Статья 'Взгляды имеют значение: анализ общественного мнения о деятельности некоммерческих организаций' - журнал 'Социодинамика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Социодинамика
Правильная ссылка на статью:

Взгляды имеют значение: анализ общественного мнения о деятельности некоммерческих организаций

Седых Ольга Геннадьевна

кандидат экономических наук

доцент, кафедра социологии и психологии, Байкальский государственный университет

664003, Россия, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, оф. 2-111

Sedykh Olga Gennadevna

PhD in Economics

Associate professor, Department of Sociology and Psychology, Baikal State University

664003, Russia, Irkutsk region, Irkutsk, Lenin str., 11, office 2-111

sedyholga@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Авилова Вероника Анатольевна

студент, кафедра социологии и психологии, Байкальский государственный университет

664003, Россия, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, оф. 2-111

Avilova Veronika Anatol'evna

Student, Department of Sociology and Psychology, Baikal State University

664003, Russia, Irkutsk region, Irkutsk, Lenin str., 11, office 2-111

nika.school.avi@gmail.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Алсаева Юлия Гаврииловна

студент, кафедра социологии и психологии, Байкальский государственный университет

664003, Россия, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, оф. 2-111

Alsaeva Yuliya Gavriilovna

Student, Department of Sociology and Psychology, Baikal State University

664003, Russia, Irkutsk region, Irkutsk, Lenin str., 11, office 2-111

uliaalsaeva5@gmail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-7144.2023.11.69141

EDN:

ZGPKIL

Дата направления статьи в редакцию:

25-11-2023


Дата публикации:

02-12-2023


Аннотация: Предметом исследования является общественное мнение о деятельности некоммерческих организаций. Третий сектор в современных условиях развития общества играет ключевую роль в социальной поддержке граждан. В повседневной жизни значительная часть населения зачастую путают их с уже устоявшимися государственными учреждениями, либо не знакомы с их деятельностью. Низкая информированность о работе НКО, а также невысокий уровень доверия со стороны населения не в полной мере позволяют активно вовлекать некоммерческие организации в решение социальных проблем региона, раскрыть возможности эффективной компенсации несовершенств государственных сервисов, повышать самообеспечение и самозанятость населения. Целью исследования являлось изучение представления и восприятия деятельности некоммерческих организаций обществом, а также сравнение результатов по разным регионам Российской Федерации.  Исследование носит пилотажный характер. Оно было проведено в два этапа. На первом этапе были проанализированы результаты анкетирования граждан регионов России (Иркутская область, республика Бурятия, ХМОА-Югра) об их представлении и восприятии деятельности некоммерческих общественных организаций. На втором этапе был проведен анализ подобных исследований на других территориях (г. Москва, Вологодская область, Республика Узбекистан). На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы: исследование показало, что, в целом, население изученных субъектов РФ осведомлено о деятельности некоммерческих организаций, однако самый низкий уровень был выявлен среди жителей Иркутской области, в то время как жители Республики Бурятии и ХМАО-Югры проявили более высокую осведомленность. Также примечательно то, что граждане изучаемых субъектов РФ частично не доверяют деятельности некоммерческих и общественных организаций, но при этом достаточно хорошо осведомлены и формах помощи, которые они оказывают нуждающимся, и находят эту работу полезной для общества. Отметим, что опрашиваемые жители в качестве источников информации о проводимой работе НКО чаще используют «социальные сети», «средства массовой информации» и через «знакомых, друзей и семью». По результатам проведенного анализа был сформулирован перечень рекомендаций для руководства некоммерческих организаций.


