Электронный журнал Социодинамика - №8 за 2015 год - Содержание - список статей - ISSN: 2409-7144 - Издательство NotaBene
по
Социодинамика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Социодинамика" > Содержание № 08, 2015
Выходные данные сетевого издания "Социодинамика"
Номер подписан в печать: 15-08-2015
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2409-7144
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 08, 2015
Диалог культур
Кичеева К.А. - Феномен рецепции культуры в процессе социально-культурных взаимодействий между Японией и Россией c. 1-22

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.8.16135

Аннотация: В данном исследовании речь пойдет о сути явления рецепций культуры в их актуальном состоянии и их роли в формировании актуального состояния культур. Основной проблемой рецептивного процесса является малоизученность рецептивных факторов, а также особенностей рецепций культуры. Будет рассмотрено существование донорско-реципиентных связей и их роли в культурных процессах. Для раскрытия рецептивной сущности японской культуры вкратце будут рассмотрены особенности формирования и существования японского социально-культурного пространства, его взаимодействие с другими социально-культурными национальными пространствами — в частности, с российским. И попробуем проследить пути предполагаемых рецепций. В конце исследования произведем введение в методологию, при помощи которой будем исследовать значимые феномены, характерные для современной Японии. В данной работе предполагается использовать методологию культурно-аналитического подхода с элементами историко-генетического и эволюционистского подходов. Основными методами исследования для указанных подходов являются: общий анализ, компаративный анализ, генетический и исторический анализ, описание. Помимо указанных подходов, исследование опирается на принципы конструктивизма, предполагающего структурно-функциональный анализ элементов методологической системы с целью оптимизации исследовательского процесса. Под рецептивным взаимодействием мы предполагаем перенятие группы признаков, приспособлений или норм одной культурой у другой. А также последующую аккультурацию этих норм в собственной матричной структуре как аутентичных. Говоря упрощённым языком под рецепцией мы понимаем заимствование единиц культуры одной конкретной культурой у другой, дочерней в реципиентном смысле – от материнской. Трудность в изучении конкретно рецепционного процесса заключается в обширности вопроса за счёт той широты, что вкладывает в понятие рецепций современная социологическая наука. Потому - во избежание терминологической путаницы - под рецепциями в данном исследовании было принято понимать рецепции как побочный (желательный или нежелательный) результат взаимодействия двух и более культур между собой. Такой процесс, при котором происходит это (случайное или же направленное извне) взаимодействие будет называться рецептивным, а соответствующий ему результат – рецепцией. Отличительными признаками рецептивного процесса были выявлены: процессуальная непрерывность как фактор и условие для протекания рецепции; стихийность и спонтанность.
Гуманитарные проекты
Болтаевский А.А. - Биосферно-совместимый город: прошлое, настоящее и будущее. c. 23-37

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.8.15998

Аннотация: В статье рассматриваются концепции биосферно-совместимых поселений, одной из которых является идея "города-сада" Э. Говарда, в нашей стране начавшей воплощение, в том числе, в поселке Прозоровском в Подмосковье. Неконтролируемый процесс урбанизации привел к жилищным, экологическим и другим проблемам, резко ухудшившим условия жизни людей. В начале XXI в. борьба за благоприятную окружающую среду является важнейшей обязанностью, как органов власти, так и активных граждан. Развитие столичного мегаполиса невозможно без постоянного контроля за городской экологией. Автор использует в работе дедуктивно-аксиоматический подход. В частности, используется аксиома потенциальной опасности производственных процессов и технических средств. Окружающая среда уже не может справиться с давление города, из чего следует необходимость гармоничного взаимодействия человека, общества и природа. Первым этапом на пути к биосферно-совместимому городу должны стать постоянные экологические мониторинги, вывод загрязняющих производств, решение транспортных проблем, а, в конечном итоге, ограничение неконтролируемого роста мегаполисов. Состояние городской среды анализируется, в том числе, на основе опроса, проведенного студентами Московского государственного строительного университета.
Пчелкина Д. - Механизм формирования личностной интерпретации в социальном пространстве художественной культуры c. 38-63

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.8.16108

Аннотация: Предмет исследования - механизм формирования и функционирования личностной интерпретации, факторы, закрепляющие личностную интерпретацию в социальном и персональном бытии человека. На материале эксперимента, связанного с восприятием произведения изобразительного искусства, исследуются этапы и характерные особенности процесса личностной интерпретации. Объект исследования – общенаучный метод «интерпретация». Цель исследования – исследовать специфику метода «интерпретация» при анализе произведений изобразительного искусства. Задачи исследования:1) рассмотреть метод «интерпретация»: как общенаучный метод, раскрыть особенность метода «интерпретация» в анализе произведения искусства; 2) выполнить анализ художественного произведения и определить механизм выстраивания личностной интерпретации. В структуру методологии исследования были положены: 1) основные концептуальные положения теории рефлексии Г.В.Ф.Гегеля; 2) основные концептуальные положения современной теории изобразительного искусства В.И.Жуковского и Н.П. Копцевой; 3) концептуальные положения синтетической теории идеального Д.В.Пивоварова; 4) общенаучные методы исследования: эмпирические и теоретические («наблюдение», измерение», «формализация», «экстраполяция», «интерпретация», «индукция», дедукция» «анализ», «синтез», «аналогия», «идеализация»). Проблема интерпретации, адекватной содержанию произведения, всегда интересовала как зрителей, так и искусствоведов. Система произведений изобразительного искусства каждый день создает множество произведений, и каждое произведение становится объектом осмысления зрителя, исследователя-знатока. Как правило, при анализе произведения искусства интерпретация строится на основе идеалов той или иной религиозной догматике, на системе ценностных ориентиров субъекта интерпретации и т.п. Таким образом, возникает вопрос о формировании неких объективных критериях интерпретации, при которых значение произведения изобразительного искусства будет адекватно его содержанию и форме. В результате исследования была выявлена специфика применения общенаучного метода «интерпретация» при анализе произведения изобразительного искусства, был выявлен механизм выстраивания личностной интерпретации. Была проведена апробация на основе эксперимента, проведенного среди респондентов 20-25 лет.
Рослякова В.А. - К вопросу о значении цвета в кинматографе для современных социальных коммуникаций c. 64-74

