Урбанистика - рубрика Философия урбанистики
по
Урбанистика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Урбанистика" > Рубрика "Философия урбанистики"
Философия урбанистики
Зеленкова В.А. - Национальные символы в интерьере пассажирского пространства аэровокзалов c. 1-16

DOI:
10.7256/2310-8673.2013.1.9269

Аннотация: Анализ интерьеров пассажирских пространств аэровокзалов выявляет использование национальных символов и их гармонию в дизайне интерьеров. Цель работы является анализ интерьеров пассажирских пространств на наличие в их дизайне элементов национальной культуры: символов, традиционных элементов, выявление наиболее часто встречающихся из них, проследить их трансформацию. Несмотря на то, что некоторые видоизмененные знаки и символы уже с трудом можно характеризовать как элементы определенной культуры, с конца ХХ века и в начала XXI-го, с активизацией процессов глобализации, мы видим как вновь возрождается национальный стиль. В связи с этим, определена классификация государственных и политических символов, разделяющихся на идеологические и национальные. Последние, в свою очередь, классифицируются на советские, национально-этнографические, абстрактно-образные, героико-тематические, бытовые, исторические, религиозные, мифологические. На основании исторического и сравнительного анализа символов в интерьерах, выявлены основные элементы и характеризующие черты при различении художественных образов. Изучение интерьеров пассажирских пространств аэровокзалов (на трехстах примерах) выявило, что в зависимости от территориального размещения объектов в странах Восточной и Западной Европы, Азии, Ближнего и Дальнего Востока, степени ее открытости для общественности, политического режима, основной религии, национальных традиций, зависит использование национальных символов разной классификации. Выявлено: как рождаются символы интернациональные по форме и национальные по содержанию.
Болтаевский А.А., Прядко И.П. - "Услышать будущего зов": технополис и экоград как модели городов будущего c. 1-9

DOI:
10.7256/2310-8673.2014.1.12875

Аннотация: Задача комплексного обустройства городского пространства уже неоднократно ставилась в истории градостроительной мысли. Разные варианты решения данной проблемы предлагались и социальными философами древности, и современными градопроектировщиками и архитекторами. XX век отмечен устойчивой оппозицией индустриального города и "города-сада". В статье рассматривается историческое противостояние двух концепций: технополиса и экограда. Авторами предпринят ретроспективный анализ исследований по данной проблеме. В работе сопоставляются концептуальные схемы и примеры их реализации в практике градостроительства. В данном исследовании используются сравнительно-исторический подход, метод аналогии, а также индуктивное обобщение данных средств массовой информации. В настоящее время дихотомия технополис – экогород потеряла свою актуальность, характеризуя два вектора развития урбанистической цивилизации в индустриальную эпоху. Теоретики архитектуры стремятся уйти от противопоставления концепта «экологического» и «технократического». Проекты городов будущего, с одной стороны, удоволетворяют требованиям биосферной совместимости, с другой, соответствуют вызовам эпохи высоких технологий.
Болтаевский А.А., Прядко И.П. - "Тяжба двух столиц" в аспекте философии культуры c. 1-13

DOI:
10.7256/2310-8673.2014.2.13255

Аннотация: Антиномии отечественной истории суть частный пример противоречивости и паралогичности бытия социальных феноменов вообще [1]. Среди примеров подобного можно назвать непрерывное соперничество двух русских столиц - Москвы и Петербурга. Авторы в рассматриваемой теме предполагают учитывать выводы философов, историков и общественных деятелей Серебряного века русской культуры, который предшествовал революционному взрыву 1917 г. Очевидно, что наличие двух центров государственной и общественной жизни отражало параллельное существование двух культурных доминант модернизационной западнической, воплотившейся в образе «Северной Пальмиры», и охранительно-традиционной, славянофильской, репрезентируемой древней столицей Московии. Именно данная полярность находила отражение в спорах интеллектуальных элит, по-разному понимавших цели культурного строительства. В качестве методологической основы для своих умозаключений авторы используют идеи выдающихся русских логиков и философов. Русская культура давно заметила размежевание двух столиц. Именно в контекст поиска национальной идентичности в литературе и философии ложатся рассуждения отечественных мыслителей о революции, о соотношении в ней «московского» и «петербургского» элементов. С патриотических славянофильских позиций чаще всего происходила оценка революции, что, разумеется, не могло совпасть с точкой зрения большевистских вождей, подвергавших уничтожающей критике социально-исторические построения своих случайных попутчиков.
Жабина С.А. - Москва и Санкт-Петербург в зеркале солженицынского текста c. 1-7

