Статья 'Социально-экономические аспекты уровня жизни пенсионеров (На примере Республики Башкортостан)' - журнал 'Социодинамика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Социодинамика
Правильная ссылка на статью:

Социально-экономические аспекты уровня жизни пенсионеров (На примере Республики Башкортостан)

Кадыров Салават Хисматович

кандидат экономических наук

старший научный сотрудник, ИСЭИ УФИЦ РАН

450045, Россия, республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Проспект Октября, 71

Kadyrov Salavat Khismatovich

PhD in Economics

Senior Researcher, ISEI UFITs RAS

450045, Russia, Republic of Bashkortostan, Ufa, Prospekt Oktyabrya str., 71

salavat-kadyrov91@mail.ru

DOI:

10.25136/2409-7144.2023.11.69090

EDN:

YSYRWU

Дата направления статьи в редакцию:

23-11-2023


Дата публикации:

02-12-2023


Аннотация: В статье рассматривается материальное обеспечение граждан пенсионного возраста и их соответствие реальным потребностям. Целью настоящего исследования стал анализ социальных вызовов современной пенсионной реформы, предметом – уровень жизни пенсионеров Республики Башкортостан. Объектом исследования является пенсионеры Республики Башкортостан. Автор подробно рассматривает такие аспекты как уровень жизни пенсионеров, реальный размер пенсии в Республике Башкортостан, средний размер пенсии в субъектах Приволжского федерального округа, уровень и структура денежных доходов домашних хозяйств, состояние здоровья пенсионеров, проблемы, вызывающие наибольшую обеспокоенность среди жителей старше трудоспособного возраста, проживающих в городской местности, проблемы, вызывающие наибольшую обеспокоенность среди жителей старше трудоспособного возраста, проживающих в сельской местности, типы домохозяйств, имеющих право на социальное обслуживание по возрасту. В качестве методологической основы исследования использованы результаты выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах в 2021г. и результаты комплексного обследования условий жизни населения в 2021 г. проведённые при участии автора. Одним из основных результатов исследования стало выявление основных проблем уровня жизни и пенсионного обеспечения в Республике Башкортостан. В результате автором сделан вывод о том, что в условиях новой пенсионной реформы социальным вызовом является низкий уровень жизни пенсионеров, рост численности которых в будущем вызовет расширение социальной локализации бедности. Необходимо осуществлять регулярный мониторинг покупательной способности пенсий и совокупных доходов пенсионеров. Выработка государственных решений по повышению уровня и качества жизни пенсионеров должна основываться на данных мониторинга о тенденциях в изменении покупательной способности пенсий и иных мер социальной поддержки пенсионеров, а также их дифференциации на основе применения социальных стандартов уровня жизни пенсионеров в Республике Башкортостан.


Ключевые слова:

доход, уровень жизни, пенсия, качество жизни, социальные стандарты качества, потребительские бюджеты населения, валовой внутренний продукт, бедность, пенсионеры, здоровье

Данное исследование выполнено в рамках государственного задания УФИЦ РАН № 075-01134-23-00 на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 годов

Abstract: The article considers the material provision of citizens of retirement age and their compliance with real needs. The purpose of this study was to analyze the social challenges of modern pension reform, the subject is the standard of living of pensioners of the Republic of Bashkortostan. The object of the study is pensioners of the Republic of Bashkortostan. The author examines in detail such aspects as the standard of living of pensioners, the real pension size in the Republic of Bashkortostan, the average pension size in the subjects of the Volga Federal District, the level and structure of household income, the health status of pensioners, the problems that cause the greatest concern among residents older than working age living in urban areas, the problems that cause the greatest concern among residents over working age living in rural areas, types of households eligible for social services by age. As a methodological basis of the study, the results of a sample observation of the income of the population and participation in social programs in 2021 and the results of a comprehensive survey of the living conditions of the population in 2021 conducted with the participation of the author were used. As a result, the author concludes that in the conditions of the new pension reform, the social challenge is the low standard of living of pensioners, the growth of whose number in the future will cause the expansion of the social localization of poverty. One of the main results of the study was the identification of the main problems of the standard of living and pension provision in the Republic of Bashkortostan. It is necessary to carry out regular monitoring of the purchasing power of pensions and the total incomes of pensioners. The development of state decisions to improve the level.


