Статья 'Визуальное восприятие образа города и методы его исследования' - журнал 'Урбанистика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Урбанистика
Правильная ссылка на статью:

Визуальное восприятие образа города и методы его исследования

Филько Антонина

студент, кафедра культурологии, Сибирский федеральный университет

660041, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, проспект Свободный, 79

Fil'ko Antonina

student of the Department of Cultural Studies at Siberian Federal University

660041, Russia, Krasnoyarsk Region, Krasnoyarsk, prospect Svobodny, 79

chalkywolf@gmail.com
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2310-8673.2015.3.16497

Дата направления статьи в редакцию:

28-09-2015


Дата публикации:

30-09-2015


Аннотация: Предметом исследования являются концептуальные и методологические подходы к визуальному восприятию образа города. Данная проблема актуальна в современной урбанистике, за последние 10-15 лет появляется множество интересных современных методов исследования визуального образа города. Критический анализ этих методов и обоснование выбора методологии для дальнейших эмпирических исследований предопределило выбор для темы данной научной статьи. Таким образом, статья представляет собой пропозиции к собственно исследованию визуального образа города, которое будет проведено в соответствии с обоснованным выбором методологической стратегии. Основной метод - критический анализ существующих концепций и методов, мониторинг наиболее современных урбанистических исследований с целью выбора наиболее актуального и эффективного метода для будущих эмпирических исследований. При рассмотрении изучения восприятия визуального образа города было выявлено, что исследователи в рамках данного поля используют как общие, так и специальные методы. Общими методами исследования визуального восприятия образа города являются анкетирование, социологический опрос, интервью и контент-анализ. К специальным методам исследования визуального восприятия образа города относятся: анализ ментальных карт, архитектурный семантический дифференциал, анализ видеоматериалов и фотографий, go-along, автоэтнография и декодирование.


Ключевые слова:

социальные исследования, культурные исследования, урбанистическая антропология, город, образ, визуальность, методология, визуальное восприятие, общие методы, специальные методы

УДК:

304.444

Abstract: The subject of this study includes conceptual and methodological approaches to the visual perception of the image of the city. This problem has become relevant in modern urban planning, and plenty of curious methods for studying the visual image of the city emerged over the past 10-15 years. The critical analysis of this method and the rationalization of choosing the visual image of the city as the subject of study for further empirical research has defined the topic of study in this science article. Thus, the article represents a proposition for a study of the visual image of the city to be conducted in accordance with the rationalized choice of the methodological strategy. The main method is the critical analysis of existing concepts and methods, monitoring of cutting-edge urban studies in order to choose the most relevant and efficient method for further empirical studies. While studying the visual perception of the image of the city, the author uncovered that researchers in this field use both, general and special methods. The general methods for researching the visual image of the city include questionnaires, sociological surveys, interview and content-analysis. Special methods of researching the visual image of the city involve the analysis of mental mapping, architectural semantic differentials, video- and photo content analysis, go-along, auto ethnography and decoding.


Keywords:

methodology, visuality, image, city, the urbanistic anthropology, cultural studies, social studies, visual perception, common methods, special methods

Визуальное восприятие образа города и методы его исследования

1 Визуальное восприятие образа города

Восприятие городского пространства — одна из важнейших категорий, которыми оперируют урбанисты, социологи, географы, психологи и архитекторы. Визуальное восприятие, с точки зрения субъективного представления об объективной реальности, является важным компонентом в процессе исследования и развития физической структуры современного города.

В процессе трансформации визуального образа города образ расширяется до впечатления города, которое подразумевает определённое восприятие облика города жителями и приезжими. Кроме того, зрительные впечатления являются важным фактором структурирования города и имеют основное значение в процессе формирования у человека представлений об образе города. [1]. При изменении облика города происходит соответственно и изменение его визуального образа у жителей и гостей. И не всегда данные изменения могут быть приняты положительно. Порой они могут вызвать чувство отчуждения, неопределённости, обесценивания среды и даже привести к желанию её разрушить. Следовательно, важно рассмотреть процесс визуального восприятия образа города подробнее.