DOI:
10.7256/2310-8673.2014.4.13637

Аннотация: Создание культурологического портрета двух российских столиц является задачей новой и актуальной. Исторические коллизии, ставшие причиной размежевания Москвы и Петербурга, послужили основой для формирования двух историософических парадигмЮ обусловивших сложность и неоднозначность исторического пути всей нашей страны. Именно поэтому образ двух столиц в творчестве А.И. Солженицына становится дихотомическим, проявляет свою глубину и диалектичность. Ностальгические образы дореволюционной Москвы, данные в главах "Красного колеса" сменются политической метафорой, ставшей основным стилистическим приемом в произведениях, посвященных событиям сталинской эпохи. Основным методом работы является метод реконструкции смысла анализируемого текста через его исторический и социо-культурный контекст. Автор рассматривает тему, ранее практически не поднимавшуюся исследователями творчества А.И. Солженицына, - анализ города не просто как фона для исторических событий, а как непосредственного участника действия романов великого писателя. Город выступает как коллективный субъект действия, как одушевленная сущность, активно вторгающаяся в судьбы героев.
Болтаевский А.А. - Город, удобный для жизни: составные элементы c. 1-9

DOI:
10.7256/2310-8673.2015.1.16035

Аннотация: Человек с каждым годом предъявляет все большие требования к городскому пространству. Однако многие мегаполисы являются своеобразными сгустками карьерных устремлений и преступных деяний своего населения. С одной стороны, возможности приложения своего труда с максимальной отдачей, с другой, повышенная криминогенная обстановка, транспортные и жилищные проблемы не способствуют комфортной жизни населения. Мегаполис становится инородным телом на планете. На примере ряда городов, особенно Москвы, автор показывает основные тенденции в развитии благоприятной среды обитания. Статья написана на основе критического, диалектического и герменевтического методов. Анализируются источники по формированию городской среды. Идеальный город на практике мало реализуем из-за разных представлений его жителей. В то же время в основе организационного пространства должны быть следующие составляющие: благоприятная эстетическая среда, взаимосвязь с природой, транспортная доступность. Для достижения этих положений необходимо постоянное взаимодействие городских властей и жителей.
Розин В.М. - От социальной технологизации к новой типологии архитектурно-строительных объектов c. 1-39

DOI:
10.7256/2310-8673.2015.2.16365

Аннотация: В статье рассматриваются этапы создания в СССР городской среды и типологии архитектурно-строительных объектов, а также необходимость в настоящее время в связи с новыми социально-экономическими реалиями построения новой типологии. Вводится предположение, что закономерности в этой области могут быть объяснены на основе понятия «социальная технологизация». Доказывается, что именно социальная технологизация приводит не только к созданию типологий архитектурно-строительных объектов, но и новых социальных институтов, обеспечивающих воспроизводство сформированной новой технологии. Обсуждаются особенности современной социокультурной ситуации, заставляющие формировать новые технологизацию, типологии и социальные институты. Методология исследования данных проблем включает в себя: проблематизацию, ситуационный анализ, сравнительный анализ, построение новых понятий, выделение закономерностей, культурно-историческую реконструкцию этапов создания в СССР городской среды и типологии архитектурно-строительных объектов. В результате удалось ввести важное понятие социальной технологизации, показать, что ее формирование приводит к необходимости построение новых типологий и социальных институтов, выделить закономерности становления и развития в СССР городской среды, проанализировать особенности современной социокультурной ситуации, требующей новой технологизации, типологий и социальных институтов.
Овруцкий А.В. - Городской стиль в контексте потребления c. 1-10

