Статья 'Практика участия студентов в конфликтах в социальных сетях (по материалам социологического исследования вузов г. Барнаула) ' - журнал 'Социодинамика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Социодинамика
Правильная ссылка на статью:

Практика участия студентов в конфликтах в социальных сетях (по материалам социологического исследования вузов г. Барнаула)

Ахмедова Ангелина Рустамовна

ассистент, кафедра общей социологии и конфликтологии, Алтайский государственный университет

656049, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Димитрова, 66, каб. 520

Akhmedova Angelina Rustamovna

Assistant, Department of General Sociology and Conflictology, Altai State University

656049, Russia, Altai Krai, Barnaul, Dimitrova str., 66, office 520

axmedovaangelina@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Чуканова Татьяна Викторовна

кандидат социологических наук

доцент, кафедра социальной и молодежной политики, Алтайский государственный университет

656011, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Димитрова, 66, оф. 515

Chukanova Tat'yana Viktorovna

PhD in Sociology

Associate Professor, Department of Social and Youth Policy, Altai State University

656011, Russia, Altai Krai, Barnaul, Dimitrova str., 66, office 515

chukanova@socio.asu.ru
Ваккер Полина Андреевна

преподаватель, кафедра социологии и конфликтологии, Алтайский государственный университет

656011, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Димитрова, 66, каб. 520

Vakker Polina Andreevna

Lecturer, Department of Sociology and Conflictology, Altai State University

656011, Russia, Altai Krai, Barnaul, Dimitrova str., 66, office 520

vpa@mc.asu.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Желдакова Арина Владимировна

студент, кафедра социологии и конфликтологии, Алтайский государственный университет

656049, Россия, Алтайский область, г. Барнаул, ул. Димитрова, 66, ауд. 520

Zheldakova Arina Vladimirovna

Student, Department of Sociology and Conflictology, Altai State University

656049, Russia, Altai region, Barnaul, Dimitrova str., 66, room 520

arina.zheldakova@gmail.com
Другие публикации этого автора
 

 
Медведева Маргарита Вячеславовна

студент, кафедра социологии и конфликтологии, Алтайский государственный университет

656049, Россия, Алтайский область, г. Барнаул, ул. Димитрова, 66, оф. 520

Medvedeva Margarita Vyacheslavovna

Student, Department of Sociology and Conflictology, Altai State University

656049, Russia, Altai region, Barnaul, Dimitrova str., 66, office 520

margaritochkamed@gmail.com
Другие публикации этого автора
 

 
Макамов Данил Холмиродович

студент, кафедра социологии и конфликтологии, Алтайский государственный университет

656049, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Червонная, 5

Makamov Danil Kholmirodovich

Student, Department of Sociology and Conflictology, Altai State University

656049, Russia, Altai Krai, Barnaul, Chervonnaya str., 5

migelion2020@gmail.com

DOI:

10.25136/2409-7144.2024.2.69128

EDN:

NKQMCW

Дата направления статьи в редакцию:

22-11-2023


Дата публикации:

29-11-2023


Аннотация: В современном мире имеет место значительное число столкновений в Интернет-пространстве, которые встречаются не только в личном общении онлайн, но и на различных социальных сетях с большим количеством участников. Практически любая социальная сеть, в которой поддерживается функция обсуждения, комментирования предоставляемой информации, позволяет наблюдать ряд предконфликтных и конфликтных ситуаций. Несмотря на то, что пространство, в котором происходит общение, виртуальное, последствия от конфликтов в нем могут быть более чем реальные, причем как для отдельной личности, так и для ряда участников. Конфликтные ситуации могут оказывать влияние на повседневную жизнь оппонентов и в совокупности воздействовать на социальные процессы в обществе. В своей работе автор углубленно изучает природу возникновения конфликтов в социальных сетях. Исследование было реализовано посредством количественного метода сбора информации – опроса в форме анкетирования. Генеральную совокупность исследования составили студенты г. Барнаула, являющиеся пользователями социальных сетей. Исследование проводилось с использованием выборочного метода. Выборочная совокупность составляет 367 респондентов. Объём выборки определился возможностями исследователя. Была использована одноступенчатая выборка, единицей отбора выступали конкретные студенты. По результатам исследования были сделаны следующие выводы. Во-первых, подавляющее большинство студентов используют социальные сети каждый день, однако только половина из них участвовала или участвует в конфликтах на их территории. Во-вторых, студенты чаще всего конфликтуют в социальных сетях с незнакомыми людьми и в комментариях сообществ. В-третьих, одной из важных проблем социальных сетей все еще остается троллинг. Значительная часть (опрошенных) студентов становились жертвами троллей. В-четвертых, большинство конфликтов в социальных сетях, в которых участвуют студенты, непродолжительны и происходят посредством словесных дебатов. В-пятых, большинство студентов выбирают более «миролюбивую» стратегию поведения. В-шестых, многие студенты определяют начало конфликта в социальной сети по негативным эмоциям от взаимодействия и главной особенностью описываемых конфликтов считают наличие физической дистанции.