Образ воспринимается человеком не таким, какой он есть в реальности, поскольку образ является продуктом нашего сознания, реагирующего на видимую действительность, и потому он всегда в большей или меньшей степени и «образ памяти». Восприятие представляет собой процесс сопоставления того, что находится перед глазами и вокруг, с тем, что было выстроено где-то внутри нашего сознания.

С точки зрения физиологии восприятие является целостным отражением предметов, явлений и событий в результате непосредственного воздействия объектов реального мира на органы чувств. В результате такого отражения создаётся чувственный образ объекта. Восприятие визуальных образов – результат работы сложной системы, включающей в себя зрение, мозг, психику и культуру, выступающую в качестве преломляющей линзы. Поскольку за каждым человеком стоит определённая культура с её стереотипами, архетипами, идеологией, ценностями, символами, ритуалами и мифами, то именно они участвуют в отборе значимых фрагментов и именно с этими установками и взаимодействует новый образ. В результате их взаимовлияния формируется субъективная репродукция воспринимаемого города, и конструируются визуальные образы.

Важным фактором визуального восприятия образа города являются различные практики поведения в городе, как рационально-прагматического, так и непрагматического характера. [2] Город для человека существует не сам по себе: все предметы городского пространства существуют как элементы событий, значимых для него и как элементы жизненного мира горожан. Это могут быть мероприятия досугового, игрового, перформативного (фестивали, праздники, протесты и др.) характера, в ходе которых происходит наделение значением и смыслом визуальных фрагментов города. При утрате контекста, в котором существуют значимые события, отдельные фрагменты городской среды могут утратить выразительность или даже исчезнуть из воспринимаемой картины.

Процесс восприятия образа города состоит из трех взаимодополняющих друг друга аспектов: психофизиологического, эстетического и художественно-образного. Психофизиологический аспект, включающий в себя зрительную систему и эмоции, обуславливает восприятие среды как физически существующей реальности с присущими ей свойствами — массой, объемом, размерами, расположением в пространстве, фактурой, светом и цветом, а также эмоциональным рядом. К психофизиологии так же относится эмоциональный эффект восприятия, реакция на приятные и неприятные физические воздействия. Эстетический аспект восприятия среды представляет собой вид эстетической деятельности, который выражается в восприятии города как эстетической ценности, сопровождающемся эстетическим переживанием. На эстетическое восприятие влияют жизненный опыт индивида, его эстетический вкус и ценностные ориентации. Художественно-образный аспект восприятия города является процессом осмысления его композиции и художественной формы, а через них — образной выразительности, обусловленной «духом места» и «завершенностью облика среды». [3]

Процесс зрительного восприятия декодирует знаки, выраженные в предметах. Он способен восполнять недостающее по имеющимся деталям для создания цельного образа субъективной реальности. Р. Арнхеймом подчеркивается свойство комплексности визуального восприятия, поскольку ни один объект не воспринимается человеком изолированно, он обязательно вписан в общую систему координат, соотносится с остальными телами по размеру, цвету, яркости и другим параметрам. В процессе восприятия происходит не только считывание информации, но и продуцирование новой. Кроме того, поскольку образов, которые воспринимает человек, может быть несколько, то из них складываются отношения, из которых рождаются ощущения среды, в которой человек находится.

Зачастую городская среда бывает перенасыщена информацией и может представлять собой хаотичное сочетание предметов, их значений и смыслов. В процессе восприятия индивид из этого хаоса выбирает значимые для него фрагменты и места. Следовательно, конструирование визуального образа является процессом выделения отдельных фрагментов реальности, наделения их смыслом, упорядочивания, обнаружения инвариантов формы и создания из них определённой «картинки», которая зависит от выбираемых репрезентантов. Это ещё раз подчёркивает субъективность и индивидуальность не только образов, но и процессов их восприятия.