Ключевые слова:

благотворительный фонд, общественные организации, некоммерческие организации, благотворительность, социальные услуги, социальные проблемы, общественное мнение, социологическое исследование, население, онлайн-опрос

Abstract: The subject of the study is public opinion about the activities of non-profit organizations. The third sector in modern conditions of social development plays a key role in social support for citizens. Low awareness of the work of NPOs, as well as a low level of trust on the part of the population, do not fully allow non-profit organizations to be actively involved in solving social problems in the region, to reveal the possibilities of effectively compensating for imperfections in public services, and to increase self-sufficiency and self-employment of the population. The purpose of the study was to study the perception of the activities of non-profit organizations by society, as well as to compare the results in different regions of the Russian Federation. The study was carried out in two stages. At the first stage, the results of a survey of citizens of Russian regions (Irkutsk region, Republic of Buryatia) about their ideas and perceptions of the activities of non-profit public organizations were analyzed. At the second stage, an analysis of similar studies in other territories was carried out. Based on the study, the following conclusions can be drawn: the study showed that, in general, the population of the studied regions of the Russian Federation is aware of the activities of non-profit organizations, however, the lowest level was identified among residents of the Irkutsk region, while residents of the Republic of Buryatia and Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Yugra showed higher awareness. It should be noted that the surveyed residents more often use «social networks» as sources of information about the ongoing work of NPOs. Based on the results of the analysis, a list of recommendations was formulated for the management of non-profit organizations.


Keywords:

charitable foundation, public organizations, non-profit organizations, charity, social services, social problems, public opinion, sociological research, population, online survey

Введение

В последнее время в России стало появляться очень много различных некоммерческих организаций, которые стараются обеспечивать жизненно важные функции для общества — социальные, образовательные, культурные [1, 2]. По сути, некоммерческий сектор взял на себя удовлетворение тех потребностей общества, которые остались неохваченными двумя другими секторами — коммерческим и государственным [3; 4, с. 478]. В данных условиях исследование общественного мнения о функционировании данных организаций представляется достаточно актуальным, поскольку позволяет определить отношение населения к ним. Именно это восприятие и взгляд на работу НКО имеют значение, так как неразрывно связаны как с их репутацией и имиджем, так и с выстраиванием стратегий развития и информационной политики [5, 6].

Так, общественное мнение традиционно рассматривается как коллективное оценочное суждение, т. е. специфическая форма отражения действительности, а также как важный социальный институт, который на протяжении всей истории человечества занимал и занимает свое видное место в самых различных областях общественной и личной жизни [7, с. 73; 8].

Методы и результаты исследования

Цель исследования — изучение представления и восприятия деятельности некоммерческих организаций обществом, а также сравнение результатов по разным регионам Российской Федерации (Иркутская область, Республика Бурятия, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра).

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- провести анкетный опрос среди жителей трех регионов Российской Федерации в целях изучения представления и восприятия деятельности некоммерческих организаций жителями выбранных регионов;

- проанализировать данные, полученные с помощью анкетного опроса жителей выбранных регионов.

Для проведения исследования использовался стандартизированный онлайн-опрос, включающий в себя восемь вопросов, которые затрагивали следующие аспекты: социально-демографические характеристики респондентов, включая пол и возрастную группу; место проживания в конкретном регионе Российской Федерации; знакомство с некоммерческими организациями и уровень доверия к ним; участие в деятельности некоммерческих организаций; восприятие их влияния на жизнь города; и источники информации, через которые респонденты получают информацию о деятельности некоммерческих организаций.

Один из вопросов включал в себя критерий фильтрации, позволяющий исследователям отобрать респондентов, проживающих в конкретных регионах Российской Федерации.

Всего в проведенном опросе участвовало 150 респондентов из трех различных регионов Российской Федерации: Иркутской области, Республики Бурятии и Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. В каждом из этих регионов было опрошено по 50 человек.

В качестве метода исследования также был использован вторичный анализ исследований интересуемой тематики: общественное мнение о НКО.

Исследование было проведено в два этапа. В процессе первого этапа были изучены данные, полученные с помощью онлайн-опроса граждан регионов.

Социально-демографический профиль респондентов показал, что женщины составляли 70 % участников опроса, в то время как мужчины составляли 30 %. По возрастной категории, 37,33 % опрошенных находились в возрасте от 18 до 20 лет, 55,33 % находились в возрастной группе от 26 до 55 лет, а 7,33 % были в возрастной категории 56 лет и старше. Существенных различий по социально-демографическому профилю респондентов в различных субъектах РФ не было выявлено.