Ключевые слова:

молодежная политика, социальный институт, Конфликт, социальные сети, студенческая молодежь, социальные процессы, социологическое исследование, кипербуллинг, социологические науки, общественное мнение

Abstract: In the modern world, there is a significant number of collisions in the Internet space, which occur not only in interpersonal communication online, but also on various social networks with a large number of participants. Almost any social network that supports the function of discussion, commenting on the information provided, allows you to observe a number of pre-conflict and conflict situations. Despite the fact that the space in which communication takes place is virtual, the consequences of conflicts in it can be more than real, both for an individual and for a number of participants. Conflict situations can have an impact on the daily life of opponents and collectively affect social processes in society. In his work, the author studies in depth the nature of conflicts in social networks. The study was implemented through a quantitative method of collecting information – a survey in the form of a questionnaire. The general totality of the study was made up of students from Barnaul who are users of social networks. The study was conducted using a selective method. The sample totals 367 respondents. The sample size was determined by the capabilities of the researcher. A single-stage sampling was used, the selection unit was specific students. According to the results of the study, the following conclusions were made. Firstly, the vast majority of students use social networks every day, but only half of them have participated or are involved in conflicts. Secondly, students most often conflict on social networks with strangers and in community comments. Thirdly, trolling is still one of the important problems of social networks. A significant part of the (interviewed) students became victims of trolls. Fourth, most of the conflicts in social networks in which students participate are short-lived and occur through verbal debates. Fifth, most students choose a more "peaceful" behavior strategy. Sixth, many students determine the beginning of a conflict in a social network by negative emotions from interaction and consider the presence of physical distance to be the main feature of the described conflicts.


Keywords:

youth policy, social institute, Conflict, social network, student youth, social processes, sociological research, cyberbullying, sociological sciences, public opinion

Введение

В современном мире имеет место значительное число столкновений в Интернет-пространстве, которые встречаются не только в личном общении онлайн, но и на различных социальных сетях с большим количеством участников. Практически любая социальная сеть, в которой поддерживается функция обсуждения, комментирования предоставляемой информации, позволяет наблюдать ряд предконфликтных и конфликтных ситуаций. Несмотря на то, что пространство, в котором происходит общение, виртуальное, последствия от конфликтов в нем могут быть более чем реальные, причем как для отдельной личности, так и для ряда участников. Конфликтные ситуации могут оказывать влияние на повседневную жизнь оппонентов и в совокупности воздействовать на социальные процессы в обществе.

Особый интерес представляет исследование участия студентов в конфликтах в социальных сетях, так как они являются одной из самых многочисленных групп пользователей и представляют собой мощный потенциал для развития общества. В данной статье представлено описание практик участия студентов г. Барнаула в конфликтах в социальных сетях.

Научная разработанность проблемы

Для начала рассмотрим само понятие конфликта в социальных сетях. Стоит сразу сделать оговорку, что на данный момент не существует общепринятых определений данного понятия. Для того, чтобы все же определиться с его содержанием, разобьем его на две части – «конфликт» и «социальная сеть».

В своей работе «Социализация молодежи в условиях деятельности социальных сетей» Фокина Е.С. пишет, что социальная сеть – это интерактивная многопользовательская платформа, наполняющаяся самими участниками сети. [1] Отсюда можем выделить первую особенность социальной сети – наполняемость ее пользователями.

Дмитриева Ю.Н. выделяет еще некоторые особенности социальной сети. Обязательное создание профиля пользователя, в котором требуется указать как можно больше информации о себе (ФИО, место рождения, место проживания, дату рождения, род деятельности, образование, увлечения и т.д.). [2] Однако далеко не во всех социальных сетях это является необходимым критерием. Пользователи могут придумать себе «фейковое» имя и фамилию, указать ненастоящее место учебы и работы и так далее. Таким образом, пользователь получает возможность анонимности в сети. Данилова А.С. выделяет две причины обезличивания профилей в социальной сети. Во-первых, меньше вероятность быть узнанным, а значит, меньше вероятность привлечения к ответственности за свои слова. Во-вторых, обезличенный профиль менее подвержен ответным реакциям и оскорблениям, потому что пустой аккаунт просто не за что притянуть к взаимным оскорблениям [3].

Функция добавления «друзей» пользователя. Большинство «друзей» – реальные друзья пользователя, родственники, коллеги по работе, одноклассники. [2] Да, это имеет место быть, однако все зависит от предпочтений человека. Некоторые пользователи могут добавлять в друзья совершенно незнакомых людей, преследуя различные цели, не всегда благородные.

Социальная сеть является многопользовательским веб-сайтом, располагающим широким спектром возможностей для обмена информацией (возможность загружать фото, видео, музыку, создавать группы, сообщества, встречи, отмечать местоположение на карте и многое другое). И возможности таких сервисов постоянно расширяются [2]. Да, действительно, в сети свободно можно делиться своим творчеством, создавать группы по интересам, организовывать встречи и так далее. А теперь посмотрим на это немного с другой стороны – пользователи, вкусы и ценности которых весьма и весьма разнообразны, собрались в одном интернет – пространстве и высказывают свое мнение относительно различных вещей.

