Статья 'Деревянная застройка Читы в творчестве первых архитекторов города' - журнал 'Урбанистика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Урбанистика
Правильная ссылка на статью:

Деревянная застройка Читы в творчестве первых архитекторов города

Семушина Ирина Сергеевна

магистрант, кафедра архитектуры и урбанистики, Тихоокеанский государственный университет

680035, Россия, Хабаровский область, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136

Semushina Irina Sergeevna

Graduate student of the Department of Architecture and Urbanistics, Pacific National University

680035, Russia, Khabarovsk region, Khabarovsk, ul. Pacific, 136

semushinai@mail.ru
Базилевич Михаил Евгеньевич

кандидат архитектуры

доцент, доцент кафедры архитектуры и урбанистики, Тихоокеанский государственный университет

680035, Россия, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136

Bazilevich Mikhail Evgenevich

PhD in Architecture

Associate Professor of the Department of Architecture and Urbanistics, Pacific National University

680035, Russia, Khabarovsk Krai, Khabarovsk, ul. Pacific, 136

mikhailbazilevich@gmail.com
Другие публикации этого автора
 

 
Базилевич Евгений Михайлович

кандидат психологических наук

доцент, кафедра Архитектуры и урбанистики, ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет»

680035, Россия, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136

Bazilevich Evgenii Mikhailovich

PhD in Psychology

PhD in Psychology, Associate Professor of the Department of Architecture and Urbanistics, Pacific National University, 136, Tihookeanskaya St., Khabarovsk, 680035, Khabarovsk Krai, Russia.

680035, Russia, Khabarovsk Krai, Khabarovsk, ul. Pacific, 136

apelsin157@mail.ru

DOI:

10.7256/2310-8673.2023.2.41041

EDN:

FSHSOE

Дата направления статьи в редакцию:

15-06-2023


Дата публикации:

22-06-2023


Аннотация: В статье представлены промежуточные результаты исследования, проводимого авторами при поддержке гранта Российского научного фонда «Архитекторы и инженеры восточных окраин России (вторая половина XIX — начало XX века)». В рамках данной публикации рассматриваются особенности значительного пласта регионального деревянного зодчества, сохранившегося в столице Забайкальского края – городе Чита. На основе новых материалов, полученных авторами в результате серии проведенных натурных обследований, а также в ходе работы в Государственном архиве Забайкальского края, изучены сохранившиеся объекты и оригинальные проекты ряда зданий и сооружений различного назначения. Деревянная архитектура города рассматривается сквозь призму деятельности первых городских архитекторов и инженеров, а также других мастеров строительного искусства, получивших профессиональное образование в ведущих архитектурных и инженерных школах центральной России, а также специалистов, не имевших специализированного образования, но получивших право на производство архитектурно-строительных работ после сдачи экзаменов в Министерстве строительных дел в Санкт-Петербурге. В результате составлена полная систематизированная картина исторической эволюции деревянного зодчества Читы, формировавшегося под влиянием общероссийских архитектурных традиций, но в тоже время имевшего свои отличительные особенности, связанные со спецификой развития региона и личностными представлениями мастеров архитектурно-строительного искусства, а также заказчиков архитектуры данного типа.


Ключевые слова:

Забайкалье, Чита, история, архитектура, деревянная застройка, наследие, архитекторы, инженеры, строительное искусство, проекты

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 21-18-00281, https://rscf.ru/project/21-18-00281/

The study was supported by a grant from the Russian Science Foundation No. 21-18-00281, https://rscf.ru/project/21-18-00281/

Abstract: The article presents the results of a study conducted by the authors with the support of the Russian Science Foundation grant "Architects and engineers of the eastern outskirts of Russia (second half of the 19th - early 20th centuries)". The features of a significant layer of regional wooden architecture, preserved in the capital of the Trans-Baikal Territory - the city of Chita, are considered. Based on the materials of field surveys and the State Archives of the Trans-Baikal Territory, the preserved objects and original designs of a number of buildings and structures for various purposes were studied. The wooden architecture of the city is viewed through the prism of the activities of the first city architects and engineers, as well as other masters of the building art who received professional education in the leading architectural and engineering schools of central Russia, as well as specialists who did not have a specialized education, but received the right to carry out architectural and construction work after passing exams at the Ministry of Construction Affairs in St. Petersburg. As a result, a complete systematized picture of the historical evolution of the wooden architecture of Chita was compiled, which was formed under the influence of all-Russian architectural traditions, but at the same time had its own distinctive features associated with the specifics of the development of the region and the personal ideas of the masters of architectural and construction art, as well as customers of architecture of this type.


