Психолог - рубрика Этнос и этничность
по
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Рубрика "Этнос и этничность"
Этнос и этничность
Альперович В.Д. - Метафоры «своих» и «чужих» людей с разным этнокультурным внешним обликом как репрезентации этнического «образа мира» c. 1-18

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.3.26751

Аннотация: Данное исследование посвящено проблеме различия метафорических представлений о людях с другим этнокультурным внешним обликом как репрезентаций различных этнических «образов мира». Цель исследования заключалась в проведении сравнительного анализа метафор «своих» и «чужих» людей с разным этнокультурным внешним обликом у лиц с аналогичным этнокультурным внешним обликом. Предметом исследования выступили метафоры «своих» и «чужих» людей со «славянским», «кавказским» и «азиатским» внешним обликом у лиц со «славянским» внешним обликом. Применены следующие методы: контент-анализ метафор, корреляционный анализ. Применена разработанная автором методика исследования метафор «своих» и «чужих» людей с разным этнокультурным внешним обликом. Впервые установлено, что метафорические образы «чужих» людей и «врагов» с «азиатским» внешним обликом более позитивные, чем метафорические образы «чужих» людей и «врагов» с «кавказским» внешним обликом. Респонденты воспринимают «своих» людей с «кавказским» внешним обликом как имеющих большее сходство с ними, чем «своих» людей с «азиатским» внешним обликом. Сделаны выводы о том, что образы «своих» людей с разным этнокультурным внешним обликом в субъективном восприятии могут иметь сходную структуру, могут быть опосредствованными одними и теми же критериями категоризации окружающих людей в континууме «свой»-«чужой», а образы «чужих» людей с разным этнокультурным внешним обликом могут структурно различаться. Стереотипные метафоры партнеров по общению с разным внешним обликом свидетельствуют о воздействии этнокультурных кодов на представления о других людях из разных этнокультурных групп. Результаты исследования могут применяться в прикладной социальной психологии конфликта и дискриминации.
Сидорова Т.Н. - Психологические особенности этноконфессиональной идентичности саха — якутов c. 1-10

DOI:
10.25136/2409-8701.2019.6.31672

Аннотация: В статье обсуждаются особенности этнической и религиозной идентичности у православных саха — якутов, а также самокатегоризация в системе «свой — чужой». Предметом исследования является особенности самокатегоризации православных саха — якутов. Исходя из теоретического анализа предыдущих исследований было сделано предположение, что в основе самокатегоризации православных якутов в качестве критериального атрибута будет доминировать этническая идентичность, а не религиозная. Рассмотрены процессы самокатегоризации у меньшинства, которой являются православные саха — якуты, поскольку занимают такое положение в своей этнической и конфессиональной группе. В работе были использованы методика Э. Богардуса (E. Bogardus) в модификации Л. Г. Почебут, особенности социальной идентичности православных саха — якутов измерялись с помощью методики «Кто Я?» М. Куна и Т. Макпартлэнда. Выявление в социальных представлениях православных якутов системы объективных критериев дифференциации «своих» и «чужих» проводилось на основе модифицированного варианта семантического дифференциала и метода свободных ассоциаций. Для определения критериальной структуры самокатегоризации был использован факторный анализ методом извлечения главных компонент. Основными выводами исследования является высокий показатель этнической толерантности среди православных саха — якутов по отношению к представителям других этносов, принятие их как коллег по работе, стремление строить с ними деловые отношения. Респонденты обладают расширенными границами «мы», поскольку демонстрируют выраженную и религиозную, и этническую идентичность. Выделена категориальная структура самокатегоризации православных саха — якутов, состоящая из трех факторов — «Качество отношения к другим людям», «Жизненная активность», «Самоуверенность».
Прошкина В.А., Хороших П.П., Сергиевич А.А., Леханова Ф.М. - Гендерные стереотипы и гендерная идентичность молодежи Севера: сравнительный анализ c. 7-11