Рассмотрим также психологические особенности коммуникации в социальных сетях, которые упоминает в своем труде «Психология коммуникации» Гулевич О.А. Это, во-первых, повышенная вербальная активность, вызванная практически полным исчезновением коммуникативных барьеров живого общения. [4] И действительно, в социальной сети шанс возникновения технических, фонетических и пространственно-временных барьеров значительно ниже, чем в реальной жизни.

Во-вторых, разорванность, мозаичность коммуникации; люди, участвующие в быстрой коммуникации, при отсутствии визуальной и слуховой информации совершают короткие и эгоцентрические коммуникативные акты. [4] Это можно наблюдать на примере переписок многих пользователей в личных чатах. Большинство сообщений весьма короткие и обрывистые.

В-третьих, это специфический этикет общения, новый язык. [4] Легкость интернет-коммуникации приводит к тому, что многие правила вежливости утрачиваются, классические «доброе утро, добрый день» зачастую упускаются, и собеседник переходит сразу к сути того, что хотел сообщить.

В-четвертых, это эмоциональность общения: пытаясь восполнить недостаток невербальной коммуникации, пользователи часто пишут сообщения, включающие в себя emoji (слова и значки, обозначающие эмоции); – эмоциональное состояние во время общения. Опыт «потока», который отличают следующие особенности: погруженность в деятельность, смена объекта деятельности, чувство удовольствия, потеря ощущения времени, чувство контроля над ситуацией. [4] Трудно представить, что, учитывая вышеперечисленные особенности социальных сетей и особенности коммуникации в них, подобное общение может обойтись без конфликтов.

Далее определим понятие конфликта в целом. Известные ученые Анцупов А.Я. и Шипилов А.И. полагают, что конфликт – это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.[5]

Козырев Г.И., считает, что конфликт — это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.[6] По мнению профессора Запрудского Ю.Г., конфликт — это явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных объектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку.[7]

Анализируя данные определения, можно увидеть, что в каждом из них конфликт является противодействием, противоборством, возникающим вследствие некоторых (значимых) противоречий. Как уже упоминалось выше, потенциальных противоречий пользователей социальной сети множество – различные вкусы в искусстве, творчестве, взгляде на какие-либо новости и так далее.

Необходимо также дать определение рассматриваемому виду конфликта, а именно конфликту в социальной сети. Итак, конфликт в социальной сети - это острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия в интерактивной многопользовательской платформе, заключающийся в противодействии субъектов конфликта посредством виртуального общения.

Конфликт в социальной сети обладает рядом особенностей, обусловленных спецификой интернет-коммуникации и социальных сетей. Первая из них - наличие физической дистанции между оппонентами. Это приводит к тому, что конфликтное взаимодействие происходит в основном в словесной форме, не перерастая в драку. Следующая особенность – ускорение времени взаимодействия и сокращение времени конфликта. В какой-то степени это делает конфликты в социальных сетях менее деструктивными для участников, минимизирует психологический и моральный урон.

На данный момент не существует общепринятой классификации конфликтов в социальных сетях. Некоторые ученые, однако, выделяют следующие особые виды: кибербуллинг и троллинг. Необходимость их отдельного изучения обусловлена тем, что участие в них наносит весьма серьезный урон пользователям социальных сетей.

Кибербуллинг – это молодой подвид конфликта, который еще не до конца изучен и не обоснован. Кибербуллинг актуален тем, что ни один человек, имеющий доступ к социальным сетям, не может быть застрахован от него. Гречкина А.А. в своей статье «Кибербуллинг как современная угроза психологическому здоровью личности» отмечает главную особенность кибербуллинга: использование широкого спектра интернет – технологий и сервисов, которые являются отличительной особенностью данного вида конфликта [8]. Бочавер А.А., Хломов К.Д. в статье «Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий» говорят о такой особенности кибербуллинга, как анонимность: в киберпространстве преследователь анонимен, и жертва не имеет ни малейшего понятия о его личности [9].

Само понятие «кибербуллинг» дословно переводится как «интернет-травля», то есть травля в пределах интернет – пространства. Однако, несмотря на ограниченность интернет – пространством, данный конфликт может стать достоянием всего мира, в отличие от обычного конфликта, поскольку в современном мире интернет является основным ресурсом по доступу к информации.

Модель кибербуллинга очень проста: жертва и преследователь, объединенные киберпространством. Цель преследователя – оказание психологического давления на жертву, дестабилизация ее психического состояния. Данная цель может осуществляться с помощью нескольких способов: оскорбления, касающиеся непосредственно личности жертвы; домогательства, которые носят систематический характер, характеризуются своей продолжительностью и, как правило, имеют целенаправленный характер; распространение слухов, ложной информации, целью которых является очернение личности, ее дискредитация; публичное разглашение личной информации, компрометирующей личность; открытая угроза физической или сексуальной расправы [10].

