Электронный журнал Психолог - №2 за 2016 год - Содержание, список статей - ISSN: 2409-8701 - Издательство NotaBene
по
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Содержание № 02, 2016
Выходные данные сетевого издания "Психолог"
Номер подписан в печать: 23-05-2016
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Богоявленская Диана Борисовна, доктор психологических наук, mpo-120@mail.ru
ISSN: 2409-8701
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2016
Горизонты психологии
Литвин А.В. - Противопоставление и единство человека и географического пространства c. 1-8

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.2.18955

Аннотация: Предметом рассмотрения статьи являются отношения человека и географического пространства. Данный предмет является междисциплинарным и изучается науками о Земле, с одной стороны, и науками о человеке, с другой. География как наука о Земле сосредотачивает свое внимание на влиянии человека на пространство, или на влиянии пространства на человека. Психология как наука о человеке изучает либо отражение пространства человеком, либо конструирование им пространства. Концепции в данных науках противопоставляют человека и географическое пространство. На основе теоретического анализа показана ограниченность существующих концепций. Эта ограниченность снимается в предлагаемом автором принципе единства человека и географического пространства. Этот принцип появляется как частный случай единства субъективного и объективного. На основе принципа единства человека и географического пространства разработана авторская концепция ментальной географической оболочки, описывающая взаимодействие человека и географического пространства. Ключевым понятием в этой концепции является ментальная географическая карта – особая структура психики как продукт отражения пространства и как регулятор деятельности человека в пространстве.
Профессиональная психология
Пухарева Т.С. - Психологическая безопасность и ее роль в профессиональном развитии личности c. 9-19

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.2.19195

Аннотация: Статья посвящена изучению психологической безопасности личности в контексте профессионального развития. В статье представлен анализ концептуальных подходов к разработке проблемы психологической безопасности личности и теоретический анализ феномена психологической безопасности личности в контексте ее профессионализации. Психологическая безопасность рассматривается как интегральное психологическое явление, субъективно переживаемое как защищенность от внутренних и внешних угроз, и обеспечивающее оптимальное функционирование личности. Особое внимание уделяется вопросу о роли психологической безопасности в конструктивном профессиональном развитии личности. Теоретико-методологическими основаниями исследования явились фундаментальные принципы психологии личности и ее развития; основные теоретические положения деятельностного подхода к развитию личности; идеи о психологических отношениях личности; концептуальные подходы, раскрывающие специфику феномена психологической безопасности; идеи о профессиональном развитии личности. Особый вклад автора в исследование темы заключается в том, что на основе проведенного теоретического анализа осуществлена попытка определения функций психологической безопасности личности как детерминант конструктивного профессионального развития, выделены условия, определяющие состояние психологической безопасности личности в профессиональной сфере ее жизнедеятельности. Отмечается, что психологическая безопасность, как состояние защищенности личности от внешних угроз, обеспечивается поведением, направленным на конструктивное решение жизненных задач. Констатируется, что состояние психологической безопасности личности инициирует ее активность в профессиональной среде, является условием профессиональной самореализации, обеспечивает работоспособность личности и ее самоорганизацию в труде, способствует сохранению профессиональной идентичности личности, является личностным ресурсом, позволяющим сохранить оптимальное состояние личности в труде, обеспечивает позитивное функционирование личности в профессии. В заключении сформулирован вывод о роли психологической безопасности в конструктивном профессиональном развитии личности, о многоаспектности проблемы психологической безопасности, о перспективности ее дальнейшего изучения в контексте научных и практических разработок психологии профессионального развития.
Психология и педагогика
Клятис А.Е. - Особенности образовательной среды в учреждениях для детей-сирот в разных странах c. 20-30

