Социодинамика - рубрика Человек и гражданин
по
Социодинамика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Социодинамика" > Рубрика "Человек и гражданин"
Человек и гражданин
Федоровская М.Ю. - Спорт как социокультурное явление современности и его ведущие функции c. 1-14

DOI:
10.25136/2409-7144.2019.5.29550

Аннотация: Объектом исследования выступает спорт как социокультурный феномен на современном этапе общественного развития. В современных условиях спортивная сфера является самостоятельной (автономной) частью социальной сферы, многообразным социокультурным и политическим феноменом. Предметом исследования является специфика современного спорта, в частности, уточнение ведущих функций спортивной деятельности в условиях российской действительности. Внимание исследователя акцентировано на различиях понятий «спорт» и «не спорт», «спорт» и «физическая культура», понимании спорта в узком и широком смысле слова, а также правовых основах физкультурно-спортивной деятельности. В статье применялись теоретико-методологический анализ и обобщение научной и учебной литературы и материалов, а также системный подход к исследованию взаимообусловленности спорта и политики, позитивных и негативных моментов их взаимодействия. Новизна исследования заключается в обосновании изучения спорта как исторически сложившегося в форме специальной состязательной деятельности и спортивной практики социокультурного феномена, способствующего гармоничному развитию естественно-природных и общественно-преобразующих психофизиологических способностей двигательной активности и нравственно-эстетических качеств человека, определяющего его спортивную деятельность.
Слезин А.А., Беляев А.А. - Система политического образования молодежи в российской провинции 1945-1954 гг. c. 28-52

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.1.265

Аннотация: В статье выясняются намерения комсомольских и партийных организаций по политическому просвещению молодежи после Великой Отечественной войны, а также результаты данной работы. Показано, что не смотря на воссоздание и развитие разветвленной системы политического образования, фактически юноши и девушки оставались политически неграмотными. Системы политического образования фактически не было, по сути своей это была система идеологического воспитания, в которой к тому же создавалась лишь видимость борьбы за повышение качества. Низкая общеобразовательная, культурная, общеполитическая подготовка обучающих, контроль партийных и комсомольских органов, не позволяющих выйти из рамок преподнесения учащимся необсуждаемых догм, соседствовали с приписками в цифрах охвата политучебой, формализмом в работе политкружков. Вместе с тем, постоянное обращение к патриотическим чувствам резко увеличивало эффективность системы политобразования, как системы, мобилизующей юношество на созидательную деятельность. В основном статья подготовлена на материалах Тамбовской области.
Лебедева Л.Г., Орлова Л.В. - Патриотизм как актуальная социальная ценность российских поколений c. 52-61

DOI:
10.25136/2409-7144.2019.8.29256

Аннотация: Цель статьи - анализ восприятия идеи патриотизма как социальной ценности (и степени её актуальности) в общественном сознании россиян, представляющих различные поколенческие группы. Фактологическую основу анализа поставленной проблемы составили, прежде всего, данные социологического опроса «"Отцы и дети": конфликт и сотрудничество, преемственность поколений», организованного и проведённого под руководством Л. Г. Лебедевой в 2017 г. Объект исследования - 438 респондентов в г. Самаре и Самарской области, представляющих разные поколенческие (возрастные) группы в возрасте от 18 лет и старше. 46,1% респондентов мужского пола, 53,9% - женского пола. Важная особенность целевых возрастных (поколенческих) групп респондентов, выбранных для исследования (анкетного опроса), что они определялись с учётом социально-исторических условий, в которых та или иная поколенческая (возрастная) группа вступала в свою взрослую жизнь (примерно в 16-18 лет). Среди качеств, которые респонденты связывают с понятием «патриот», на первых местах рационально-абстрактное по своему характеру качество «любить Родину» и эмоционально-чувственные качества «гордость за Родину», «любить город, село, дом». Деятельно-практического характера качества «гражданская активность» и «защищать Родину» на средних местах. Морально-этического характера качество «чувство гражданина» на последнем месте. Проблемы, сдерживающие гражданскую активность (как деятельно-практическое проявление патриотизма), требуют внимания, изучения и учёта в социальной политике государства и со стороны общественности.
Ванин В.А., Бурахина О.А. - Наставническая деятельность ВЛКСМ среди детей и подростков в середине 1950-х годов c. 67-85

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.9.19127

Аннотация: Как известно, 29 октября 2015 года Президент России подписал указ о создании общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». Как провозглашает документ, целью создания организации является «совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения и содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей». Фактически указ Президента завершил дискуссию о необходимости воссоздания организации школьников. В этой связи представляется чрезвычайно актуальным опыт наставнической деятельности комсомольских организаций среди детей и подростков, в том числе и в годы ранней "оттепели". Авторы рассматривают комсомол как социокультурный феномен, выявляют факторы его многостороннего влияния на учащихся , стараются обобщить как позитивный, так и негативный опыт. Материал подготовлен по материалам Тамбовской области - одного из наиболее типичных регионов Центральной России. Широко используя документы Государственного архива социально-политической истории Тамбовской области (ГАСПИТО), авторы показали, что в шефской работе с пионерами и школьниками в середине 1950-х гг. произошли изменения, обозначившие определенный перелом, нацеленный навстречу потребностям самих юных граждан страны. Общественная жизнь во многих комсомольских организациях учащихся стала значительно разнообразнее и интересней.
Артамонова В.В. - Феномен потокового состояния в мотивации пользователей компьютерных игр c. 93-103