Keywords:

income, standard of living, pension, the quality of life, social quality standards, consumer budgets of the population, capita gross domestic product, poverty, pensioners, health

Одной из наиболее болезненных проблем современного российского общества является тенденция к постепенному и неуклонному старению, снижение количества молодых и трудоспособных людей. На фоне этой проблемы появляется иная необходимость решения вопроса материального обеспечения тех граждан России, которые достигли пенсионного возраста и уже являются нетрудоспособными. Государство позиционирует принимаемые им меры к сохранению достаточного уровня жизни как достаточные, что приводит к появлению негативных оценок деятельности государственных структур в области социального обеспечения населения в целом и пенсионеров в частности [1].

Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что в нашей стране необходимо принимать меры к стабилизации, к поддержанию нетрудоспособных пенсионеров, для чего необходимо наглядно представлять, насколько не соответствуют реальным потребностям пенсионеров получаемые ими пенсии. При проведении настоящего исследования был применен метод контент-анализа нормативных правовых актов, методы статистического исследования, метод сравнения, метод системного анализа, а также функциональный метод, который позволил комплексно оценить существующую в регионе ситуацию с поддержанием уровня жизни пенсионеров и выдвинуть предложения об улучшении ситуации [2].

Общемировой и общероссийский тренды свидетельствуют о нарастании процессов старения населения, что отражается и в показателях пенсионного обеспечения. Пенсионеры составляют 28,3% населения региона. Основным источником их дохода являются пенсии: страховая (до 2015 г. трудовая), накопительная, по государственному пенсионному обеспечению. Именно бедность пенсионеров, обусловленная крайне низким уровнем пенсий, стала одним из главных катализаторов пенсионной реформы. Но первые годы после начала реформы ситуация изменялась крайне медленно[3].

В Республике Башкортостан, как и в других регионах России, наблюдается постепенное увеличение доли пенсионеров в численности населения: с 22% в 1990 г., 25% до 28,2% в 2022 г. При этом необходимо отметить, что данная тенденция была нарушена в 2019 – 2021 гг. во многом в связи с повышением пенсионного возраста. Таким образом, пенсии являются основным источником доходов для 1150,2 тыс. жителей республики (рис.1). Основную категорию пенсионеров составляют те, кто получает трудовую пенсию по старости. В результате впервые средние размеры всех трех видов трудовой пенсии (по старости, инвалидности, потере кормильца) превысили черту абсолютной бедности, установленную в целом для Российской Федерации [4].

Рис.1. Распределение численности пенсионеров по категориям (на 1 января 2022 г., в %)

Проводимая государством политика предусматривает регулярную индексацию пенсионных выплат в соответствии с ростом потребительских цен. Реальный рост пенсий по республике складывается практически на одном уровне со среднероссийским показателем и это вполне объяснимо в связи с единым общефедеральным подходом к пенсионному обеспечению в регионах (рис.2).

Рис.2. Реальный размер пенсии в Республике Башкортостан (в % к 2000 г.)

Рассматривая динамику пенсионного обеспечения можно выделить два основных тренда, определяемых, прежде всего, положением в экономике. Высокие темпы экономического роста способствовали заметному увеличению реального размера пенсии в Республике Башкортостан за 2000 – 2013 гг. – в 3,4 раза. Впоследствии, стагнация экономики, во многом вызванная санкционным режимом после известных событий 2013г. привели к существенному замедлению темпов реального размера пенсии за 2014 – 2022 гг.

Средний размер пенсии дифференцирован по регионам России в гораздо меньшей степени в сравнении с другими источниками доходов (заработная плата – 4,1 раза, денежные доходы – 5,5 раза): соотношение наибольшей и наименьшей пенсии достигло на начало 2021г. 2,2 раза (26,4 тыс. руб. в Чукотском автономном округе против 11,9 тыс. руб. в Республике Дагестан).(рис.3).

