Урбанистика - рубрика Этнология и культурная антропология
по
Урбанистика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Урбанистика" > Рубрика "Этнология и культурная антропология"
Этнология и культурная антропология
Ульчицкий О.А., Веремей О.М. - Новые артефакты в исследовании древней культуры народов Южного Урала c. 20-29

DOI:
10.7256/2310-8673.2017.2.22880

Аннотация: Объектом исследования является уникальная находка на территории Южного Урала в границах Магнитогорского округа, недалеко от бывшего поселка Старосеверный. Предмет представляет собой изделие мелкой пластики из камня. Описаны предпосылки и подробности обнаружения артефакта: место находки, процесс изыскания и выемки из грунта, структура и морфология предмета. Детально рассматривается строение зооморфного изображения, причастность к формам млекопитающих животных; тип предмета, позволяющий считать его культовым и датировка методом радиоуглеродного анализа, позволяющая сделать выводы о периодизации изделия. Отмечается, что данная находка не имеет известных аналогов, но обнаруживает сходство по некоторым признакам с зооморфными предметами реалистичной мелкой пластики времен неолита, найденными на Урале. Особое внимание уделяется анализу морфологии. Установлено, что фигурка является предметом культа времен неолита, и могла использоваться в бытовых или ритуальных целях, датирована приблизительно 4-5 тыс. до н. э. Анализ места, найденного предмета, позволяет считать его древним святилищем или местом, связанным с жизнедеятельностью древнего поселения. В то же время, остался не решенным вопрос о морфологии изображенного в камне животного. Методология основана на полевых исследованиях с последующим описанием и сравнительным анализом с применением радиоуглеродной датировки предмета. Особым вкладом автора является натурное обследование территории извлечения артефактов, описание, фиксация и установление датировки предмета поднятого на месте полевых исследований. В дополнение ко всему автору удалось продолжить изыскания на склонах горного хребта Атач и привлечь интерес широкого круга исследователей: краеведов, археологов, этнографов к данной территории.
Котляр Е.Р., Золотухина Н.А. - Трансформация иудейского культурного кода Сэфер в социальных стратах штетла c. 32-49

DOI:
10.7256/2310-8673.2023.4.69101

EDN: NKCHSP

Аннотация: Предметом исследования является трансформация основного иудейского культурного кода Сэфер – Книга, от страты к страте в культуре еврейских местечек-штетлов. Штетлами назывались поселения городского типа в Восточной Европе – черте еврейской оседлости. Код Сэфер, первоначально олицетворяющий основы иудейского права и мировоззрения, письменную и устную Тору, указывал на путь к Всевышнему через ее изучение. Восприятие правил в пределах каждой страты отличалось рядом особенностей: у миснагедов, а также караимов и крымчаков было неукоснительное следование законам, а у хасидов восприятие было эмоциональным. С приходом еврейского Просвещения-Хаскалы, а позднее глобализации ХХ в, код Сэфер начал олицетворять свет знаний в целом, как главной цели, включая и религиозные, и светские источники. Образование в религиозной страте воспринималось как познание Бога и его творений, а в атеистической среде – как самоцель, во всех стратах оставаясь главной целью. Полученные результаты исследования могут быть применены и к этнокультурным исследованиям других этносов.  В исследовании был применен метод историзма в ретроспективе функционирования иудейских общин Восточной Европы, компаративистский метод в сравнительной характеристике культурно-религиозных концептов различных иудейских общин, методы анализа и синтеза в формулировке схемы культурных кодов и их сопряжений. В исследовании впервые охарактеризована авторская универсальная морфологическая схема иудейских культурных кодов, из которой понятна иерархия и взаимосвязи основных групп символов, а также ключевые смыслы и основной смысл, являющийся центром пересечения всех кодов. Выводы: 1. Культурный ареал восточноевропейских местечек-штетлов отличался устойчивыми паттернами, связанными с компактным проживанием иудейского населения и традиционными занятиями, а также мировоззрением, основанным на иудейской религии. После исчезновения штетлов по причине глобализации культурно-мировоззренческий фундамент стал основой деятельности и мышления вышедших из него ученых, деятелей литературы и искусства. 2. Культурный код Сэфер олицетворяет собой не только Тору и ее производные, но и вычленяет основную цель – получение знаний, единую для представителей всех социальных страт штетла – ашкеназов, сефардов, евреев, караимов, крымчаков, миснагедов, хасидов, представителей Хаскалы, а позднее и атеистов и агностиков.
Григорьев С.А. - Урбанизационные процессы у коренных народов Севера Якутии в период промышленного освоения арктического региона в 1960-е гг. c. 74-82

DOI:
10.7256/2310-8673.2022.3.38440

EDN: AZRYMG

Аннотация: Целью данной публикации является освещение урбанизационных процессов Якутии в 1960-е гг. через призму этносоциального развития коренных малочисленных народов Севера. В статье рассмотрены основные факторы, повлиявшие на формирование миграционного ландшафта изучаемого региона, повторно введены в научный оборот данные социологических исследований, проведенных в 1970-е гг. сотрудниками Института языка, литературы и истории СО АН СССР, дана современная интерпретация происходивших в тот период тенденций. Методологической основой статьи стал исторический метод анализа архивных данных, периодических изданий, и научной литературы относящейся к теме исследования. Использование историко-сравнительного, историко-системного, проблемно-хронологического и статистического методов также позволило наиболее полно проанализировать изучаемые процессы. На основе собранных материалов впервые раскрыто содержание происходивших урбанизационных процессов у малочисленных народов Севера в 1960-е гг. и выявлено что в тот период их проявление выражалось в проникновении элементов городской жизни, включая инфраструктурные и социальные инновации в повседневную жизнь сельских сообществ, а не в их миграционной активности и переезде в более крупные населенные пункты. Обозначено, что эти тенденции стали результатом проводимой государственной политики по укрупнению коллективных хозяйств ставшей причиной изменения общей поселенческой структуры в республике и активному индустриальному освоению региона, вызвавшему мощный приток переселенцев из других регионов сопровождаемый увеличением числа городских поселений. Благодарность: работа выполнена с использованием научного оборудования ЦКП ФИЦ ЯНЦ СО РАН № 13 ЦКП.21. 16
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.