Далее рассмотрим понятие троллинга. По мнению Р. А. Внебрачных, «троллинг» - вид виртуальной коммуникации с нарушением этики сетевого взаимодействия, выражающейся в виде проявления различных форм агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения. [11] Троллинг можно назвать настоящим социальным феноменом: «троллями не рождаются, троллями становятся» в результате формирования девиантного поведения в процессе воспитания, совершенствования навыков агрессивной и провокационной киберкоммуникации. Субъектами и объектами троллинга выступают отдельные личности или социальные группы, общение между которыми происходит в киберпространстве.

Отношение же к троллингу в сети неоднозначно: одни пользователи крайне негативно высказываются по этому поводу, другие – советуют получать удовольствие от общения с сетевым троллем, а кто-то высказывает методы борьбы с троллингом. Троллинг, однако, может не только снижать настроение, но и наносить травмы психике, лишать свободы творчества и самовыражения, а также дискредитировать человека в глазах окружающих.

Далее рассмотрим этапы конфликта в социальной сети. Итак, рассматриваемые конфликты включают в себя те же этапы, что и реальные конфликты, а именно предконфликт, собственно конфликт и послеконфликтная ситуация.

Латентные части конфликта (предконфликт и послеконфликтная ситуация), однако, обладают в них определенными особенностями, обусловленными спецификой интернет-коммуникации. И первая из них – это некоторая редуцированность, вызванная разорванностью и мозаичностью интернет-коммуникации, а также отсутствием не визуальных каналов восприятия. Вторая особенность касается непосредственно послеконфликтной ситуации. В конфликте в социальной сети последствий, при отсутствии тесных социальных отношений, для участников конфликта меньше, в том плане, что эти отношения не смогут ухудшиться. Однако из-за недостатка информации друг о друге, участники конфликта в Интернете могут нанести слишком серьёзный ущерб друг другу, не подозревая, что оппонент может тяжело перенести тот или иной поступок в рамках конфликта.

Таким образом, можно говорить о том, что конфликты в социальных сетях обладают своими особенностями, обусловленными спецификой социальных сетей и интернет-общения. Виды таких конфликтов схожи с видами реальных конфликтов, однако особого внимания заслуживают такие подвиды, как кибербуллинг и троллинг ввиду своей разрушительности для пользователей. Этапы конфликта в социальных сетях те же, что у реальных конфликтов, однако обладают рядом особенностей.

Методика и методы исследования

На основе понимания конфликта в социальных сетях как острого способа разрешения значимых противоречий была разработана методика и проведено социологическое исследование среди студентов г. Барнаула, целью которого явилось описание практик участия студентов в конфликтах в социальных сетях. Исследование было реализовано посредством количественного метода сбора информации - опроса в форме анкетирования.

Генеральную совокупность исследования составили студенты г. Барнаула, являющиеся пользователями социальных сетей. Исследование проводилось с использованием выборочного метода. Выборочная совокупность составляет 367 респондентов. Объём выборки определился возможностями исследователя. Была использована одноступенчатая выборка, единицей отбора выступали конкретные студенты. Тип выборки - целенаправленная.

Результаты исследования

Для исследования была разработана анкета, содержащая в себе следующие блоки вопросов: общие характеристики участия, источники конфликтов, модели поведения в конфликте, последствия конфликтов, субъективная оценка респондентов относительно конфликтов в социальных сетях.

Первый блок анкетного опроса содержал вопросы, позволяющие выяснить, какие социальные сети предпочитают студенты, как часто и для чего их используют, а также как часто они становятся участниками конфликтов на их просторах.

Для того, чтобы выяснить, какие социальные сети и как часто предпочитают использовать студенты, им были заданы вопросы «Какие социальные сети вы используете наиболее часто?» и «Как часто вы используете социальные сети?». Исследование показало, что наиболее часто студенты используют Telegram (52,6%), на втором месте по частоте Вконтакте (41,2%). Это может объясняться тем, что данные социальные сети наиболее удовлетворяют потребности пользователей в общении и развлечении. На последнем месте Instagram (4,4%), и всего 1.8% опрошенных не пользуются социальными сетями вообще.

Среди тех, кто все же пользуется социальными сетями, практически все делают это каждый день (99,1%) и лишь небольшая часть – 4-6 раз в неделю (0,9%). Данная картина говорит о весьма большой популярности социальных сетей у студентов.

Рис. 1 Распределение ответов респондентов на вопрос «Для чего вы чаще всего используете социальные сети?» (в процентах к числу ответивших)

Далее с помощью вопроса «Для чего вы чаще всего используете социальные сети?» было выявлено следующее распределение: для общения – 50% опрошенных, для досуга – 21,1%, для чтения новостей и получения новой информации – 21,9% и 9% - для чего-то другого. Это говорит о том, что общение в интернете стало одним из наиболее популярных способов коммуникации для студентов. Было бы логично предположить, что в таком случае многие из опрошенных вступают в процессе такого общения в конфликты в социальных сетях, однако исследование показало немного другую картину.