Разница между уровнем средней пенсии по регионам Приволжского федерального округа составила 10%, при этом наибольшая – в Пермском крае, наименьшая – в Республике Марий Эл. В республике данный показатель наблюдается на уровне среднего по округу.

Рис.3. Средний размер пенсии в субъектах Приволжского федерального округа (на 1 января 2022 г.; руб. в месяц)

Различия в заработной плате во многом обуславливают дифференциацию размера пенсионного обеспечения в разрезе основных социально–демографических групп населения. Однако необходимо отметить, что разрыв со временем постепенно уменьшается. Так, если в 2012 г. средняя пенсия в селе составила 83,4% от уровня в городе, то в 2022г. – соответственно 86,6%. Схожая ситуация складывается и в гендерном аспекте. Если в 2015 г. средняя пенсия у женщин составила 92,7% от уровня мужчин, то в 2022 г. – соответственно 94,3%.Однако, на фоне общей тенденции сокращения разрыва «богатые-бедные» за рассматриваемый период для трети видов экономической деятельности по-прежнему сохраняется предельно высокая дифференциация [5].

Относительно высокие темпы роста реальной пенсии в нашей республике отразились и в улучшении ее позиции по сравнению со средней заработной платой: если в 2002г. средняя пенсия составляла 29% от начисленной заработной платы, то в 2022г. – 38,1%. В целом по Российской Федерации данное соотношение заметно ниже и составило в 2022г. всего 27,4%, но даже, если оценивать с учетом предполагаемого налогообложения, данное соотношение чуть превысило 30%. Более высокое значение этого показателя по нашей республике объясняется относительно низкой оплатой труда. Вместе с тем, в странах с развитой экономикой данное соотношение доходит до 60 – 80%, а в ряде стран средний размер пенсий даже превышает уровень заработной платы. Как показывают проведенные опросы, по мнению населения, такие же примерно пропорции должны быть и в нашей стране. Это предполагает, соответственно, увеличение размера пенсий в 1,5 и более раз.

В последние годы наблюдаются пусть не такие высокие, но достаточно устойчивые темпы роста пенсии. Получает развитие такой институт, как негосударственное пенсионное обеспечение. На рынке труда достаточно высока и значима роль лиц старших возрастов. Вместе с тем остаются серьезные проблемы, прежде всего, доступность базовых социальных услуг, требующих своего решения.

Однако главной социальной проблемой современного российского общества является не рост абсолютной бедности, а рост относительной бедности, которая сопровождается критической поляризацией населения по уровню доходов [6]. Денежные доходы в условиях все большей коммерциализации социальной сферы все в большой мере выступают в качестве основного показателя, характеризующего уровень жизни населения (табл.1).

Таблица 1. Уровень и структура денежных доходов домашних хозяйств

в 2021г.

(в %)

Все домохозяйства

домохозяйства

состоящие только из пенсионеров

рублей

в месяц

%

рублей

в месяц

%

Совокупный доход - всего

30044,0

100,0

29259,9

100,0

в том числе:

Оплата труда

19863.9

66,1

5556,6

19,0

Доходы от самостоятельной занятости

1203,7

4,0

141,9

0,5

Потребление с/х продукции

собственного производства

949,5

3,2

1368,9

4,7

Пенсии

4888,1

16,2

17816,2

60,9

Пособия, компенсации и

другие социальные выплаты

2060,4

6,8

3701,9

12,7

Другие доходы

1078,4

3,5

674,4

2,3

Налоги и обязательные платежи

3499,4

11,6

1193,1

4,1

Располагаемый совокупный доход

26544,6

88,4

28066,8

95,9

Как показывают результаты проведенного опроса, уровень и структура формирования денежных доходов домохозяйств, состоящих только из пенсионеров заметно отличаются от других социально–демографических групп населения. Объективно, это, прежде всего, относительно высоким удельным весом пенсионного обеспечения. Вместе с тем, существенная часть доходов формируется за счет иных источников, а это - почти 40%. При этом почти пятая часть доходов обеспечивается за счет трудовой деятельности. Сложившаяся ситуация вполне объяснима – выход на пенсию среднестатистического жителя республики означает снижение его доходной обеспеченности более чем в 2 раза. В рамках проводимой социальной политики государство пытается компенсировать низкий уровень пенсионного обеспечения – относительно заметна доля пособий, компенсации и другие социальные выплаты. Как видно лица старшего возраста стремятся обеспечить потребление продуктов питания за счет собственного производства.

