «дипломатии второго трека» и мягкой силы, что позволяет точнее осмыслить её потенциал в современной системе международных отношений. Особое внимание в статье уделено гуманитарному измерению научной дипломатии, которое, по мнению автора, наиболее точно соответствует её миссии. Используя компаративную методологию, автор сопоставляет сложившийся в отечественном дискурсе подход к пониманию научной дипломатии с трактовкой этого направления в официальных документах внешней политики РФ и существующей отечественной практикой научной дипломатии. Автор приходит к выводу, что научная дипломатия, являясь формой публичной дипломатии, служит средством продвижения и защиты национальных интересов государства. Такой её роли наиболее соответствует направление, известное как "наука для дипломатии". Именно дипломатия ученых является перспективным форматом международных контактов, обладающим потенциалом воздействия на международные отношения.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.