Таблица 1. Распределение ответов респондентов на вопрос «Как часто вы становитесь участником конфликта в социальных сетях?» (в процентах к числу ответивших)

Вариант ответа

% ответивших

Практически каждый день

2.6

Не более 3-4 раз в неделю

3.5

1-2 раза в неделю

5.3

Не более пары раз в месяц

16.7

Несколько раз в год

23.7

Не участвую в таких конфликтах

48.2

Распределение ответов на вопрос «Как часто вы становитесь участником конфликта в социальных сетях?» показало, что практически половина (48,2%) пользователей социальных сетей не участвуют в конфликтах в них вообще, 23,7% участвуют с частотой несколько раз в год, 16,7% - не более пары раз в месяц, 5,3% - 1-2 раза в неделю, 3,5% - не более 3-4 раз в неделю и только 2,6% практически каждый день. Таким образом, студенты не так уж часто становятся участниками конфликтов в социальных сетях.

Анализируя первый блок вопросов, можно сделать следующие выводы. Во-первых, большинство студентов используют социальные сети весьма часто и в основном делают это для общения. Несмотря на то, что студенты активно общаются в социальных сетях, конфликты у практически половины из них не возникают, а если и возникают, то весьма редко.

Дальнейшие вопросы анкеты были направлены на выявление источников конфликтов в социальных сетях.

Рис. 2 Распределение ответов респондентов на вопрос «С кем вы чаще всего вступаете в конфликт?» (в процентах к числу ответивших)

Распределение ответов на вопрос «С кем вы чаще всего вступаете в конфликт?» выглядит следующими образом: большинство опрошенных (67,8%) конфликтует с незнакомыми людьми, пятая часть – с друзьями, 5,1% - с родственниками и 6,8% - с коллегами или одногруппниками. Такая ситуация неудивительна, ведь в социальных сетях взаимодействуют друг с другом множество людей с разными взглядами и предпочтениями, что не может не приводить к конфликтам.

Далее было выявлено, в какой части социальной сети чаще всего начинаются конфликты, в которых участвуют опрошенные. Большинство из них зарождаются в комментариях в группах (61%), чуть более трети – в личных сообщениях (37,3%) и всего 1,7% - в записях на стене конкретного профиля. Это, опять же, может объясняться тем, что в группах взаимодействуют пользователи с различными взглядами на публикуемые новости, что и приводит к столкновениям.

Рис. 3 Распределение ответов респондентов на вопрос «Становились ли вы жертвой троллинга?» (в процентах к числу ответивших)

Немаловажным в исследовании было определение того, становились ли пользователи жертвой троллинга. Были получены следующие результаты: большинство ответивших (40,7%) не попались не уловки тролля, практически такая же часть попадалась несколько раз, 16,9% затрудняются ответить на этот вопрос и всего 5,1% становились жертвой тролля часто. На результаты ответа на данный вопрос могло повлиять размытое определение того, что же можно считать троллингом.

По результатам данного блока вопроса сделаны следующие выводы. Во-первых, студенты чаще всего конфликтуют в социальных сетях с незнакомыми людьми и в комментариях сообществ. Во-вторых, треть студентов становились жертвами троллей, однако не так уж часто.

Следующий блок вопросов был направлен на определение моделей поведения в конфликтах в социальных сетях, которых придерживаются респонденты. Для выявления длительности конфликтов и способа противостояния были заданы вопросы «Как долго обычно длится конфликт в социальных сетях?» и «Посредством чего происходит противостояние?».

Таблица 2. Распределение ответов респондентов на вопрос «Как долго обычно длится конфликт в социальных сетях?» (в процентах к числу ответивших)

Вариант ответа

% ответивших

Несколько минут

32.2

Не более пары часов

39.0

Не более дня

22.0

Несколько дней и более

6.8

По распределению ответов на данные вопросы можно сказать следующее: большинство конфликтов длятся не более пары часов (39%), чуть меньше – несколько минут (32,2%), примерно четверть – не более дня (22%) и всего 6,8% - несколько дней и более. Такие результаты говорят о скоротечности большинства конфликтов в социальных сетях.

Далее было выявлено, посредством чего происходит противостояние в конфликте в социальной сети. Результаты следующие: подавляющая часть опрошенных конфликтуют через словесные дебаты (84,7%) и оскорбления (57,6%) и только 10,2% - через личные встречи. Действительно, интернет весьма ограничивает набор возможных способов противостояния в конфликте, и основным из них становятся дебаты.

Таблица 3. Распределение ответов респондентов на вопрос «Стараетесь ли вы избегать обострения конфликтов?» (в процентах к числу ответивших)

Вариант ответа

% ответивших

Да

47.5

Скорее да, чем нет

32.2

Скорее нет, чем да

11.9

Нет

8.5

Следующие два вопроса позволили определить, какая часть опрошенных предпочитает избегать обострения конфликта, а какая, напротив, провоцирует другого на конфликт. По результатам ответов выяснилось, что большинство опрошенных старается избегать обострения конфликта (47,5%), почти треть больше стремится к этому, чем не стремится, и 20,4% в сумме не стремятся или скорее не стремятся к этому. Такое распределение говорит о весьма миролюбивом настроении тех опрошенных, кто все же по какой-то причине становится участником конфликтов в социальных сетях.