На вопрос: «Какие некоммерческие организации (благотворительные фонды, общественные организации) Вашего региона Вы можете назвать?» 65,33 % респондентов смогли правильно назвать эти организации, в то время как 34,67 % респондентов испытали трудности при ответе на этот вопрос.

Здесь следует отметить неравномерное распределение ответов на этот вопрос среди регионов России. В Республике Бурятия 78 % респондентов правильно назвали существующие некоммерческие организации в своем регионе, а в ХМАО-Югре этот показатель составляет 74 %, что не сильно отличается от уже рассмотренного региона.

В отношении ответов жителей Иркутской области наблюдается другая ситуация. Всего лишь 44 % респондентов из этого региона смогли правильно назвать существующие некоммерческие организации, в то время как 56 % респондентов, что составляет большинство, не смогли дать верный ответ. По сравнению с другими регионами Российской Федерации, жители Иркутской области показали более низкий уровень осведомленности о существующих некоммерческих организациях. Это может быть объяснено несколькими факторами:

1. Недостаточная информационная активность организаций. Возможно, некоммерческие организации в Иркутской области не уделяют достаточного внимания распространению информации о своей деятельности и миссии. Это может привести к тому, что местные жители имеют ограниченный доступ к информации о таких организациях.

2. Отсутствие активной рекламы некоммерческих организаций. Некоммерческие организации могут не проводить достаточно активных рекламных кампаний и образовательных мероприятий для привлечения внимания жителей. Это может снизить уровень осведомленности о них.

3. Отсутствие интереса по отношению к третьему сектору. Жители Иркутской области могут не проявлять должного интереса к некоммерческим организациям и их деятельности, что также может снизить их уровень осведомленности.

Для увеличения осведомленности жителей Иркутской области о некоммерческих организациях, возможно, следует усилить усилия в области информационной кампании, образования и вовлечения местного населения.

Мы можем увидеть интересный результат, анализируя ответы респондентов на вопрос о доверии к некоммерческим организациям. Только 22,67 % респондентов полностью доверяют этим организациям, и немного больше, 25,33 %, заявили, что им не доверяют. Однако более половины опрошенных, а именно 52 %, утверждают, что они доверяют некоммерческим организациям, но делают это с некоторой осторожностью. Замечено отсутствие значительных отличий в ответах респондентов из различных регионов. Единственным отличием, которое можно выделить, является то, что жители ХМАО-Югра проявляют немного меньшее доверие к некоммерческим организациям по сравнению со средним показателем.

Причины, по которым люди не доверяют некоммерческим организациям, могут быть разнообразными. Например, на мнение людей о деятельности некоммерческих организаций могли повлиять следующие факторы:

- некоторые люди могут не доверять некоммерческим организациям из-за недостатка ясности и открытости в их деятельности. Они могут считать, что организации не предоставляют достаточно информации о том, как они используют средства и какие цели преследуют;

- на мнение людей также могли повлиять инциденты, связанные с скандалами или коррупцией в некоммерческих организациях, которые иногда становятся предметом медийного внимания, несмотря на их редкость;

- некоторые люди могут не доверять некоммерческим организациям из-за высоких административных расходов, считая, что слишком много средств уходит на управление и административные нужды, а не на помощь нуждающимся;

- влияние общественного мнения и медиа также может повлиять на доверие к некоммерческим организациям. Негативные комментарии и новостные репортажи могут усилить сомнения в их честности;

- иногда недоверие может быть вызвано отсутствием достоверной информации о некоммерческих организациях, что делает трудным сделать обоснованные выводы.

Важно отметить, что причины недоверия к некоммерческим организациям могут различаться у разных людей, и для разрешения этого вопроса часто требуется усиленная работа по повышению прозрачности, улучшению управления и доказательству эффективности деятельности таких организаций.

