Статья 'Психологические характеристики профессиональной идентичности студентов психологов' - журнал 'Психолог' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Психолог
Правильная ссылка на статью:

Психологические характеристики профессиональной идентичности студентов психологов

Юсупов Павел Рафаэльевич

кандидат психологических наук

доцент, ФБГОУ ВО "Алтайский государственный университет"

656000, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Ленина, 61, оф. 306

Yusupov Pavel Rafael'evich

PhD in Psychology

associate professor at Altai State University

656000, Russia, Altai Krai, Barnaul, str. Lenin's prospect, 61, of. 306

yusupovpr@gmail.com
Другие публикации этого автора
 

 
Мардасова Татьяна Александровна

кандидат психологических наук

доцент, ФБГОУ ВО "Алтайский государственный университет"

656000, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Ленина, 61, оф. 306

Mardasova Tat'yana Aleksandrovna

PhD in Psychology

associate professor at Altai State University

656000, Russia, Altai Krai, Barnaul, str. Lenin's prospect, 61, of. 306

tmardasova@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-8701.2017.4.23631

Дата направления статьи в редакцию:

19-07-2017


Дата публикации:

27-08-2017


Аннотация: В статье представлены результаты исследования профессиональной идентичности студентов-психологов выпускных курсов. Методом экспертных оценок и последующим применением математико-статистических процедур, выявлены образы «Я-реального» и «Я-идеального» профессиональной идентичности студентов-психологов. Определены значимые характеристики образа психолога – профессионала, который соотнесен с ожиданиями и представлениями студентов. Рассмотрен процесс идентификации студентов с образом психолога – консультанта и психолога – преподавателя, а также специфика формирования «Я-концепции» молодого специалиста. Цель: выявление психологических характеристик профессиональной идентичности молодых психологов, получающих высшее образование. Предмет: особенности психологических характеристик профессиональной идентичности (на примере студентов-психологов). Методология исследования: концепция личностной идентичности (Э. Эриксон, Дж. Марсия); интерперсональная концепция социализации (Т. Лири, Дж. Мид, Г. Салливен); теория семантического диффе-ренциала (Ч. Осгуд); системный подход к исследованию профессиональной «Я-концепции» (С. Д. Джанерьян). Методы исследования: Методы сбора диагностической информации – методика интерперсональной диагностики разработанная Т. Лири, Г. Лефорджем, Р. Сазеком, метод семантического дифференциала Ч. Осгуда, метод экспертных оценок. Методы математико-статистического анализа полученных данных – метод экспертных оценок, Т критерий Стьюдента, факторный анализ, корреляционный анализ, программа SPSS 22.0. Новизна исследования заключается в выборе методов конструирования профессиональной идентичности студентов-психологов, в сопоставлении образа преподавателя-психолога с ожиданиями и представлениями студентов, в использовании методов математико-статистической обработки данных. Основные выводы исследования – выявлены типы восприятия студентами образов психологов-профессионалов в области преподавания и консультирования. Образ «идеальный психолог - консультант» объединяет в себе «клиент - ориентированный» и «проблемно-ориентированный» тип профессиональных качеств психолога, а образ «идеальный психолог - преподаватель» - собирательный образ типов преподавателя, таких как «мастер» и «аспирант»; по образу восприятия студентов самих себя «Я как психолог-консультант» - это «эмпатийный» и «конгруэнтный» типы, а по образу восприятия студентов самих себя «Я как психолог-преподаватель» - это «рациональный» и «эмоциональный» типы.


Ключевые слова:

Профессиональная идентичность, Самосознание, Я - концепция, Пофессиональная деятельность, Cамоотношение, Семантический дифференциал, Профессиональное развитие, Психолог-преподаватель, Психолог-консультант, Процесс идентификации