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.5.20379

Аннотация: Статья посвящена одному из наиболее актуальных вопросов современной гендерной психиологии – изменению гендерной идентичности молодежи. Представлены результаты проведенного исследования, посвященного гендерной идентичности современной молодежи Северных регионов Дальневосточного региона Российской Федерации и приверженности гендерным стереотипам, а также проведен сравнительный анализ между качествами личности и предполагаемым гендерным портретом лица своего пола. В основу исследования была вязата модель С. Бэм. Исследования показали, что происходит смещение гендерных ролей современной молодежи. Девушки в портрете современной женщины указывают черты, которые относятся к мускулинности. Это указывает на формирование в российском социуме новой стратегии поведения женщины - уравнение с мужчиной в психологическом плане. У мужчин наравне с маскулинными чертами также встречаются и черты феминные, что говорит о снижении внутренней мужской агрессии. Таким образом, смещение гендерных ролей происходит в обоих гендерных направлениях. Стоит также отметить, что выявлен класс людей с андрогинным стилем поведения, что свидетельствует о «переходном» этапе в смещении гендерных установок. Концентрация большей половины респондентов в области андрогинии открывает новые перспективы для дальнейших научных исследований в этой области научных знаний
Муращенкова Н.В., Бражник Ю.В. - Содержание и эмоциональные предикторы представлений младших школьников о своей и других этнических группах c. 20-35

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.6.20790

Аннотация: В статье представлены результаты эмпирического социально-психологического исследования. Выборку составили 83 школьника русской национальности (47 девочек и 36 мальчиков) в возрасте от 7 до 9 лет, учащиеся вторых и третьих классов одной из школ г. Смоленска. Предмет исследования - содержание и эмоциональные предикторы представлений младших школьников о своей и других этнических группах. Объекты оценивания (представители этнических групп) - русский, белорусский и украинский ребенок. В качестве эмоциональных предикторов рассматриваются аффективные компоненты этнической идентичности младших школьников, а также их удовлетворенность различными сторонами собственной жизни. Сбор эмпирических данных осуществлялся в ходе опроса (интервьюирования) младших школьников. Интервьюирование проводилось индивидуально с каждым респондентом. В статье проанализированы данные, полученные с помощью модификации методики расовых и этнических аттитюдов Э. Дойл и Ф. Эбауд (адаптированной для российских младших школьников Н.В. Шескиной), модификации методики диагностики уровня социальной фрустрированности Л. И. Вассермана, проанализированы ответы детей на вопросы, выявляющие аффективный компонент их этнической идентичности. Данные обрабатывались в программе Statistica 7.0, использовались методы описательной статистики, U-критерий Манна-Уитни, угловое преобразование Фишера (φ*-критерий), регрессионный анализ (метод Forward stepwise). В результате проведенного эмпирического исследования у большинства младших школьников выявлена позитивная этническая аффективная идентификация и дифференциация, отмечена тенденция к более позитивной оценке собственного этноса в сравнении с другими. Зафиксирована высокая субъективная значимость этничности для младших школьников вне зависимости от их позитивного или негативного аффективного отношения к членам своей этнической группы. Выявлено, что эмоциональным предиктором представлений о своей и других этнических группах в младшем школьном возрасте является субъективное ощущение благополучия в сферах, связанных со школьной жизнью ребенка, с его учебной деятельностью. Особо значимым фактором позитивной оценки сверстников-представителей своей и других этнических групп является удовлетворенность младших школьников взаимоотношениями с одноклассниками. Полученные результаты указывают на значимость младшего школьного возраста в формировании этнической идентичности личности, обращают внимание на мишени профилактики этнической интолерантности и коррекции этнических представлений детей, обосновывают тесную связь субъективного благополучия ребенка и полюса оценки им себя и представителей других этнических групп.
Погонцева Д.В. - Отношение к женщинам с различным этно-религиозным оформлением внешнего вида c. 26-32

