Социодинамика - рубрика Политический менталитет
по
Социодинамика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Социодинамика" > Рубрика "Политический менталитет"
Политический менталитет
Корецкая М.А. - Народ как носитель суверенности и границы политической теологии c. 10-19

DOI:
10.25136/2409-7144.2019.1.28868

Аннотация: Предмет исследования - существующее в актуальном политическом дискурсе представление о народе как носителе суверенности. Задача заключается в экспликации генеалогической связи понятия народа с концептуальным полем политической теологии. Особое внимание уделяется критическому анализу предложенного Джудит Батлер переопределения народа как публичного собрания тел, преобразующих свою уязвимость в политическую силу и источник суверенности. Понятие суверенности проблематизируется в опоре на концепцию суверенной власти Джорджо Агамбена. Ставится вопрос о границах политической теологии в современности. Методологические основания – перформативная трактовка социального и политического (Дж. Батлер, Дж. Александер), метод генеалогии М. Фуко, критика политической теологии Дж. Агамбена. Основные результаты исследования заключаются в следующем. Обоснована перформативная трактовка понятия народа. Эксплицирован философский и политический контекст предложенной Джудит Батлер трактоки понятия народа и показаны связанные с ней проблемы. Выдвинута гипотеза, что эти проблемы являются результатом того, что Батлер не ставит под вопрос зависимость понятия народа от логики политической теологии. Описана генеалогическая схема трансформаций представлений о народе как источнике суверенности от истоков средневековой теологии власти до актуальных форм представительной демократии и показана связь идеи суверенности народа с проблемами исключения и насилия.
Мартьянов Д.С., Лагутин О.В., Будко Д.А. - От свободы к порядку в Интернете: что думают россияне? c. 39-50

DOI:
10.7256/2409-7144.2017.1.19758

Аннотация: Интернет выступает фактором второй волны постматериалистических ценностей. Авторами подробно рассматривается динамика распространения этих ценностей в России, специфика факторов формирования общественного сознания в контексте развития информационных технологий. В связи с этим объектом данного исследования выступает политическое сознание жителей России в условиях информационного общества, трансформации правовых институтов в сети Интернет и распространения постматериалистических ценностей. Предметом исследования выступает противоречивость политического сознания россиян в отношении постматериалистических и материалистических ценностей. Методология исследования опирается на теорию постматериалистических ценностей Р. Инглхарта. В качестве методов исследования выступил телефонный опрос, а также статистические методы. Среди выводов проведенного исследования необходимо отметить, что сеть Интернет является более значимым фактором формирования ценностной матрицы для молодого поколения. Сформировались группы населения, для которых сеть Интернет является ценностью сама по себе. Однако в целом российское общественное сознание в отношении Интернета крайне противоречиво.
Атласкиров А.Р. - Трансформация идентичности под влиянием глобализационных процессов и технологического развития современного общества c. 65-72

DOI:
10.25136/2409-7144.2019.10.30001

Аннотация: Большую популярность в современных гуманитарных исследованиях приобрел концепт идентичности, отодвинув на второй план ранее широко применявшиеся для аналитики и типологизации социокультурных процессов концепты – культура, сознание, мировоззрение и т.д. В представленной работе академические труды, связанные с исследованиями идентичности, разделены на несколько тематических групп: в первую группу отнесены работы, содержащие анализ методологии исследования концепта идентичности; вторую группу составляют работы посвященные формированию идентичности в контексте глобализационных процессов; к третьей группе относятся исследования, направленные на выявление региональных особенностей формирования идентичности. Выявлено, что в условиях ускорения глобализационных процессов и технологического прогресса во многих областях общественной жизни, идентичность человека из устойчивой, во многом статичной категории (пол, раса, профессия и т.д.), трансформируется в «зыбкую», неустойчивую структуру социальных ориентаций человека, способную в короткие сроки измениться под влиянием различных факторов.
Красиков В.И. - Сиамские близнецы эпохи Просвещения: либерализм и коммунизм c. 88-99

DOI:
10.25136/2409-7144.2017.6.22086

Аннотация: Предметом исследования в статье являются идеологии либерализма и коммунизма. Задача исследования – их сопоставление, выявление основных черт сходства и объяснение этого сходства. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как социализированность, рационалистичность и сциентизм как имманентные качества анализируемых учений. Особое внимание в статье уделяется объяснению такого явления, свойственного этим идеологиям как "приватизация гуманизма". Это порождает такие следствия, различимые в их практике, как рецидив духовного аристократизма и политический инструментализм в отношении масс. В качестве методологических средств использовались представление об общих диспозициях разных учений и понятие "проекта модерна". Также применялись методы сравнения и концептуального анализа. В качестве основных выводов проведенного исследования можно назвать следующее: выявлены и проанализированы общие черты учений "проекта модерна". Особым вкладом автора в исследование темы можно назвать анализ схожих неявных допущений, лежащих в основании теоретических конструкций исследуемых идеологий. Новизна исследования заключается в разработке аргументации доказательства тезиса об антропологической и ценностной эквивалентности учений либерализма и коммунизма.
Кожевников В.П. - Либеральный менталитет: структурно-функциональные компоненты c. 112-132

