по
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Содержание № 06, 2020
Выходные данные сетевого издания "Психолог"
Номер подписан в печать: 31-12-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Богоявленская Диана Борисовна, доктор психологических наук, mpo-120@mail.ru
ISSN: 2409-8701
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 06, 2020
Профессиональная психология
Бюндюгова Т.В. - Использование визуализации в коррекции профессиональных стрессов руководителей среднего звена c. 1-9

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.6.34244

Аннотация: Проблема коррекции стрессовых состояний в организациях становится все более актуально, поскольку количество сложных, проблемных ситуаций, изменений внешней среду существенно растет и влияет на эффективность функционирования сотрудников и конкурентоспособность организации. Особенно сильный стресс ощущают руководители среднего звена. Сложность коррекции стрессов заключается в том, что необходим индивидуальный подход, в рамках которого будет изменено отношение к стрессовым ситуациям в целом. Коррекция стрессов руководителей среднего звена в организации в индивидуальном порядке – затратный процесс в финансовом и временном плане. Оптимальной по форме и реализации в данном направлении является техника визуализации, которая позволяет каждому участнику даже в групповом формате проработать «свой индивидуальный стресс».   Исследование визуализации как форма работы с когнитивным конструктом «стресс» доказало свою эффективность: респонденты стали реже испытывать стресс, как следствие, стали реже проявляться раздражительность, тревожность, агрессивность и чаще – психическая активация, интерес, комфортность. Отношение к стрессам, в общем, изменилось: он перестал вызывать страх, тревогу и негативные эмоции. Переносить стресс, которого не удается избежать, респондентам также стало проще. Визуализация когнитивного конструкта «стресс» позволила вписать его в свою внутреннюю картину мира уже как более безопасный. Все это позволило повысить эффективность в работе, оптимизировать взаимоотношения с подчиненными и руководством. Новизна исследования заключается в подтверждении возможности использования визуализации в работе с негативными когнитивными конструктами в обучении и развитии персонала.
Психотехника
Новикова К.В. - Арт-терапевтические техники в психологической коррекции детско-родительских отношений замещающих семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья c. 10-23

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.6.34487

Аннотация: Предметом исследования являются детско-родительские отношения замещающих семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Целью исследования является выявление возможностей применения арт-терапевтических техник в психологической коррекции детско-родительских отношений замещающих семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Теоретико-методологической основой исследования выступают субъектно-деятельностный и системный подходы, а также положения о структуре и функциях детско-родительских отношений, взгляды на детско-родительские отношения Н.Ю. Синягиной; концепция системной арт-терапии А.И. Копытина. Методами исследования явились тестирование, анкетирование, психологический эксперимент, наблюдение. Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации теоретических положений по проблеме исследования и обоснованию возможностей применения арт-терапевтических техник в психологической коррекции детско-родительских отношений замещающих семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы психологами в работе с приемными семьями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Научная новизна исследования состоит в разработке программы арт-терапевтических занятий по коррекции детско-родительских отношений замещающих семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Полученные в исследовании результаты могут оказать существенное влияние на расширение представлений о возможностях психологической коррекции детско-родительских отношений замещающих семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья посредством применения арт-терапевтических техник. Согласно полученным результатам после реализации комплекса мероприятий отмечается улучшение детско-родительских отношений: уменьшение степени отвержения ребенка; улучшение эмоционального контакта родителя/ребенка, уменьшение эмоциональной дистанции; повышение авторитетной стратегии семейного воспитания; повышение показателей родительского отношения (принятие), снизилась степень отверженности ребенка в семье; уменьшилось проявление типов неправильного воспитания; наметилась оптимизация родительских установок.
Психология и педагогика
Гилемханова Э.Н. - Контекстная модель оценки социально-психологической безопасности образовательной среды школы c. 24-37

