Статья 'Формирование психологического портрета успешного менеджера на основе диагностики межличностных отношений ' - журнал 'Психолог' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Психолог
Правильная ссылка на статью:

Формирование психологического портрета успешного менеджера на основе диагностики межличностных отношений

Комиссарова Ольга Александровна

кандидат психологических наук

доцент, кафедра психологии, Российский экономический университет им.Г.В.Плеханова

117997, Россия, г. Москва, ул. Стремянный Переулок, 36, оф. кафедра психологии

Komissarova Ol'ga Aleksandrovna

PhD in Psychology

Associate Professor of the Department of Psychology at Plekhanov Russian University of Economics

117997, Russia, g. Moscow, ul. Stremyannyi Pereulok, 36, of. kafedra psikhologii

o_kuprina@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-8701.2019.1.28660

Дата направления статьи в редакцию:

14-01-2019


Дата публикации:

22-03-2019


Аннотация: Изменчивая внешняя среда, наполненная большим количеством вариаций и возможностей, предъявляет к современным менеджерам определенный ряд требований управленческого и психологического характера. Организации начинают ценить не стабильность, а изменения, инновации и скорость. В связи с этим актуальным становится вопрос о рассмотрении основных психологических характеристик успешных менеджеров среднего звена и составления на их основе психологического портрета. Предмет исследования: особенности межличностных отношений, выбранных группами респондентов при определении характеристик успешного менеджера. Объект исследования: менеджеры. Использовался метод психодиагностики: методика для определения межличностных отношений Собчик Л.Н. Статистическая обработка результатов проводилась методом Манна-Уитни. Новизна исследования заключается в получении результатов, давших возможность выявить как сходство, так и различия в представлении об успешности менеджеров среднего звена в группах студентов, обучающихся по данному направлению, и профессиональных менеджеров. выводы: 1. менеджеры со стажем работы не определяют успех в своей профессиональной деятельности посредством увеличения властного стиля поведения. В их диагностическом профиле личностные качества успешного менеджера не переходят на уровень деспотизма и эмоциональной нестабильности, а имеют умеренно высокие показатели. В свою очередь студенты факультета менеджмента представляют успех именно за счет увеличения показателей I октанта; 2. в психологическом портрете были обозначены качества, помогающие выстраивать гибкие отношения с внешней и внутренней средой организации: стремление к тесному сотрудничеству с референтной группой, к нахождению общности с другими людьми, восприимчивость к общему настрою группы.


Ключевые слова:

успешный менеджер, межличностные отношения, психологический портрет, трудовой процесс, ответственность, сотрудничество, делегирование полномочий, настойчивость, повышенная исполнительность, наставник

Abstract: A dynamic external environment, filled with a great number of variations and opportunities, makes specific demands of managerial and psychological nature to modern managers. Organizations come to appreciate the developments, innovation, and speed, not stability. Due to this fact, the question of consideration of the main psychological characteristics of successful middle-rank managers, and compiling a psychological portrait based on them becomes relevant. The subject of the study is peculiar features of interpersonal relationship chosen by groups of respondents while determining the characteristics of a successful manager. The object of the study is the managers. The method of psychodiagnostics was used: the method of interpersonal relationship determining by L.N. Sobchik. Statistical processing of the results was carried out by the Mann-Whitney method. The novelty of the study is due to the achievement of the results, which gave the opportunity to reveal both similarities and differences in the idea of middle-rank managers' success in groups of students studying in this field and professional managers. Conclusions:1. managers with seniority do not determine the success in their professional field through increasing a domineering style of behavior. In their diagnostic field, the personal qualities of a successful manager do not get to the level of despotism and emotional instability but have moderately high indicators. In turn, students of the faculty of management imagine success through the increase of indicators of the first octant; 2. in the psychological portrait were marked the characteristics, which help to build a flexible relationship with both internal and external environment of the organization: the desire for a strong partnership with the reference group, finding community with other people, susceptibility to the general mood of the group.


Keywords:

successful manager, interpersonal relationship, psychological portrait, labor process, responsibility, cooperation, delegation of authority, perseverance, high performance, mentor

Теоретическое обоснование проблемы

В наше время происходит стремительное развитие внешней среды, которое влечет за собой значительные изменения в трудовой деятельности, характеризующиеся свободными потоками и гибкостью. Организации начинают ценить не стабильность, а изменения, инновации и скорость, а одной из наиболее востребованных и перспективных профессией является профессия менеджера – наемного работника, организующего деятельность сотрудников организации, находящихся у него в подчинении для реализации поставленных целей, а также выполняющего необходимые управленческие задачи по развитию и функционированию организации [1, 2, 3, 6, 8].

