Психолог - рубрика Сознательное и бессознательное
по
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Рубрика "Сознательное и бессознательное"
Сознательное и бессознательное
Королев С.А. - Сновидения как эманация «общественного подсознания». Статья третья. Общежитие c. 47-98

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.2.14268

Аннотация: Статья представляет собой продолжение исследования сновидений как эманации того, что автор с определенной долей условности называет «общественным подсознанием». Рассмотрев в предыдущей публикации (Сновидения как эманация «общественного подсознания». Статья вторая. Армия // NB: Психология и психотехника. 2014. № 2) милитарный сегмент так называемых «дисциплинарных сновидений», автор переходит к анализу отражения в сновидениях реалий постсоветского студенческого общежития и всего комплекса существующих в нем дисциплинарных технологий и практик. Исследователь опирается в первую очередь на вывод З. Фрейда о наличии особого класса типических сновидений, на фрейдовскую постановку вопроса о материале и источниках сновидений и на идеи К.Г. Юнга о том, что сновидение не столько содержит следы исполнения желания, сколько отражает опасения или тревоги индивида. Автор показывает, что значительная часть сновидений, отражающих реалии постсоветского студенческого общежития, окрашена страхом и тревогой как доминирующими эмоциями сновидцев. Вместе с тем сновидения многих индивидов фиксируют некую ностальгию по периоду жизни в общежитии. В генерируемых подсознанием сновидческих конструкциях причудливо переплетается потенциально возможное, могущее в реальности стать поводом для тех или иных эмоций или аффектов, компоненты реальных дисциплинарных практик, и фантомы, очевидным образом лежащие за пределами реальности. В определенном смысле записи сновидений в соцсетях – это своего рода голоса из хора. И они ценны именно тем, что они не всегда различимы как отдельные голоса и временами сливаются в некий общий гул. То есть они типичны и выражают нечто большее, чем индивидуальные позиции и личностные аберрации этих позиций.
Корнильев В.В. - Три подхода к осмыслению сознания. c. 66-151

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.6.9502

Аннотация: К осмыслению сознания существует большое количество подходов. Большинство предположений базируется на выявлении характеристик сознания исходя из фактов причинно-следственного взаимодействия. Однако З. Фрейдом был предложен нетипичный подход к рассмотрению структуры психики, названный «топическим». Продолжая идею, мы ассимилируем понятия пространственной топологии и сознательности. В дополнении мы руководствуемся идеями Фрейда и Юнга об ограниченности энергетического запаса индивидуальной психики. Это позволяет сделать выводы о причинах осозноваемости и неосознаваемости психического содержания, эволюции сознательности у живых организмов и происхождении человека. Второй подход к осмыслению возможен через понимание причины динамичности в иерархии потребностей А. Маслоу. Уровень и качество сознательности определяют уровень динамичности или статичности иерархии потребностей, которая является идентичной для каждого живого организма. Третий подход к осмыслению сформулирован через предположение о существовании множества сознаний, взаимодействующих с действительностью в пространственно-временных континуумах с различной размерностью. Характеристики явлений, предполагаемых в пространствах с большей размерностью, соответствуют характеру опыта, получаемому человеком в измененном состоянии сознания. Характер информации и опыта в подобных состояниях свидетельствует не об изменении состояния сознания, но о взаимодействии нескольких сознательных структур, не исключая бессознательного.
Королев С.А. - Сновидения как эманация «общественного подсознания». Статья первая. Постановка проблемы c. 135-168

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.7.10402

Аннотация: В статье анализируется вопрос о том, каким образом отражаются в сновидениях те или иные социальные реалии, как они обозначают себя в пространстве сна и каково эмоциональное отношение индивидов к этой новой, уже сновидческой, реальности. Автор пытается выявить, как выстраиваются и взаимодействуют между собой своего рода «элементы реальности», проникающие в ткань сновидения, и каковы особенности подобного рода комбинаторики. Другой важной проблемой, которой уделяется внимание в статье, является специфика пространства и времени сновидения. Исследователь опирается в первую очередь на концептуализацию Г.К. Юнга, идею З. Фрейда о типических сновидениях и размышления А. Бергсона о роли воспоминаний в генерировании сновидений. Автору представляется вполне разумным сочетание различных подходов к изучению сновидений, воплощенных в концепциях ряда крупных ученых и мыслителей (З. Фрейд, Г.К. Юнг, А. Бергсон, Э. Фромм и т. д.). В данном исследовании использованы прежде всего материалы из социальных сетей, записи, описывающие сновидения конкретных пользователей. В связи с чем в публикации содержится краткая характеристика соцсетей как крайне важного и полезного для осмысления реалий современного российского общества и понимания специфики бытия индивидов в этом обществе источника. Автор констатирует, что поскольку существует некая общая матрица восприятия и оценки социальных реалий, есть и некая типологическая модель отражения в сновидениях стандартных, повторяющихся ситуаций. В исследовании используется относительно новый для отечественных социально-гуманитарных дисциплин термин «общественное подсознание». Очевидно, подобная интерпретация надиндивидуального компонента сновидений является достаточно оригинальной. При этом подчеркивается определенная метафоричность данного термина и акцентируется отличие его содержания от юнговского «коллективного бессознательного», которое является продуктом наследуемых структур мозга. Вместе с тем, анализируя отношение сновидцев к «явленным» им снам, автор вынужден констатировать, что это погружение, в основном, в негативную реальность и негативные эмоции, – вывод, который коррелирует с размышлениями многих других исследователей, занимавшихся данной проблематикой.
Королев С.А. - Сновидения как эманация «общественного подсознания». Статья вторая. Армия c. 135-195

