Электронный журнал Мировая политика - №3 за 2016 год - Содержание - список статей - ISSN: 2409-8671 - Издательство NotaBene
по
Мировая политика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Мировая политика" > Содержание № 03, 2016
Выходные данные сетевого издания "Мировая политика"
Номер подписан в печать: 03-10-2016
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Рыжов Игорь Валерьевич - доктор исторических наук, федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского", заведующий кафедрой истории и политики России, 603005, Россия, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 2, оф. 313, ivr@fmo.unn.ru
ISSN: 2409-8671
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2016
Теория и методология международных отношений
Владимирова А.В. - Страны Азии и Африки в Организации Объединенных Наций: Анализ использования мягкой силы c. 1-13

DOI:
10.7256/2409-8671.2016.3.19555

Аннотация: Теория «мягкой силы» востребована и популярна среди ученых и политиков, но природа этого феномена такова, что провести оценку мягкой силы с применением количественных методов достаточно сложно. В условиях нарастания уровня конфликтности в мире, соответствующих индексов, создаваемых консалтинговыми агентствами, оказывается недостаточно. Они несомненно важны, но основное внимание в них уделяется странам, которые имеют значительные ресурсы политической власти. Тем, видимо, они способствуют распространению ошибочного мнения, что государствам, не обладающим жесткой силой, недоступна и мягкая сила. В предлагаемой статье рассмотрены основные проблемы проведения эмпирического анализа мягкой силы и предложен подход, позволяющий с помощью линейной регрессии создать индекс ее использования в контексте Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (ООН). Набор данных, собранный для построения статистической модели, содержит информацию по резолюциям 2001-2015 гг. и по 124 государствам-членам ООН, выступавшим их спонсорами. В результате проведенного анализа показано, что у стран Азии и Африки, которым еще только предстоит развиться в полноценные центры силы, есть возможность использовать нематериальные ресурсы при достижении своих целей в международных организациях.
Мировая политика
Вылегжанин А.Н., Ильина Д.И., Дудыкина И.П. - Международно-правовая позиция Дании в отношении арктического шельфа (по материалам иностранных правовых источников) c. 14-36

DOI:
10.7256/2409-8671.2016.3.18510

Аннотация: В статье исследуются международно - правовые аспекты представления (submission), направленного 15 декабря 2014 г. Данией в Комиссию по границам континентального шельфа, согласно ст. 76 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. В контексте юридического измерения национальных интересов России отмечено, что согласно этому представлению, Дания претендует на значительно большую часть континентального шельфа, чем размер ее арктического сектора; в отличие от России, которая с 2001 г., действиями МПР и МИД России самоограничив свой арктический шельф, сейчас претендует на площадь шельфа в Арктике меньшую, чем площадь арктического сектора России. Напоминается о критике профессорами Гуреевым С. А. и Мелковым Г. М. постановления правительства России 1997 г., согласно которому впервые Россия добровольно отказалась от возможного секторального разграничения арктического шельфа, открыв конфликтный старт отграничения своего шельфа от района «общего наследия человечества» - по геологическим, дистанционным и иным техническим критериям. Показано, как юридически профессионально Дания воспользовалась неудачными действиями с 1997 г. МПР и МИД России, с учетом того, что замена международно - правовых принципов делимитации (delimitation) шельфа на технические критерии «отграничения» (delineation), осуществляемая Россией с 1997 г., изначально не соответствовала интересам России, но больше отвечала интересам ее арктических конкурентов, прежде всего Дании, в определенной мере - США. В таком контексте дана научная критика обменных нот между МИД России и МИД Дании, прилагаемая к датскому представлению в Комиссию, как явно несбалансированное соглашение, не отвечающее национальным интересам России.
Концепции политического устройства мира
Гончаров В.В. - Влияние глобального конституционализма на формирование социально-философских концепций в России c. 37-52

DOI:
10.7256/2409-8671.2016.3.19841

Аннотация: Настоящая научная статья посвящена исследованию влияния глобального конституционализма на формирование и развитие различных социально-философских концепций в Российской Федерации на современном этапе ее развития. Автором исследуются различные неолиберальные, неконсервативные, либеральные, консервативные, марксистские, неомарксистские, монархические, национал-большевистские, исламские, православные, религиозные и иные современные российские социально-философские концепции и их отношение к проблемам глобализации социально-философского, государственно-правового и финансово-экономического развития Российской Федерации в настоящее время. В работе используется ряд методов научного познания: гносеологический; онтологический; формально-логический; диалектический; статистический; сравнительно-правовой; абстрактно-идеалистический; конкретно-исторический. Автор обосновывает тезис о том, что глобальный конституционализм оказывает значительное влияние на содержание и развитие современных российских социально-философских концепций, которые, в зависимости от отношения к процессам глобализации общественно-политического, государственно-правового и финансово-экономического устройства Российской Федерации можно поделить на три большие группы: обосновывающие позитивный характер глобального конституционализма для нашей страны; подвергающие критике процессы глобализации по западному образцу; разрабатывающие альтернативные проекты по участию России в процессах глобализации.
Региональные конфигурации международных отношений
Грачёв Б.В. - Политическая система интеграционного объединения c. 53-60