Очень высока роль в управленческом процессе менеджеров среднего звена чаще всего руководящих крупными подразделениями компании [11, c.28]. Менеджерам необходимо осуществлять постановку целей, организовывать и контролировать трудовой процесс, поддерживать уровень мотивации, осуществлять коммуникации, оценивать и планировать личностный, профессиональный и карьерный рост сотрудников организации.

При этом инновационные процессы, идущие в обществе, стремительный рост технических возможностей откладывают свой отпечаток на организационной деятельности. Гибкий график работы, удаленный доступ к компьютерным сетям, виртуальные команды, новые подходы к организации труда становятся все более популярными в наше время, что требует от менеджеров новых навыков и компетенций [5, с.52].

Как отмечает Тарбеева О.В. успешному менеджеру необходимо «сочетать понимание общих истин и значимости многочисленных вариаций, благодаря которым ситуации отличаются одна от другой. Грамотный менеджер должен понимать и учитывать критические факторы или составляющие организации (внутренние переменные), а также силы, воздействующие на организацию из вне (внешние переменные) и влияние организации на общество» [12, c.185].

С точки зрения Ларионова В.В. современный успешный управленец должен обладать одной из наиболее важных, по его мнению, способностью – «вдохновлять и придавать особую осмысленность всем действиям организации. Менеджер не должен быть «машиной с управленческой функцией». Необходимо уметь видеть перспективы развития организации [7, с.47].

Таким образом, подвижная и изменчивая внешняя среда, наполненная большим количеством вариаций и возможностей, предъявляет к современным менеджерам определенный ряд требований управленческого и психологического характера.

Описание эмпирического исследования

Цель исследования: провести сравнительный анализ в группах студентов и профессиональных менеджеров для выявления различий выбранных ими стилей межличностных отношений при определении успешного менеджера. На основе полученной результатов составить психологический портрет успешного менеджера.

Предмет исследования: особенности межличностных отношений, выбранных группами респондентов при определении характеристик успешного менеджера.

Объектом исследования являются менеджеры.

Новизна исследования заключается в определении различий между выборами типов межличностных отношений для успешных менеджеров у студентов, обучающихся по данной специальности и работающих профессионалов. Студентами отмечено, что основной успех в работе менеджера определяется выраженностью властной доминанты, близкой с деспотичным проявлениям, в ярко выраженной потребности командывать, нетерпимостью к критике, переоценкой собственных возможностей, в то время как в профиле успешного менеджера, представленного работающими респондентами, результаты по октанту "Властный-лидирующий" находятся в зоне умеренных значений и в большей степени направлены на проявление наставничества.

В исследовании принимали участие три группы испытуемых, имеющих непосредственное отношение к данной профессии: студенты 1курса (60 чел.) и 3 курса (60 чел.) факультета менеджмента и менеджеры среднего звена с опытом работы от 5 лет (48 чел.).

В качестве диагностического материала применялась методика диагностики межличностных отношений (ДМО) Собчик Л.Н. [10, с.75], представляющая собой модифицированный вариант интерперсональной диагностики Leary T.

Опросник представляет собой набор из 128 лаконичных характеристик, исходя из которых опрашиваемые выбирают те, которые, по их мнению, наиболее ярко отражают стиль межличностного поведения успешных менеджеров.

Исследуемым предлагалась следующая инструкция: «Перед Вами опросник, содержащий различные характеристики. Следует внимательно прочитать каждую и определить соответствует ли она Вашему представлению об успешном менеджере. Если «да», то перечеркните крестом соответствующую порядковому номеру характеристики цифру в сетке регистрационного листа».

После заполнения регистрационного листа, подсчитываются баллы по восьми вариантам межличностного взаимодействия. На основании полученных результатов определяются восемь октантов методики, каждый из которых отражает личностные характеристики, связанные с определенным типом межличностного общения.

Статистический анализ результатов проводился с помощью программы SPSS.

Результаты исследования и их обработка

Для каждой группы проводилась обработка результатов по каждому октанту с подсчетом средних значений и построением профилей, отражающих типы межличностных отношений. Результаты представлены в таблице 1 и на рисунке 1.

Табл.1 Средние значения октантов для трех групп

Iокт.

IIокт.

IIIокт.

IVокт.

Vокт.

VIокт.

VIIокт.

VIIIокт.