При ответе на вопрос «Чем на Ваш взгляд занимаются некоммерческие организации?» респонденты назвали различные варианты, которые считали соответствующими деятельности НКО. Так, были выделены наиболее встречающиеся формулировки ответов:

- некоммерческая деятельность (1,3 %);

- работа направлена на решение социальных вопросов (1,3 %);

- волонтерство (2 %);

- в зависимости от направления работы (2 %);

- работа направлена не на получение прибыли (2,7 %);

- делают добрые дела (2,7 %);

- обман, мошенничество (2,7 %);

- помогают пожилым и ветеранам (3,3 %);

- разной работой (4,7 %);

- работа во благо страны и общества (4,7 %);

- помогают животным (6,7 %);

- собирают деньги (6,7 %);

- благотворительность (12 %;);

- помощь людям (35,3 %);

- не знаю (20,7 %).

Примечательно, что по Иркутской области преобладает мнение, что НКО занимаются помощью людям, а именно всем категориям населения (10,7 %), та же ситуация наблюдается как в Бурятии (9,3 %), так и в ХМАО-Югре (15,3 %). Особых различий в понимании сути работы НКО по регионам не было выделено. Однако по полученным данным, можем сделать предположение о том, что респондент, отвечая на данный вопрос, был плохо знаком или вовсе не знаком с деятельностью организаций, а имел лишь поверхностное представление. Поскольку формулировки полученных ответов чаще были либо общего и косвенного, опосредованного характера, либо и вовсе не относящимся к НКО. Например, «Это коммерческие организации», «Они зарабатывают деньги для себя», «Они делают добрые дела». А также значительная часть высказалась о своем незнании того, чем занимаются эти организации — Иркутская область (6 %), Бурятия (6 %), ХМАО-Югра (8,7 %), в целом 20,7 % ответов. Встречались и ответы, касательно обмана или мошенничества, что может говорить о сомнительном отношении со стороны респондентов.

Респондентам был задан вопрос касаемо пользы работы интересующих организаций: «Как Вы считаете, насколько полезна деятельность некоммерческих организаций для жизни Вашего города?» Данные ответы распределились по регионам следующим образом:

- существенная польза (Иркутская область — 9,3%, Бурятия — 5,3%, ХМАО-Югра — 9,3%, по итогу — 24%);

- какая-то польза есть (Иркутская область — 18%, Бурятия — 26,7%, ХМАО-Югра — 17,3%, по итогу — 62%);

- польза отсутствует (Иркутская область — 6%, Бурятия — 1,3%, ХМАО-Югра — 6,7%, по итогу — 14%).

Так, можем сделать вывод о том, что значительная часть респондентов, независимо от региона проживания, считает, что польза со стороны НКО имеет место быть. Однако является примечательным тот факт, что 21 опрошенный высказался об отсутствии какой-либо пользы деятельности некоммерческих организаций в обществе. А различия в полученных данных по различным регионам могут объясняться спецификой уже конкретных действующих организаций на опрашиваемых территориях, их информационной открытостью, результатами их мероприятий и действий, а также их репутацией и узнаваемостью среди населения.

На вопрос: «Из каких источников Вы узнаете о деятельности некоммерческих организаций?» были получены следующие ответы:

- мессенджеры (Viber, WhatsApp, Telegram и т.д.). Иркутская область — 11,3 %, Бурятия — 16,7 %, ХМАО-Югра — 8 %, по итогу — 36 %;

- средства массовой информации (Газеты, телеканалы и т.д.). Иркутская область — 15,3 %, Бурятия — 17,3 %, ХМАО-Югра — 11,3 %, по итогу — 44 %;

- социальные сети (ВКонтакте, Одноклассники и т.д.). Иркутская область — 19,3 %, Бурятия — 20 %, ХМАО-Югра — 13,3 %, по итогу — 52,7 %;

- официальные сайты организаций. Иркутская область — 5,3 %, Бурятия — 2 %, ХМАО-Югра — 0,7 %, по итогу — 8 %;

- знакомые, друзья, семья и т.д. Иркутская область — 12 %, Бурятия — 10,7 %, ХМАО-Югра — 16,7 %, по итогу — 39,3 %;

- сам принимаю участие в этой деятельности. Иркутская область — 2,7 %, Бурятия — 2 %, ХМАО-Югра — 0 %, по итогу — 4 %;

- другое (ответы «Не знаю» — 4%).