Распределение ответов на вопрос «Как часто вы пытаетесь спровоцировать другого человека на конфликт?» позволило выяснить, что большинство опрошенных не пытаются спровоцировать другого человека на конфликт, чуть менее половины делают это иногда и всего 3,4% делают это почти всегда или всегда. Это еще раз подтверждает «миролюбивую настроенность» конфликтующих в социальных сетях.

По результатам данного блока можно сделать вывод о том, что большинство конфликтов в социальных сетях непродолжительны и происходят посредством словесных дебатов. Можно также отметить, что большинство студентов стараются избежать обострения конфликта и не провоцируют других на него.

Еще один блок вопросов был направлен на определение того, какие последствия могут иметь конфликты в социальных сетях. Первый их них позволил выявить, перетекали ли конфликты в социальных сетях в конфликты в реальной жизни. Выяснилось, что большинство опрошенных не отмечали перетекание интернет-конфликта в конфликт в реальной жизни (62,7%), примерно у трети иногда наблюдалось такое (30,5%) и только у 6,8% это было весьма часто. Такие результаты позволяют сделать вывод о том, что зачастую конфликт, зарождающийся в социальной сети, ей и ограничивается, что в большинстве своем хорошо для его участников.

Рис. 4 Распределение ответов респондентов на вопрос «Какие эмоции Вы испытываете после завершения конфликта?» (в процентах к числу ответивших)

Следующий вопрос позволил определить, какие эмоции респонденты испытывают после завершения конфликта в социальных сетях. Можно увидеть, что большинство из них испытывают раздражение и злость (45,8%), примерно треть не испытывает никаких эмоций (33,9%) и чуть меньше – радость и удовлетворение (30,5%). Испуг и панику чувствуют 18,6% опрошенных. Можно сделать вывод о том, что большинство участников конфликтов в социальных сетях не получают от них приятных эмоций.

В исследовании также был вопрос, направленный на определение того, изменилось ли отношение опрошенных к социальным сетям после участия в конфликтах на их территории. Было выявлено, что у большинства оно не изменилось (84,7%) и только у 15,3% изменилось в худшую сторону. Такие результаты могут говорить о том, что конфликты – недостаточная причина для изменения отношения к такой привычной и популярной у студентов вещи, как социальные сети.

Данный блок вопросов позволяет говорить о том, что большинство конфликтов в социальных сетях остаются в пределах самой социальной сети. Такие конфликты зачастую вызывают у участников раздражение и злость, однако это не меняет их отношение к социальным сетям.

Завершающий блок вопросов был направлен на выявление субъективной оценки респондентов относительно конфликтов в социальных сетях. Первый вопрос позволил выяснить, видят ли студенты взаимосвязь между уровнем анонимности человека и уровнем его конфликтности в социальных сетях.

Большинство опрошенных (83,3%) полагают, что чем выше анонимность, тем выше конфликтность; 15,8% считают, что анонимность и конфликтность не связаны; только 0,9% видят обратную связь между уровнем анонимности и конфликтности. Действительно, когда человек уверен, что его оппонент не знает его истинную личность, он может вести себя более конфликтно, ощущая свою безнаказанность.

У следующего вопроса «По каким признакам можно определить, что вы вступили в конфликт?» наблюдается такое распределение ответов: 93% отмечают негативные эмоции от взаимодействия, 46,5% - использование нецензурных выражений собеседником и 23,7% - повышенную активность собеседника. Таким образом, главным маркером вступления в конфликт для большинства опрошенных являются именно эмоции, возникающие от общения.

Таблица 4. Распределение ответов респондентов на вопрос «Что отличает конфликт в социальных сетях от реального конфликта?» (в процентах к числу ответивших)

Вариант ответа

% ответивших

Наличие физической дистанции

73.7

Отсутствие не визуальных каналов восприятия

47.4

Ускорение времени взаимодействия и сокращение времени конфликта

37.7

Анонимность

57.9

Другое

0

Итого

143

Завершающий вопрос был направлен на выявление отличий конфликта в социальных сетях от реального конфликта. На вопрос «Что отличает конфликт в социальных сетях от реального конфликта?» были получены следующие ответы: 73,7% опрошенных отмечают наличие физической дистанции, 57,9% - анонимность, 47,4% - отсутствие не визуальных каналов восприятия и 37,7% - ускорение времени взаимодействия и сокращение времени конфликта. Таким образом, важнейшей особенностью конфликтов в социальных сетях для студентов является именно наличие физической дистанции, и с этим трудно не согласиться. Такой фактор, как дистанция между собеседниками, весьма сильно влияет на протекание конфликта.

Анализируя ответы данного блока, можно сказать о том, что большинство студентов видят связь между уровнем анонимности и конфликтности в социальных сетях, определяют начало конфликта по негативным эмоциям от взаимодействия и главной особенностью описываемых конфликтов считают наличие физической дистанции.

