Статья 'Наследие Уссурийской железной дороги в Дальнереченске' - журнал 'Урбанистика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Урбанистика
Правильная ссылка на статью:

Наследие Уссурийской железной дороги в Дальнереченске

Глатоленкова Екатерина Викторовна

старший преподаватель, кафедра Дизайна архитектурной среды, Тихоокеанский государственный университет

680035, Россия, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136

Glatolenkova Ekaterina

Senior Lecturer, Department of Design of Architectural Environment, Pacific National University

680035, Russia, Khabarovskii krai, g. Khabarovsk, ul. Tikhookeanskaya, 136

008703@pnu.edu.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2310-8673.2023.3.43423

EDN:

SDSKJH

Дата направления статьи в редакцию:

24-06-2023


Дата публикации:

11-07-2023


Аннотация: Работа продолжает исследование автора, посвященное железнодорожной архитектуре юга Дальнего Востока, и является частью проекта по изучению архитектурного образа родины. Предметом исследования, результаты которого описаны в статье, являются архитектурно-градостроительные особенности железнодорожной архитектуры города Дальнереченска Приморского края. Приводится историческая справка развития города с момента основания первого поселения в середине XIX в. до преобразований, связанных со строительством железнодорожной станции Иман Уссурийской линии из Владивостока в Хабаровск в конце XIX в. Особое внимание автор уделяет изучению центральной части города и современному состоянию железнодорожной застройки. Представлены материалы проведенной экспедиции и архивных изысканий в 2017–2023 гг. В ходе анализа городской застройки центрального района Дальнереченска обследованы объекты, включенные в реестр памятников архитектуры, расположенные вдоль Транссибирской магистрали. Научную новизну исследования определяет обобщение и картографирование сохранившихся объектов наследия Уссурийской железной дороги XIX–XX вв. в Дальнереченске, проведенные впервые. Результатом исследования стала схема расположения зданий и сооружений. Обобщенная информация об имеющихся в городе постройках-памятниках архитектуры может быть использована в образовательной сфере, реставрационной практике и мероприятиях, связанных с популяризацией индустриального наследия.


Ключевые слова:

архитектура, архитектурное наследие, вокзал, градостроительство, Дальний Восток, дома для рабочих, железнодорожная архитектура, жилая среда, типовая архитектура, Уссурийская железная дорога

Abstract: The work continues the author's research on the railway architecture of the south of the Far East and is part of a project to study the architectural image of the homeland. The subject of the research, the results of which are described in the article, are architectural and urban features of the railway architecture of the town of Dalnerechensk in Primorsky Krai. Historical reference is given about development of the town from the moment of foundation of the first settlement in the middle of the 19th century till the transformation connected with building of railroad station Iman of Ussuri railway from Vladivostok to Khabarovsk in the end of the 19th century. The author pays special attention to studying of central part of the town and current condition of railway building. The materials of the expedition and archival research carried out in 2017-2023 are presented. During the analysis of urban development of the central district of Dalnerechensk the objects included in the register of architectural monuments, located along the Trans-Siberian Railway are examined. The scientific novelty of the research is defined by generalization and mapping of the preserved heritage sites of the Ussuri railway XIX-XX centuries in Dalnerechensk, carried out for the first time. The result of the research is a scheme of buildings and structures location. The generalized information about the architectural monuments available in the city can be used in education, restoration practices and activities related to the popularization of industrial heritage.


Keywords:

architecture, architectural heritage, railway station, urban planning, Far East, houses for workers, railway architecture, residential environment, typical architecture, Ussuri railway

Введение

Актуальность. Железнодорожная архитектура Дальнереченска конца XIX – начала XX века представляет исследовательский интерес в свете изучения масштабного строительства Транссибирской магистрали и выявления сохранившихся объектов историко-культурного наследия российских железных дорог на Дальнем Востоке. Строительство дороги сопровождалось решением задач обеспечения быта переселенцев и, что не менее важно, требовало создания привычного образа города вдали от родных мест. Сохранившиеся здания являются наиболее значительной, с точки зрения изучения архитектурного наследия, частью городской застройки Дальнереченска, а компактное их размещение позволяет рассматривать объекты исследования как единый комплекс.