DOI:
10.7256/2310-8673.2016.3.19561

Аннотация: Целью этой теоретической работы является анализ городских потребительских практик, являющихся неотъемлемой частью городского стиля, а также иных феноменов урбанизации, связанных с потребительскими процессами. Таким образом, предметом исследование является "потребительское" содержание городского стиля. В общем виде под городским стилем понимаем совокупность внешних проявлений в жизнедеятельности горожанина, детерминированных его принадлежностью к городской цивилизации: территориальной, ценностной, деятельностной, коммуникационной, культурной, принадлежностью к специфическому экономическому укладу, организации быта и т.д. Методологическими принципами работы являются: дихотомический принцип, обусловивший рассмотрение городского стиля в рамках бинарной оппозиции «город – деревня» (дифференциация стилей), а также принцип пространственно-временной структуры феномена. Последний предполагает анализ городского стиля в единстве пространственной и временной локализаций с выделением функционально различных городских пространств, а также фиксацией специфического «городского времени». Дано определение городскому стилю, дан исторический экскурс относительно автономизации городского стиля, проанализированы «потребительские» причины процесса урбанизации. Выделены следующие специфические характеристики городского стиля, связанные с процессами потребления: появление перепотребления, разнообразие форм городского бытия и его полимотивационность, открепление от природной цикличности, убыстряющийся и искусственно заданный темпоритм, унификация, точность, хорошие манеры, сдержанность, индивидуализм, дистантность, возникновение новой городской социальности, жесткое структурирование времени и пространства, опосредованность деятельности и коммуникаций, высокая социальная мобильность, пространственная трансформация города (перенос исторического центра, освоение пригородов), «приватизация» общественного пространства, город как территориальный бренд, трансформация психотипа горожанина, шопинг как специфический городской жанр времяпрепровождения.
Спектор Д.М. - К онтологии простора и архитектуре формы c. 9-23

DOI:
10.7256/2310-8673.2016.1.16847

Аннотация: В статье подвергаются критике тенденции связывания онтологии (ХХ столетия) преимущественно с «временем» и процессуальностью. Показывается, что вне понятия границы (формы) осуществление бытия- сбывание невозможны не только в отнесении к реальности (истории), но и к ее представлению (понятию). Существенность берет начало в архитектуре континуума как исходного инструмента преобразования единства-бытия в совокупность пространственных подобий (тел). Представления о континууме редуцируются к исходным формам со- бытия, обуславливающего форму бытия того или иного рода и вместе с тем архитектуру формы осуществления. Метод исследования связан с апологией «формы» и «тела» (формы тела), приведенных в связь с пространством и временем. «Тело» при этом реконструируется, рассматриваясь в отношении «образа» и геометрической фигуры. Научная новизна исследования заключается в придании «пространству» онтологической значимости. Восстановлено изначальное сродство пространства и времени в фигурах уклонения и проникновения, обуславливающих архитектуру тел наряду с физическими общностями «направлений» и «взаимо-нахождений». «История тела» приводится в связь с историей пространства и времени как со стороны гуманистической линии генезиса игры и искусства, так естественнонаучного генезиса физических перемещений.
Гущин А.Н., Дивакова М.Н. - Умный ландшафт для «умного города» c. 38-53

DOI:
10.7256/2310-8673.2022.1.36917

Аннотация: Цель настоящей работы - изучение последствий внедрения концепции умного города на примере городского ландшафта. В трактовке понятия «умный город» можно выделить два основных подхода. Первый из них: технократический. Представители данного подхода рассматривают «умный город» как сумму составляющих: городское управление, умный транспорт и т.п.. Представители второго направления рассматривают «умные города» как системы, интегрирующие в рамках единого городского пространства различные направления. Авторы придерживаются второго подхода и выбирают ландшафт в качестве объекта изучения. Объект изучается в рамках кибернетической парадигмы, когда умный город рассматривается как управляемая система. Выявляя и описывая общую архитектуру системы управления и ее возможности, авторы затем выявляют и изучают функциональные характеристики объекта управления - "умного ландшафта". Описание и функции системы управления строятся по принципу "снизу - вверх". Для построения нижнего уровня системы управления авторы выделяют многофункциональные элементы городского ландшафта, которые в первую очередь нуждаются в управлении. Объединяться системы нижнего уровня будут на основе концепции интернета вещей. Более высокие иерархические уровни системы управления будут ограничены в разнообразиии своих реакций, что требуется законом необходимого разнообразия. По мнению авторов, ограничивать разнообразие реакций верхнего уровня системы будут возможности согласования предпочтений горожан. В итоге авторы авторы приходят к выводу, что умный ландшафт будет адаптивным, динамическим и полимасштабным. Адаптивность ландшафта понимается двояко. Адаптивность к внешним воздействиям и, тем самым, возможность сохранения стабильных внутренних условий (микроклимата). Адаптивность ландшафта как подстройка под индивидуальные потребности горожан и формирование индивидуальных зон благоустройства. Динамичность ландшафта заключается в возможности быстро измениться для сохранения комфортного микроклимата или подстроиться под индивидуальные предпочтения горожан. Полимасштабность ландшафта определяется иеархической структурой системы управления.
Кирпо А.Р., Ким А.А. - Влияние японской культуры и эстетического мировоззрения ваби-саби на современную архитектуру c. 38-45

