Статья 'Влияние личностных характеристик жителей города Челябинска на восприятие информации об экологической обстановке' - журнал 'Урбанистика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Урбанистика
Правильная ссылка на статью:

Влияние личностных характеристик жителей города Челябинска на восприятие информации об экологической обстановке

Смирнова Ирина Геннадьевна

кандидат педагогических наук

доцент, кафедра Менеджмент, Федера́льное госуда́рственное автономное образова́тельное учрежде́ние вы́сшего образова́ния «Ю́жно-Ура́льский государственный университет

454080, Россия, Челябинская область, г. Челябинск, ул. 76, Lenin Avenue, 76, оф. 563/2

Smirnova Irina Gennad'evna

PhD in Pedagogy

Docent, the department of Management, South Ural State University

454080 Челябинск, пр. Ленина, 76 оф. 563/2

irsmi50@yandex.ru
Добрынина Яна Сергеевна

ORCID: 0000-0002-3629-777X

кандидат технических наук

Кандидат технических наук, доцент кафедры Менеджмент Ю́жно-Уральского государственного университета

454080, Россия, Челябинская область, г. Челябинск, ул. Ленина, 76, оф. 563/2

Dobrynina Iana Sergeevna

PhD in Technical Science

PhD in Techical Sciences, Docent, the department of Management, South Ural State University

454080, Russia, Chelyabinsk region, Chelyabinsk, 76 Lenina avenue, office 563/2

yanascitech@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2310-8673.2022.1.37312

Дата направления статьи в редакцию:

14-01-2022


Дата публикации:

21-01-2022


Аннотация: Объектом исследования являются жители города Челябинск. Предметом изучения является тревожность при воспиятии экологической информации. Челябинск выбран как типичный мегаполис со сложившимся промышленным имиджем, где существующая экологическая обстановка отличается от среднестатистической по России. Мы обратили внимание на проблему экологической тревожности, характерную для людей проживающующих в таких мегаполисах. Были изучены особенности коллективного восприятия информации об экологических проблемах городскими жителями, а также экологическая тревожность, которая возникает как реакция на окружающую среду и информацию о ней. Говорим, что эта проблема лежит не только в плоскости экологии, она связана в том числе с типом экологического сознания населения, а также с имиджем города. Новизной исследования является выявление личностных особенностей, способствующих или препятствующих формированию тревожности при восприятии информации жителями города. В рамках исследования был разработан проективный тест для оценки ситуативной тревожности. Для выявления личностной тревожности и других акцентуаций использовали тест Шмишека, а также метод САТ для выявления самоактулизированных личностей. В статье изложены первые обобщенные результаты всех трех тестов. Выделено несколько групп горожан, которые имеют разную реакцию на экологическую информацию, среди них в том числе выделены группы с личностной и ситуативной тревожностью. Группы описаны в терминах акцентуаций и личностных особенностей.


Ключевые слова:

восприятие информации, экологическое сознание, экологическая ситуация, городская среда, акцентуации характера, интернет-СМИ, личностная тревожность, ситуативная тревожность, характеристики личности, проективный тест

Работа выполнена за счет гранта на реализацию научного проекта №21-011-31813, поддержанного совместно РФФИ и ЭИСИ (нужно указать эту информацию).

Abstract: The object of this research is the residents of Chelyabinsk, while the subject is the anxiety in perception of environmental information. Chelyabinsk was selected as a typical metropolis with the established industrial image, where the existing environmental situation differs from the average in the country. Attention is turned to the problem of environmental anxiety characteristic for people living in large cities. Analysis is conducted on the peculiarities of collective perception of information on environmental problems by urban residents, as well as environmental anxiety that occurs as a response to the environment and related information. It is noted that this problem falls not only under the scope of ecology, but also ecological consciousness of the population and image of the city. The novelty of this research lies in revealing personality traits that contribute or impede the development of anxiety in perception of information by residents of the city. Within the framework of this study, the author developed the projective test for assessing the situational anxiety. For determining personal anxiety and other accentuations, the article employs Smishek's “characterological questionnaire, as well as self-actualization test (SAT). This article is first to provide summary results of all three tests. Several groups of city residents with different response to environmental information are revealed, among which are the groups with personal and situational anxiety. The groups are described in terms of accentuations and personality traits.