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.8.16124

Аннотация: Объект исследования: цвет как художественно-выразительное средство кинематографа. Предмет исследования: художественно-выразительные возможности и принципы действия цвета в кинопроизведении. Автор подробно рассматривает различные концепции использования цвета для организации социальных коммуникаций посредством восприятия произведения кинематографического искусства. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в качестве дальнейшей базы для изучения феномена цвета в кинематографе, например, технологии цифрового цветного кинематографа, или анализ других произведений цветного кино разных периодов. В качестве методологических оснований исследования выступают основные положения теории изобразительного искусства В.И. Жуковского, Н.П. Копцевой, Д.В. Пивоварова [41; 42; 43]; принцип классификации знаков Ч.С. Пирса [87]; принципы теорий цвета С.М. Эйзенштейна и В. Стораро [118; 119]; метод философско-искусствоведческого анализа произведений киноискусства; общенаучные методы такие, как анализ, синтез, экстраполяция, формализация, индукция, дедукция. На основании проведенного историографического обзора теоретико-кинематографических исследований, а также с помощью применения методологии анализа произведений кинематографического искусства сделан предварительный вывод о том, что у цвета в кинематографе существует своя уникальная цветовая логика развития, закономерности и этапы формирования как художественно-выразительного средства, от аттракциона и зрелища до совершенной гармонической составляющей внутри фильма. Данный предварительный вывод необходим для последующего концептуального анализа конкретных произведений современного кинематографа как наиболее эффективного для актуальных социальных коммуникаций.
Общественный диалог
Тинякова Е.А. - Роль человеческого языка в передаче морального смысла в общении по сравнению с другими коммуникативными средствами c. 75-124

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.8.16078

Аннотация: Автор статьи ставит цель проанализировать насколько человеческий язык соответствует моральному статусу личности, частично с позиции Дж. Вико и далее продолженной автором: «философия без филологии пуста, а филология без философии слепа». Такая позиция определила задачи исследования: насколько полно человек может и желает выразить свои моральные принципы с помощью языка−где искать недостаточность, как работа над использованием языка может помочь совершенствоваться человеку морально, насколько поверхностен и глубок язык в представлении морального облика. Важная проблема, привлекшая внимание автора,−насколько преднамеренно и случайно человеческий язык направляет моральные векторы личности. Для обоснования выводов автор использовала теоретический метод сравнения позиций различных мыслителей, культурологический, обращаясь к русским и зарубежным литературным произведениям и практический, анализируя профессиональное общение и бытовое. Методы исследования обосновываются на междисциплинарном подходе, то есть автор строит диалог философии с филологией,психологией, педагогикой, социологией и культурологией. Методы исследования дали большой фактический материал и часть его автор включила в статью. Выводы исследования направлены на улучшение морального уровня отношений людей, воспитание культуры речи и создание благоприятной социальной обстановки в целом. Более конкретно, результаты исследования могут быть использованы в понимании политических и социальных процессов, объективных законов и субъективных детерминантов социального сознания, в профессиональной этике, которая во многом определяет экономику, и обыденном общении, от которого в широком плане зависит социальная обстановка в обществе
Политическое поведение
Любарев А.Е., Шалаев Н.Е. - Расщепление голосов в смешанных избирательных системах: попытка комплексного исследования c. 125-286

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.8.16076

Аннотация: В работе исследуется расщепление голосов (голосование за список одной партии и кандидата другой партии) при смешанных избирательных системах с двумя бюллетенями, при которых в мажоритарной части используются одномандатные избирательные округа, на примере трех стран – Федеративной Республики Германия, Российской Федерации (в том числе на региональных выборах) и Украины. Рассматриваются выборы разных лет, анализируются показатели для большого числа политических партий, а также географические различия внутри указанных стран. Для каждой партии в каждой кампании вычислялись средний индекс разрыва голосов, асимметрия распределения индекса разрыва голосов, индекс превосходства кандидатов, индекс влияния кандидатов и корреляция между результатами кандидатов и партийного списка. Также для каждой кампании вычислялись общий индекс разрыва голосов и индекс специфического разрыва голосов, учитывающий только добровольное расщепление голосов избирателями. Установлено, что партии разделяются на те, у которых результаты кандидатов в основном лучше результатов партийных списков, и те, у которых результаты кандидатов хуже, и эти различия в основном сохраняются в различных кампаниях. Делается вывод о различиях в поведении избирателей в Германии, с одной стороны, и России и Украины, с другой.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.