Проблема исследования. Дальнереченск, до 1972 г. – станция V класса Иман, – является одним из немногих городов юга Дальнего Востока, где железнодорожному наследию уделено определенное внимание: из 14 памятников архитектуры местного (краевого) значения девять связаны с железнодорожным прошлым1. Здания по улице Уссурийской, параллельной железной дороге, хорошо различимы среди одноэтажной застройки – на фасадах, выходящих на улицу, расположены информационные талички, цвета фасадов выдержаны в единой гамме, сохранены детали. В глублине района, по улицам Свободы и Героев Даманского ситуация иная: постройки окружают глухие заборы и деревья, информации о зданиях нет, утрачены элементы фасада (заменены оконные блоки, переплеты и декор окон и дверей утрачены). Территория вокруг домов не благоустроена, отсутствуют тротуары, фасады находятся в неудовлетворительном состоянии. Жилые дома, традиционно воспринимаемые как утилитарные постройки, не вызывают такого интереса горожан, туристов и даже исследователей, как "ворота города" – железнодорожный вокзал и прилегающие к нему и железнодорожным путям строения. При этом они составляли основу станционного поселка и были необходимы для обеспечения жильем первостроителей; сегодня являются важным историко-культурным наследием рубежа XIX – XX веков.

Цель и задачи исследования. Цель проведенного исследования заключается в систематизации сведений о наличии и взаимном расположении объектов архитектурного наследия Уссурийской железной дороги в Дальнереченске и сохранении комплекса исторической застройки. В задачи работы входил анализ месторасположения сохранившейся железнодорожной застройки города, изучение исторического контекста и современного состояния исторической среды, составление схемы расположения объектов культурного наследия (картографирование).

Краткий обзор исследований по теме. Среди исследований архитектуры Дальневосточных городов крайне мало публикаций, посвященных индустриальному наследию региона. Одни из первых – статьи и диссертация С. С. Левошко (Моисеенковой) «Эволюция размещения и архитектурно-градостроительная организация промышленных предприятий в городах Дальнего Востока» (1987), работы М. Е. Базилевича, посвященные архитектуре и архитекторам Приморья и Приамурья [1],[2]. Иностранные влияния в формировании облика Имана начала XX в. рассматриваются в работе А. П. Ивановой [3]. Современные исследования о Дальнереченске в основном рассматривают социологические процессы в городе и изменения в постперестроечный период. В частности, в статье Л. Е. Бляхера «Придорожная экономика как форма выживания малых городов юга Дальнего Востока России» изучается специфичное положение и ориентация предпринимателей не только на автомобильную трассу, но и, что интересно в контексте данной публикации, на железную дорогу и развитие ее туристического потенциала [4].

Методика исследования основывается на атрибуции выявленных в ходе экспедиций объектов. Использованные методы комплексного исследования совмещают натурные обследования, историко-архивные и библиографические изыскания. Для подготовки публикации были использованы материалы, полученные во время экспедиции в октябре 2022 г.; натурные обследования района железнодорожного вокзала и их фотофиксация позволили выявить объекты исследования и определить их месторасположение. Чертежи и проектная документация получены в результате архивных изысканий в 2017 – 2023 гг., информация о ходе строительных работ в городе получена из материалов фонда музея истории Дальнереченска.

Автор выражает благодарность работникам музея истории города Дальнереченска и сотрудникам Дальневосточной государственной научной библиотеки Хабаровска за помощь в проведении исследования.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и РЯиК №21-512-23004.