С началом рыночных реформ в общей структуре денежных доходов населения произошло резкое повышение удельного веса доходов богатых при еще более значительном сокращении удельного веса доходов малообеспеченных [7].

«Молодые» пенсионеры, как правило, стремятся осуществлять трудовую деятельность в целях компенсации снижения своих доходов. В 2022 году доля работающих пенсионеров составило 14,9% от их общей численности, при этом из-за большего предложения доля городских пенсионеров значительно выше 17,0%, в сельской местности соответственно только 11,8%. Общая численность работающих пенсионеров составила 171,4 тыс. человек. Вместе с тем можно предположить, что доля работающих пенсионеров заметно выше. Так в 2015г. доля работающих пенсионеров составила 33,6% или 386,0 тыс. человек. Такая ситуация во многом сложилась из-за изменения отдельных положений законодательных актов Российской федерации в сфере пенсионного обеспечения, не предусматривающих индексацию пенсии работающим пенсионерам. На снижение доли работающих пенсионеров оказало влияние и повышение возраста выхода на пенсию.

Как показывают результаты проведенного опроса, денежные доходы домохозяйств, состоящих только из пенсионеров, превышают среднедушевой доход в целом. Вместе с тем, необходимо отметить, что 8,8% пенсионеров в 2022г. получали социальную пенсию, а это чуть более 11 тыс. рублей.

Стоит отметить, что наряду с увеличением численности и доли пожилых людей в регионе наблюдаются качественные изменения данной социально-демографической группы, касающиеся в первую очередь увеличения продолжительности жизни в пенсионном возрасте. Первостепенным фактором принятия решения о продолжении трудовой деятельности людей после выхода на пенсию является состояние собственного здоровья [8].

Объективно проблемы, связанные со здоровьем, являются одними из самых острых для лиц старше трудоспособного возраста – только каждый десятый оценивает состояние своего здоровья как хорошее или очень хорошее. Достаточно высока доля тех респондентов, которые охарактеризовали свое здоровье как плохое или как очень плохое – это почти каждый четвертый(табл.2).

Таблица 2. Оценка респондентами состояния своего здоровья в 2022 году

по возрастным группам

(в %)

Все респонденты

в трудо-

способном

возрасте

из них

молодежь в возрасте

16-29 лет

старше трудо-

способного

возраста

Лица в возрасте 15 лет и более – всего

100,0

100,0

100,0

100,0

в том числе:

очень хорошее

5,1

6,4

13,8

0,8

хорошее

38,6

49,0

67,3

9,2

удовлетворительное

48,2

42,0

17,8

66,8

плохое

6,9

2,3

1,1

19,4

очень плохое

1,3

0,4

0,0

3,8

Для лиц старшего возраста особое значение оказание своевременной медицинской помощи, принимая во внимание относительно более высокие риски сердечно-сосудистых заболеваний. Как показывают результаты проведенного опроса, в городской местности данная проблема более или менее решена, и скорая помощь оказывается для 75,2% жителей в течении 20 минут, а для 24,4% в течении 21-40 минут. В сельской местности положение значительно хуже – для 15,4% жителей ожидание составляет более 1 часа.

Среди причин необращения выделяется такая, как лечились самостоятельно (38,1%). Это может свидетельствовать о недостаточной доступности медицинской помощи и о низком уровне самосохранительного поведения непосредственно самого населения. Заметно различающийся уровень жизни населения в городской и сельской местности, обуславливает соответственно и отличия в причинах необращения за медицинской помощью. Так, если горожане выделяют, прежде всего, качественные характеристики, то сельские – платный характер и проблему территориальной доступности. Такая ситуация объясняется относительно низким уровнем жизни сельского населения по сравнению с городским – отставание показателей доходов на четверть по данным обследования бюджетов домашних хозяйств. Оптимизация системы здравоохранения на селе отразилась на ухудшении территориальной доступности (табл.3).