Abstract: The article presents the results of the study of the professional identity of graduate students in psychology. Using the method of expert assessments and subsequent application of mathematical and statistical procedures, 'real self' and 'ideal self' images of professional identity of psychology students are revealed. Significant characteristics of the image of a professional psychologist are determined, which is correlated with the expectations and representations of students. The process of self-identification of students with the image of a psychologist (consultant and educational psychologist) as well as the specifics of the formation of the 'Self-concept' of a young specialist is considered. The purpose of the research is to identify the psychological characteristics of the professional identity of young psychologists who receive higher education. The subject of the research is the peculiarities of psychological characteristics of professional identity (based on the example of psychology students). The research methodology includes the concept of personal identity (by E. Erickson and J. Marcia); interpersonal concept of socialization (by T. Leary, J. Mead and G. Sullivan); theory of semantic differential (by C. Osgood); systems approach to the study of the professional 'self-concept' (by S. D. Janerian). The methods of research involved methods for collecting diagnostic information such as the method of interpersonal diagnostics developed by T. Leary, G. Leforge, R. Sazek, the method of the semantic differential by C. Osgood, and the method of expert assessments. Methods of mathematical and statistical analysis of the data included the method of expert assessments, Student's test, factor analysis, correlation analysis, and SPSS 22.0 software. The novelty of the research is caused by the fact that the author choose methods for constructing the professional identity of psychology students, compare the image of an educaitonal psychologist with the expectations and representations of students, and use methods of mathematical and statistical data processing. The main conclusions of the study are the types of perception by students of the images of professional psychologists in the field of teaching and counseling. The image of the 'ideal counselor psychologist' combines the 'client-oriented' and 'problem-oriented' type of professional qualities of the psychologist, and the image of the 'ideal educational psychologist' as a collective image of the teacher's types, such as 'master' and 'graduate student'. In relation to the image of students 'perception of themselves, 'I am a counselor psychologist' image includes 'empathic' and 'congruent' types, and in relation to the image of students' perception of themselves, 'I am an educational psychologist' are 'rational' and 'emotional' types.


Keywords:

professional identity, self-awareness, self-concept, professional activity, self-relationship, semantic differential, professional development, educational psychologist, counselor, identification process

Актуальность исследования профессиональной идентичности психологов обусловлена высокой степенью неопределенности их профессионального статуса в социальном взаимодействии. В настоящее время в теории и практике профессионального развития все больше ощущается необходимость нового осмысления специфики профессионального самоопределения, на первый план все больше выдвигаются проблемы, связанные со становлением профессиональной идентичности психологов.

Профессиональная идентичность – психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной профессии и определенному профессиональному сообществу. Профессиональная идентичность детерминирована профессиональным общением и профессиональным опытом, репрезентируется посредством речевых средств через образ «Я». Профессиональная идентичность может быть рассмотрена как значимый аспект интеграции личностной и социальной идентичности в профессиональной реальности [12].

Существуют множество подходов к пониманию и определению профессиональной идентичности. Л. Б. Шнейдер, говоря об осознании как главном механизме формирования профессиональной идентичности, определяет ее как «психологическую категорию, относящуюся к осознанию своей принадлежности к определенной профессии и определенному профессиональному сообществу» [13, с. 113]. Ю. П. Поваренков предлагает обратить внимание на критерий принятия определенных профессиональных ценностей; с его точки зрения профессиональная идентичность есть результат «принятия индивидом на социальном и психологическом уровнях профессиональных ценностных позиций, нормативных для данного профессионального пространства» [8, с. 106].

Е. П. Ермолаева расширяет рамки данного термина и определяет его в контексте системы «человек-профессия-общество», понимая, таким образом, профессиональную идентичность как динамически развивающуюся психосоциальную структуру, где сконцентрированы основные отношения профессионала в этой системе. Профессиональная идентичность, тем самым, становится чуть ли не центральным понятием психологии труда и смежных дисциплин [11].

Следует указать на смысловую взаимосвязь термина «профессиональная идентичность» с понятием профессиональной «Я-концепции». Д. Сьюпер попытался операционализировать профессиональную «Я-концепцию» «как набор характеристик самовосприятия, осознаваемых индивидом как профессионально релевантные» [11, с. 3]. А. А. Реан описывает профессиональную «Я-концепцию» как совокупность представлений о себе как о профессионале [10].