Таким образом, следует отметить «социальные сети», «СМИ» и «знакомых, друзей, семью» как преобладающие источники получения информации о деятельности некоммерческих организаций. Интересным является то, источники различаются в зависимости от территории. Так, например, если по Иркутской области и Бурятии среди источников преобладают «социальные сети», то по ХМАО-Югре преобладает именно источник получения новостей через «знакомых, друзей, семью и т. д.

На втором этапе проведен вторичный анализ исследований по выделенной теме. Так, обратимся к социологическому исследованию, проведенному И. В. Бабичевым, С. В. Деминой «Деятельность некоммерческих организаций в современных российских условиях: социолого-управленческий аспект». Где авторами производится оценка их деятельности с целью определения факторов, тенденций и стереотипов, формирующих отношение москвичей к НКО. Особое внимание в исследовании уделяется выявлению степени вовлеченности респондентов в работу третьего сектора, анализу опыта реальных практик взаимодействия москвичей с НКО, оценке уровня информированности респондентов о деятельности НКО и третьем секторе в целом. Ведущим методом исследования выступил телефонный опрос респондентов на основе случайной генерации телефонных номеров [8, с. 24]. Обратив внимание в данном исследовании на аспект изучения именно представления о функциях НКО, можно сделать следующие выводы:

- общественное мнение позиционируют НКО как ведущие организации в оказании помощи нуждающимся и по вопросам благотворительности, но при этом 49 % респондентов посчитали, что НКО занимаются больше частными проблемами, что показывает как осторожное со стороны половины населения отношение к ним, так и слабую информированность об их работе.

- по результатам сравнительного анализа ответов на вопрос: «Скажите, с какими из следующих суждений о роли и деятельности некоммерческих организаций Вы согласны, а с какими — нет?». Использованы данные по ответу «скорее согласен» массового опроса ВЦИОМ в 2014 г. (выборка — 1600 чел.) и авторского опроса 2018 г. (выборка — 1006 чел.). Так, можем утверждать, что имеется недоверие граждан Москвы по отношению к деятельности некоммерческих организаций, а именно людей старшего возраста.

Далее следует обратить внимание на результаты эмпирического исследования, проведенного Ю. В. Ухановой и К. Е. Косыгиной в работе «Некоммерческий сектор в оценках населения региона: социально-демографический аспект», где целью является выявление особенностей восприятия населением региона (Вологодской области) деятельности некоммерческих организаций с точки зрения социально-демографических характеристик. Само исследование осуществлено на основе данных мониторингов общественного мнения, организуемых Вологодским научным центром Российской академии наук (ВолНЦ РАН) [9, с. 30]. По результатам анализа динамики оценок жителей Вологодской области по выделенному аспекту, можно сделать следующие выводы:

- только 30 % считают деятельность НКО значимой, данная оценка может быть объяснена низкой осведомленностью граждан [9, с. 33].

- в динамике авторы исследования отметили, что, сравнивая данные ВЦИОМ 2012 г. и данное исследование 2017 г. в целом по стране наблюдается положительная динамика оценок значения НКО.

- на восприятие деятельности НКО в Вологодской области в большей степени влияют не гендерные и возрастные факторы, а образование и материальное положение, то есть, чем выше уровень образования и дохода, тем выше осведомленность о деятельности НКО, и в целом оценка значимости респондентами [9, с. 36].

Рассмотрим подробнее социологическое исследование П. В. Пак в работе «Общественное мнение о негосударственных некоммерческих организациях и осуществление ими общественного контроля» в Республике Узбекистан. Так, по результатам проведенного опроса 38 % респондентов высказались о наличии пользы от работы общественных организаций, 32 % критически оценили деятельность НКО [10, с. 217]. В связи с чем, можем предположить, что это связано как с низкой осведомленностью граждан, так и низким уровнем информационной открытости данных организаций. В целом, исследование показало зависимость полученных оценок от региона проживания респондента и разной активностью в них НКО.

Выводы

На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Более половины респондентов (65,3 %) осведомлены о действующих в их регионе некоммерческих организациях. Самый низкий уровень информированности о некоммерческих организациях был выявлен среди жителей Иркутской области, где только 44 % опрошенных были осведомлены о них. С другой стороны, жители Республики Бурятии и ХМАО-Югры проявили высокую осведомленность, превышающую 70 %.