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.2.18730

Аннотация: Рассматривается проблема актуальности создания безопасной и развивающей образовательной среды в учреждениях для детей-сирот. Показано, что внешние условия оказывают непосредственное воздействие на интеллектуальное и физическое развитие детей, их ключевых способностей, необходимых для нормального взаимодействия с окружающим миром, и, как следствие, полноценного включения в образовательный процесс. В учреждениях для детей-сирот ключевым отрицательным фактором среды выступает явление депривации, охватывающее практически все стороны жизни и направления развития детей за время их пребывания в учреждении. Для получения полноценного представления об образовательной среде для детей, оставшихся без попечения родителей, рассматривается международный опыт по созданию условий в детских учреждениях. Отмечается разница в организационных подходах, общественной оценке и правовой составляющей системы воспитания детей-сирот в различных государствах мира. На примере одного из российских интернатов приводится характеристика типовых особенностей сиротских учреждений в нашей стране. Рассмотрение концепции образовательной среды проведено с учетом международного опыта и имеет цель обобщить современные актуальные данные и дать объективную оценку ситуации вопроса в нашей стране. Показана недостаточная степень развития системы воспитания таких детей в России по сравнению с воспитательной практикой в других странах. Делается вывод о необходимости рассмотрения возможностей ключевого перестроения отечественной институциональной системы воспитания детей-сирот.
Психопатология повседневности
Овруцкий А.В. - Психология потребительских аддикций c. 31-38

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.2.18906

Аннотация: В статье рассмотрены психологические аспекты потребительских аддикций. Обозначены психоаналитический, бихевиоральный и когнитивный подходы в анализе потребительского поведения. Общей характеристикой психологического подхода к потреблению считаем рассмотрение потребительского процесса как опосредованного личностными и социально-психологическими феноменами. Актуальность темы обусловлена ростом числа так называемых потребительских неврозов, детерминированных формированием нового общества потребления и трансформацией личности современного человека. В частности, к последнему отнесена системная фрагментация сознания, появление новой формы восприятия и организации картины мира - мозаичность, клиповость, появление новой нозологической единицы multiple personality disorder (MPD) – «болезнью множественной личности». Проанализирована психолого-эволюционная классификация потребительских форм, включающая интроекцию, ассимиляцию и проекцию. К потребительским аддикциям отнесены: ониомания, «коллекционерский фанатизм», наркотическая зависимость, алкогольная зависимость, табачная зависимость, Интернет-зависимость, игровая зависимость, клептомания, патологическое коллекционирование. Даны общие характеристики обществу потребления и современному потребителю. Для анализа потребительских аддикций использована психологическая методология. Показано, что ее эффективное использование для анализа и коррекции потребительских неврозов востребует понимание более широкого социально-экономического контекста личностных деформаций. Вместе с тем, созданные в психологии описательные и объяснительные схемы позволяют надеяться на хорошие результаты их применения в направлении гуманизации личности и общества в целом. К основным выводам относим следующие положения. 1. Психологические изыскания потребительских аддикций выходят за методологические рамки бихевиоризма, и на сегодняшний день «психология потребления» существует и в рамках неопсихоанализа и когнитивизма. 2. Предложенная на основе неокогнитивистской модели психолого-эволюционная классификация потребительских форм обладает высоким уровнем эврестичности и применима для диагностических и коррекционных практик. 3. Общий вектор онтогенетического движения в развитии потребления от интроектного вида через ассимиляционный к проекционному, повторяет общий контур развития потребления в филогенезе.
Непредсказуемое
Голованова Т.Н., Белова М.В. - Гендерный аспект психологических защитных механизмов в семье и браке c. 39-52

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.2.18904

Аннотация: Статья посвящена проблеме гендерного аспекта взаимоотношений в семье. Кроме того, исследуется проблема совместимости в браке , которая была и остается актуальной для исследования как в теоретической, так и в практической психологии. Авторы обозначают также и проблему гендерных и половых стереотипов. Раскрываются вопросы управления в семье, удовлетворенности браком при наличии или отсутствии той или иной психологической защиты. Особое внимание обращается на гендерный аспект использования психологических механизмов защиты в семье и браке. На основе сравнительного анализа мужчин и женщин были выявлены некоторые взаимосвязи между удовлетворенностью браком и использованием психологических защит. Например, было обнаружено, что для мужчин характерны следующие механизмы: «Рационализация», «Отрицание» и «Регрессия». У женщин обнаружились такие механизмы как «Проекция» и «Компенсация». Указанные выше гендерные различия в использовании психологических защит были проанализированы не только качественно, но и количественно. Можно с уверенностью утверждать, что использование психологических защит влияет на взаимоотношения внутри семейной системы.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.