С. Т. Джанерьян, один из первых кто выступал за системный подход к пониманию профессиональной «Я-концепции». Он пришел к выводу, что центральным звеном профессиональной «Я – концепции» является смысловое отношение к профессии. Автор рассматривает профессиональную «Я - концепцию» как динамическую систему представлений человека о своем месте в профессии. С точки зрения С. Т. Джанерьяна, функционально-целевое назначение профессиональной «Я – концепции» «заключается в познании и осознании человеком самого себя, своего места в регуляции и интеграции собственного поведения и деятельности» [11, с. 3].

Идентичность и «Я-концепция» будущего профессионала формируются в конкретной деятельности, где важная роль остается за профессиональным образованием. По мнению специалистов в области психологии труда сущностью профессионального образования является формирование личности будущего специалиста, опирающегося на научные знания, умения и навыки. Сама личность при этом определяется через систему смыслов и ценностей, а именно, «Я-концепции», которые и являются стержнем любой, в том числе и профессиональной деятельности [9].

Обретение профессиональной идентичности является крайне важным фактором профессионального становления студентов - психологов. Сформированная профессиональная идентичность служит стабильной системой координат для осмысления как профессионального, так и личного опыта [14].

Основная масса исследований идентичности и «Я-концепции» в зарубежной психологии основывается на статусной модели Дж. Марсия [16] и на концепции социального интеракционизма X. Тэджфела и Дж. Тернера [18, 20]. Дж. Марсия был разработан метод полустандартизированного интервью для исследования профессиональной идентичности. В 1954 году М. Куном и Т. Макпартлэндом был предложен вариант нестандартезированного самоотчета, сближающийся с проективными методиками исследования личности, методика «Кто Я?» (Тест «Двадцать предложений»: Statements Attitude Test), испытуемым предлагается двадцать раз дать краткий ответ на вопрос «Кто Я?» на бланке. Число и характер собственных качеств, осознаваемых личностью, определяют уровень развития «Я-концепции», полноту и целостность самовосприятия [3].

В отечественной психологии используются следующие методики исследования идентичности: методика исследования самоотношения, разработанная С. Р. Пантелеевым [7]; тест смысложизненных ориентации, предложенный Д. А. Леонтьевым [4], двадцатипяти-шкальный стандартизированный семантический дифференциал Ч. Осгуда [18],самоактуализированный тест. Л. С. Назырова [6], опросник профессиональной идентичности личности Г. Бейтсона, основанный на модели логических уровней Г. Бейтсона и Р. Дилтса (опросник направлен на определение дефицитарного уровня идентичности личности).

В ходе экспериментального исследования профессиональной идентичности студентов Л. Б. Шнейдер использует также ряд тренинговых упражнений («Схема анализа профессий», «пожелание себе на выпускной курс», метод рефлексивного жизнеописания «как я стал тем, кто я есть»), ассоциативный эксперимент (метод словесных ассоциаций) и др. [12].

В качестве традиционных методик изучения «Я-концепции» можно выделить: стандартизированные самоотчеты, свободные самоописания споследующей обработкой, посредством контент-анализа, репертуарные решетки Дж. Келли, проективные техники (пятна Г. Роршаха, тест незаконченных предложений, упражнения и символические задания на выявление социального «Я» и др.). Также среди наиболее известных методик можно выделить шкалу «Я-концепции» Тенесси, шкала самоуважения Розенберга, контрольные списки Г. Гоха, нестандартизированные самоотчеты.

При интерпретации человеческого поведения необходимо учитывать оба аспекта идентичности (осознаваемый и неосознаваемый), на это указывали многие исследователи, в том числе Дж. Мид [17]. Соответственно, исследуя профессиональную идентичность, важно попытаться выявить неявный компонент (знания, которым нас никто не учит, но которые возникают из опыта общения с окружающей средой, профессиональная интуиция, чутье), помимо явного знания в профессии (знания, умения, навыки).

Новый подход к профессиональному отбору и выдвижению кадров ориентирован не на учет способностей работника, а на раскрытие смысловой сферы его сознания и самосознания, мотивации истепени удовлетворенности трудом. На это указывают, в частности, Ю. А. Борисов и И. Л. Кудрявцев [2]. Следовательно, имея в виду изменившуюся социально-экономическую действительность в стране и мире, появление новых требований и условий успешной профессиональной самореализации, необходимо разобраться с методами, позволяющими выявлять такие важные психологические характеристики профессиональной идентичности.