DOI:
10.25136/2409-7144.2020.2.32040

Аннотация: При исследовании причин, по которым люди играют в видеоигры, многие авторы опираются на теорию, предложенную профессором психологии М. Чиксентмихайи — теорию «потока» (потокового состояния). Автор известен своими исследованиями в области счастья, креативности и субъективного благополучия. Т. н. «эффект включенности» характеризуется деятельным сосредоточением, полным вовлечением и нацеленностью на успех в процессе деятельности. Нахождение в потоковом состоянии не ограничивается одной определенной сферой или процессом. Оно распространяется на все сферы деятельности, в которые может быть вовлечен конкретный индивид. В статье дается определение понятию «поток», указаны основные условия и характеристики потокового состояния, рассмотрена модель потокового состояния. Отражена актуальность изучения мотивации пользователей компьютерных игр. Представлена характеристика мотивационных свойств пользователей компьютерных игр в рамках теории «потока». Проанализирован кейс игрока, стремящегося улучшить свои умения и навыки в видеоигре, с учетом результатов процесса в зависимости от соотношения «способности / сложность задачи». Выделены виды мотивации пользователей видеоигр.
Кормщиков Д.А. - Основные направления развития региональной социальной политики в концепциях ее основных субъектов и институтов гражданского общества c. 117-129

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.2.17655

Аннотация: Объектом исследования является социальная политика в России. Начиная со становления в абсолютно новых социально-экономических реалиях начала 1990-х, социальная политика в России находится в стадии непрерывного развития, о чем говорит вариативность и многообразие федеральных программ и социальных проектов. Предметом исследования является выявление актуальных направлений и тенденций развития региональной социальной политики в представлениях ее основных субъектов. Автор подробно рассматривает деятельность новых субъектов социальной политики и институтов гражданского общества. Особое внимание в статье уделяется принципам взаимодействия субъектов социальной политики, которое позволяет снизить нагрузку государства как общепринятого гаранта социальной поддержки граждан и находить новые пути решения социальных проблем. В основу представленной работы легли данные авторского исследования, в рамках которого рассматриваются позиции региональных акторов социальной политики в отношении ее предмета и направлений развития. В статье рассматривается деятельность государства и институтов гражданского общества по реализации социальной политики с описанием основных принципов и мотивов их работы. Результаты исследования могут послужить основой для разработки предложений по модернизации региональной социальной политики с учетом наиболее актуальных проблем, выявленных в ходе исследования.
Филипова А.Г., Зубова О.Г. - Особенности молодежного волонтерства в современной России: на пути к участию в принятии социально значимых решений c. 123-134

DOI:
10.25136/2409-7144.2020.12.34664

Аннотация: В статье рассматривается волонтерство как одна из форм участия молодежи в принятии социально значимых решений. Через добровольческую деятельность формируется культура участия в обществе, способствующая закреплению гражданских инициатив и демократических ценностей. Именно через такую деятельность подростки и молодежь могут участвовать в улучшении условий своей жизни и защищать свои интересы, а их активность приобретает конструктивные формы. Ключевой исследовательский вопрос связан с поиском возможностей выражения подростками и молодыми людьми собственного мнения через волонтерство и учета этого мнения организаторами добровольческих объединений. В качестве основного метода сбора эмпирических данных использована групповая дискуссия. Всего проведено 5 групповых обсуждений с молодыми людьми в возрасте 16-18 лет. Для изучения высказываний участников дискуссии использована «лестница участия» Роджера Харта. Помимо выявления «ступени» участия молодых волонтеров как соотношения собственных инициатив и решений взрослых организаторов выделены две линии анализа – трансформации волонтерства в период пандемии Covid-19 и тренды волонтерской деятельности через 10 лет. Групповые дискуссии с молодыми людьми позволили сделать вывод о том, что в волонтерстве, как и в любой другой деятельности, организованной взрослыми, ощущается нехватка свободы проявления подростково-молодежных инициатив, возможностей для участия молодых людей в принятии социально значимых решений. Псевдоучастие особенно ярко проявляется в школьном волонтерстве.
Селиванова З.К., Андреев А.Л. - Роль преподавания истории в формировании духовного мира студентов вузов (по материалам социологических исследований) c. 135-144

DOI:
10.25136/2409-7144.2017.9.21472

Аннотация: Предметом исследования является выявление отношения студентов вузов к преподаванию истории, к качеству преподавания и оценка важных исторических событий на предмет национальной гордости. Целью данной работы является исследование роли преподавания истории в формировании духовного мира студентов вузов. Объектом исследования являются студенты гуманитарных и технических высших учебных заведений города Москвы. Авторы на основе полученных эмпирических данных подробно анализируют оценки качества преподавания истории в вузе и в школе, отношение студентов к различным историческим событиям в контексте национальной гордости, каковы источники получения исторических знаний и с кем обсуждают проблемы оценки исторических событий. В качестве метода исследования был использован метод социологического исследования – анкетный опрос. Опрошено 1236 студентов гуманитарных и технических вузов. Результаты социологического исследования показали, что у студентов и гуманитарных, и технических вузов достаточно высока потребность в знании и понимании истории. Делается вывод, что преподавание истории несет в себе положительное воздействие как на формирование исторического сознания и исторической памяти, так и на формирование личной культуры, духовного мира, гражданской ответственности и патриотических чувств. Более 82% респондентов оценивают качество преподавания истории удовлетворительным, в том числе 25,6% опрошенных считают, что в школе качество преподавания истории отличное, для сравнения, по мнению лишь 15,6% респондентов в вузе – отличное качество преподавания.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.