студ.1 курс

11,7

8,6

6,6

2,5

2,9

3,2

6,9

5,7

студ. 3 курс

12,8

8,9

6,9

4

2,3

2,9

6,4

5,5

менеджеры

8,4

5,6

5,6

2,4

2,6

2,4

5,4

3,6

diagram1

Также проводилась статистическая обработка данных исследования с использованием критерия Манна – Уитни. Результаты представлены в таблице2.

Табл.2 Результаты статистической обработки результатов критерием Манна – Уитни

Группы шкалы

Iокт.

IIокт.

IIIокт.

IVокт.

Vокт.

VIокт.

VIIокт.

VIIIокт.

работающие менеджеры и

студенты 1курса

U=175

р=0,05

U=203

р=0,25

U=234

р=0,67

U=225

р=0,52

U=214

р=0,36

U=217

р=0,42

U=208

р=0,30

U=249

р=0,86

работающие менеджеры и

студенты 3курса

U=169

р=0,03

U=223

р=0,49

U=214

р=0,37

U=244

р=0,84

U=183

р=0,11

U=231

р=0,61

U=215

р=0,38

U=237

р=0,72

Анализ и интерпретация результатов

По результатам статистической обработки данных, представленных в таблице 2, получились значимые различия по I-му октанту «Властный – лидирующий» в группах:

- работающие менеджеры и студенты первого курса: U=175 при р=0,05

- работающие менеджеры и студенты третьего курса: U=169 при р=0,03.

Как видно из рисунка 1, в студенческой выборке показатели по данной шкале значительно выше, чем у работающих менеджеров и переходят в область заостренной акцентуации характера, окрашивая профиль чертами повышенного деспотизма, нетерпимости к критике, переоценке собственных возможностей. Вероятно, это связано с возрастными особенностями студентов-менеджеров, а также с определенными личностными особенностями студентов, являющимися ведущими при выборе профессии.

Однако Голубев В.В. и Уварова О.М. отмечают, «что чем больше менеджер эмоционально устойчив, тем меньше он стремится проявлять свою власть над подчиненными, показывать свою доминантность». Авторы считают, что для человека, проявляющего доминантность, иногда конфликтность, своенравие в коллективе, характерно состояние эмоционального возбуждения, раздражительность, импульсивность, т.е. эмоциональная нестабильность [4, c.71].

Профессиональные менеджеры данный октант оценивают в среднем в 8 баллов, т.е. отмечают высокую степень уверенности в себе, умение брать на себя ответственность за выполняемую деятельность, склонность к хорошему наставничеству.

Таким образом, несмотря на достоверные различия по данному октанту, как студенты, так и профессиональные менеджеры считают данный октант наиболее значимым и на первое место у успешных менеджеров ставят именно такой тип межличностных отношений.

Также из представленных на рисунке 1 профилей видно, что ведущими с умеренно высокими значениями являются: II октант «Независимый – доминирующий» (6-8 баллов); III октант «Прямолинейный – агрессивный» (7-8 баллов); VII октант «Сотрудничающий – конвенциальный» (6-8 баллов). При этом меньше всего выражены показатели по следующим октантам: V октант «Покорно - застенчивый»; IV октант «Недоверчивый - скептический»; VI октант «Зависимый - послушный» - относящиеся к слабому типу реагирования.

Полученные в ходе исследования результаты по методике ДМО, дают возможность составить следующий психологический портрет успешного менеджера. Представители данной профессии относятся к сильному типу межличностного реагирования, способные принимать на себя ответственность за трудовые процессы и являться хорошими наставниками, они отличаются высокой степенью уверенности в себе, настойчивостью в достижении цели, искренностью и непосредственностью в поведении, склонностью к доминированию и соперничеству (I, II, III октанты).

При этом среди перечисленных основных характеристик, относящихся к сильному типу реагирования, присутствуют такие черты характера как: стремление к тесному сотрудничеству с референтной группой, к выстраиванию дружеских отношений с окружающими, к нахождению общности с другими людьми, восприимчивость к общему настрою группы, умению делегировать полномочия.

Приведенные выше особенности характера менеджеров формируются в их профиле под влиянием VII октанта, сочетающегося так же с повышенной лабильностью, дающей возможность быстрого переключения как на разный круг задач, так и на разные способы межличностного взаимодействия.

Также необходимо отметить, что данный октант характеризуется более высоким уровнем тревожности, чем октанты, отражающие стенический тип реагирования (I, II, III). Это придает профилю черты повышенной исполнительности, взвешенности поступков, склонности к вдумчивому принятию решений.