Архитектурная среда станицы Графской и станции Иман

История Дальнереченска – классический пример развития дальневосточного города. Статус города он получил в 1917 г. и объединил несколько разрозненных поселений: поселок при железнодорожной станции, казачью станицу и военный гарнизон. Станица Графская была образована в середине XIX века, сразу после заключения Айгуньского договора. Казачьи станицы основывались вдоль всего правобережья реки Уссури. Первыми поселенцами станицы Графской в 1859 г. были казаки Забайкальского казачьего войска, позже – казаки Донского, Тверского, Кубанского, Оренбургского войск. В 1895 г. началось создание Амурско-Уссурийской Казачьей флотилии и развитие пристани Иман (Иман – название притока Уссури, нынешнее название – Большая Уссурка), а в 1891 г. – строительство Уссурийской железной дороги, которая для удобства ведения строительных работ была поделена на Южный и Северный участки. Рядом расположенные станции Муравьев-Амурский и Иман (на расстоянии около 9 верст друг от друга) были конечными пунктами этих участков. Благодаря наличию пристани на Уссури часть грузов из Владивостока для возведения путей северного участка доставлялось далее до Хабаровска по реке, для этого до пристани была проложена ветвь от основной линии строящейся дороги. Первоначально железнодорожная станция также называлась Графская, а позднее была переименована в Иман. Станция Муравьев-Амурский была переименована в станцию Лазо.
По съемке из фондов музея Дальнереченска (рис. 1) видно, что станица Графская располагалась между реками Уссури и Иманом, на левом его берегу.

Рис. 1. План Имана и его окрестностей (автор – есаул Танаев). Фотография из фондов музея истории Дальнереченска, октябрь 2022 г.

Казачий поселок не сохранился – как правило жильем казаков были простые дома, одного типа (традиционный пятистенок). Этот же тип дома мог использоваться и для жилья, и для размещения школьных классов и для административных нужд.
В сведениях о поселке Иман 1907 года отмечается, что «быстрому образованию и росту поселения способствовали стоящий на Имане значительный военный гарнизон и ежегодное водворение в значительном числе переселенцев в ближайшем к Иману районе» [5]. Также в данных указывается, что несмотря на сравнительно благоприятный климат, в районе не было развито земледелие, крестьянские поселения отсутствовали: «Поселение Иман представляет собою в настоящее время довольно населенный торговый пункт Уссурийского края при составе населения преимущественно торгового, ремесленного и служебного и при полном отсутствии земледельцев…» [5, p. 18]. Значительное население (около 10 000 человек) было обеспечено всеми необходимыми учреждениями: больницами, школами, училищами, общественным собраниями2.

Историческая застройка железнодорожной станции

Планировка. Работы по подготовке проекта территории и согласованию проходило через Технический отдел, документы подписывались начальником отдела. В строительстве пути и проектировании зданий станции принимали участие О. П. Вяземский и Ю. И. Курдюмов. На раннем чертеже поселка (рис. 2) при железнодорожной станции обозначены основные объекты, необходимые для функционирования дороги – пассажирское здание (построенное по типовому проекту, деревянное), водоподъемное здание, ряд деревянных построек – ремонтная казарма, продовольственный пункт, казарма нижних чинов (рис. 4), пакгаузы, баня. Строительные работы по возведению зданий проводились в 1894–1897 гг.3
В Спутнике И. С. Кларка о станции Иман сказано следующее: "Сравнительно большой, каменный и благоустроенный вокзал, около которого группируются казарменные постройки железнодорожного батальона с церковью. За вокзалом – обширный, в несколько улиц, поселок, с гостиницами, трактирами, японскими, китайскими, русскими магазинами, с отделением фирмы Кунст и Альберс, китайскими харчевнями и японскими публичными домами» [5, p. 82]. Все перечисленные здания находились за пределами зоны отчуждения дороги, где строительством руководило Министерство путей сообщения, на плане граница отчуждения показана штрихпунктирной линией (рис. 2).

Рис. 2. План расположения путей и зданий на станции Иман [6]