Keywords:

perception of information, ecological consciousness, ecological situation, urban environment, character accentuations, Internet media, personal anxiety, situational anxiety, personality characteristics, projective test

Введение. Проблемы экологии на протяжении последних нескольких десятков лет стали особенно обсуждаемыми в средствах массовой информации, в связи с чем у людей возникают различные реакции на ее восприятие в зависимости от их экологической культуры. Более всего к формам проявления экологической культуры относится экологическое сознание. Нужно отметить, что проблема экологического сознания изучается совсем недолго такими науками как социальная экология [8], экологическая психология, психология среды (энвайронментальная психология) [2] и, по мнению специалистов, у россиян оно не сформировано [3].

В данной работе, мы будем рассматривать экологическое сознание как способность понимания существующей неразрывной связи между человеческим сообществом и природой, которая выражается в зависимости от уровня благополучия людей, от целостности и неизменности окружающей их природной среды [3]. В экологическом сознании выделяют два уровня понятий и отношений:

‑ глобальное экологическое сознание,

‑ региональное (локальное) экологическое сознание .

Глобальное экологическое сознание отражает наиболее общие законы взаимодействия человека и неживой природы. Локальное экологическое сознание, в свою очередь, формируется в процессе контактов с реальной окружающей средой, воздействии локальной экологической обстановки на человека. Этот уровень непосредственно отражает благополучие или дискомфорт условий жизни человека в конкретном месте [2].

В рамках данного проекта мы исследовали локальный уровень. В качестве объекта исследования был выбран г.Челябинск – промышленный мегаполис России, вся история которого связана с развитием промышленности на Урале. Еще в начале 21 века он стал испытывать проблемы с имиджем, тогда же общественность начала формировать запрос на улучшение экологии в городе и регионе в целом.

С одной стороны, можно считать, что экологическое сознание жителей г. Челябинска сформировано. В предыдущих статьях (в рамках данного исследования) мы уже рассматривали огромное внимание жителей к экологическим проблемам города и вовлеченность их в обсуждение этой проблемы в информационном пространстве. Однако, мы обратили внимание на форму экологического сознания среди населения г.Челябинска, в данном случае мы наблюдаем, так называемое, сознание гиперболизации. Основным признаком сознания гиперболизации является не соответствующая реальной ситуации гиперболизированная оценка экологических проблем. Наиболее характерной для данного типа сознания является гиперболизированная оценка угрожающих человеку экологических ситуаций, в то время как оценка благоприятных изменений несколько занижена [2].

Очень характерным для сознания гиперболизации является сочетание высокой тревожности, высокого уровня внушаемости и эмоциональной неустойчивости. Гиперболизацию экологической угрозы можно объяснить тем, что носители такого сознания не могут адекватно оценить и критически осмыслить поступающую информацию о характеристиках экологической обстановки, а образ угрозы формируется на сведениях, полученных через средства массовой информации, а также на слухах и мнениях. При этом, принимается во внимание только та информация, которая свидетельствует о негативных для человека сторонах экологического процесса [6].

Значимое место в гиперболизированном экологическом сознании занимает тревожность - свойство психики, которое само по себе искажает восприятие и оценку реальных связей личности и среды, гиперболизирует образ угрозы в этих связях. Кроме того, высокий уровень тревожности формирует негативное отношение к любым изменениям среды, в том числе и объективно благоприятным для человека [6].

В рамках данного исследования мы изучили особенности коллективного восприятия информации об экологических проблемах городскими жителями на примере г.Челябинска. Отдельное внимание уделили изучению тревожности, возникающей при восприятии информации об окружающей городской среде, которая уже исторически является неблагоприятной. Новизной проведенного исследования является ‑ выявление личностных особенностей, способствующих или препятствующих формированию тревожности при восприятии информации жителями города Челябинска об экологической обстановке.