Таблица 3. Лица старше трудоспособного возраста, не обращавшиеся в медицинские организации при наличии потребности в медицинской помощи

(в %)

Все население

Городское население

Сельское население

Всего

100,0

100,0

100,0

из них указали причины необращения:

лечились самостоятельно

38,1

40,7

32,7

не удовлетворяет работа медорганизаций

36,8

47,2

14,7

не рассчитывают на эффективное лечение

21,0

21,7

19,5

необходимое лечение можно получить только на платной основе

20,6

18,5

24,9

не было времени

8,0

8,4

7,3

было тяжело добраться до медорганизации

18,3

19,1

16,7

не могу добраться до медорганизации без посторонней помощи

8,5

5,4

15,1

не располагали информацией о том, где можно

получить необходимую медицинскую помощь

2,4

3,3

0,5

Превышение в сумме 100% объясняется возможностью выбора нескольких вариантов ответа.

Жилье является одним из немногих преимуществ старшего поколения, доставшемся, как правило, еще с советских времен. Так, если по данным обследования размер общей площади в расчете на члена домохозяйства составил 24,3 кв. м., то среди семей, состоящих только из пенсионеров – 38,0 кв. м. Это подтверждается и непосредственно субъективной оценкой: 96,2% домохозяйств этой категории не испытывают стесненности при проживании. При этом 93,3% основного жилья находится в собственности членов домохозяйств.

Уровень жизни населения во многом определяется сложившимися условиями проживания в своем населенном пункте. Проблемы старшего поколения заметно различаются в зависимости от места проживания (рис.4).

Рис.4. Проблемы, вызывающие наибольшую обеспокоенность среди жителей старше трудоспособного возраста, проживающих в городской местности

Объективно городских жителей, в первую очередь, беспокоят проблемы экологии и жилищно-коммунального хозяйства. Высока озабоченность асоциальным поведением, распространением алкоголизма и наркомании.

Рис.5. Проблемы, вызывающие наибольшую обеспокоенность среди жителей старше трудоспособного возраста, проживающих в сельской местности.

Для села одной из самых острых проблем является удаленность объектов социальной инфраструктуры. Особенно на селе отмечается такая важная для пожилых слоев населения проблема, как большая отдаленность аптек. Задача улучшения состояния дорог и безопасности дорожного движения является общей как для городских, так и для сельских жителей (рис.5).

Необходимо отметить, что ряд лиц пожилого возраста, в силу состояния здоровья, не имеют полноценной возможности что-либо производить, однако каждый из них является потребителем, и их благосостояние в данном случае зависит именно от социальной поддержки государства [9].

Таблица 4. По типам домохозяйств, имеющих право

на социальное обслуживание по возрасту

(в %)

Все домохозяйства

домохозяйства, состоящие из одиноких лиц старше трудоспособного возраста

Все домохозяйства

100,0

100,0

из них указали на отсутствие финансовых возможностей, чтобы

заменить пришедшую в негодность мебель

53,9

73,5

купить новую верхнюю одежду

15,3

27,0

употреблять в пищу мясо (рыбу), по крайней мере, через день

8,5

9,8

принимать родных или друзей, пообедать с ними, по меньшей мере, раз в месяц

11,7

8,3

дарить подарки, хотя бы, один раз в год

5,3

3,3

иметь, по крайне мере, две пары хорошей обуви (на каждого взрослого)

20,9

23,6

оплатить один раз в год неделю отдыха с выездом

54,8

71,4

Как можно видеть, благополучие семей, состоящих только из пенсионеров, исходя из этих критериев, находится на относительно низком уровне. Проблемы эти достаточно серьезны: более 70% опрошенных не могут заменить пришедшую в негодность мебель. Особое значение для лиц старшего возраста имеет социальное обеспечение и реабилитация. Как показывают результаты проведенного опроса, 29,4% лиц старше трудоспособного возраста нуждается в какой либо помощи от органов социальной защиты (табл.4).