2. Большинство российских граждан не проявляют доверия к некоммерческим организациям, и это наблюдается в разных регионах страны. Только 22,67 % респондентов утверждают, что им доверяют, в то время как 25,33 % выразили недоверие, и 52 % отметили, что, хотя они доверяют, они делают это с осторожностью.

3. Большинство участников опроса верно указали сферы деятельности некоммерческих организаций. Самыми распространенными ответами были: оказание помощи людям, проведение благотворительных мероприятий, забота о животных и сбор средств для поддержки определенных социальных групп. Тем не менее, небольшое количество респондентов (4 человека) выразили мнение, что некоммерческие организации могут быть связаны с мошенничеством и обманом, в то время как 32 человека не смогли дать четкий ответ на этот вопрос. Это может свидетельствовать о недостаточной прозрачности информации, предоставляемой этими организациями.

4. Большинство респондентов считают, что деятельность некоммерческих организаций приносит какую-либо пользу обществу — 62 %. В то время как 24 % отметили, что эта польза является существенной, а 14 % — что польза от организаций отсутствует.

5. Что касается источников информации, от которых население Российской Федерации получает сведения о деятельности некоммерческих организаций, следует отметить, что основными источниками являются «социальные сети», «средства массовой информации» и «знакомые, друзья и семья». Эти источники преобладают при передаче информации о работе некоммерческих организаций.

На основе выводов исследования можно сформулировать следующие рекомендации:

1. Для увеличения осведомленности граждан о деятельности некоммерческих организаций, предлагается углубить сотрудничество НКО с СМИ и расширить проведение информационных мероприятий, охватывая не только активных участников НКО, но и широкую аудиторию обычных граждан.

2. Для повышения доверия общества к своей деятельности, можно предложить публиковать отчеты единой формы о расходовании денежных средств и ресурсов, и сделать такие отчеты доступными не только для официальных органов, но и для обычных граждан.

3. Для обеспечения максимальной информационной прозрачности и повышения доверия со стороны общества, некоммерческим организациям следует активно и регулярно обновлять информацию о проведенных мероприятиях и акциях.

4. Для обеспечения доверия общества к своей деятельности, важно регулярно предоставлять отчеты не только об основной деятельности, но и о выполнении дополнительных программ. Однако не все организации делают это, и, как уже говорилось, не все отчеты доступны широкой аудитории.

5. Для повышения уровня доверия общества к деятельности некоммерческих организаций, необходимо уделить внимание назначению сотрудников, специализирующихся на PR-менеджменте и взаимодействии с общественностью, с целью обеспечения большей прозрачности информации и доверия со стороны граждан.