Методы исследования. В рамках данного проекта мы использовали такие методы исследования как социологический опрос, проективную методику, психологическое тестирование с помощью опросника Леонгарда-Шмишека [4, 7], а также тестирование по методике САТ [5].

Сбор первичной информации проводился с помощью социологического опроса. В качестве генеральной совокупности в опросе рассматривали население г. Челябинска (резиденты территории). Генеральная совокупность составила 910 000 человек (взрослое население города), выборка составила 950 человек с доверительной вероятностью 99,7% и доверительным интервалом ± 4,5 %. Опрос состоял из нескольких частей: изучение состояния городской среды, влияние экологического компонента на жизнь горожан, влияние интернет-СМИ на восприятие информации о состоянии окружающей среды.

Для изучения действительной реакции жителей на сложившуюся экологическую обстановку в городе, а также для изучения восприятия экологической информации разработали проективную методику. Испытуемым предлагалось интерпретировать серию картинок, в которую входили фотографии с изображениями г.Челябинска в благоприятной и неблагоприятной экологической обстановке, а также картинки с заголовками и без, традиционно используемые местными и федеральными интернет-изданиями в публикациях на экологическую тему. В исследовании приняли участие жители города Челябинска, проживающие в различных районах города, общей численностью 186 человек обоего пола, различного возраста от 18 до 65 лет. Участников для проективного теста отобрали из 950 человек в ходе предыдущего социологического опроса.

Для диагностики акцентуаций характера испытуемых (186 человек), участвовавших в проективном тесте, использовали тест - опросник Леонгарда – Шмишека, состоящий из 10 шкал и 88 пунктов. Для оценки личностного потенциала тех же испытуемых использовали «Самоактуализационный тест» (CAT), состоящий из 14 шкал и 126-ти пунктов.

Гипотеза и задачи исследования. Мы предполагали, что люди с высокой личностной тревожностью будут испытывать ситуативную (реактивную) тревожность от восприятия информации об экологической обстановке, увиденной в СМИ, значительно сильнее, по сравнению с теми, у кого уровень личностной тревожности имеет нормативный показатель.

Мы предполагали также, что если человек не имеет в структуре личности тревожность как черту характера, то он, все равно, может испытывать тревогу за неблагополучную экологическую обстановку в родном городе, но не на уровне эмоционального начала, а на когнитивном уровне. Такие люди, как правило, тяжелее поддаются стороннему внушению и под воздействием потока новой информации у них меняется информированность и суждения, однако это не вызывает эмоциональных реакций и поведенческих последствий. Новизной проведенного исследования является выявление особенностей черт характера и самоактуализации личности, способствующих или препятствующих формированию тревожности при восприятии информации жителями города Челябинска об экологической обстановке.

Задачи нашего исследования можно сформулировать следующим образом:

‑выявить среди жителей г.Челябинска людей, которые испытывают тревогу по поводу экологического состояния городской среды;

‑ провести тестирование жителей города, испытывающих тревожное состояние, на определение акцентуаций личности (при помощи опросника Леонгарда-Шмишека);

‑ выявить среди опрошенных тех, кому присуща тревожность как акцентуация характера;

‑ провести тестирование для определения личностных особенностей обеих групп испытуемых (с личностной и реактивной тревожностью), используя методику САТ.

Результаты исследования. Как показал проведенный социологический опрос, сложившаяся в г. Челябинске экологическая обстановка тревожит 94% респондентов. При этом 25% испытывают постоянный страх (максимальное значение по шкале Лайкерта), еще 34,4% и 28,4% испытывают сильную тревогу (4, 3 по шкале Лайкерта). Кроме того, 52,9% опрошенных считают, что проблемы экологии в г.Челябинск за это время усугубились за последние 5 лет, а 33% респондентов считают, что экологическая ситуация не изменилась.

Далее мы предложили респондентам, которые продемонстрировали высокие значения тревожности в ходе социологического опроса, принять участие в проективном тесте, а также в психологическом тестировании.