Цель: выявление психологических характеристик профессиональной идентичности молодых психологов, получающих высшее образование.

Предмет: особенности психологических характеристик профессиональной идентичности (на примере студентов - психологов).

Теоретико - методологические основания исследования: концепция личностной идентичности (Э. Эриксон, Дж. Марсия); интерперсональная концепция социализации (Т. Лири, Дж. Мид, Г. Салливен); теория семантического дифференциала (Ч. Осгуд); системный подход к исследованию профессиональной «Я-концепции» (С. Д. Джанерьян).

Методы исследования:

Методы сбора диагностической информации – методика интерперсональной диагностики разработанная Т. Лири, Г. Лефорджем, Р. Сазеком, метод семантического дифференциала Ч. Осгуда, метод экспертных оценок.

Методы математико-статистического анализа полученных данных – метод экспертных оценок, Т-критерий Стьюдента, факторный анализ, корреляционный анализ, программа SPSS v. 22.0.

Эмпирическая база исследования - студенты 5 курса Алтайского государственного университета, факультета психологии и педагогики в количестве 30 человек.

Проблема исследования: трудности эмпирического исследования идентичности и профессиональной идентичности, в первую очередь, осложняются отсутствием терминологического единства, неоднозначностью понимания ее структурных компонентов.

Исходное отсутствие четких определений самого понятия идентичности (как его персональной, так и социальной ипостасей), начало, которому положила концепция Э. Эриксона, в ситуации дальнейших эмпирических исследований обернулась своеобразным методическим фейерверком [1]. В итоге идентичность исследовалась и исследуется с помощью самых разных методических средств – от свободных самоописаний до клинических личностных тестов, в то время как сам Э. Эриксон считал единственно адекватным данной проблеме метод клинической беседы. Также трудности психодиагностики профессиональной идентичности обусловлены ее разноуровневым строением, включающим в себя как осознаваемый, так и неосознаваемый компоненты.

Исследование профессиональной идентичности психолога, реализованное в нашей работе, позволяет предложить новые способы конструирования ценностей, норм деятельности, и принципов работы специалиста-психолога. Кроме того, полученная модель профессиональной идентичности позволяет сформулировать учебные ориентиры для преподавателей, готовящих молодых профессионалов.

Операционализация понятий:

Профессиональная «Я-концепция»совокупность представлений человека о своем месте в профессии. Центральным звеном профессиональной «Я-концепции» является смысловое отношение к профессии, нахождение ее предназначения в социуме и понимание своей роли в профессиональной деятельности. Профессиональная «Я - концепция» раскрывается в осознании и понимании человеком самого себя, своего места в регуляции и интеграции собственного поведения в профессии [11].

Профессиональная идентичность психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной профессии и определенному профессиональному сообществу. Детерминирована профессиональным общением и профессиональным опытом, репрезентируется посредством речевых средств через образ «Я» [13].

На этапе эмпирического исследования использовался психодиагностический комплект.

Метод экспертных оценок – первоначально психологам преподавателям и психологам консультантам как экспертам, было предложено сформировать список наиболее значимых психологических характеристик, определяющих профессиональную идентичность в преподавательской сфере и консультировании.

Полученный список психологических характеристик впоследствии был сокращен, на основе частоты встречаемости. В результате был сформирован список, включающий 21 личностную переменную.

Список прилагательных был предложен студентам психологам для оценки, методом семантического дифференциала. В качестве шкалы оценки, использовалась семибальная шкала Лайкерта. Далее студентам было необходимо последовательно оценить образы: «идеального психолога – преподавателя», «идеального психолога – консультанта», «образ себя как психолога – преподавателя», «образ себя как психолога – консультанта».