Keywords:

Transbaikalia, Chita, history, architecture, wooden buildings, heritage, architects, engineers, building art, designs

Одной из ключевых особенностей архитектурного ландшафта Читы является то, что, в отличии от многих других региональных центров Дальнего Востока, в городе сохранился значительный пласт деревянного зодчества. Во второй половине XIX в. город являлся промежуточной площадкой для переселенческого движения на Дальний Восток и продвижения российского государства к берегам Тихого океана. Строительство Транссибирской железнодорожной магистрали способствовало интенсификации экономического и социального развития города, а также усилению роли крупного купечества, что в свою очередь способствовало появлению спроса на архитектуру по частному заказу с привлечением профессиональных архитекторов, инженеров и мастеров строительного искусства.

Проведенное исследование показало, что к началу XX в. количество деревянных зданий составляло три четверти от всей застройки города. При этом в периферийных районах преобладали деревянные жилые дома и усадьбы образовывавшие крупные градостроительные массивы, в то время как в центральной части города активно перемежалась с каменной. Авторами выявлены выявлено 158 сохранившихся деревянных зданий, 134 которых внесены реестр памятников архитектуры и поставлены на государственную охрану. В ходе работы в Государственном архиве Забайкальского края были найдены 47 проектов деревянных зданий, относящихся, преимущественно к жилому типу застройки. Анализ полученных материалов показал, что 88% выявленных объектов и проектов строились и разрабатывались без участия профессиональных зодчих. Примечательно, что среди них преобладали одноэтажные деревянные здания, поставленные на каменных основаниях (76%), в основном усадьбы и индивидуальные жилые дома, строившиеся по примитивным чертежам, составленным их владельцами, в то время как общественных зданий среди них выявлено лишь 12%.

В рамках данной публикации, в соответствии с заявленной темой, рассмотрим деревянное зодчество Читы в контексте профессиональной деятельности первых архитекторов города. В ходе проведенного исследования авторами атрибутировано авторство ряда объектов (табл. 1), а также выявлены архивные проекты, содержащие подписи, составивших их мастеров архитектурно-строительного искусства (табл. 2).

Таблица 1

Сохранившиеся деревянные объекты творческого наследия первых зодчих Читы

Название объекта

Современный адрес

Автор

Годы постройки

Современное состояние объекта

Дом С. К. Шешминцева

ул. Анохина, 50

М. Ю. Арнольд

1884

Здание почтампта

ул. Бутина, 37

М. Ю. Арнольд

1893

Дом фотографа

В. Н. Коновалова

ул. Амурская, 108

Г. В. Никитин

1904

Дом купца Т.М. Лукина

ул. Бабушкина, 82

Ф. Е. Пономарев

1905

Дом М. Д. Игнатьевой

ул. Анохина, 53

Ф. Е. Пономарев

1904–1908

Доходный дом купца

Д. В. Полупанова

ул. Журавлева, 28

Л. И. Корганов

1905

Жилой дом купца Д.В. Полутова, 1908

Л.И. Корганов

1908

Доходный дом купца

Д. В. Полупанова

ул. Ленина, 102

Л.И. Корганов

1914

Таблица 2

Проекты деревянных зданий, составленные первыми читинскими архитекторами и инженерами [1-8]

Название проекта

Автор

Год исполнения

Сохранившийся документ

Фасад и план флигеля

С. Л. Бышевский

1875

Проект деревянного одноэтажного дома в Чите

С. Л. Бышевский

1876

Проект здания почтово-телеграфной конторы Чите

М. Ю. Арнольд

1893

Проект дома врача на территории психологической лечебницы, предполагаемой вблизи г. Читы

Б. М. Тустановский

1902

Исполнительный чертеж конюшни читинской психиатрической больницы и каретного сарая при ней