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.2.12070

Аннотация: Статья представляет собой продолжение исследования сновидений как некой эманации того, что автор с определенной долей условности называет «общественным подсознанием». Рассмотрев в первой публикации (Сновидения как эманация «общественного подсознания». Статья первая. Постановка проблемы // NB: Психология и психотехника, 2013, № 7) некоторые общие подходы к данной теме, автор стремится применить их при анализе некоего тематически ограниченного пласта сновидений, а именно, милитарного сегмента так называемых «дисциплинарных снов», касающихся армии, армейской службы, войны. Исследователь опирается в первую очередь на вывод З. Фрейда о наличии особого класса типических сновидений и на идеи Г.К. Юнга, полагавшего, что явленное сновидение содержит не следы исполнения желания, а скорее отражает опасения или тревоги индивида. Предметом рассмотрения являются прежде всего материалы из социальных сетей, записи, описывающие сновидения конкретных пользователей, аналог того, что историки именуют массовым источником. Автор показывает, что значительная часть милитарных сновидений воспроизводит картины чрезвычайно мрачные и окрашена тревогой как доминирующей эмоцией сновидцев. В известной степени негативизм того, что предстает перед сновидцами в милиарных снах, уравновешивается присущей этим сновидениям фантасмагоричностью. В генерируемых подсознанием сновидческих конструкциях причудливо перемешано потенциально возможное, могущее в реальности стать поводом для тревоги и страха, и фантомы, очевидным образом лежащие за пределами реальности. Наконец, в статье констатируется определенное сходство сюрреалистических вкраплений в пласт «общественного подсознания» с артефактами актуального искусства. Подобное сопоставление имеет право на существование как с точки зрения фантасмагоричности и ирреальности данных феноменов, так и с точки зрения присущего им стремления утвердить значение повторимого вопреки неповторимому. В каком-то смысле это может быть отнесено и к работе исследователя с массовыми источниками, к которым, как уже было отмечено, в полной мере относятся и записи в соцсетях.
Корнеенков С.С. - Концепции сознания: сознание как особое свойство материи c. 271-305

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.3.158

Аннотация: Проблема сознания, психики и материи является одной из самых сложных вопросов в научном познании человека. Цель статьи: а) провести краткий анализ основных гипотез о природе сознания представленных в разных областях знаний: в науке, философии, религии, йоге; б) рассмотреть современный подход к соотношению между сознанием, психикой и материей. В качестве основных выводов автор отмечает, что сознание представляет универсальное явление, существующее в каждом атоме материи. Главная характеристика сознания – импульс существования, воля к сохранению себя, желание выжить и быть всегда. Представители разных областей знаний разделяют целостное сознание на множество уровней, поэтому возникают разные теории. Современные экспериментальные исследования показывают, что мозг не имеет отношения к продуцированию создания. Мозг улавливает и передает информацию и энергию, что позволяет человеку проявлять самые разнообразные способности. Мозг обеспечивает моделирование окружающего мира с помощью работы нейронов. Совместная работа нейронов осуществляет построение моделей внешнего мира. Сознание способно существовать и вне грубого тела, и вне тонкой материи, оно переживает их распад. Сознание по своей природе как материально, так и идеально, т.е. имеет двойственную природу. Полное понимание феномена сознания пока не удается объяснить ни одной академической науке. Есть все основания считать, что взгляды науки, философии, религии и восточной психологии находят все больше точек соприкосновения в решении вопроса о природе сознания как основе и первопричине всего бытия, в том числе телесной жизни, психики и сознания человека.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.