Пассажирское здание. Первый вокзал был построен в 1897 г., из дерева. Фасад был оформлен по типовому проекту для пассажирских зданий V класса, но имел большую площадь и вытянутую структуру. В здании размещались помещения начальника станции, телеграф, помещения для стрелочников и телеграфистов [7, p. 53]. Пассажирский зал на 5,32 кв. сажени размещался в выступающей части вокзала, обращенной к перрону, и не был разделен на классы. В 1908-1910-х гг. по всей линии дороги проходило переустройство, связанное с ростом пассажиропотока и необходимостью расширения площадей вокзалов и усилению пути. На многих станциях первые деревянные здания были заменены на более долговечные кирпичные или каменные. В частности, были обновлены вокзалы в Никольск-Уссурийском, на станции Спасской и в Дальнереченске. Новое кирпичное пассажирское здание было построено рядом с существующим деревянным, ближе к линии дороги (рис. 3а): согласно первым генпланам, деревянное здание находилось в отдалении от путей, вдоль которых высаживались сады. Первый вокзал был демонтирован только в 2002 г., а в 2003 г. на его месте построен новый, более вместительный, двухэтажный вокзал (рис. 3б). Старое пассажирское здание продолжает эксплуатироваться как административное здание ОАО "Российские железные дороги (РЖД)".

а)

б)

Рис. 3. Железнодорожный вокзал Дальнереченска: а) фрагмент фотографии 1990-х гг. – вид на перрон со стороны путей: слева – первый деревянный вокзал, использовавшийся как зал ожидания, справа – кассы вокзала в постройке 1910-х гг. [8]; б) современный вид на перрон с виадука, фото автора, октябрь 2022 г.

Жилые дома для служащих дороги. Для обеспечения жилья батальонов железнодорожных войск, занятых на строительстве железной дороги, вдоль всей линии строились вместительные деревянные казармы, длиной около 30 саженей. Всего на Северно-Уссурийской линии была построена 21 казарма4, в Имане – одна, с надворными постройками и значительно удаленная от линии дороги на восток. До наших дней казарма сохранилась в хорошем состоянии. Уцелели обшивка и декор двух торцевых фронтонов. В здании располагаются отдельные квартиры с приусадебными участками (рис. 4б).
Кроме казарм строились и деревянные дома для семейных рабочих. Это типовой проект, распространенный на других станциях Уссурийской дороги – в Вяземском, Спасске. Жилой дом на четыре семьи, прямоугольный в плане, с характерным декором фронтонов (рис. 5).
Модернизация 19081910 гг. коснулась и преобразования жилой среды. Вдоль первой линии от железнодорожных путей (сегодня – улица Уссурийская) были построены капитальные жилые дома на два-четыре хозяина с участками. Именно эти здания наилучшим образом сохранились и являются памятниками архитектуры города – это пять домов вдоль улицы Уссурийской (рис. 6).

а)

б)

Рис. 4. Казарма для размещения железнодорожного батальона: а) фотография начала XX века [9]; б) современный вид с улицы Свободы (фото автора, октябрь 2022 г.)

Современное состояние района железнодорожного вокзала.

В Постановлении Губернатора Приморского края, утвержденном в сентябре 2000 г.1, числятся девять памятников архитектуры города Дальнереченска. Здания снабжены информационными табличками, фасады приведены в единообразный, близкий к историческому, вид. Большая часть памятников – жилые дома в частной собственности с надворными постройками огорожены заборами; от водонапорной башни уцелело только кирпичное основание; бывшее пассажирское здание закрыто для посетителей. Все упомянутые здания расположены компактно, линия застройки вытянута вдоль Транссибирской магистрали и является частью центрального района города. Привокзальная площадь – один из важных транспортных узлов (рядом находятся железнодорожный и автовокзал, на площадь выходит виадук через пути в прибрежную часть города), в продолжении оси площади находятся важные административные здания, мемориальная зона и городской парк. Местными жителями также признается важность железнодорожного прошлого города – в музее истории Дальнереченска строительству станции посвящен отдельный стенд.

Привокзальная площадь – один из важных транспортных узлов (рядом находятся железнодорожный и автовокзал, на площадь выходит виадук через пути в прибрежную часть города), в продолжении оси площади находятся административные здания, мемориальная зона и городской парк.

Рис. 5. Деревянный жилой дом на четыре семьи по улице Свободы (фото автора, октябрь 2022 г.)

Рис.6. Жилые дома по улице Уссурийской – памятники архитектуры, современный вид и информационная табличка на фасаде (фото автора, октябрь 2022 г.)

