Электронный журнал Мировая политика - №4 за 2017 г. - Содержание - список статей. ISSN: 2409-8671 - Издательство NotaBene
по
Мировая политика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Мировая политика" > Содержание № 04, 2017
Выходные данные сетевого издания "Мировая политика"
Номер подписан в печать: 16-01-2018
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Рыжов Игорь Валерьевич - доктор исторических наук, федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского", заведующий кафедрой истории и политики России, 603005, Россия, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 2, оф. 313, ivr@fmo.unn.ru
ISSN: 2409-8671
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2017
Актуальный вопрос
Аватков В.А., Баранчиков А.А. - «Бесшумная революция» Президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана c. 1-13

DOI:
10.25136/2409-8671.2017.4.24470

Аннотация: В статье анализируются реформы "бесшумной революции" лидера Партии справедливости и развития Реджепа Тайипа Эрдогана, которые проводились им с 2002 года. Рассматриваются как внутренние, так и внешнеполитические преобразования. Автором проводится параллель между президентом Эрдоганом и отцом турецкой нации Мустафой Кемалем, указывается на схожесть риторики двух лидеров. Подчеркивается важность революционности как главного пункта реформ, с помощью которых президенту Турции удалось сконцентрировать всю полноту власти в своих руках. Анализ реформ Эрдогана и Ататюрка проводится в рамках системного подхода, в результате которого удается сформировать полную картину проведенных изменений и связей между ними. Новизна исследования заключается в сравнении двух турецких лидеров - Реджепа Эрдогана и Мустафы Кемаля - через проводимые ими преобразования и используемую риторику. Автор приходит к выводу, что Эрдоган проводит четкую параллель между реформами первого турецкого президента и собственными преобразованиями, благодаря которой турецкий президент хочет сформировать положительный образ реформ Партии справедливости и развития.
Интересы и ценности
Киречко Е.М. - Основные характеристики политической культуры Латинской Америки. c. 14-21

DOI:
10.25136/2409-8671.2017.4.24502

Аннотация: Объектом настоящего исследования является политическая культура стран Латинской Америки. Автор фокусирует внимание на статистических данных, иллюстрирующих различные аспекты политической культуры таких стран, как Бразилия, Венесуэла, Гондурас, Колумбия, Мексика, Перу, Трининад и Тобаго и некоторых других. Данные получены путем социологических опросов, проводимых в рамках проекта Университета Вандербильта по изучению общественного мнения в Латинской Америке (Latin American Public Opinion Project — LAPOP) на протяжении продолжительного времени, анализа участия жителей региона в различных политических процессов и являются предметом настоящего исследования. В настоящей статье проводится анализ и интерпретация статистических данных в русле существующих теорий политической культуры и истории региона. Автор приходит к выводу, что политические ценности латиноамериканцев во-первых, отличаются традиционализмом и консерватизмом, а во-вторых, некоторые из них препятствуют демократическому транзиту. Проведенный анализ также показывает, что те компоненты политической культуры региона, которые на первый взгляд имеют негативные стороны, тем не менее являются частью истории и культуры региона, отражают мировосприятие народа.
Актуальный вопрос
Пашковская И.Г. - Первый этап формирования взаимоотношений между Евросоюзом и НАТО в военно-политической сфере в период с 1999 года по 2015 год c. 22-31

DOI:
10.25136/2409-8671.2017.4.25088

Аннотация: Предметом исследования является первый этап установления взаимодействия Евросоюза и НАТО в военно-политической сфере (1999-2015 годы), который заключался в совершении обеими организациями целого ряда шагов навстречу друг другу для обеспечения европейской безопасности в интересах государств-членов ЕС и государств-членов НАТО. Объектом исследования являются документы руководящих органов Евросоюза и НАТО, в которых обе организации излагают свои позиции относительно целесообразности совместной деятельности в области безопасности и обороны. Особое внимание в статье уделяется эволюции отношения Евросоюза к обеспечению безопасности и обороны государств-членов ЕС. В целях проведения глубокого исследования и получения максимально полных и объективных выводов в основу труда положены исторический, логический, сравнительный и аналитический методы научного познания действительности и методология системного анализа. Основным выводом проведенного исследования является то, что в результате предпринятых Евросоюзом и НАТО мер по взаимнозаинтересованному сближению организации пришли к установлению стратегического партнерства между Евросоюзом и НАТО. Особым вкладом автора в исследование темы является выявление того, что в результате установления стратегического партнерства НАТО предоставила Евросоюзу гарантированный доступ к военному потенциалу НАТО, в первую очередь для проведения операций кризисного управления, в которых НАТО в целом не участвует. Новизна исследования заключается в том, что выявлена мотивация сближения Евросоюза и НАТО в военно-политической сфере.
Мировая политика
Наумов А.О. - Спортивная дипломатия как инструмент «мягкой силы». c. 32-43

DOI:
10.25136/2409-8671.2017.4.24852

Аннотация: Объектом исследования предлагаемой вниманию читателей статьи является стратегия «мягкой силы», которая сегодня находится во внешнеполитическом арсенале любой державы, претендующей на глобальный или региональный статус. Предметом исследования является спортивная дипломатия, являющаяся составной частью дипломатии публичной – ключевого и наиболее эффективного инструмента «мягкой силы». Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как значение спорта в международных отношениях, различные виды спортивной дипломатии: «футбольная», «крикетная», «пинг-понговая», «баскетбольная» и др. Особое внимание в статье уделяется роли Олимпийского движения и Олимпиад в мировой политике. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы историзма, анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Автор приходит к выводу о том, что спортивная дипломатия играет все более важную роль в современном мире. Не вызывает сомнения тот факт, что сегодня на международной арене в выигрыше окажутся те государства, которые смогут умело комбинировать различные аспекты спортивной дипломатии как важного фактора «мягкой силы». Несмотря на все возрастающую роль спортивной дипломатии в мировой политике, приходится констатировать крайне ограниченное количество работ, в которых затронуто взаимопересечение таких сфер, как «мягкая сила» и спорт высших достижений. Данная статья не только призвана ликвидировать этот пробел, но и в условиях грядущих крупных спортивных мероприятий, которые будут проводиться в России, продемонстрировать актуальность подобных исследований.
Региональные конфигурации международных отношений
Гольцов А.Г. - Международный порядок в Арктике: геополитическое измерение c. 44-55