В первую очередь, необходимо было выявить людей с наличием личностной тревожности и эмоциональными реакциями на различные раздражители. Как уже было сказано выше, для этого мы использовали опросник Леонгарда-Шмишека, стандартизированный вариант (2). Значения всех 10 шкал акцентуаций имеют следующие диапазоны: 0-6 низкие; 7-17 средние (норма); 18-24 высокие значения (акцентуации) (таб.1).

Таблица 1. Показатели теста Леонгарда-Шмишека

Шкала, акцентуации характера

Низкие значения показателя, кол. человек

Психологическая норма, кол. человек

Высокие значения показателя, кол. человек

Демонстративность

8

140

38

Застревание

9

140

37

Педантичность

30

136

20

Возбудимость

57

99

30

Гипертимность

24

76

86

Дистимность

54

106

25

Тревожность

78

80

28

Экзальтированность

51

49

86

Эмотивность

30

94

62

Циклотимность

38

101

47

Анализ результатов опросника Леонгарда-Шмишека показал, что 28 человек из опрошенных ( 15% от общей выборки) имеют высокие показатели личностной тревожности (таб.1), причем им же принадлежат дистимная (6 человек), эмотивная (11 человек), циклотимная (16 человек) и аффективно-экзальтированная (15 человек) акцентуации характера, которые обуславливают эмоциональную чувствительность, перепады и колебания настроения. Также люди с высокой акцентуацией тревожности характеризуются повышенной внушаемостью и восприятием окружающего мира как опасного. Именно эти испытуемые дали самые эмоциональные ответы в проективном тесте (например «Ужас!», «Жесть!», «Страшно жить», «Трудно дышать» и т.д.), описывая изображения г. Челябинска, взятые из интернет источников. Именно такое сочетание высокой тревожности, эмоциональной неустойчивости и высокого уровня внушаемости Медведев В.И. и называет сознанием гиперболизации.

Кроме того, здесь интересно было рассмотреть акцентуации, указывающие на высокую эмоциональную подвижность личности. Высокие значения по шкалам «дистимность» имеют 25 человек испытуемых, по шкале «экзальтированность» ‑ 86 человек, по шкале «эмотивность» ‑ 62 человека, по шкале «циклотимность» ‑ 47 человек, что в целом объясняет высокую эмоциональную реакцию на вопросы о состоянии окружающей городской среды, а также эмоциональную вовлеченность при описании изображений города, взятых из типичных экологических публикаций.

Остальная часть выборки (85%) не имеет акцентуаций по тревожности, а, значит, эти люди испытывают ситуационную тревожность в связи с состоянием городской среды. Более подробно ситуативная тревожность жителей г.Челябинска будет рассмотрена в следующих статьях.

Отдельно стоит обратить внимание на опрошенных с гипертимной (86 человек) и демонстративной (38 человек) акцентуациями, которые по своему складу не обладают личностной тревожностью (3). Такие личности, как правило, отличаются устойчивым настроением, сами принимают решения и не зависят от манипуляций извне. Однако, группировка свойств личности, выявленных при помощи теста САТ, показывает, что среди гипертимов – 34 испытуемых имеют низкий уровень познавательных потребностей, 34‑ средний и только 18 –высокий. Низкий и средние уровни познавательных потребностей показывают слабое стремление к приобретению знаний об окружающем мире и как следствие использование существующих по данному вопросу стереотипов и шаблонов.

Как уже было сказано выше, для выявления уровня самоактуализации личности у той же выборки испытуемых мы использовали тест САТ. Согласно трактовке понятия Абрахама Маслоу, «самоактуализация» ‑ это всестороннее и непрерывное развитие творческого и духовного потенциала человека (5). В нашей работе мы ставили задачу выявить степень развития личности у всех опрошенных, чтобы сделать выводы о том, как связаны личностная тревожность с богатством эмоциональной сферы и духовной жизнью человека, а также восприятием информации. Значения 14 шкал особенностей личности имеют следующие диапазоны: 0-44 ‑ низкие значения, 45-55 ‑психологическая норма, 56-70 ‑ самоактуализация, 80-100 ‑ псевдосамоактуализация (таб. 2).