Библиография
1. Фролова Т. И., Гатилин А. С. Социальные проекты муниципальных СМИ как инструмент развития местных сообществ и территорий: стартовые особенности // Вопросы теории и практики журналистики. 2021. Т. 10, № 3. С. 500-513. EDN WJGDQS. https://elibrary.ru/item.asp?id=47095777 (дата обращения: 21.11.23).
2. Бахматова Т. Г., Хроменкова А. Е. Проблемы информационного обеспечения деятельности некоммерческих организаций по работе с волонтерами: общие тенденции и анализ кейса // Известия Байкальского государственного университета. 2021. Т. 31, № 2. С. 230-240. EDN LYMHBL. https://elibrary.ru/item.asp?id=46324634 (дата обращения: 21.11.23).
3. Кондря Т. И. Особенности работы кризисных центров с женщинами, пострадавшими от семейного насилия // Baikal Research Journal. 2017. Т. 8, № 4. С. 7.– EDN YNLNZY. https://elibrary.ru/item.asp?id=32366279 (дата обращения: 21.11.23).
4. Енакиева Е. А., Анищенко К. Л. Инструменты PR-продвижения некоммерческих организаций // Россия и мир: развитие цивилизаций. Преобразования цивилизационных ценностей в современном мире. Материалы XI международной научно-практической конференции. В 2-х ч. – 2021. – С. 477.
5. Старшинова А. В., Бородкина О. И. Стратегии устойчивых социально-ориентированных НКО: механизм грантовой поддержки // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2022. Т.15, № 5. С. 221–236.
6. Тарабан О. В., Седых О. Г. Межсекторное взаимодействие: оценка со стороны негосударственного сектора // Известия Байкальского государственного университета. 2023. Т. 33, № 1. С. 100–108.
7. Шарков Ф. И., Михайлов В. А., Михайлов С. В. Общественное мнение: информационно-коммуникативный аспект // Коммуникология. – 2019. № 1. С. 66–77.
8. Бабичев И. В., Демина Д. С. Деятельность некоммерческих организаций в современных российских условиях: социолого-управленческий аспект // Социодинамика. 2020. № 2. С.24–34. – URL: https://e-notabene.ru/pr/article_32183.html. (дата обращения: 21.11.23).
9. Уханова Ю. В., Косыгина К. Е. Некоммерческий сектор в оценках населения региона: социально-демографический аспект // Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. – 2019. № 2. С.29–38.
10. Пак П. В. Общественное мнение о негосударственных некоммерческих организациях и осуществление ими общественного контроля // Журнал социальных исследований. 2021. Специальный выпуск 1. С. 214–223.
References
1. Frolova, T. I., & Gatilin, A. S. (2021). Social projects of municipal media as a tool for the development of local communities and territories: starting features. Questions of theory and practice of journalism, 10(3), 500-513. EDN WJGDQS. Retrieved from https://elibrary.ru/item.asp?id=47095777
2. Bakhmatova, T. G., & Khromenkova, A. E. (2021). Problems of information support for the activities of non-profit organizations in working with volunteers: general trends and case analysis. News of the Baikal State University, T. 31, 2, P. 230-240. EDN LYMHBL. Retrieved from https://elibrary.ru/item.asp?id=46324634
3. Kondrya, T. I. (2017). Features of the work of crisis centers with women victims of domestic violence. Baikal Research Journal, T. 8, 4. P. 7. – EDN YNLNZY. Retrieved from https://elibrary.ru/item.asp?id=32366279
4. Enakieva, E. A., & Anishchenko, K. L. (2021). Tools for PR promotion of non-profit organizations. Russia and the world: development of civilizations. Transformations of civilizational values in the modern world. Materials of the XI international scientific and practical conference. In 2 parts, P. 477.
5. Starshinova, A.V., & Borodkina, O.I. (2022). Strategies for sustainable socially-oriented NPOs: a mechanism for grant support. Economic and social changes: facts, trends, forecast, 15(5), 221–236.
6. Taraban, O. V., & Sedykh, O. G. (2023). Intersectoral interaction: assessment from the non-state sector. News of the Baikal State University, 33(1), 100–108.
7. Sharkov, F.I., Mikhailov, V.A., & Mikhailov, S.V. (2019). Public opinion: information and communication aspect. Communicology, 1, 66–77.
8. Babichev, I.V., & Demina, D.S. (2020). Activities of non-profit organizations in modern Russian conditions: sociological and managerial aspect. Sociodynamics, 2, 24–34. Retrieved from https://e-notabene.ru/pr/article_32183.html
9. Ukhanova, Yu. V., & Kosygina, K. E. (2019). Non-profit sector in estimates of the region’s population: socio-demographic aspect. Vestnik VGU. Series: Economics and management, 2, 29–38.
10. Pak, P. V. (2021). Public opinion about non-governmental non-profit organizations and their exercise of public control. Journal of Social Research, Special Issue 1, 214–223.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предметом исследования в представленной статье является анализ общественного мнения о деятельности некоммерческих организаций.
В качестве методологии предметной области исследования в данной статье были использованы теоретические методы, в том числе дескриптивный метод; метод категоризации; а также при подготовке статьи были использованы стандартизированный онлайн-опрос по авторской методике с последующим анализом полученных данных и вторичный анализ исследований по изучению общественного мнения о некоммерческих организациях (далее – НКО).