Проведенное исследование исторической застройки поселка бывшей железнодорожной станции позволило выделить ряд объектов, имеющих непосредственную связь с историей строительства Уссурийской железной дороги и являющихся одними из старейших зданий города. Среди них: здание вокзала, построенное в 1910-х гг., водоподъемное здание (сохранившееся основание), кирпичные и деревянные жилые дома, бывшая деревянная казарма и, пока предположительно, здание бани. Все постройки отмечены на схеме (рис. 7).

Рис. 7. Схема расположения зданий времен постройки Уссурийской железной дороги на рубеже XIX – XX веков: 1. Старое здание вокзала, построенное в 1910-х гг.; 2. Водоподъёмное здание (основание); 3, 4, 5, 6, 7, 8 Каменные жилые дома; 9, 12, 13, 14 деревянные жилые дома; 10. Бывшая деревянная казарма; 11. Здание бывшей бани (предположительно).

Выводы

Железнодорожная архитектура Дальнереченска определенно занимает важное место в современной структуре города. Несмотря на более чем полуторавековую его историю, постройки времен возведения Уссурийской железной дороги продолжают эксплуатироваться и не только не утратили своей привлекательности, но являются важными элементами городской среды, комплексом, достопримечательностью города, определяющей его идентичность. Сохранение этого комплекса – важное дело, требующее последовательной исследовательской работы. Полученные результаты по выявлению и систематизации сохранившихся объектов железнодорожного наследия могут быть использованы в дальнейших исследованиях автора, специалистами в области реставрации, музейными работниками для составления экскурсионных маршрутов для интересующихся историей города и проезжающих туристов.

Примечания

1. Постановление Губернатора Приморского края от 29.09.2000 N 653 “Об утверждении государственного списка недвижимых памятников истории и культуры местного (краевого) значения” | ГАРАНТ [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/30119419/ (дата обращения: 14.05.2023)

2. Сибирский ежегодник. 1913 г. б/м: б/г Отд. III. С. 171-172. Цитата по [6, p. 38].

3. Российский государственный исторический архив Дальнего Востока. Фонд 702. Опись. 2. Дело 597. Листы 74, 150, 190-190об. Сведения о ходе работ по сооружению Северно-Уссурийской железной дороги. Цитата по [10, p. 71, 93, 118].

4. Российский государственный исторический архив Дальнего Востока. Фонд 702. Опись. 2. Дело. 597. Лист 82. Сведения о ходе работ по сооружению Северно-Уссурийской железной дороги. Цитата по [10, p. 76].

