Психолог - рубрика Ключи творчества
по
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Рубрика "Ключи творчества"
Ключи творчества
Пирлик Г.П., Богоявленская Д.Б. - Творчество как путь преодоления неопределенности c. 16-28

DOI:
10.25136/2409-8701.2022.4.38724

EDN: SBIRGQ

Аннотация: Творчество рассматривается как путь преодоления неопределенности –неотъемлемой черты современного мира на пути его познания. Отношение к неопределенности является одной из особенностей личности, многогранность феноменологии которой определяет междисциплинарный статус проблемы. Преодоление неопределённости познанием, созиданием нового, мужеством творчества становятся вехами современности и нуждаются в научном обосновании и осмыслении. Представлены результаты исследования особенностей отношения к неопределенности людей, способных к творчеству, и людей с разным уровнем интеллекта, деятельность которых носит внешне стимулированный характер, где познавательная мотивация не является ведущей. Выявлены статистически значимые различия между группами людей с разными уровнями выполнения деятельности по методу «Креативное поле» по показателям тестов толерантности к неопределенности.     Люди, проявившие способности к творчеству, значимо более толерантны к неопределенности, отдают предпочтение новому перед привычным, а также сложным задачам по сравнению с людьми стимульно-продуктивного уровня. Они не ограничиваются воспринятой реальностью, не останавливаются перед неопределенностью и неизвестностью, а, движимые познавательной потребностью, направлены на углубленное понимание ситуации, благодаря чему продвигаются в познании и осознании реальности. Люди, способные лишь решать поставленные задачи, оказываются беспомощными перед ситуацией неопределенности. Мотивация достижения ограничивает развитие процесса мышления даже при наличии высоких умственных способностей, как и низкий уровень развития интеллекта. Это сказывается на негативном восприятии ситуации неопределенности и неспособности справляться с ней. Развитие деятельности по собственной инициативе как единица творчества, таким образом, является тем путем, который позволяет преодолевать ситуации неопределенности. Такие люди, несмотря на неопределенность, способны продолжать деятельность, углубляться в ситуацию. Познавательная мотивация помогает следовать по пути познания в новых, сложных, противоречивых и непредсказуемых ситуациях. Исследование способности к творчеству как пути преодоления неопределенности раскрывает механизм преадаптации.
Осипова Т.Ю. - Теоретическое обоснование и характеристики авторского опросника по изучению коммуникативной креативности c. 57-69

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.3.19549

Аннотация: Объектом исследования является креативность личности. Автором проанализированы теоретические подходы к изучению этого явления. Предметом исследования является коммуникативная креативность личности как сплав гибкости в мышлении и поведении, коммуникативной компетентности и ряда личностных черт (способность к саморегуляции, чувство юмора и т.д.), с мотивацией стать успешным в общении, которая позволяет «выйти за пределы» уже используемых стилей, шаблонов поведения и стереотипов восприятия партнера, найти к нему индивидуальный подход. В статье систематизированы подходы к изучению коммуникативной креативности, сформировавшиеся в отечественной педагогике и психологии. В статье рассмотрены методики исследования креативности и отмечено, что методик, позволяющих диагностировать коммуникативную креативность, пока не разработано. Особым вкладом автора является разработка методики - Опросник "КР" (Опросник креативности), имеющей теоретическое обоснование, а также удовлетворительную конструктную валидность и достаточную степень надежности. Данные характеристики и стандартизация методики позволяет использовать Опросник "КР" в исследовательских целях как при индивидуальной, так и групповой диагностике коммуникативной креативности.
Зайцева М.Л. - Феномен синестезии в искусстве постмодернизма c. 60-78

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.5.13379

Аннотация: Статья посвящена теме актуализации синестезийных основ эстетического сознания в теории и художественной практике Новейшего времени. Автором выявлено, что на современном этапе развития искусство развивается под воздействием социокультурных реалий информационного общества, формирующегося в условиях глобализации: научно-технической революции, экспансии массовой культуры, масштабной эскалация масс-медийных форм, процессов виртуализации общества и культуры. Доказано, что основной тенденцией искусства постмодернизма является воплощение синестезийных идей в синтезированных художественных объектах, основанных на приоритете визуальности, обусловливающей весь комплекс выразительных средств. В статье использован метод системного анализа и логического моделирования - для уяснения выявления причин появления экспериментальных видов и новых жанров современного искусства и выявления синестезийных основ их восприятия. В статье доказано, что развитие и совершенствование технологий вносит коррективы в область функционирования синтетических художественных жанров, подчиняя их «тенденции ухудшающего отбора». Художественные проекты второй половины XX века либо следуют по пути коммерциализации и деградации искусства, обращения к поп-культуре и маргинальному искусству, либо пытаются стать альтернативным способом выживания и продолжения экспериментальных идей авангарда, на основе синестезии, самооанализа, рефлексии развивать и совершенствовать чувственные и когнитивные способности человека.
Иглицкая И.М. - Художественное произведение с точки зрения психоаналитической теории сновидений Фрейда — к вопросу о методе анализа c. 65-88