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.11.1022

Аннотация: При всей обширной историографии либерализма проблема генезиса и эволюции либерального менталитета еще не получила освещения. Самым сложным методологически остается определение ментального содержания, структурных компонентов либерального менталитета, их иерархия, взаимосвязи и взаимодействия.Раскрывается более сложная трактовка либерального менталитета, включающая в себя как органическую составляющую часть социальный компонент. В статье основное внимание сосредоточено на выявлении специфики и различий между русским и западным типами либерального менталитета. Сделана попытка раскрыть этические установки, функциональную природу и особенности. Основным способом исследования проблемы либерального менталитета явился диалектический метод. Особо важную роль в определении его структурных компонентов и диалектики их взаимодействия , выявлении природы и механизма его формирования играли сравнительно-исторический и структурно-функциональный методы. Показывается, что русский либеральный менталитет обладал своей неповторимостью, логикой культурно-исторического развития, что дух западного либерализма и его качества не заимствовались, а имели в основе национальную почву, связанную с православным вектором развития российской цивилизации. Дается определение русского либерального менталитета и анализируются факторы , которые определяли его самобытные характеристики. Раскрываются его свойства , качества , как особого типа мыслительной деятельности, определяющей способ поведения, видения мира, выбора альтернатив социального развития страны. Выявляется особый механизм либерального менталитета (архетипы,его ядро и др.), обеспечивающий динамику либерального сознания, который закрепляет в нем спонтанно возникающие ментальные стереотипы либерализма.
Кожевников В.П. - Концептуальная природа и механизмы формирования русского либерального менталитета c. 133-153

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.11.1022

Аннотация: Автор проводит идею самобытности русского либерализма, определяет его место в “либеральной семье” и выясняет рилигиозно-мировоззренческие корни либерального менталитета, влияние на характер восприятия западных либеральных идей нравственного и религиозного архетипов русской культуры, раскрывает адаптационные механизмы, обеспечивающие встраивание либеральных идей в российскую среду восприятия. На основе диалектического и сравнительно-исторического методов делается вывод, что в отличие от западного русский либеральный менталитет имел другую природу, форму и располагал иными средствами распространения, отличался от него относительной неустойчивостью и вариативностью. Обосновывается мысль, что русский либеральный менталитет не был неким западноевропейским трансплантантом, перенесенным в инородную историческую среду, а формировался как национальный вариант либерализма, имеющего самобытное и универсальное значение. Поэтому основное внимание сосредоточено на выделении глубинных, фундаментальных ментальных пластов и элементов либерального менталитета и его особенностей.
Еремина Н.В., Середенко С. - Современные российские либералы и фашизм c. 150-277

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.10.1645

Аннотация: Предмет исследования - политические взгляды российской либеральной общественности, или шире, "несистемной оппозиции". Объект исследования - позиции лидеров "несистемной оппозиции" по вопросам фашизма и нацизма, интерпретация ими данных дефиниций и всех обстоятельств и явлений, с ними связанных. Цель настоящего исследования – дать прогноз реакции российских либералов на попытку внести в российское законодательство определение нацизма (фашизма), а также исследование представлений современных российских либералов о нацизме (фашизме). Авторы подробно рассматривают научные представления о нацизме и фашизме и выявляют ключевые точки зрения российских либералов, чей подход вызывает опасения тривиализации фашизма. Методы исследования – системный анализ и контент-анализ. Данные методы позволяют исследовать российскую либеральную общественность как группу, обладающую определенными признаками, среди которых в работе в качестве ведущего рассматривается взгляд на фашизм и нацизм. Контент анализ применялся для изучения публичных выступлений российских либералов. Новизна представленного исследования заключается в том. что впервые в научной работе был поставлен вопрос о превращении дефиниций фашизма и нацизма в политические инструменты, которые активно в последнее время используются яркими представителями так называемой "несистемной оппозиции" России. Помимо этого, авторам удалось прийти к ряду научных находок, например, связанных со взглядами либералов на советский период в истории России. Важным является также и то, что авторы смогли выработать конкретные рекомендации, которые могут быть полезными в законодательном процессе в ходе разработки соответствующего закона о фашизме (нацизме).
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.