Библиография
1. Базилевич М. Е, Крадин Н. П. Промышленная архитектура Приморья. Владивосток, Уссурийск // Проект Байкал. 2020. № 65. С. 122–131.
2. Bazilevich M. E. Industrial architecture of the Russian Far East in the context of the activities of the first architects and engineers [Electronic resource] / M. E. Bazilevich // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2020. Vol. 962. P. 1–6. URL: https://iopscience.iop.org/article/10.1088/1757-899X/962/3/032067.(дата обращения: 16.05.2023).
3. Иванова А. П. Архитектура китайских сеттельментов: к проблеме культурных стратегий дальневосточной колонизации // Вестник ТОГУ. 2013. № 3(10). С. 139–148.
4. Бляхер Л. Е. Придорожная экономика" как форма выживания малых городов юга Дальнего Востока России // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2021. №1 (56). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pridorozhnaya-ekonomika-kak-forma-vyzhivaniya-malyh-gorodov-yuga-dalnego-vostoka-rossii (дата обращения: 15.05.2023).
5. Из истории заселения Южно-Уссурийского края-Российский государственный исторический архив Дальнего Востока [Electronic resource]. URL: http://rgiadv.ru/rabota-s-polzovatelyami/publikatsiya-dokumentov/iz-istorii-zaseleniya/ (дата обращения: 16.05.2023).
6. Российский государственный исторический архив Дальнего Востока. Фонд 31. Опись 1. Дело 21. Лист 1. План расположения путей и зданий на станции Иман.
7.  Альбом исполнительных чертежей по постройке Южно-и Северно-Уссурийской железной дороги. 1891-94, 1894-97. Санкт-Петербург: Товарищество ХУдожественной печати, 1900.
8.  История Дальнереченска. Дальнеречье.Ру [Электронный ресурс]. URL: http://dalnerechye.ru/index/city_history_dalnerechensk/0-2 (дата обращения: 14.05.2023).
9.   Фотография. 1918—1922 Здание в поселке [Электронный ресурс] // PastVu. URL: https://pastvu.com/p/1117513 (дата обращения: 12.05.2023).
10.  Заветная мечта императора. К 120-летию начала строительства Уссурийской железной дороги. Документы и материалы. Владивосток: Дальнаука, 2011.
References
1.  Bazilevich, M. E. & Kradin, N. P. P. (2020). Industrial Architecture of Primorye. Vladivostok, Ussuriysk. Project Baikal, 65, 122-131.
2. Bazilevich, M. E. (2020). Industrial architecture of the Russian Far East in the context of the activities of the first architects and engineers. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, 962. 1–6. Retrieved from https://iopscience.iop.org/article/10.1088/1757-899X/962/3/032067.
3.  Ivanova, A. P. (2013). Architecture of Chinese settlements: to the problem of cultural strategies of Far Eastern colonization. Вестник ТОГУ [PNU Bulletin], 3(10), 139-148.
4. Blyakher, L. E. (2021) Roadside Economy as a Form of Survival of Small Towns in the South of the Russian Far East. Oikumena. Regional Studies, 1 (56). Retrieved from https://cyberleninka.ru/article/n/pridorozhnaya-ekonomika-kak-forma-vyzhivaniya-malyh-gorodov-yuga-dalnego-vostoka-rossii.
5.  From the history of settlement in the South-Ussuri Region-Russian State Historical Archive of the Far East. Retrieved from http://rgiadv.ru/rabota-s-polzovatelyami/publikatsiya-dokumentov/iz-istorii-zaseleniya/.
6.  Russian State Historical Archive of the Far East. Fund 31. Inventory 1. File 21. P. 1. Plan of location of tracks and buildings at Iman station.
7.   Album of executive drawings of South and North Ussuri railway construction. 1891-94, 1894-97. St.-Petersburg: Art Press Society, 1900.
8.   History of Dalnerechensk. Дальнереченск.ру [Dalnerechensk.ru]. Retrieved from http://dalnerechye.ru/index/city_history_dalnerechensk/0-2.
9.    Photo. 1918-1922 Building in the settlement. PastVu. URL: Retrieved from https://pastvu.com/p/1117513.