Актуальность статьи не вызывает сомнения, поскольку сейчас в России стало появляться очень много различных некоммерческих организаций, которые стараются обеспечивать жизненно важные функции для общества — социальные, образовательные, культурные. Фактически некоммерческий сектор взял на себя удовлетворение тех потребностей общества, которые остались неохваченными двумя другими секторами — коммерческим и государственным. В данных условиях исследование общественного мнения о функционировании данных организаций представляется достаточно актуальным, поскольку позволяет определить отношение населения к ним. Именно это восприятие и взгляд на работу НКО имеют значение, так как неразрывно связаны как с их репутацией и имиджем, так и с выстраиванием стратегий развития и информационной политики.
Научная новизна исследования заключается в проведении по авторской методике онлайн-опроса, включавшего в себя восемь вопросов, которые затрагивали следующие аспекты: социально-демографические характеристики респондентов, включая пол и возрастную группу; место проживания в конкретном регионе Российской Федерации; знакомство с некоммерческими организациями и уровень доверия к ним; участие в деятельности некоммерческих организаций; восприятие их влияния на жизнь города; и источники информации, через которые респонденты получают информацию о деятельности некоммерческих организаций. Всего в проведенном опросе участвовало 150 респондентов из трех различных регионов Российской Федерации: Иркутской области, Республики Бурятии и Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. В каждом из этих регионов было опрошено по 50 человек.
Статья написана языком научного стиля с грамотным использованием в тексте исследования изложения позиций известных ученых к изучаемой актуальной проблеме и анализом уже проведенных ими исследований, а также с применением терминов и дефиниций, характеризующих предмет исследования.
Структура выдержана с учетом основных требований, предъявляемых к написанию научных статей. Структура данного исследования включает введение, методы и результаты исследования, выводы и библиографию.
Содержание статьи отражает ее структуру. В частности, наиболее ценным является представленная в статье авторская методика, позволившая провести исследование, направленное на изучение представления и восприятия деятельности некоммерческих организаций обществом, а также сравнение результатов по трем разным регионам Российской Федерации: Иркутская область, Республика Бурятия, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра. Особое значение и научный интерес имеют рекомендации, сформулированные на основе результатов исследования и представленных выводов.
Библиография содержит 10 источников, включающих в себя отечественные периодические и непериодические издания.
В статье приводится описание и анализ исследований, проведенных рядом ученых, характеризующих различные аспекты общественного мнения о НКО, а также содержится апелляция к различным научным трудам и источникам, посвященных этой тематике, которая входит в круг научных интересов исследователей, занимающихся указанной проблематикой.
В представленном исследовании содержатся основные выводы, касающиеся предметной области исследования. В частности, отмечается, что более половины респондентов (65,3 %) осведомлены о действующих в их регионе некоммерческих организациях. Большинство российских граждан не проявляют доверия к некоммерческим организациям, и это наблюдается в разных регионах страны. Большинство участников опроса верно указали сферы деятельности некоммерческих организаций. Большинство респондентов считают, что деятельность некоммерческих организаций приносит какую-либо пользу обществу. Что касается источников информации, от которых население Российской Федерации получает сведения о деятельности некоммерческих организаций, следует отметить, что основными источниками являются «социальные сети», «средства массовой информации» и «знакомые, друзья и семья». Эти источники преобладают при передаче информации о работе некоммерческих организаций.
Материалы данного исследования рассчитаны на широкий круг читательской аудитории, они могут быть интересны и использованы учеными в научных целях, педагогическими работниками в образовательном процессе, руководством и работниками НКО, представителями СМИ, государственными и муниципальными служащими, профильными экспертами и аналитиками.
В качестве недостатков по данному исследованию следует отметить, что возможно было бы использовать современные зарубежные источники и включить их в библиографический список статьи. В тексте статьи результаты исследования можно было бы представить более наглядно, использовав рисунки и табличные формы. При оформлении библиографии особое внимание необходимо обратить на соблюдение требований ГОСТ для библиографических описаний в отношении источников в библиографическом списке, представляющих собой электронные ресурсы. Указанные недостатки не снижают высокой научной значимости самого исследования. Статью рекомендуется опубликовать.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.