Основной теорией зрительного восприятия города, на которую ссылается большинство исследователей, является теория Кевина Линча. Линч выделил пять основных элементов, посредством которых человек составляет «каркас» города в своем сознании. Такими элементами являются – пути, границы, зоны, узлы, ориентиры. Пути представляют собой коммуникации, вдоль которых человек может перемещаться (улицы, автомагистрали, железные дороги, каналы). Для большинства они являются преобладающими элементами в создании структуры визуального образа города. Взаимодействие с городской средой происходит в процессе перемещения по городу, следовательно, элементы образа организуются относительно путей перемещения. Границы (края) – это линейные элементы среды находящиеся на стыке двух состояний среды (берега, края жилых районов, стены, железнодорожные выемки). Зоны (районы) являются частями города, представляемыми как двухмерная протяженность, в которую индивид мысленно входит «изнутри». Узлами называются места или стратегические точки города, в которые человек может свободно попасть (места разрыва транспортных коммуникаций, перекрестки). Ориентиры представляют собой места или точки города, которые остаются внешними по отношению к индивиду (здания, памятники, знаки, фасады, витрины, горы и др). [4] Большинство людей в процессе восприятия визуального образа города отталкиваются от путей. В большей или меньшей степени это зависит от степени знакомства с городом. Связывая данные элементы между собой, человек получает единую картину города, психически организовывая свои восприятия городов.

Художественный образ города, понимаемый как особая форма восприятия города его жителями, рассматривается и анализируется в аспекте формирования городской идентичности. [5] В сознании горожан город предстает, прежде всего, как совокупность различных образов, которые можно определить как специфические формы восприятия городской среды общественным сознанием.

Поскольку визуальный образ города формируется в основном на основе архитектурной среды, имеет смысл рассмотреть её восприятие, поскольку она, будучи основным окружением горожан, является для них опорой при считывании информации. В своих исследованиях в области видео экологии В.А. Филин отмечает важность воздействия архитектуры, а в частности деталей зданий, на восприятие. [6] Восприятие различных объектов архитектурной среды города состоит из двух компонентов: внешнего вида здания и его утилитарно-функционального назначения. Кроме того восприятие архитектуры зависит и от восприятия природного ландшафта, в который она помещена. Восприятие архитектурной среды города происходит с различных плоскостей пространства, и наиболее привычной позицией для восприятия города индивидом является уровень человеческих глаз. [7] Помимо этого отмечается возможность восприятия города сверху: с крыши небоскрёба или же посредством карты и плана. Такое восприятие даёт возможность взгляда со стороны, позволяет увидеть образ города в целом. [8]

Так же отмечается, что основное восприятие визуального образа города у человека формируется при прохождении. [9; 10] Следовательно, восприятие города и его центра как целостной визуальной среды обусловлено структурой движения по основным магистралям. [11] При восприятии образа города в движении всегда учитывается опыт воспринимающего. Так же особенностью визуального восприятия городского пространства в движении является наличие у пешехода обобщенных представлений о «типичном» устройстве городской среды. [12]

Х. Спирс и Э. Магвайр различают в городском пространстве статичные структуры (например, здания или достопримечательности) и движущиеся объекты (например, транспортные средства и пешеходов). Статичные объекты составляют систему ориентиров, к которой обращается субъект, и благодаря ним складывается представление об определенных местах в городе и о том, как эти места связаны между собой. Движущиеся объекты отражают ситуативный аспект опыта, могут стать причиной изменения маршрута. [12]

Восприятие города у разных людей может различаться существенно. Разные люди видят различные аспекты города. Какие, зависит от их способов и сред жизни. Следовательно, визуальный образ города по-разному воспринимается и переживается различными людьми. Индивид может ставить себя в позицию стороннего наблюдателя и воспринимать город с дистанции. Такой тип эстетического созерцания можно назвать «незаинтересованным созерцанием». [13] Так же возможно наблюдение изнутри. В таком случае для наблюдателя все ощущения имеют равное значение. Это позволяет говорить о том, что визуальный образ города создаётся не только архитектором, он рождается во взаимодействии среды со зрителем.

Статус культурного и туристического центра формирует особое восприятие образа города, как туристами, так и местными жителями. Поскольку визуальный образ города у горожан и приезжих различен, то и процесс восприятия облика города будет происходить по-разному.