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.6.20892

Аннотация: Предмет статьи — поиск и формулирование оснований психоаналитического подхода к искусству. Ведущая идея такого подхода опирается на теорию Фрейда и утверждает сходство художественной фантазии и сновидения, исполнение желания в художественном произведении. Предлагаемый подход включает обнаружение противоречий, поиск источников противоречивых элементов, символическое толкование несовместимых деталей, также — тождественность персонажей художественного произведения и изображение внутреннего как внешнего вследствие действия механизмов работы сновидения. Возможность практического применения описанного подхода демонстрируется на примере анализа картины Брюллова. Полученные в анализе результаты подтверждаются документами жизни художника, устанавливается связь жизни и творчества художника. Для построения метода художественного анализа адаптируется теория сновидений Фрейда. В соответствии с ней предлагаемый метод постулирует фантазийное исполнение желаний в искусстве, наличие явной и скрытой картины в произведении, функционирование в нем механизмов работы сновидения. Новизна статьи — в разработке методических принципов психоаналитического подхода к искусству, описание метода и конкретных приемов анализа художественного произведения, проверка их практической пригодности. Предложенный метод, применимый для анализа литературы, живописи, позволяет установить глубинные личностные основания создания конкретного произведения, дает новое, нестандартное понимание художественного образа.
Осипова Т.Ю., Костина Т.М. - О взаимосвязях коммуникативной компетентности и коммуникативной флексибильности с коммуникативной креативностью c. 90-125

DOI:
10.7256/2409-8701.2017.2.22598

Аннотация: Объектом исследования является коммуникативная креативность личности, предметом - влияние на уровень коммуникативной креативности коммуникативной компетентности и коммуникативной флексибильности. В статье проанализированы подходы как к изучению флексибильности, так и коммуникативной креативности, сформировавшиеся в отечественной психологии и педагогике.Большинство авторов указывают на то, что проявления креативности вообще и креативности в общении в частности не возможно без наличия компетентности и гибкости, но не приводят данных об их взаимосвязях и взаимозависимости. В ходе диагностического эксперимента были использованы следующие методики: опросник «Техника общения» (на основе шкалы «Техника общения» Н. Д. Твороговой, 1992) в вариантах самооценки и групповой оценки личности; полупроективная методика «Конфликтные ситуации» (на основе стимульного материала «Методики рисуночной фрустрации» С. Розенцвейга, 1944); «Томский опросник ригидности (ТОР): шкалы Актуальной ригидности (АР), Преморбидной ригидности (ПМР), Шкала реальности (ШР), и созданная на основе шкалы АР шкала Флексибильность в общении (ФО) Г. В. Залевского (1993г.) и авторская методика «Креативность в общении» в вариантах самооценки и групповой оценки личности. Особым вкладом авторов является выявление трех групп испытуемых по признаку выраженности коммуникативной креативности и их характеристика с учетом уровней флексибильности и коммуникативной компетентности. Полученные данные можно использовать при разработке программ по совершенствованию коммуникативной компетентности до уровня творческого решения сложных ситуаций, возникающих в процессе общения.
Губина С.Т. - Влияние восприятия музыки на символическое преобразование сознания: проективная функция музыки c. 186-213

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.3.547

Аннотация: В статье проводится описание механизмов построения чувственной картины действительности в сознании субъекта под воздействием музыки. Рассматривается процессуальная и предметно-содержательная стороны формирования образов в сознании, и прописываются объяснительные механизмы их символизации. Обозначаются перспективы применения музыки в качестве стимульного материала в проективной психодиагностике. Методологической основой исследования послужили объяснительные принципы в психологии: развития, субъектности; феноменологический и холистический подходы. Статья состоит из трёх разделов. В первом раскрываются универсальные механизмы символического преобразования сознания в процессе восприятия музыки, где уделяется внимание содержательной характеристике переживаний с учётом уровня эмоционального напряжения. Объясняется природа тематического содержания конструктов сознания обусловленных дефицитарной и бытийной мотивационной направленностью. Во втором разделе разбирается значение феномена проекций для самовосприятия. Анализируется опыт разработки интерпретационных схем в проективном исследовании в двух контекстах: «личностном» и «перцептивном». В третьем разделе предлагается различное видение применения музыки в качестве стимульного средства в проективном исследовании с позиции гуманистического и психоаналитического подходов. Анализ осуществляется соответственно нескольких пунктов: отношение к музыке как к психотехническому инструменту; значение образных ассоциаций для коррекции и развития личности; применение музыкальных методов в работе специалиста психолога; перспективы использования музыки в работе с клиентами.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.