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.6.34214

Аннотация: В фокусе внимания автора этапы разработки модели оценки социокультурных рисков образовательной среды и доказательство ее прогностической состоятельности. Исследовательский замысел заключался в том, что для достоверной оценки рискогенности образовательного пространства необходимо связать два уровня образовательной среды школы – индивидный и контекстный. В качестве контекстного уровня образовательной среды был рассмотрен достаточно широкий круг социокультурных условий образовательной среды: психолого-педагогических, социально-экономических, географических. Исследование проводилось в период с 2017 по 2020 год. Всего на двух этапах исследования в нем приняло участие 7331 подростков из 9 муниципальных районов и городских округов с различными социокультурными параметрами. Научная новизна обусловлена разработкой модели оценки социокультурных рисков образовательной среды, основанной на анализе комплекса социокультурных условий образовательной среды: психолого-педагогических, социально-экономических, географических. Для эмпирической валидизации модели, на ее основе была разработана программа Оценки социокультурных рисков образовательной среды школы, позволившая сопоставить теоретические и экспериментальные данные. Исследование базируется на системном подходе и интеллектуальном анализе разнородных данных. Полученные в исследовании данные позволяют объективизировать влияние различных контекстных факторов образовательной среды для своевременного принятия превентивных психолого-педагогических и административных мер обеспечения психологической безопасности школы.
Чижкова М.Б. - Взаимосвязь здоровья студентов-первокурсников с адаптацией к образовательной среде медицинского вуза c. 38-55

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.6.34409

Аннотация: В статье представлены результаты исследования места и роли здоровья в процессе адаптации будущих врачей к образовательной среде медицинского университета. Предметом исследования является взаимосвязь физического и психологического здоровья первокурсников с показателями адаптации и тревожности в вузе. Методология исследования исходит из представления о здоровье как важнейшей детерминанты, обеспечивающей динамическое равновесие между студентами и новыми условиями профессионального становления. Методический инструментарий включал комплекс психологических методик: опросники «Адаптированность студентов в вузе» (Т.Д. Дубовицкая, А.В. Крылова) и «Тревожность студентов» (модификация опросника Ж. Тейлор), вопросник MOS SF-36 (J. E.Ware, в адаптации Е.И. Шубочкиной с соавт.). Исследование проводилось в течение одного учебного года в два этапа: в октябре 2018 г. и в апреле 2019 г. Общая численность выборки – 120 первокурсников (63 и 57 человек соответственно этапам). Применение многофункционального критерия φ-Фишера, параметрического критерия t-Стьюдента и коэффициента корреляции r-Спирмена, интерпретация и обобщение данных статистического анализа позволили сделать следующие выводы, согласующиеся с поставленной целью и выдвинутыми гипотезами: динамика субъективной оценки первокурсниками своего физического и психологического здоровья характеризуется ростом физического и социального функционирования, выносливости, жизненной активности при снижении уровня ролевого функционирования, обусловленного эмоциональным неблагополучием; взаимосвязи здоровья с показателями адаптации и тревожности наиболее многочисленны в осеннем семестре и минимальны – в весеннем; смещение вектора взаимосвязей с академической на социальную адаптацию, равно как и значительное сокращение числа интеркорреляций, актуализируют проблему динамики детерминирующего влияния здоровья на успешность начального периода обучения. В практическом плане полученные в исследовании данные могут использоваться для разработки теоретико-методических основ сопровождения адаптации первокурсников к образовательной среде медицинского вуза.
Манина В.А. - Изучение способности к преодолению в отечественной психологической науке. c. 56-64

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.6.34444

Аннотация: Объектом изучения является понятие "способность к преодолению " в исследованиях отечественной психологической науки. Известно достаточно большое количество исследований отечественных психологов и физиологов( И.П. Павлов, И.М. Сеченов, Ш.Н Чхартишвили, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) направленных на изучение феномена «преодоления», которые являются основоположниками исследования данного психологического конструкта. Понятие «преодоление» рассматривается в контексте волевого поведения, целенаправленности действий, мотивации поступков, саморегуляции поведения и деятельности. Также указывается на то, что процесс преодоления препятствий у человека отличается от процесса преодоления у животных, у человека в процессе преодоления определяющим является волевой компонент. Состав действий при столкновении человека с преградой – объективной или субъективной, определяется не первичным мотивом, а характером преграды, в зависимости от характеристики возникшей преграды в последующем формируется стратегия поведения. Ряд психологических исследований показывает, что понятие «преодоление» рассматривается не только в контексте воли, но исследователи считают, что преодоление это сложный процесс, в котором задействованы темперамент, отдельные свойства нервной системы, свойства личности, процесс принятия решений, мотивы, навыки саморегуляции и другие психологические конструкты. Делается вывод о том, что данное понятие является междисциплинарным и существует необходимость дальнейшего изучения понятия «преодоление» и возможности формирования способности к преодолению у человека. Понятие «преодоление» изучалось во рамках ряда отечественных психологических концепций, как правило, в контексте рассмотрения различных психологических явлений.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.