Жители знают все основные элементы города, а так же располагают детальной информацией о конкретных местах. Они мало обращают внимание на эстетическую составляющую образа города, для них важней функциональная сторона, поскольку всё, что их окружает, стало уже обыденностью, лишённой активных импульсов. Жители накладывают на город личные переживания и воспоминания при оценке окружающей среды и склонны сильнее реагировать на изменение города и его образа. Приезжие в чужом городе в большинстве своём склонны испытывать эмоциональный подъём, предвкушая новые впечатления. Они не знают город, но воспринимают архитектурную красоту города и активно её изучают. Впечатления приезжего от образа города являются недолговечными и со временем могут исчезнуть. [14; 15]

При восприятии туристом реально существующего города, на его образ накладывается образ «города воображаемого», состоящий из впечатлений от пребывания, образов, увиденных на фотографиях, открытках и в фильмах, прочитанных в путеводителях и услышанных от знакомых. [16] Поскольку визуальный образ города у туриста формируются на основе брошюр, буклетов и открыток, то важно отметить большое значение визуальной составляющей в процессе конструирования этого образа.

Стоит отметить, что процесс визуального восприятия города не является односторонним. При восприятии образа человек не только расшифровывает некоторое закодированное содержание, но и попадает под власть образа.

При рассмотрении процесса визуального восприятия образа города было выявлено:

- визуальное восприятие образа города является результатом сложной работы системы, включающей в себя зрение, мозг, психику и культуру;

- процесс восприятия состоит из трёх аспектов: психофизиологического, эстетического и художественно-образного;

- визуальное восприятие образа город субъективно и индивидуально;

- важным фактором визуального восприятия образа города являются практики поведения и перемещения в городе;

- в процессе зрительного восприятия образа города происходит декодирование значимых для субъекта знаков, выраженных в предметах;

- в процессе зрительного восприятия образа города происходит не только считывание информации, но и продуцирование новой.

Для данного исследования актуальным является рассмотрение визуального восприятия образа города как процесса декодирования знаков городской среды. Важно различение восприятия образа туристами и жителями города.

2 Методы исследования визуального восприятия образа города

Восприятие городского пространства жителями города все чаще становится темой исследований в самых разных дисциплинах. Это как работы с точки зрения психологии, культурологии, антропологии, визуальной социологии, так и маркетиновый и экономический анализ.

Исследования визуального восприятия образа города направлены на изучение непосредственно самого процесса восприятия, а так же на выявление ключевых объектов и качеств визуального образа города влияющих на восприятие. Особое внимание в современных исследованиях уделяется сравнению восприятия местных жителей и гостей города, поскольку большинство из них направленно на создание привлекательного туристического и культурного города.

Исследования восприятия визуального образа города используют как общие, так и специальные методы. К общим методам исследования визуального восприятия образа города относятся: анкетирование, социологический опрос, интервью, контент-анализ.

Метод анкетирования и социологический опрос подразумевают создание анкеты с последующим опросом респондентов. При этом не обязателен личный контакт. Анкеты могут, как раздаваться опрашиваемым, так и распространяться через Интернет.[17; 18] Данные методы часто используются для исследования особенностей восприятия городской среды и образа города в сознании местных жителей и туристов. [19; 20; 21; 22; 23; 24; 25] Например, И.Н. Тюкова исследовала комфорт восприятия визуального образа города. [26] М.А. Мартынова и А.В. Будакова при помощи анкет изучали влияние гендера и личностного потенциала на характер восприятия и оценки городской среды [27], а С.А. Степанова – восприятие визуального образа города во временной динамике, изменение этого восприятия днём и ночью.[3]

Метод интервью схож с анкетированием и опросами. Но его специфика заключается в обязательном личном контакте исследователя с респондентом. Данный метод позволяет наблюдать за реакцией респондента на вопросы. Этим методом, аналогично с анкетированием и социологическим опросом можно исследовать особенности восприятия городской среды и образа города в сознании людей. Например, исследовать восприятие одного города различными группами людей, как жителями, так и гостями города.[28; 29; 30; 31]

Метод контент-анализа используется при обработке результатов опросов и анкет, для выявления наиболее частых образов. [24; 25] Кроме того данный метод может быть использован при анализе фото и видео материалов.