DOI:
10.7256/2310-8673.2022.2.38321

EDN: CJNZLB

Аннотация: Объектом исследования является влияние национальной культуры Японии на формирование современной архитектуры. Предметом исследования является проявление интерпретации мотивов национального японского мировоззрения ваби-саби в творчестве современных архитекторов. Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы как анализ японской мировоззренческой культуры, в которой выделяются понятия эстетической красоты ваби и саби, ставшие со временем неразрывными. Это многогранное понятие подразумевает тождественность красоты и естественности. Особое внимание уделяется восприятию, в некоторых случаях неосознанному, этого мировоззренческого течения современными европейскими и японскими архитекторами, которые зачастую воспринимали его посредством интерпретации мотивов и принципов японской архитектуры. Особым вкладом авторов в исследование темы является анализ творчества архитекторов в рамках не только интерпретации мотивов японской архитектуры, но и влияние одного из ее основополагающих компонентов — принципа ваби-саби. Новизна исследования заключается обобщении творчества как японских, так и европейских архитекторов и дизайнеров, в котором прослеживается влияние этого течения. Основными выводами проведенного исследования являются: архитекторы и дизайнеры в своих работах старались передать тесную связь природы и архитектуры, используя естественные материалы как в конструкциях, так и в декоре; именно поэтому многое в современную архитектуру и дизайн привнесло японское мировоззрение ваби-саби.
Копцева Н.П., Сертакова Е.А. - Сумма методов современной урбанистической антропологии: постановка проблемы c. 40-53

DOI:
10.7256/2310-8673.2015.2.16354

Аннотация: Предмет исследования - возможности урбанистической антропологии для современных культурных исследований. В статье рассматривается проблема эффективной методологии современных городских исследований. В настоящее время для получения достоверного результата в научном исследовании недостаточно использовать один метод или следовать принципам только одной научной дисциплины. Наиболее достоверный результат в городских исследованиях можно получить с помощью конкретной методологической стратегии. Методологическая стратегия в урбанистической антропологии представляет собой конкретное сочетание теоретических и прикладных методов исследования. Основной метод - выделение интеллектуальных инструментариев урбанистической антропологии, систематизация теоретических, прикладных и синтетических ее методов. Основное внимание уделяется синтетической методологической стратегии. На основе концепций города А. Лефевра разрабатывается интегративная методологическая стратегия исследования городского пространства. Современный город представляет собой сложное пространство социальных коммуникаций. Различные объекты города выступают репрезентантами сложных символических конструкций. Содержание символов города можно раскрыть через анализ репрезентантов, в том числе памятников архитектуры.
Спектор Д.М. - К архитектуре пространства. Очерк теории. Часть I c. 61-82

DOI:
10.7256/2310-8673.2017.1.22504

Аннотация: Исследование имеет целью аналитику пространства, и, «вторым ходом» — уяснение принципов его архитектуры. Во введении показывается, что прямой доступ к таковым невозможен, вследствие чего будущая теория архитектуры вынуждена приступить к делу, расчищая место построения, в частности, уточняя онтологию проблемы. Кроме прямого обращения к философской классике (М. Хайдеггер, Ж. Бодрийяр и пр.), инициатор подобного начинания вынужден удерживать в поле сознания значительное число иных источников: философы слишком долгое время занимались проблемой времени, его именно связывая с бытием; на протяжении ХХ столетия изучением пространства занимались преимущественно культурологи, антропологи, социологи и пр. В силу того сведение воедино результатов всех этих «срезов» — одна из наиболее актуальных задач архитектуры пространства. Соответственно, метод исследования вытекает из постановки проблемы и заключается как в критическом рассмотрении онтологии пространства (времени), так и в интегрировании достижений культурологии, антропологии и социологии пространства. Научная новизна исследования заключается в разработке оснований новой онтологии, совмещающей архитектуру «места и времени» с новой для феноменологии категорией обращения, и вытекающих из нее (трансцендентальных) принципов пространственного устроения. «Пространство» реконструируется в отношении тех (игровых) прототипов, в исторической форме которых оно возникло и трансформировалось (с течением тысячелетий) в привычно-реальное (реальность/реальное пространство).
Спектор Д.М. - К архитектуре пространства. Очерк теории. Часть 2 c. 90-115