Б. М. Тустановский

1905

Проект психологической лечебницы предполагаемой вблизи г. Читы

Б. М. Тустановский

1906

Проекты домов для прислуги медицинского психиатрической лечебницы

Б. М. Тустановский

1907

Проект жилого дома в Чите

В. В. Кузнецов

1908

Проект доходного дома купца Д. В. Полутова

Л.И. Корганов

1914

Анализ деревянного наследия читинских зодчих показывает, что по большей части их архитектура тяготеет к модерну, причем не только внешне, но и содержательно. За лепными масками и гирляндами растительного орнамента, сандриками и аттиками, отсутствием симметрии фасадных и планировочных композиций, видна свобода формообразования, столь присущая работам архитекторов Восточных окраин России начала XX в., не связанных здесь жесткой строительной регламентацией и сложившимися традициями, и, поэтому, постоянно находящихся в поиске собственного архитектурного языка и средств художественной выразительности построек [9, 10]. Наибольшая экспрессия отмечается в работах выпускника петербургской академии художеств Г. В. Никитина, что в целом, можно считать вполне закономерным, учитывая особенности подготовки архитекторов в этом учебной заведении и внимание к художественной его составляющей [11]. Сложные силуэты и проработанные детали в виде многообломных карнизов, резных наличников и филенчатых ставень, формируют неповторимый облик объектов его наследия. Одной из наиболее запоминающихся работ Г. В. Никитина является дом фотографа В. Н. Коновалова с его мощной выносной деревянной валютой с накладными элементами, имитирующими хвост кометы. Постройки строителей Ф. Е. Пономарева и Л. И. Корганова, напротив, более аскетичны. Мастера работали с крупными ассиметричными формами, составляющими понятные и незамысловатые силуэты. Для их работ характерна компоновка блоков разной этажности и использование башенных объемов с шатровыми завершениями, акцентирующими углы зданий. Пример архитектуры эклектики представляет здание почтамта, построенное по проекту гражданского инженера, выпускника Строительного училища М. Ю. Арнольда [12]. Сооружение состоит из трех рубленных из крупного бруса объемов, обшитых тесом и соединенных каменными объемами вставками, в которых расположены два входа. Строгая почти классицистическая симметрия его объёмной композиции, усиленная пластикой стен каменных фрагментов фасадов, оживляется выразительными формами шатровых крыш и центральной башенки, дающими отсылку к архитектуре русского стиля, а в рисунке и пропорциях декоративных элементов отчетливо читаются мотивы модерна.

Проекты, выявленные авторами настоящей публикации в ходе работы в Государственном архиве Забайкальского края, в основном содержат чертежи и сметы на постройку индивидуальных жилых домов, усадеб и схемы планировочной организации земельных наделов. Примечательно, что размеры объектов и характер декоративной проработки их уличных фасадов зависят в первую очередь от периода постройки. Так, в проектах С. Л. Бышевского, датируемых 1875–1876 гг., представлены простые, незамысловатые одноэтажные объемы с немногочисленными декоративными элементами, окаймляющими преимущественно оконные проемы. В свою очередь, в проектах гражданского инженера Б. М. Тустановского можно заметить более детальную проработку стеновых плоскостей и усложнение характера декора [13]. Также следует отметить, что распространенные в Чите в первой половине XIX в. анфиладная и однокамерная планировочная структуры («пятистенка» или «шестистенка»), обусловленные особенностями срубной конструкции жилых домов, постепенно трансформировались за счет использования внутренних самонесущих перегородок. В начале XX в. появился новый тип городского жилого дома, состоящего из двух жилых клетей, соединенных объемом сеней, или из жилой клети и кухонного блока, соединенных сенями. Сформировался и новый тип доходного дома с секционной структурой и распределительным пространством в виде лестничной клетки с двумя или четырьмя отдельными квартирами на каждом этаже [14]. Архитекторы также начали комбинировать традиционные конструктивно-планировочные приемы народной архитектуры, такие как сочетание схем «пятистенка» и «крестового» дома с шестью капитальными стенами. Была сформирована новая планировочная структура городского дома с внутренним распределительным пространством в виде холла.

При строительстве общественных зданий нередко использовалась смешанная конструктивная схема, подразумевающая возведение в деревянных зданиях внутренних несущих кирпичных стен, выполняющих одновременно функцию элемента системы печного отопления и дополнительного ребра жесткости [15]. Подобное решение в полной мере иллюстрирует проект психиатрической лечебницы, составленный Б. М. Тустановским в 1906 г.

Заключение

Сохранившиеся в Чите объекты деревянного зодчества, играют важную роль в формировании архитектурных ансамблей центральной части города. Отражая различные стилистические направления, распространенные в архитектуре региона на рубеже XIX–XX в., а также представления первых читинских архитекторов и инженеров, имевших разную образовательную базу и предшествующий опыт работы, о формотворчестве и художественной составляющей архитектуры, раскрывают своеобразие дореволюционной архитектуры региона.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