Таким образом, на основе выбранных тремя группами респондентов типов межличностных отношений, был составлен психологический портрет успешного менеджера и сделаны выводы:

1. как в группе профессиональных менеджеров, так и в студенческих группах предпочтения отдаются сильному типу межличностного реагирования. Однако менеджеры со стажем работы не определяют успех в своей профессиональной деятельности посредством увеличения властного стиля поведения. В их диагностическом профиле личностные качества успешного менеджера не переходят на уровень деспотизма и эмоциональной нестабильности, а имеют умеренно высокие показатели. В свою очередь студенты факультета менеджмента представляют успех именно за счет увеличения показателей I октанта, причем у третьего курса его значения является самым высоким.

2. В ходе исследования среди значимых характеристик для успешных менеджеров респондентами всех групп были обозначены качества, помогающие выстраивать гибкие отношения внутри коллектива как с подчиненными, так и с вышестоящим руководством. К ним относятся: стремление к тесному сотрудничеству с референтной группой, к нахождению общности с другими людьми, восприимчивость к общему настрою группы.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Рецензия
на статью «Формирование психологического портрета успешного менеджера на основе диагностики межличностных отношений»

Представленная на рецензирование статья содержит описание эмпирического исследования, посвященного изучению предпочтений различных типов межличностных отношений среди студентов, обучающихся менеджменту, а также профессиональных менеджеров. Статья написана в соответствии со строгими научными принципами, опирается на надежные методы диагностики и статистической обработки данных и может быть потенциально интересна широкому кругу читателей, в том числе специалистам в области психологии управления и менеджмента.
Основные замечания к статье могут быть сформулированы следующим образом:
1. Автор статьи полностью раскрыл актуальность проведенного эмпирического исследования, однако не обозначил его научную новизну. Между тем, этот момент нуждается в подробном описании, поскольку проблема межличностных отношений является одной из наиболее исследованных в теории и практике менеджмента.
2. При описании результатов эмпирического исследования автор приводит данные о значимых различиях между профессиональными менеджерами и студентами первого и третьего курсов вуза, однако остается непонятным, по каким показателям представлены данные различия. В этом случае автору рекомендуется указать значения Манна-Уитни для всех октантов. Кроме того, значение U=175 при p=0,051 некорректно обозначены как статистическое различие (минимальный порог последнего не должен превышать значение 0,05).
3. В особом пояснении нуждаются выводы, в которых фигурирует такая формулировка, как «успешный менеджер», тогда как в исследовании оценивались представления об успешном менеджменте, но не сам успешный менеджмент (в последнем случае речь может идти только при эмпирическом учете объективных показателей успешности менеджмента в виде количества продаж, роста производительности труда и т.д.).
Таким образом, статья «Формирование психологического портрета успешного менеджера на основе диагностики межличностных отношений» нуждается в доработке, в связи с чем не может быть рекомендована к публикации в журнале «Психология и Психотехника».

С уважением, рецензент.