Таблица 2. Показатели теста САТ

Шкала, особенности личности

Низкие значения показателя, кол. чел.

Психологическая норма, кол. чел.

Высокие значения показателя, кол. чел.

Поддержка

52

65

69

Ориентация во времени

49

93

44

Ценностная ориентация

74

68

44

Гибкость поведения

71

76

39

Сензитивность к себе

43

69

74

Спонтанность

38

87

61

Самоуважение

20

75

91

Самопринятие

40

73

73

Представление о природе человека

56

54

76

Синергия

72

56

58

Принятие агрессии

42

76

68

Контактность

51

68

67

Познавательные потребности

94

66

26

Креативность

49

63

74

В рамках данного проекта нам интересно было изучить те особенности личности, которые более других влияют на восприятие экологической информации. В данном случае на восприятие будут влиять познавательные потребности. Как показывает анализ результатов теста САТ, 26 человек имеют высокие значения по шкале «познавательные потребности» (55-70 Т-баллов), что говорит о самоактуализации личности; 66 человек имеют значения в пределах психологической нормы (45-55 Т-баллов), 94 человека имеют низкие значения (0-44 Т-баллов), что говорит о низкой самоактуализации по данной шкале.

Испытуемые в количестве 26 человек (14 % от выборки) с высокой самоактуализацией обладают внутренней поддержкой, руководствуются в основном внутренними принципами и мотивацией, практически не подвержены влиянию извне, свободны в выборе. При восприятии информации исходят из своих собственных убеждений и ценностей, а также познавательной активности, способствующей более глубокому анализу полученных знаний об окружающей действительности.

В проективном исследовании испытуемые с высокой самоактуализацией при описании изображений г.Челябинск, взятых из экологических публикаций, нейтрально без эмоций описывают изображения следующим образом : «Плохая экология», «Экологические проблемы», «Промышленные районы», «Экологически грязный город»; при этом не упоминают сам г.Челябинск. Также встречаются и такие интересные ответы как «В СМИ сложно найти объективную информацию», «Во всех средствах массовой информации есть статьи о грязном Челябинске», «То, каким видят город люди в нем не живущие. Таким Челябинск показывают всему миру». Это позволяет нам сделать выводы, что эта группа испытуемых не гиперболизирует опасность, связанную с экологией, критично относится к информации из интернет источников и не идет на поводу у общественного мнения. Тревога, которую они обозначили в социологическом опросе, не связана с эмоциональным началом их личности, а обусловлена социальной ответственностью горожанина.

Испытуемые в количестве 94 человека (50,5% от всей выборки) с низкой познавательной потребностью, в основном, имеют низкие баллы самоактуализации и по другим шкалам. Кроме того, группировка показателей двух тестов Леонгарда-Шмишека и САТ дает следующие комбинации:

- низкий уровень познавательных потребностей – высокий уровень дистимности – 17 человек;

- низкий уровень познавательных потребностей – высокий уровень эмотивности – 21 человек;

- низкий уровень познавательных потребностей – высокий уровень циклотимности – 29 человек;

- низкий уровень познавательных потребностей – высокий уровень экзальтированности ‑ 35 человек.

Это означает, что они в большой степени склонны воспринимать информацию не сознательно, а под влиянием эмоций и внешних факторов. Мнением этих людей легче всего манипулировать, поскольку они не подвергают критическому анализу полученную информацию, интерпретируют ее однобоко, а также эмоционально реагируют на заголовки и изображения публикаций из СМИ, часто даже не читая содержание.