10.    The Emperor's cherished dream. To the 120th anniversary of Ussuri railway construction beginning. Documents and materials (2011). Vladivostok: Dalnauka.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предметом исследования в статье является наследие Уссурийской железной дороги в Городе воинской доблести (2020) Дальнереченске Приморского края России, состоящее из совокупности сохранившихся зданий времен постройки железной дороги на рубеже XIX – XX вв. Предмет исследования рассматривается на основе эмпирического материала, конкретных зданий, примеры которых иллюстративно представлены фотографиями автора. В целом статья посвящена инвентаризации наследия Уссурийской железной дороги в Дальнереченске по результатам экспедиций и архивных исследований. В качестве обобщенного результата представлена «Схема расположения зданий времен постройки Уссурйиской [орфография автора] железной дороги на рубеже XIX – XX веков» (Рис. 7), позволяющая трактовать основное целеполагание статьи как научно обоснованное картографирование сохранившихся объектов наследия Уссурийской железной дороги в Дальнереченске XIX – XX вв. В пользу этой догадки говорит отсутствие оценки состояния объектов, их историко-культурной и художественной ценности и др. оценки: вероятнее всего, подобные задачи предполагаются в продолжении профинансированного РФФИ исследования.
Слабый вывод статьи обусловлен отсутствием прозрачной и четкой исследовательской программы (цель, задачи, методы). Сильной же стороной статьи является то, что совокупность выявленных и атрибутированных объектов картографирован как потенциальный комплекс исторических зданий.
Таким образом, предмет исследования рассмотрен весьма основательно, позволяя планировать дальнейшую научную работу с ним, но односторонне. Если бы важность раскрытого аспекта была четко артикулирована автором во введении, можно было бы говорить о полном достижении статьей своей цели, но этого нет. Поэтому рецензент рекомендует исправить указанный недочет или во введении, или в специально выделенном, но методически слабом разделе «Методика исследования».
Методология исследования базируется на атрибуции выявленных в ходе экспедиций объектов (фотофиксация) с архивными источниками (чертежи и проектная документация). Слабой стороной является отсутствие артикулированной цели и задач исследования, словно примененные методы самоценны и однозначно свидетельствуют об оправданности финансовых затрат на исследование. Полученный результат (обобщенная схема объектов) ценна исключительно теоретически для продолжения исследования обозначенных объектов и выработки программы их наиболее рационального использования в конкретных социокультурных практиках. Если автора интересовал именно этот результат, то об этом необходимо открыто заявить, обосновав его значимость. В отсутствии подобного разъяснения ценность проведенного исследования (теоретическая и практическая значимость) остается неясной.
Актуальности темы исследования автор не уделяет внимания, словно читатель самостоятельно обязан поинтересоваться, чем именно привлек проект финансирующую организацию (РФФИ). Подобный подход теоретически обосновать невозможно, равно как и с этической стороны он неоднозначен. Рецензент рекомендует автору уделить обоснованию актуальности исследования хотя бы несколько слов. В рамках выявления сохранившихся объектов историко-культурного наследия Российских железных дорог (РЖД) поднятая автором тема весьма актуальна. Если руководство РЖД, к примеру, намерено и дальше позиционировать себя в качестве социально ответственной российской бизнес-элиты, забота о сохранении вверенного ему историко-культурного наследия России, равно как переданного им в муниципальное управление части наследия, непосредственно подтверждает социально ответственную позицию, а противоположная позиция вредит имиджу монополиста.
Научная новизна исследования выражена обобщенной схемой картографии сохранившихся объектов наследия Уссурийской железной дороги XIX – XX вв. в Дальнереченске.
Стиль текста в статье в целом выдержан научный. Автору при доработке статьи следует устранить отдельные описки в тексте и подписях к рисункам (например: «Методика исследования.В ходе подготовки…», «… времен постройки Уссурйиской железной дороги…», «… здание вокзала, псотроенное в 1910-х гг.» и др.). Структура статьи в целом соответствует логике изложения результатов научного исследования, но содержание отдельных разделов (введение, методология, вывод), как отмечено выше, следует усилить.
Библиография, учитывая эмпирическую опору исследования, отражает предметное поле исследования в полной мере.
Апелляция к оппонентам корректна и достаточна.
Безусловно, интерес читательской аудитории журнала «Урбанистика» гарантирован после небольшой доработки согласно рекомендациям рецензента.