Специальными методами исследования визуального восприятия образа города являются: анализ ментальных карт, архитектурный семантический дифференциал, анализ видеоматериалов и фотографий, go-along, автоэтнография, декодирование.

Анализ ментальных карт позволяет изучить ментальные представления человека о визуальном образе города. Данный метод был разработан С. Милграмом. [2] Поскольку процесс восприятия образа происходит чаще всего при передвижении, метод когнитивных карт позволяет рассматривать восприятие визуального образа города путём анализа маршрутов и значимых объектов, расположенных по ходу движения. Данным методом можно изучать то, как с течением времени происходит формирование представления о городе. [32; 33] Метальные карты доказывают, что географическое пространство и его репрезентация в сознании – разные реальности, вторая возникает в процессе восприятия.

Архитектурный семантический дифференциал является главным методом оценки восприятия визуальной городской среды. С помощью семантического дифференциала можно выявить как различие и сходство в восприятии городской среды разными людьми, так и отношение к отдельным объектам среды и к городу в целом, обозначить проблемные зоны облика города для его жителей. Данный метод позволяет исследовать восприятие образа города у различных групп людей. Например, восприятие студентами разных специальностей.[34; 35] Метод архитектурного семантического дифференциала активно используется для оценки эмоциональных реакций на эстетические объекты.[36; 28; 24; 25].

Метод анализа видеозаписей и фотоматериалов можно отнести к визуальным методам. Эти визуальные методы можно разделить на две основные области – визуальная социология и визуальная этнография (антропология). Различие данных областей заключается в используемых источниках, а точнее в их происхождении: визуальная социология занимается анализом уже имеющихся изображений (фильмов, телевизионных программ, фотографий – в газетах, открыток, т.п.), а визуальная этнография продуцирует собственные изображения, на основе которых и происходит исследование. [37] Данные методы используются для исследования восприятия нового облика города, [38; 39] сравнения через фотографии туристического восприятия визуального образа города с образом создаваемым менеджерами. [40] К. Линдер через фотографии проводил анализ восприятия фотографами разных городов визуальных образов городов друг друга, а Т. Е. Ломова исследовала восприятие визуального образа города через любительские фотографии. Кроме того часто фотоматериалы используются при опросе респондентов. [41; 24; 28; 37]

Метод go-along предполагает передвижение исследователя и опрашиваемого по городу. При этом происходит наблюдение за реакцией опрашиваемого на объекты визуального образа города, выявляются ассоциации, которые вызывают эти объекты, просматривается связь визуального образа города с личными воспоминаниями и переживаниями человека. Данный метод позволяет наблюдать непосредственно момент восприятия визуального образа города. Также метод go-along позволяет определить, какие ассоциации возникают у людей в связи с местами, мимо которых они проходят. [42] Этим методом пользуется П.С. Куприянов для изучения динамики восприятия Зарядья (Москва) у бывших жителей этого района. [39]

Метод автоэтнографии представляет собой фиксацию исследователем собственных перемещений по городу и своего восприятия городского визуального образа. При этом исследователь одновременно является и объектом, и субъектом исследования, и, следовательно, поскольку он сам является носителем определённой культуры, он должен уметь абстрагироваться и взглянуть на свои ощущения со стороны. [43]

Вайна Чен разрабатывает такой метод исследования визуального восприятия образа города как метод декодирования города. [18] Этот метод позволяет выявить те объекты городской действительности, посредством которых люди воспринимают визуальный образ города и конструируют своё впечатление о нём.

Вывод

При рассмотрении изучения восприятия визуального образа города было выявлено, что исследователи в рамках данного поля используют как общие, так и специальные методы. Общими методами исследования визуального восприятия образа города являются анкетирование, социологический опрос, интервью и контент-анализ. К специальным методам исследования визуального восприятия образа города относятся: анализ ментальных карт, архитектурный семантический дифференциал, анализ видеоматериалов и фотографий, go-along, автоэтнография и декодирование.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.