Большая доля испытуемых из этих групп (89 %) в социологическом опросе отмечает, что испытывает тревогу при просмотре статей/сообщений/постов/фото/видео в сети Интернет об экологическом состоянии городской среды Челябинска. Анализ ответов в проективном тесте этих испытуемых также демонстрирует эмоциональную реакцию на состояние окружающей среды города, а также на изображения самого г.Челябинска, взятых из ежедневных публикаций на экологическую тему. Типичная реакция на изображения г.Челябинск – «Ужас!», «Катастрофа!», «Самый грязный город земли!», «Здесь жить нельзя!», «Пугающий, неприятный, невыносимый!», «Хочется сбежать!» и т.д.

Эти группы людей составляют ядро панически настроенных челябинцев, которые оставляют эмоциональные комментарии к статьям и постам на экологические темы. По мнению В.И.Медведева, люди с такого типа личностными особенностями составляют шумную экстремистскую часть многих экологических движений [6].

Испытуемые со средними показателями в количестве 66 человек (35,5%) по шкалам самоактуализации и средними значениями эмоциональной реакции (дистимность, эмотивность, циклотимность и экзадьтированность) также склонны испытывать тревогу при восприятии негативной информации и попадать под влияние установок СМИ, причем у них возникает убежденность в правоте воспринимаемой информации и, тем самым, от сформированного мнения они отступить практически не могут, но такие испытуемые не обладают гиперболизированным сознанием и не склонны чрезмерно обострять проблемы.

В нашей выборке самая немногочисленная часть испытуемых 13 человек (7%) обладают высоким уровнем самоактуализации в целом и низкими значениями по эмоциональным характеристикам в тесте Леонгарда-Шмишека, именно эти люди воспринимают информацию об экологической обстановке города реально, а не так, как это представлено в СМИ. Этим людям свойственно не только самостоятельно обрабатывать информацию и не попадать под влияние чужого мнения, но и обладать экологической культурой, формирующей у них целостное адаптивное отношение к окружающей среде и экологическим проблемам. Кроме того самоактуализированные личности могут быть хорошими педагогами в области экологического сознания и просвещать население г. Челябинска.

Выводы. Как мы и предполагали, основной тревогой горожан является сложившаяся экологическая обстановка (на фоне всех остальных городских проблем). Жители однозначно связывают экологические проблемы города с производственно-технологической деятельностью промышленных предприятий, при этом загрязнение атмосферного воздуха считают первостепенной. В коллективном сознании жителей г. Челябинск выглядит самым экологически неблагоприятным городом в стране.

Анализ данных проективной методики показывает, что, испытуемые с личностной тревожностью и низким уровнем самоактуализации при восприятии информации об экологически неблагоприятной обстановке исходят из чувства «хронического» страха, которое они испытывают за собственное здоровье, здоровье близких людей и свое благополучие, боясь это все потерять. Такие люди подвержены стрессу, паническим «атакам» в те моменты, когда сталкиваются с избыточным количеством информации об экологии. Этим людям необходима помощь специалистов, которые помогут справиться с «хронической» тревожностью и помогут сформировать позитивное мышление, которое разорвет негативные циклы мышления, связанные с тревожностью.

Высокие уровни эмоциональной акцентуации и низкая познавательная активность также приводят к неумению управлять своими реакциями на экологические проблемы. Люди с такими личностными особенностями в большей степени мотивируются извне, попадают под влияние стереотипов, склонны воспринимать информацию под воздействием эмоций, не разбираясь в сути вопроса. Эти люди, как правило, эмоциональнее других реагируют на устрашающие заголовки и изображения экологических публикаций, становятся участниками тематических групп в социальных сетях, где оставляют эмоциональные комментарии. И первая и вторая описанные выше группы имеют экологическое сознание гиперболизации.

Испытуемые с высоким и нормативным уровнем самоактуализации, а также испытуемые , которым имеют демонстративность и гипертимность как акцентуации характера, положительно относятся к своей способности преодолевать стресс, могут справляться с тревогой, а получение информации об окружающей среде не рассматривают как неразрешимую проблему.