Методика интерперсональной диагностики разработанная Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазека, создана в рамках интерперсональной концепции социализации Дж. Мида и Г. Салливена, согласно которой личность, является продуктом интеракций и отраженных символических взаимоотношений с окружением, в результате чего и происходит персонификация. Задача испытуемого при работе с методикой состоит в соотнесении каждой из 128 кратких характеристик с оценкой своего «Я». Сопоставительный анализ «трех Я»: «Я-реальное» – мое представление о себе; «Я-идеальное» – каким я хочу себя видеть, моральные представления индивида; «Я-зеркальное» – то каким, по моему мнению, меня видят окружающие, позволяет выявить возможности роста и развития личности.

Для исследования образа психолога консультанта, психолога преподавателя в сознании студентов психологов 5 курса и образа студента психолога нами был использован метод семантического дифференциала Ч. Осгуда. Метод семантического дифференциала был предложен Ч. Осгудом в 1957 г. Реализация данного метода предполагает несколько этапов. На первом этапе разработали систему полярных шкал, состоящую из пар антонимичных прилагательных, описывающих объект. Пример таких пар - «открытость - замкнутость», «безоценочность - критичность» и т. д. Классический семантический дифференциал подразумевает использование прилагательных, соответствующих коннотативным признакам объекта. Основная схема экспериментальной ситуации заключается в том, что испытуемый должен разместить (произвести шкалирование) тестируемый объект по градуированным шкалам, задаваемым антонимичными прилагательными, в соответствии со своей субъективной оценкой значения этого слова. Шкалирование по отдельной шкале состоит в том, что испытуемый, оценивая объект, размещает его между двумя полюсами шкалы. Таким образом, исследуемому понятию фактически приписывается значение оцениваемого признака по семибальной шкале.

Обработка полученных данных включает оценку первичных статистик, сравнение различий в выраженности признака и факторный анализ. Статистическая процедура факторного анализа используется для выявления небольшого числа латентных конструктов, определяющих восприятие объекта исследования.

Для проведения статистического анализа данных, была использована программа «SPSS 22.0». Критерием для выбора методов настоящего исследования явилось соответствие распределения исходных данных нормальному распределению, что предполагает вместе с интервальной природой используемых шкал использование именно параметрической статистики.

С целью выявления специфики «Я-концепции» дополнительно проведен Т-критерий с результатами методики Т. Лири по параметрам «Я-реальное», «Я-идеальное» и «Я-зеркальное». Расчет достоверности различий методом Т-критерия Стьюдента, обнаружил следующие значимые статистические различия для переменных «Я-реальное» и «Я-идеальное». Среднее при оценке образа «Я-идеальное», достоверно выше среднего значения оценки образа «Я-реальное» по шкалам «лидерство» и «уверенность»; и наоборот достоверно ниже по шкалам «требовательность», «скептицизм», «уступчивость», «доверчивость». Следовательно, студенты-психологи 5 курса стремятся к тому, чтобы у них были более выражены лидерские черты, что напрямую связано с большей уверенностью в себе и влиянием на других людей. В то же время можно зафиксировать наличие высокого уровня в реальности уступчивости и доверчивости, по сравнению с желаемым. Скептицизм и требовательность по отношению к себе и другим людям отражает так называемый «здравый смысл» – несмотря на выраженность уступчивости и доверчивости, студенты-психологи испытывают недостаток уверенности в себе, и уверенность эта связана с лидерством, которое понимается как определенная степень контроля по отношению к другим людям.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что «Я-концепция» студентов психологов 5 курса находится на стадии формирования и становления, что подразумевает дальнейшее личностное и профессиональное развитие.

Расчет достоверности различий методом Т-критерия Стьюдента для независимых выборок обнаружил следующие значимые статистические различия для переменных «Я-зеркальное» и «Я-реальное». Среднее при оценке образа «Я-реальное», достоверно выше среднего значения оценки образа «Я-зеркальное», по шкале скептицизм. Отсутствие здесь значимых достоверных различий с другими шкалами может быть объяснено в связи с высокой схожестью реального образа себя и оценки своего образа со стороны окружения как проявление конгруэнтности свойственной профессиональным психологам. Что же касается скептицизма, который трактуется как показатель «здравого смысла», его более высокая выраженность по шкале «Я-реальное» по сравнению с «Я-зеркальным» означает, что, в глазах окружающих, студенты – психологи выглядят менее «скептичными», чем они себя оценивают.