Результаты процедуры повторного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Статья выполнена на тему, которая представляет интерес для организационной психологии. Это связано с проблемами управления персоналом, которые всегда проявляют себя в условиях совместной деятельности. Одной из причин проблемного менеджмента считается отсутствие у менеджеров необходимых управленческих компетенций. В статье отмечается, что менеджер – это наемный работник, который организует деятельность сотрудников организации, находящихся у него в подчинении для реализации поставленных целей, а также выполняет необходимые управленческие задачи по развитию и функционированию организации. Важно указать на отсутствие в статье каких – либо сведений о необходимости профильного образования менеджера. Хотя уровень образования по направлению подготовки «Менеджмент организации» является основополагающим для успешной управленческой деятельности, поскольку предполагает наличие у менеджера необходимых управленческих компетенций.
Актуальность исследования в статье представлена не совсем убедительно и обоснованно. Дело в том, что на эту и подобные темы выполнено большое количество работ и полученные результаты почти у всех сводятся к необходимости наличия у менеджера властных и доминантных качеств личности, стеничности, гибкости и т.д. При анализе работ подобного рода складывается впечатление о недопонимании исследователями значимости профессиональных качеств управленца применительно к конкретной сфере профессиональной деятельности. В этой статье повторяется такой же подход.
При этом методологическое обоснование выполненного исследования в статье отсутствует полностью. Поэтому заметны субъективная направленность и субъективная актуализация всего исследования. Литературные данные в статье приводятся, выполнен их анализ, но противоречия не устранены. Поэтому не показаны различия между менеджером и руководителем, не указан смысл условий подвижности и изменчивости внешней среды. Само понятие «внешняя среда» применительно к деятельности организации не актуализировано, хотя это, действительно, имеет место.
Предмет исследования обозначен как «представление (образ) успешных менеджеров среднего звена, составленный на основе определенных стилей межличностных отношений». Но он не согласуется с названием статьи и, к тому же, в статье не исследовались собственно стили межличностных отношений. Было выполнено обычное тестирование с учетом индивидуального понимания и собственного предпочтения обследуемых к тому или иному образу успешного менеджера. Об этом указано и в названии рис. 1. Поэтому предмет исследования (как и объект тоже) должен быть сформулирован иначе.
Цель исследования тоже нуждается в переформатировании, поскольку «составление психологического портрета ….на основании сделанных …предпочтений определенных типов межличностных отношений» представляется принципиально невозможным. Психологический портрет – это понятие собирательное с учетом детального и многостороннего психологического описания субъекта.
Описанная в тексте новизна исследования не доказательна. Поэтому стиль изложения больше похож не на исследовательский, а на учебно – исследовательский. Вызывает интерес одинаковое представление у всех трех групп обследуемых образа успешного менеджера (рис. 1). Напрашивается вывод о том, что для этой профессии совсем не имеет значения ни опыт работы, ни образование. Хотя по данным анализа табл. 2 указываются выявленные различия. Но эта таблица читается с трудом, она требует пояснения по тексту. Непонятны достоверности различий и проверить их не представляется возможным. Иллюстративный материал по тексту должен быть понятен и «прозрачен».
При интерпретации полученных данных автор более широко описывает психологический портрет успешного менеджера, указывая, что «Представители данной профессии относятся к сильному типу межличностного реагирования и т.д.». Но для такого описания необходимы фактические подкрепляющие результаты исследования. Только данных самоопроса с учетом даже опросника Л.Н. Собчик явно недостаточно. Еще раз важно отметить методологически необоснованную организацию выполненного исследования. Эффективность менеджера определяется не его собственными представлениями, а совсем иначе.
Поэтому выводы воспринимаются как не логично завершающие изложение полученных данных, а просто написанные отдельно от них. Особенно третий вывод: «наличие в психологическом портрете менеджеров выраженного уровня тревожности способствует повышенной исполнительности и ответственности за выполняемую деятельность, взвешенности поступков, склонности к вдумчивому принятию решений». В тексте о тревожности вообще речи не было.
Структура статьи по форме в целом соответствует общепринятым требованиям. Заключение отсутствует.
Библиографический список представлен по теме исследования и поэтому возражений не вызывает.
По тексту встречаются опечатки и ошибки.
Не смотря на наличие указанных замечаний, они вполне устранимы и после определенной доработки статья может быть рекомендована к опубликованию, поскольку к подобной тематике интерес у читательской аудитории все еще сохраняется.





Результаты процедуры окончательного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Автором выдвигается идея о том, конкурентная среда современных предприятий и организаций предъявляет к менеджерам-управленцам определенный ряд требований управленческого и психологического характера. В этой связи становится необходимым составить портрет современного менеджера, наличие которого может быть полезно при оценке соответствия претендента на требования должности.

Можно согласиться с автором, что данная проблема актуальна для современной науки и практики управления.

Цель статьи – выполнение сравнительного анализа в группах студентов и профессиональных менеджеров для выявления различий выбранных ими стилей межличностных отношений при определении успешного менеджера и составление на основе полученных результатов психологического портрета успешного менеджера.

Предметом данного исследования являются особенности межличностных отношений, выбранных группами респондентов при определении характеристик успешного менеджера.

При теоретическом обосновании проблемы автор опирается на современные научные источники, аргументирует свою позицию ссылками на выполненные ранее в этом направлении исследования. Источниковая база современна и достаточна для обоснования рассматриваемой проблемы.

Методология исследования грамотна. Диагностический инструментарий, методы математической обработки данных исследования подобраны и использованы грамотно.
Результаты исследования представлены в таблицах и на рисунках, что делает их восприятие и осмысление для читателя наиболее удобным.
Сделанные автором выводы вполне логично вытекают из представленного материала, они структурированы и последовательны.

Статья имеет вступление, основную часть, заключение и список литературы. Таким образом, требования к структуре статьи выполнены.

Статья написана хорошим научным языком, оригинальна, четко прослеживается авторский подход и взгляд на обсуждаемую проблему, им выдвигаются собственные положения.
Название статьи точно отражает её содержание. Статья должна быть интересна целевой аудитории журнала.

Вывод: Статья рекомендуется к публикации.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.