Что касается проблемы тревожности по поводу экологической ситуации среди жителей г.Челябинск в целом, то мы показали, что тревожность как черту личности имеют только 15 % опрошенных, остальные 85% имеют ситуативную тревожность вызванную внешними раздражителями, в том числе и нагнетанием ситуации в СМИ. То есть, наше исследование подтверждает поставленную гипотезу о влиянии личностных характеристик на восприятие экологической информации. Однако, сложившееся у челябинцев восприятие экологических проблем города не лежит только в плоскости психологии личности, а затрагивает проблему просвещения горожан и формирования адекватного экологического сознания, а также проблему конструирования современного имиджа города, который бы создавал новые преимущества для жителей города.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

На резензирование представлена работа "Влияние личностных характеристик жителей города челябинска на восприятие информации об экологической обстановке".
Автором рассматривается одна из форм проявлений экологической культуры - экологическое сознание. Отмечается, что данная проблема изучается недолго такими науками как социальная экология, экологическая психология, психология среды (энвайронментальная психология) и др. В работе экологическое сознание рассматривается как способность понимания существующей неразрывной связи между человеческим сообществом и природой, которая выражается в зависимости от уровня благополучия людей, от целостности и неизменности окружающей их природной среды. Однако, специалисты отмечают, что экологическое сознание у россиян в настоящее время не сформировано, как на глобальном, так и на локальном уровне.
В работе была затронута актуальная проблема и выдвинута гипотеза о том, что люди с личностной тревожностью более чувствительны к негативной информации о состоянии окружающей среды, а у людей с нормативным показателем тревожности меняется лишь их информированность и суждения без эмоциональных и поведенческих реакций. Исследование проводилось на базе г.Челябинск – промышленного мегаполиса России, вся история которого связана с развитием промышленности на Урале. Население города уделяет значительное внимание улучшению экологии в городе и регионе в целом, формируя соответствующий коллективный запрос.
В рамках исследования был использован комплекс методов и методик.Оно включало несколько этапов. На первом осуществлялся сбор первичной информации при помощи социологического опроса. В качестве генеральной совокупности в опросе рассматривалось население г. Челябинска (резиденты территории), генеральная совокупность которой составила 910 000 человек (взрослое население города). Опрос включал в себя нескольких частей: изучение состояния городской среды, влияние экологического компонента на жизнь горожан, влияние интернет-СМИ на восприятие информации о состоянии окружающей среды.
На следующем этапе респондентам (186 человек обоего пола, возраст от 18 до 65), которые продемонстрировали высокие значения тревожности в ходе социологического опроса, было предложено принять участие в продолжении исследования.
Для изучения действительной реакции жителей на сложившуюся экологическую обстановку в городе, а также для изучения восприятия экологической информации была разработана проективная методика. Испытуемые интерпретировали серию картинок, в которую входили фотографии с изображениями г.Челябинска в благоприятной и неблагоприятной экологической обстановке, а также картинки с заголовками и без, традиционно используемые местными и федеральными интернет-изданиями в публикациях на экологическую тему. Далее респонденты приняли участие в психологическом тестировании.
В статье автором описаны полученные значения и подробные выводы, которые получились очень актуальными. Данные результаты исследования отличаются научной новизной. Автором были выявлены те личностные особенности, которые способствуют или препятствуют формированию тревожности при восприятии информации жителями города Челябинска об экологической обстановке.
Библиографический список состоит из источников по проблеме исследования, есть ссылки на источники. Однако он нуждается в доработке с учетом следующих направлений:
1. Доля учебных пособий и учебников является значительной. Данные источники литературы необходимо заменить, поскольку они не являются научными работами.
2. В библиографии должно быть минимум 10-15 источников в соответствии с требованиями.
3. В тексте работы неправильно оформлены инициалы ученых. Например, не Медведев В.И., а В.И. Медведев.
4. Не на всех авторов в тексте статьи есть ссылки на источник в библиографическом списке.
Помимо этого, в тексте статьи имеются несоответствия требованиям к оформлению текста. Так, века должны даваться римскими цифрами.
Несмотря на выделенные замечания, работа производит хорошее впечатление. Статья актуальна, затрагивает значимые проблемы для читающей аудитории и после незначительной доработки может быть рекомендована к опубликованию.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.