Выводы

На основе анализа данных по основным показателям, характеризующим практику участия студентов в конфликтах в социальных сетях, были сделаны следующие выводы.

Во-первых, подавляющее большинство студентов используют социальные сети каждый день, однако только половина из них участвовала или участвует в конфликтах на их территории. У тех, кто все же участвует в таких конфликтах, это случается довольно редко.

Во-вторых, студенты чаще всего конфликтуют в социальных сетях с незнакомыми людьми и в комментариях сообществ. Столкновение людей с различными взглядами зачастую может приводить к конфликтам.

В-третьих, одной из важных проблем социальных сетей все еще остается троллинг. Значительная часть (опрошенных) студентов становились жертвами троллей.

В-четвертых, большинство конфликтов в социальных сетях, в которых участвуют студенты, непродолжительны и происходят посредством словесных дебатов. Это связано в первую очередь с тем, что интернет весьма ограничивает набор возможных способов противостояния в конфликте.

В-пятых, большинство студентов выбирают более «миролюбивую» стратегию поведения: они стараются избежать обострения конфликтов в социальных сетях и не провоцируют других на них.

В-шестых, раздражение и злость, которые большинство студентов ощущают после конфликта в социальных сетях, не меняют их отношение к самим социальным сетям.

В-седьмых, многие студенты определяют начало конфликта в социальной сети по негативным эмоциям от взаимодействия и главной особенностью описываемых конфликтов считают наличие физической дистанции.

Хотелось бы также отметить, что исследований конфликтов в социальных сетях на данный момент существует весьма и весьма мало, что обусловлено относительно недавним появлением интернета и в частности социальных сетей. Однако такие исследования необходимы, ведь они позволят снизить уровень конфликтности в социальных сетях, а также минимизировать или полностью устранить такие явления, как кибербуллинг и троллинг. В любом случае, пользователям социальных сетей, и не только студентам, стоит быть осторожными при использовании интернета и делать все для защиты своей безопасности.