DOI:
10.7256/2310-8673.2018.1.22971

Аннотация: Вторая часть исследования продолжает ранее намеченную реконструкцию пространства в его связи с реальностью. Ранее эксплицированная связь пространства-времени с игрой продолжает рассматриваться в своем генезисе — который дополняется теперь аналитикой взаимного развития игрового и реального пространства. Их непосредственному сопоставлению предшествует анализ категории «реального», в процессе которого таковое раскрывается в качестве феномена Нового времени и ставится в связь с ее обуславливающими категориями: тела и процесса. Таковые рассмотрены на фоне усиливающегося на протяжении последних столетий сращения идеологии, политики и экономики; в конечном счете «реальность» раскрывается как пространство их игры, и, в ходе такого раскрытия, эксплицируются основные его категории — реальное пространство и пространство реального (в их диалектике). Соответственно, метод исследования заключается в историко-логической реконструкции понятий «реальности» и пространства, в их связи и (диалектическом) различии; генезис способа пространственного установления приведен в связь с «обусловленностью-реалистичным» (восприятием-действием). Научная новизна исследования заключается в разработке понятия «шва», расшивающего/сшивающего «грани» реальности; показывается, что архитектура исходит из необходимости экзогенного вмещения «природы человека»; при этом ее структура (категории пространства/времени) родственны с игрой и ею обусловлены; далее, по мере становления реализма, пространство/время игры (архаики) и реальности расходятся вплоть до полной зеркальности; реальное пространство уступает место пространству реальности, тотальный символизм уступает место сигнификации.
Сафина А.М., Гайнуллина Л.Ф., Леонтьева Л.С. - Урбанистика как проект: параллаксное видение c. 106-116

DOI:
10.7256/2310-8673.2017.3.23728

Аннотация: Предмет статьи – статус отечественной урбанистики как теоретического дискурса и как практики управления пространственным развитием. Авторы исходят из синергетической установки, что современный город – это сложная самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система, это пространство, в котором тесно переплетены действия человека, техники и природы. В статье предпринимается попытка очертить предметное поле отечественной урбанистики и конкретизировать ее методологические основания по следующим параметрам: 1) понимание города как объекта изучения и управления; 2) определение источника развития городских агломераций и базовых принципов управления развитием; 3) дисциплинарный статус урбанистики. Методологической основой исследования является сравнительный и типологический анализ, с использованием техники параллаксного разрыва с градостроительством. В ходе исследования были сделаны выводы: во-первых, отечественная урбанистическая теория сегодня существует преимущественно в форме проекта, причем выраженного негативно, т.е. как параллаксический разрыв с теорией градостроительства; во-вторых, в отечественной урбанистике сложилась ситуация, когда теоретический дискурс и даже саморефлексия являются опережающими по отношению к соответствующим практическим трансформациям действительности, а иногда и прямо провоцируют последние.
Москалева С.М. - Постсоциалистический город в зеркале глобальной трансформации управления c. 108-122

DOI:
10.7256/2310-8673.2022.3.37777

EDN: AGWBUM

Аннотация: В последние тридцать лет в мире обсуждаются вопросы о будущем городского развития. Глобальные агенты и организации (Всемирный банк, ООН) задают векторы политики планирования и ставят цели по развитию городов по всему миру. Меняется роль государства в управлении городским развитием. Происходит переход от государственного регулирования к «управлению», включающему новых субъектов в управленческий процесс: инвесторов, бизнес, граждан. Трансформация моделей управления объясняется экономической глобализацией, появлением глобального экономического сектора. Города начинают конкурировать между собой и ориентироваться на привлечение инвестиций. Правительства разных стран ищут подходящие способы управления городами. В этом контексте особый интерес представляют постсоциалистические города, которые сталкиваются с последствиями перехода от социализма к рынку. Объектом данного исследования является трансформация в управлении постсоциалистическим городом в контексте глобальных изменений. Предметом – способы концептуализации трансформации в управлении постсоциалистическим городом.   К задачам относятся: 1) выявление основных подходов к анализу трансформаций в управлении постсоциалистическим городом под влиянием глобальных изменений; 2) описание концептуальной дискуссии вокруг понятия «постсоциалистический город» и теоретических возможностей его применения; 3) обсуждение этих подходов применительно к исследованию постсоветских городов. В статье представлен обзор теоретических и методологических концепций, описывающих глобальные трансформации в управлении городами. Научная новизна состоит в расширении категориального аппарата для описания и концептуализации трансформации в управлении постсоциалистическими городами в условиях глобализации, намечаются пути для описания трансформации в управлении постсоветскими городами.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.