Далее результаты оценки студентами каждого из четырех образов были подвергнуты факторному анализу методом главных компонент, с varimax вращением. После чего, было получено двух факторное решение для каждого из образов. Логика отбора дескрипторов, обоснована выбором наиболее удачного факторного решения.Факторная матрица в целом интерпретировалась как общее представление о профессиональной деятельности психолога - консультанта и психолога - преподавателя, а каждый фактор в отдельности как конкретная психологическая категория образа. Для более полного раскрытия специфики полученных в результате факторного анализа психологических образов были рассчитаны коэффициенты корреляции между матрицей индивидуальных факторных весов и результатами методики интерперсональной диагностики личности Т. Лири. Это позволило рассмотреть каждый из полученных образов через призму «Я-концепции» личности.

В результате проведенного факторного анализа на основании полученных данных по семантическому дифференциалу были получены следующие факторы для образа «идеальный психолог-консультант» в сознании студентов – психологов 5 курса.

1 фактор (объясняющий 31,77% общей дисперсии): целеустремленность (0,89), ответственность (0,87), гибкость (0,83), рассудительность (0,83), тактичность (0,78), находчивость (0,77), толерантность (0,65), обучаемость (0,62), доброжелательность (0,57) и чуткость (0,55). Этот образ получил название «клиент - ориентированный тип». В восприятии студентов, такой психолог способен установить контакт с любым клиентом. Его характеризует высокая степень ответственности в своей работе, стремление к достижению совместной с клиентом цели.Рассудительность отражает рациональный компонент, наличие которого так необходимо в работе консультанта – это именно та способность, которая не дает консультанту «ходить по кругу» в проблемах клиента. Гибкость и находчивость – качества, позволяющие консультанту быстро ориентироваться в возникшей ситуации, а они в практике бывают достаточно сложные, ведь имея дело с психикой, нужно быть готовым не только к слезам клиента, но и к возможному проявлению агрессии. Такой психолог относится к каждой терапевтической ситуации как повышающей его ресурсы в плане приобретения профессиональных навыков и умений – соответственно, высока роль обучаемости. Тактичность, толерантность, доброжелательность и чуткость – психологические характеристики, объединяемые конструктом «эмпатийность», который является профессионально важным качеством психолога – консультанта.

2 фактор (объясняющий 16,53% общей дисперсии): профессиональная компетентность (0,76), уравновешенность (0,75), открытость (0,73), внимательность (0,66), настойчивость (-0,57), толерантность (0,54). Этот образ получил название «проблемно - ориентированный тип». По сравнению с предыдущим типом, здесь присутствует некоторая психологическая дистанция с клиентом, что отражается в наличии таких психологических характеристик как внимательность, не настойчивость, толерантность, с одной стороны, и отсутствии эмоциональных характеристик – с другой. Этот образ психолога - консультанта воспринимается студентами как более опытный, профессионально компетентный в своей области. В этом случае он ориентирован не столько на личность самого клиента, сколько непосредственно на его запрос и проблему. Уравновешенность свидетельствует об эмоциональной зрелости такого профессионала. Таким образом, по параметру «идеальный образ психолога - консультанта» в сознании студентов - психологов 5 курса были выявлены две установки восприятия по отношению к ситуации консультирования: «клиент-ориентированный тип» и «ситуативно-ориентированный тип» психолога-консультанта.

Проведенный факторный анализ на основании полученных данных по семантическому дифференциалу обнаружил существование следующих факторов для образа «идеальный психолог-преподаватель» в сознании студентов – психологов 5 курса.