DOI:
10.25136/2409-8671.2017.4.18211

Аннотация: Статья посвящена исследованию геополитических аспектов современного международного порядка в Арктическом регионе. Арктические государства имеют не только различные геополитические, военные и экономические интересы, но и общие – прежде всего экологические. В связи с потеплением климата возрастает стратегическое значение Северного морского пути и Северо-Западного прохода. Международный порядок в Арктике определяется прежде всего нормами международного права, балансом (соотношением) силовых потенциалов западных государств и России, а также геополитическими аспектами взаимодействия между ними. В качестве основных методов исследования применялись абстрагирование, анализ, синтез, индукция, дедукция, геополитическое моделирование, а также сравнительно-политический. В отношениях между западными арктическими государствами США, Канадой, Норвегией и Данией существуют спорные вопросы, но они не имеют конфликтного характера. Наблюдается активизация арктической геополитики США и усиление их влияния на ситуацию в регионе. Для России Арктика имеет важное геостратегическое и геоэкономическое значение. Россия стремится использовать международно-правовые основания для легитимизации своих претензий на расширение зоны континентального шельфа в Арктике и установление контроля над районом Северного полюса. Схожие претензии выдвигают также Канада и Дания. Китай проявляет заинтересованность в интернационализации Арктики. Арктические страны НАТО и Россия наращивают свои военные потенциалы в регионе. Возможно усиление биполярного противостояния в Арктике между Западом и Россией. Международные институты, в частности ООН и Арктический совет, имеют ограниченные возможности в урегулировании спорных вопросов. Для оптимизации регионального международного порядка необходимо совершенствование методов арктической дипломатии. Установление в Арктике полицентрического порядка мирного взаимодействия предполагает достижение геополитического компромисса между западными государствами и Россией.
Международные конфликты
Бояркина О.А. - Водный фактор в турецко-сирийских отношениях c. 56-63

DOI:
10.25136/2409-8671.2017.4.18814

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению турецко-сирийского конфликта на трансграничной реке Евфрат. Анализируются основные причины формирования и развития межгосударственных противоречий по совместному пользованию водными ресурсами в контексте общей политической нестабильности в регионе. Турция, обладающая наибольшими запасами пресной воды, стремясь к региональной гегемонии, использует водные ресурсы как стратегический инструмент политического давления на государства нижнего течения, страдающие от острой нехватки воды. Выявлена степень эффективности заключенных соглашений и других межгосударственных нормативно-правовых актов по использованию региональных вод бассейна реки Евфрат. В статье использован историко-политологический метод для изучения водного конфликта в исторической динамике. Методы ивент-анализа и кейс-стади использовались при анализе формирования и развития конфликта интересов Турции и Сирии по распределению и использованию трансграничных водных ресурсов. Сформулирован вывод о том, что конфликт по режиму совместного пользования водами реки Евфрат в ближайшем будущем будет нарастать с учетом увеличения антропогенной нагрузки на водные ресурсы, климатического изменения, способствующего сокращению доступного объема пресной воды для нужд орошаемого земледелия, экономического развития стран бассейна реки и жизнедеятельности человека. Отсутствие политической воли у лидеров сопредельных государств, превалирование интересов национальных над региональными не способствуют решению водной проблемы и ставят под вопрос политическую стабильность в регионе.
Информационные войны
Карпович О.Г. - Особенности ведения современных информационных войн в СМИ и сети Интернет c. 64-74

DOI:
10.25136/2409-8671.2017.4.21896

Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию теории и практики организации и проведения операций информационной и психологической войны в средствах массовой информации и коммуникации, в том числе в сети Интернет. Объектом настоящего исследования являются виды современного информационного противоборства (включающие в себя информационные войны и психологические операции), предметом – формы и методы их применения в конкуренции между государствами, в международных отношениях и мировой политике. Цель исследования – выявить особенности ведения современных информационных войн и организации психологических операций. Методологической основой исследования является структурно-функциональный подход, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, систематизации, включенного наблюдения. Автор обращает внимание на то, что современная информационная война – это межгосударственный конфликт, возникающий на этапе осознания и обострения политических противоречий между будущими антагонистами (в роли которых могут выступать государства и политические элиты), формирующий будущую структуру конфликтных отношений и создающий условия для применения одним из антагонистов прямой вооруженной силы. Информационная война – это особая стадия политического (международного) конфликта, охватывающая предварительную и подготовительную фазы развития вооруженного конфликта. Структурно информационная война состоит из последовательности информационных операций, а сами операции – из последовательности информационных атак, согласованных по целям, задачам, объектам и времени информационного воздействия. В современных международных отношениях и мировой политике операции информационной войны планируются не шаблонным способом, а ситуативно, с применением множества разнообразных схем, приемов и подходов. При этом эффективность операций информационной войны часто зависит не столько от избранных способов и методов информационного воздействия на противника, сколько от ширины и синхронности охвата этим воздействием массовых аудиторий, то есть – от каналов доведения управляющего информационно-психологического воздействия до сознания конкретных граждан.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.