DOI:
10.7256/2409-8671.2016.3.19674

Аннотация: Данная статья посвящена определению понятия «политическая система интеграционного объединения» и описанию сущностных характеристик, присущих такой системе. Предметом исследования являются особенности взаимодействия институтов, определяющих функционирование политической системы в интеграционном блоке. Затрагиваются вопросы теории интеграции, истории системных и сравнительно-функциональных исследований в политической науке. Дается краткое описание основных функциональных элементов политической системы государства, и способов их взаимодействия. Особое внимание уделяется определению уровней институционального взаимодействия в интеграционном объединении. В качестве методологии использованы положения структурно-функционального подхода Г. Алмонда, отдельные элементы системного подхода Д. Истона. Используются положения теории неофункционализма применительно к интеграционным процессам. Новизна исследования заключается в рассмотрении интеграционного объединении как политической системы, формулировании соответствующего понятия и выработки определения. Особый вклад автора состоит в определении институциональных уровней взаимодействия такой политической системы, описании возможных схем взаимовлияния институтов на уровне гражданского общества отдельной страны, государства, интеграционного объединения, международной среды. Выводы исследования развивают методологию сравнительного подхода в политологии, позволяя на их основе проводить исследование политических объектов надгосударственного уровня.
Плавинский В.Б. - Институализация политической власти в Приднестровской Молдавской Республике: исторические предпосылки и современные факторы c. 61-68

DOI:
10.7256/2409-8671.2016.3.20231

Аннотация: Предметом исследования являются основные черты и особенности институализации политической власти в Приднестровской Молдавской Республике (ПМР) в контексте исторических и современных политических процессов. В работе даётся обоснование объективных предпосылок институализации государственной власти в Приднестровье, выделяются ключевые факторы ее формирования и функционирования. Автор статьи аргументирует тезис о значении международно - правового признания ПМР для институализации власти в республике. Показаны делегитимирующие факторы политического режима, которые отражаются на состоянии его институализации В качестве основных методологических подходов использованы институционализм и сравнительный анализ. Их применение в совокупности с другими политическими теориями позволяет изучить новые политии как целостный институт, обладающий самодостаточностью, имеющий свои особые потребности и проявляющий тенденции развития. В результате исследования делается вывод о сложной, гибридной форме институализации политического режима ПМР, институализации политико - государственной власти как системной историко - политической проблемы, взаимозависимости институализации и легитимации власти, их внутренних и внешних факторов. Материалы статьи могут быть использованы в политической практике, а также в качестве дополнительной информации в курсах по политологии и регионоведению.
Проблемы войны и мира
Карлова Е.Н., Ермолов Н.А. - Место частных военных компаний в системе государственно-частного партнерства c. 69-75

DOI:
10.7256/2409-8671.2016.3.17653

Аннотация: Предметом исследования являются условия и предпосылки возникновения потребности в частных военных компаниях. Автор ставит перед собой задачу взвесить преимущества и слабые стороны привлечения частных подрядчиков к осуществлению военных операций, оценить возможности и ограничения легализации частных военных компаний в России. Одним из самых дискуссионных вопросов, рассматриваемым в статье, является регулирование их деятельности, которое может принимать несколько видов: неформальный контроль (социальный и корпоративный) и формальный, выражающийся в законодательном регулировании. Исследование носит теоретический характер и выполнено преимущественно на основе иностранных источников, поскольку Россия не имеет прямого опыта использования ЧВК в современных конфликтах. Автор использует общенаучные методы: обобщение, анализ, синтез, сравнение. Анализ зарубежного опыта показал, что среди социальных предпосылок расцвета индустрии частных военных услуг чаще всего выделяют распад биполярной системы военно-политического порядка, снижение репутационных издержек от участия государства в непопулярных военных кампаниях, избыток военных специалистов и техники, эволюция и расширение аутсорсинга в военной сфере, влияние неолиберальной идеологии. Оценивая наличие в России данных предпосылок, возникают сомнения по поводу последних двух. В период деятельности министра обороны А.Э. Сердюкова идея аутсорсинга была дискредитирована, неолиберальная политика также не обладает популярностью в России, в целом, доверие к частным структурам пока не является характерной чертой российской экономики и сознания.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.