1 фактор (объясняющий 44,99% общей дисперсии): рефлективность (0,95), ответственность (0,91), доброжелательность 0,91), уравновешенность (0,91), чуткость (0,90), проф. компетентность (0,89), внимательность (0,88), уважение (0,86), сопереживание (0,77), безоценочность (0,69), открытость (0,65), искренность (0,61), рассудительность (0,57) – этот тип получил название «мастер». Этот образ студенты воспринимают как опытного преподавателя, «мастера своего дела». Об этом свидетельствует наличие практически всех профессионально важных качеств психолога - преподавателя на стадии совершенствования своих профессиональных умений и навыков. Высокая степень рефлективности свидетельствует об осознании своей ответственности перед студентами по отношению к передаче своих знаний, умений и навыков в педагогическом процессе. Интересно появление дескриптора «безоценочность» в этой семантической связке – получается, что от этого преподавателя студенты не ждут оценки своей деятельности, принимая его профессиональную компетентность. Также важна открытость, которая трактуется как доступность установления контакта со студентами, и искренность в общении. Все эти качества психолога - преподавателя в комплексе способствуют созданию атмосферы доброжелательности взаимопонимания и сотрудничества. По отношению к студентам и своим коллегам такой психолог – преподаватель должен относиться уважительно, быть готовым оказать необходимую помощь, в этом случае студенты признают авторитет такого преподавателя, с удовольствием сотрудничают и выполняют порученную им работу.

2 фактор (объясняющий 12,37% общей дисперсии): целеустремленность (0,89), обучаемость (0,61), тактичность (0,59), гибкость (0,53), толерантность (0,48) – такой тип получил название «аспирант». Этот образ обозначает психолога - преподавателя, который только начинает свою профессиональную деятельность. У него выражено стремление, добиться положительных результатов в своей деятельности. Для достижения этой цели он открыт новому опыту, взаимодействует с более опытными коллегами, вырабатывает свой индивидуальный стиль профессиональный деятельности. Также следует отметить инициативность преподавателя на занятиях, использование творческого подхода. По отношению к студентам такой психолог-преподаватель достаточно открыт, уважителен. Стремится к проявлению такого же отношения со стороны студентов и коллег по работе.

Таким образом, относительно образа идеального психолога – преподавателя в сознании студентов – психологов 5 курса нами было выявлено 2 типа восприятия – «мастер» как опытный специалист и «аспирант» как начинающий преподаватель.

Формирование профессиональной идентичности – это диалектический процесс, в котором эти компоненты раскрываются в процессе идентификации личности. С одной стороны, на процесс становления профессиональной идентичности влияют личностные, психологические характеристики, а с другой - социальная ситуация развития профессиональной идентичности, роль в которой играет профессиональная среда.

В нашем исследовании такой профессиональной средой выступает ВУЗ, где неизбежно происходит процесс идентификации личности с образом профессионала. Мы рассматривали идентификацию студентов с образом психолога - консультанта и психолога – преподавателя, а также специфику «Я-концепции».

Основные выводы работы:

1. Выявлены типы восприятия студентами образов психологов-профессионалов в области преподавания и консультирования: по образу «идеальный психолог - консультант» - это «клиент - ориентированный» и «проблемно-ориентированный» тип; по образу «идеальный психолог - преподаватель» – это «мастер» и «аспирант»; по образу восприятия студентов самих себя «Я как психолог-консультант» – это «эмпатийный» и «конгруэнтный» типы; по образу восприятия студентов самих себя «Я как психолог-преподаватель» – это «рациональный» и «эмоциональный» типы.

2. Студенты, которые хотят стать психологами – консультантами, в большей степени идентифицируют себя с «клиент - ориентированным типом» идеального психолога консультанта и стремятся к профессиональному развитию в этом направлении.

3. Студенты, которые предпочитают стать психологами – преподавателями, в большей степени идентифицируются с образом «мастера», стремятся ассоциировать себя с высоким уровнем профессионализма, развивать необходимые знания, умения и навыки, следовательно, специфика Я-концепции получила свое обоснование в профессиональной идентичности.

4. Студенты психологи 5 курса стремятся к большей выраженности лидерских черт, что напрямую связано с большей уверенностью в себе и влиянием на других людей. У них присутствует рациональный компонент деятельности. Однако студенты испытывают недостаток уверенности в себе, и уверенность эта связана с лидерством, которое понимается как определенная степень контроля по отношению к другим людям. По мнению студентов, компетентнее проявлять эту форму контроля при выборе из сфер преподавания и консультирования в преподавании. Таким образом, студенты психологи 5 курса, которые ориентированы на преподавательскую деятельность, в большей степени принимают себя как профессионала и видят ориентир обретения профессиональной идентичности своих преподавателей.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.