Библиография
1. Фокина Е.С. Социализация молодежи в условиях деятельности социальных сетей // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. №10.
2. Дмитриева Ю.Н. Психологические причины конфликта в социальных сетях // Проблемы социальной зрелости современной молодежи: материалы международного семинара молодых ученых и аспирантов / Редколлегия: Н.А. Коваль. – Тамбов: Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, 2013. – С. 292-296.
3. Данилова А.С. Конфликты в социальных сетях // Конфликты в образовании и социальной сфере: теоретические и прикладные аспекты: материалы 1-й Международной научно-практической конференции. / отв. ред.: Яковец Д. А. – Астрахань: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Астраханский государственный университет", 2018. – С. 29-34.
4. Гулевич О.А. Психология коммуникации. – М: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. – 384 с.
5. Анцупов А. Я. Конфликтология: учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 551 с.
6. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: Учеб. пособие для студ. высш. Учеб. Заведений / Г.И. Козырев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 176 с.
7. Запрудский Ю.Г.Социальный конфликт (политологический анализ). Ростов-на-Дону, 1992. – 41 с.
8. Гречкина А.А. Кибербуллинг как современная угроза психологическому здоровью личности // Психологическое здоровье личности: теория и практика: сборник научных трудов по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. / отв. ред. И. В. Белашева. – Ставрополь: Издательство Северо-Кавказского федерального университета, 2015. – C. 184-186.
9. Бочавер Александра Алексеевна, Хломов Кирилл Даниилович Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий // Психология. Журнал ВШЭ. 2014. №3.
10. Кувшинова А.А. Конфликты в социальных сетях: кибербуллинг // Актуальные проблемы современной психологии и педагогики. – Нефтекамск: Научно-исследовательский центр «Мир науки», 2017. – С. 52-60.
11. Внебрачных Р. А. Троллинг как форма социальной агрессии в виртуальных сообществах // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2012. №1.
References
1. Fokina, E.S. (2021). Socialization of youth in conditions of activity of social networks. Humanities, socio-economic and social sciences, 10.
2. Dmitrieva, Yu.N. (2013). Psychological causes of conflict in social networks. Yu.N. Dmitrieva. Problems of social maturity of modern youth: materials of the international seminar of young scientists and graduate students. Editorial Board: N.A. Koval. Tambov: Tambov State University named after G.R. Derzhavin, 292-296.
3. Danilova, A.S. (2018). Conflicts in social networks. Conflicts in education and the social sphere: theoretical and applied aspects: materials of the 1st International Scientific and Practical Conference.. ed.: Yakovets D. A. Astrakhan: Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education "Astrakhan State University", 29-34.
4. Gulevich, O.A. (2022). Psychology of communication. O.A. Gulevich. Moscow: NOU VPO Moscow Psychological and Social Institute.
5. Antsupov, A. Ya. (2022). Conflictology: textbook for universities. A. Ya. Antsupov, A. I. Shipilov. Moscow. UNITY.
6. Kozyrev, G.I. (2021). Introduction to conflictology: Textbook for students. higher. Studies. Institutions. G.I. Kozyrev. Moscow. Humanit. publishing house. VLADOS center.
7. Zaprudsky, Yu.G. (2022). Social conflict (political analysis). Yu.G. Zaprudsky-Rostov-on-Don, 41.
8. Grechkina, A.A. (2020). Cyberbullying as a modern threat to the psychological health of the individual. A.A. Grechkina. Psychological health of the individual: theory and practice: collection of scientific papers based on the materials of the II All-Russian Scientific and Practical Conference. Ed. by I. V. Belashev. Stavropol: Publishing House of the North Caucasus Federal University, 184-186.
9. Bochaver Alexandra Alekseevna, Khlomov Kirill Daniilovich. (2014). Cyberbullying: harassment in the space of modern technologies. Psychology. HSE Journal, 3.
10. Kuvshinova, A.A. (2017). Conflicts in social networks: cyberbullying. Actual problems of modern psychology and pedagogy. Neftekamsk: Mir Nauki Research Center, 52-60.
11. Extramarital, R. A. (2022). Trolling as a form of social aggression in virtual communities. Bulletin of the Udmurt University. The series "Philosophy. Psychology. Pedagogy", 1.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предметом исследования в представленной статье является практика участия студентов в конфликтах в социальных сетях.
В качестве методологии предметной области исследования в данной статье были использованы теоретические методы, в том числе дескриптивный метод; метод категоризации; метод анализа, а также при подготовке статьи была использована авторская методика для проведения социологическое исследование среди студентов для описания практик участия студентов в конфликтах в социальных сетях. Исследование было реализовано посредством количественного метода сбора информации - опроса в форме анкетирования. Кроме того, применен выборочный метод.
Актуальность статьи не вызывает сомнения, поскольку в современном мире имеет место значительное число столкновений в Интернет-пространстве, которые встречаются не только в личном общении онлайн, но и на различных социальных сетях с большим количеством участников. Практически любая социальная сеть, в которой поддерживается функция обсуждения, комментирования предоставляемой информации, позволяет наблюдать ряд предконфликтных и конфликтных ситуаций. Несмотря на то, что пространство, в котором происходит общение, виртуальное, последствия от конфликтов в нем могут быть более чем реальные, причем как для отдельной личности, так и для ряда участников. Конфликтные ситуации могут оказывать влияние на повседневную жизнь оппонентов и в совокупности воздействовать на социальные процессы в обществе. Такая ситуация начинает становиться объективной реальностью в современном социуме.
Научная новизна исследования заключается в проведении по авторской методике социологического исследования среди студентов г. Барнаула, целью которого явилось описание практик участия студентов в конфликтах в социальных сетях. Генеральную совокупность исследования составили студенты г. Барнаула, являющиеся пользователями социальных сетей. Выборочная совокупность составляет 367 респондентов.
Статья написана языком научного стиля с очень грамотным использованием в тексте исследования изложения позиций известных ученых к изучаемой актуальной проблеме, а также с приведением терминов и дефиниций, характеризующих предмет исследования.
Структура выдержана с учетом основных требований, предъявляемых к написанию научных статей. Структура данного исследования включает введение, научную разработанность проблемы, методику и методы исследования, результаты исследования, выводы и библиографию.
Содержание статьи отражает ее структуру. В частности, наиболее ценным является представленная в статье авторская методика, позволившая провести исследование с помощью анкеты, содержащей в себе следующие блоки вопросов: общие характеристики участия, источники конфликтов, модели поведения в конфликте, последствия конфликтов, субъективная оценка респондентов относительно конфликтов в социальных сетях.
Библиография содержит 11 источников, включающих в себя отечественные периодические и непериодические издания.
В статье приводится описание различных позиций и точек зрения известных ученых, характеризующих различные аспекты участия студентов в конфликтах в социальных сетях, а также содержится апелляция к различным научным трудам и источникам, посвященных этой тематике, которая входит в круг научных интересов исследователей, занимающихся указанной проблематикой.
В представленном исследовании содержатся основные выводы, касающиеся предметной области исследования. В частности, отмечается, что исследований конфликтов в социальных сетях на данный момент существует весьма и весьма мало, это обусловлено относительно недавним появлением интернета и в частности социальных сетей. Однако такие исследования необходимы, ведь они позволят снизить уровень конфликтности в социальных сетях, а также минимизировать или полностью устранить такие явления, как кибербуллинг и троллинг. В любом случае, пользователям социальных сетей, и не только студентам, стоит быть осторожными при использовании интернета и делать все для защиты своей безопасности.
Материалы данного исследования рассчитаны на широкий круг читательской аудитории, они могут быть интересны и использованы учеными в научных целях, педагогическими работниками в образовательном процессе, руководством и администрацией образовательных организаций, организациями по работе с молодежью, государственными и муниципальными служащими, профильными экспертами, конфликтологами и аналитиками.
В качестве пожелания и рекомендации по данному исследованию следует отметить, что возможно было бы использовать современные зарубежные источники и включить их в библиографический список статьи. Данная рекомендация не снижает высокой научной значимости самого исследования. Статью рекомендуется опубликовать.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.