Результаты процедуры повторного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

В журнал «Убранистика» автор представил свою статью «Наследие Уссурийской железной дороги в Дальнереченске», в которой проведено исследование архитектурных объектов города на юге Дальнего Востока.
Автор исходит в изучении данного вопроса из того, что Дальнереченск (до 1972 года станция V класса Иман) является одним из немногих городов юга Дальнего Востока, где железнодорожному наследию уделено определенное внимание: из 14 памятников архитектуры местного (краевого) значения девять связаны с железнодорожным прошлым. Здания по улице Уссурийской, параллельной железной дороге, хорошо различимы среди одноэтажной застройки – на фасадах, выходящих на улицу, расположены информационные таблички, цвета фасадов выдержаны в единой гамме, сохранены детали. Однако автор наблюдает иную ситуацию в глубине района, по улицам Свободы и Героев Даманского: постройки окружают глухие заборы и деревья, информации о зданиях нет, утрачены элементы фасада. Территория вокруг домов не благоустроена, отсутствуют тротуары, фасады находятся в неудовлетворительном состоянии. При этом, как отмечает автор, они составляли основу станционного поселка и были необходимы для обеспечения жильем первостроителей; сегодня являются важным историко-культурным наследием рубежа XIX – XX веков.
Актуальность исследования обусловлена тем, что железнодорожная архитектура Дальнереченска конца XIX – начала XX века представляет исследовательский интерес в свете изучения масштабного строительства Транссибирской магистрали и выявления сохранившихся объектов историко-культурного наследия российских железных дорог на Дальнем Востоке. Сохранившиеся здания являются наиболее значительной с точки зрения изучения архитектурного наследия частью городской застройки Дальнереченска, а компактное их размещение позволяет рассматривать объекты исследования как единый комплекс.
Практическая значимость состоит в том, что полученные результаты по выявлению и систематизации сохранившихся объектов железнодорожного наследия могут быть использованы в дальнейших исследованиях автора, специалистами в области реставрации, музейными работниками для составления экскурсионных маршрутов для интересующихся историей города и проезжающих туристов.
Методика исследования основывается на атрибуции выявленных автором в ходе экспедиций объектов. Использованные методы комплексного исследования совмещают натурные обследования, историко-архивные и библиографические изыскания. Эмпирическую базу составили материалы, полученные во время экспедиции в октябре 2022 года, фотографии железнодорожного вокзала, чертежи и проектная документация, полученные в результате архивных изысканий в 2017–2023 годах, материалы фонда музея истории Дальнереченска.
Цель проведенного исследования заключается в систематизации сведений о наличии и взаимном расположении объектов архитектурного наследия Уссурийской железной дороги в Дальнереченске и сохранении комплекса исторической застройки. В соответствии с целью автором поставлены следующие задачи: анализ месторасположения сохранившейся железнодорожной застройки города, изучение исторического контекста и современного состояния исторической среды, составление схемы расположения объектов культурного наследия.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и РЯиК №21-512-23004.
Проведя анализ научной обоснованности изучаемой проблематики, автор отмечает крайне малое количество научных исследований, посвященных индустриальному наследию региона. Современные исследования о Дальнереченске, как отмечено автором, в основном рассматривают социологические процессы в городе и изменения в постперестроечный период.
На основе историко-культурного анализа автор делает вывод, что строительство Транссибирской железнодорожной магистрали способствовало интенсификации экономического и социального развития города. Автором при помощи проектной документации и фотографических изображений детально описаны этапы планировки и строительства отдельных городских объектов Дальнереченска (Имана): здания вокзала, жилые дома для служащих, казарма железнодорожного батальона
Проведенное исследование исторической застройки поселка бывшей железнодорожной станции позволило автору выделить ряд объектов, имеющих непосредственную связь с историей строительства Уссурийской железной дороги и являющихся одними из старейших зданий города. Среди них: здание вокзала, построенное в 1910-х годах, водоподъемное здание (сохранившееся основание), кирпичные и деревянные жилые дома, бывшая деревянная казарма и здание бани.
Автором отмечено признание жителями и органами власти историко-культурного наследия города: постановлением губернатора Приморского края 9 объектов получили статус памятников архитектуры регионального значения, в музее Дальнереченска имеется экспозиция, посвященная строительству железнодорожной станции.
В заключении автором представлен вывод по проведенному исследованию, в котором приведены все ключевые положения изложенного материала.
Представляется, что автор в своем материале затронул актуальные и интересные для современного социогуманитарного знания вопросы, избрав для анализа тему, рассмотрение которой в научно-исследовательском дискурсе повлечет определенные изменения в сложившихся подходах и направлениях анализа проблемы, затрагиваемой в представленной статье.
Полученные результаты позволяют утверждать, что изучение объектов историко-культурного наследия определенных российских регионов, возможностей их охраны и восстановления представляет несомненный теоретический и практический культурологический интерес и может служить источником дальнейших исследований.
Представленный в работе материал имеет четкую, логически выстроенную структуру, способствующую более полноценному усвоению материала. Этому способствует и адекватный выбор методологической базы. Однако библиографический список исследования состоит всего из 10 источников, что представляется недостаточным для обобщения и анализа научного дискурса по исследуемой проблематике.
Автор выполнил поставленную цель, получил определенные научные результаты, позволившие обобщить материал. Следует констатировать: статья может представлять интерес для читателей и заслуживает того, чтобы претендовать на опубликование в авторитетном научном издании после устранения указанного недостатка. Кроме того, текст статьи нуждается в корректорской правке.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.