DOI:
10.25136/2409-8701.2017.5.24060

Аннотация: В современном мире мы постоянно сталкиваемся с ситуациями в которых люди подвергаются дискриминации в связи с их внешним обликом. Одной из форм дискриминации является этнолукизм – оценка этнокультурной принадлежности основывается на оценке внешнего облика, а результатом данной оценки является определенное отношение – дискриминационное или толерантное. В этой статье изложена проблема отношения к женщинам в связи с этно-религиозными особенностями оформления их внешнего вида на примере хиджаба (исламский платок закрывающий волосы и шею). Объектом исследования выступило 807 человек 436 женщин и 371 мужчина, в возрасте от 18 до 55 лет, средний возраст 25 лет, жители Ростова-на-Дону, Россия. В исследовании использовалась авторская анкета, состоящая из стимульного материала (2 набора фотографий из 5 девушек, в одном случае это портрет, в анфас, снятый с естественным макияжем, второй набор - те же девушки, но в черном хиджабе) респондентам было предложено оценить свое отношение к представленным на фотографиях девушкам, по шкале от дружественного до враждебного, и оценить степень принятия дискриминационного поведения Другого на основе внешнего вида девушки на фотографии. Исходя из результатов, можно сказать, что враждебное отношение к девушке в хиджабе основано только на оформлении внешнего вида. Мы также можем отметить, что если дискриминационное поведение Другого направлено на девушку в хиджабе, респонденты склонны осуждать это поведение меньше, чем если дискриминационное отношение направлено на девушку без хиджаба. Таким образом, мы можем отметить, что механизмом запускающим этнолукизм может быть просто прикрытием головы или другими символами разных культур.
Ильин Е.А., Богомаз С.Л., Лукина А.К., Суворова Н.В., Наконечная Е.В. - Индикаторы формирования гражданской идентичности студенческой молодежи в Республике Беларусь c. 44-54

DOI:
10.25136/2409-8701.2023.2.40055

EDN: UJLFQM

Аннотация: В статье проведен комплексный анализ понятий «гражданственность», «патриотизм», «гражданско-патриотическое воспитание» с учетом характера белорусского студенчества, определены особенности формирования таких жизненных ценностей и приоритетов, как постижение, освоение нравственных качеств; опора на права человека; внутренняя свобода личности; любовь к Родине; стремление к миру и развитию; чувство собственного достоинства. Современное белорусское общество находится в стадии реформирования многих направлений общественной жизни, и происходящие перемены выдвигают на первый план качественно новые задачи дальнейшего развития экономически развитого и социально ориентированного государства. Их решение требует формирования у граждан, особенно молодежи, за которой – будущее страны, активной жизненной позиции, высоких морально-психологических качеств, среди которых важное место занимают гражданская ответственность перед обществом и патриотизм. Проведенное исследование позволило определить, что гражданско-патриотическое воспитание представляет устойчивый интерес для 61,8% участников исследования, 82,5% целевой группы в ВГУ имени П.М. Машерова имеют устойчивое представление о гражданско-патриотическом воспитании и около 62,1% целевой группы выделяют критерии гражданской культуры личности с учетом социальной политики государства, гражданского становления белорусов. Автор утверждает, что необходимо утверждать в обществе, сознании и чувствах молодежи социальные и индивидуально-личностные (жизнь, здоровье) ценности, уважение, терпимость к религиозным, культурно-национальным и этническим различиям, формировать опыт разумного разрешения групповых и межличностных конфликтов, интерес к культурному и историческому прошлому Беларуси.
Чистовский Д.И. - Актуальные направления современных психологических исследований гражданской (национальной) идентичности c. 51-62

DOI:
10.25136/2409-8701.2017.3.22572

Аннотация: В статье представлен обзор зарубежных и отечественных социально-психологических исследований гражданской (национальной) идентичности за период с 2007 по 2016 год. Отобранные работы сгруппированы по основным затронутым в них вопросам: понятие гражданской идентичности как одной из социальных идентичностей, факторы, влияющие на национальную идентичность, взаимосвязь гражданской идентичности и различных установок, внутригрупповой идентификации и национальными предрассудками, потеря национальной идентификации, национализм и патриотизм (ингрупповая идентичность и отношение к аутгруппе). Для этого в Web of Science и РИНЦ были выбраны часто цитируемые публикации по данной тематике, что позволяет судить о том, какие ее аспекты в настоящее время являются наиболее актуальными. Подобный отбор статей и их структурирование дают понимание того, как представляют гражданскую (национальную) идентичность современные ученые-исследователи, какие вопросы являются наиболее актуальными, что является важным в работах по гражданской (национальной) идентичности, насколько изучен данный феномен и каковы перспективы его исследования.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.