В журнал «Убранистика» автор представил свою статью «Деревянная застройка Читы в творчестве первых архитекторов города», в которой проведено исследование архитектурных деревянных объектов читинских зодчих.
Автор исходит в изучении данного вопроса из того, что одной из ключевых особенностей архитектурного ландшафта Читы является то, что, в отличии от многих других региональных центров Дальнего Востока, в городе сохранился значительный пласт деревянного зодчества: к началу XX века количество деревянных зданий составляло три четверти от всей застройки города.
К сожалению, в статье отсутствует теоретическая составляющая, в частности анализ научной обоснованности изучаемой проблематики, что делает затруднительным вынесение положений о научной новизне исследования. В исследовании отсутствует и библиографический анализ. Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения объектов историко-культурного наследия как средства формирования культурной идентичности с целью их сохранения для последующих поколений.
Методологической основой исследования явился комплексный подход, включающий общенаучные методы анализа и синтеза, историко-культурный метод, анализ проектной документации. Эмпирическую базу составила архивная проектная документация, а также образцы сохранившихся деревянных зданий Читы.
Цель проведенного исследования заключается в рассмотрении деревянного зодчества Читы в контексте профессиональной деятельности первых архитекторов города, а также атрибуции ряда объектов и выявления архивных проектов, содержащих подписи составивших их мастеров архитектурно-строительного искусства.
На основе историко-культурного анализа автор делает вывод, что во второй половине XIX века город являлся промежуточной площадкой для переселенческого движения на Дальний Восток и продвижения российского государства к берегам Тихого океана. Строительство Транссибирской железнодорожной магистрали способствовало интенсификации экономического и социального развития города, а также усилению роли крупного купечества, что в свою очередь способствовало появлению спроса на архитектуру по частному заказу с привлечением профессиональных архитекторов, инженеров и мастеров строительного искусства.
Автором выявлены выявлено 158 сохранившихся деревянных зданий, 134 которых внесены реестр памятников архитектуры и поставлены на государственную охрану. В ходе работы в Государственном архиве Забайкальского края были найдены 47 проектов деревянных зданий, относящихся, преимущественно к жилому типу застройки. Анализ полученных материалов позволил автору сделать вывод, что 88% выявленных объектов и проектов строились и разрабатывались без участия профессиональных зодчих. Среди них преобладали одноэтажные деревянные здания, поставленные на каменных основаниях (76%), в основном усадьбы и индивидуальные жилые дома, строившиеся по примитивным чертежам, составленным их владельцами, в то время как общественных зданий среди них выявлено лишь 12%. Сведения о сохранившихся деревянных объектах творческого наследия первых зодчих Читы и перечень проектов деревянных зданий, спроектированных первыми читинскими архитекторами и инженерами, а также сами проекты представлены автором в виде таблиц.
Проекты, выявленные авторами в ходе работы в Государственном архиве Забайкальского края, в основном содержат чертежи и сметы на постройку индивидуальных жилых домов, усадеб и схемы планировочной организации земельных наделов. Автором также установлена взаимосвязь размеров объектов и характер декоративной проработки их уличных фасадов от периода постройки.
На примере сохранившихся зданий и проектной документации автором описаны различные стилистические направления, распространенные в архитектуре региона на рубеже XIX–XX веков, а также представления первых читинских архитекторов и инженеров, имевших разную образовательную базу и предшествующий опыт работы, о формотворчестве и художественной составляющей архитектуры, раскрывают своеобразие дореволюционной архитектуры региона. На основе анализа деревянного наследия читинских зодчих автор приходит к выводу, что по большей части их архитектура тяготеет к модерну, причем не только внешне, но и содержательно. За лепными масками и гирляндами растительного орнамента, сандриками и аттиками, отсутствием симметрии фасадных и планировочных композиций, автор видит свободу формообразования, характерную для работ архитекторов Восточных окраин России начала XX века, не связанных жесткой строительной регламентацией и сложившимися традициями, и, поэтому, постоянно находящихся в поиске собственного архитектурного языка и средств художественной выразительности построек.
В заключении автором представлен вывод по проведенному исследованию, в котором приведены все ключевые положения изложенного материала.
Представляется, что автор в своем материале затронул актуальные и интересные для современного социогуманитарного знания вопросы, избрав для анализа тему, рассмотрение которой в научно-исследовательском дискурсе повлечет определенные изменения в сложившихся подходах и направлениях анализа проблемы, затрагиваемой в представленной статье.
Полученные результаты позволяют утверждать, что изучение объектов историко-культурного наследия определенных российских регионов, возможностей их охраны и восстановления представляет несомненный теоретический и практический культурологический интерес и может служить источником дальнейших исследований.
Представленный в работе материал имеет четкую, логически выстроенную структуру, способствующую более полноценному усвоению материала. Этому способствует и адекватный выбор методологической базы. Библиографический список исследования состоит из 15 источников, что представляется достаточным для обобщения и анализа научного дискурса по исследуемой проблематике.
Автор выполнил поставленную цель, получил определенные научные результаты, позволившие обобщить материал. Следует констатировать: статья может представлять интерес для читателей и заслуживает того, чтобы претендовать на опубликование в авторитетном научном издании после устранения указанных недостатков.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.