Лица старшего возраста нуждаются в решении своих проблем, и среди них выделяется оформление льгот и субсидий (0,8%), пенсионного обеспечения, социального обслуживания (2,8%), реабилитация инвалидов (0,9%).

Объективно лица старшего возраста в большей мере нуждаются в повседневной жизни, каких либо приспособлений, и их доля значительная - 46,7%. При этом необходимо отметить, что практически каждый десятый обеспечен ими не в полной мере или совсем не обеспечен. Несмотря на значительно низкие у этой группы населения доходы, только 2,3% получили эти приспособления полностью бесплатно и 6% – частично бесплатно.

Также значительная часть лиц старшего возраста нуждается в повседневной жизни в средствах ухода или социальной реабилитации – 41,8%. При этом в полном объеме ими были обеспечены 90,8%. Получение этих услуг является затратным – 96,3% их осуществляется за счет собственных средств.

Лекарственное обеспечение имеет особое значение для лиц старшего возраста, вместе с тем, подавляющая часть не имеет право на получение бесплатного или льготного лекарственного обеспечения – 81,9%. Также следут отметить, что только 11,2% лиц старшего возраста имели право на получение бесплатной путевки на санаторно-курортное лечение.

Пенсионеры, лица старшего возраста составляют значительную часть населения. Уровень жизни этой группы населения во многом предопределяет социальное развитие республики.

Как показывают результаты проведенных опросов, в относительно благополучном положении находятся, как правило, работающие пенсионеры. В сложной ситуации традиционно пребывают сельские пенсионеры, при этом не только по размеру пенсий, но и по обеспеченности социальными услугами.

Объективно для лиц старшего возраста особое значение имеет система здравоохранения. Вместе с тем как свидетельствуют данные выборочных обследований, немаловажным является формирование самосохранительного поведения, особенно у мужского населения. При сохранении существующих демографических трендов до 65 лет доживет только 59% мужчин.

Наряду, со всем вышеизложенным, необходимо осуществлять регулярный мониторинг покупательной способности пенсий и совокупных доходов пенсионеров. Выработка государственных решений по повышению уровня и качества жизни пенсионеров должна основываться на данных мониторинга о тенденциях в изменении покупательной способности пенсий и иных мер социальной поддержки пенсионеров, а также их дифференциации на основе применения социальных стандартов уровня жизни пенсионеров в Республике Башкортостан [10].

Таким образом, уровень жизни пенсионеров является одним из самых важных критериев оценки эффективности социально-экономической политики государства, поэтому его повышение является основной приоритетной целью социально направленного государства.

Библиография
1. Корниенко В.В., Субачев С.Ю., Кочубей Е.И. Проблемы поддержания уровня жизни пенсионеров в РФ. Вестник Академии знаний. – 2019. –№ 32 (3). – С. 146-149.
2. Калашников И. Г. Нормативно-правовые аспекты социального обслуживания граждан пожилого возраста в условиях геронтологического центра.Социал. обслуживание. – 2011. – № 8. – С. 29-35.
3. Соловьев А.К. Актуальный анализ уровня жизни пенсионеров в России. Экономика России и Регионов. – 2016. – № 4. – С. 4-17.
4. Садах Ю.В., Лобанова М.Е. Уровень жизни пенсионеров как индикатор развития государства/ В книге: Финансовый и банковский менеджмент: опыт и проблемы. Тезисы докладов и выступлений XХ международной научной конференции молодых ученых. Под общей редакцией П.В. Егорова. – 2018. – С. 85-87.
5. Бобков В.Н. Система потребительских бюджетов и возможности ее использования в социальной политике. Уровень жизни населения регионов России. М.: ВЦУЖ, – 2000. –№ 7-8, – С. 4 – 41.
6. Павлюченко В.Г., Янин О.Е. Система региональных минимальных социальных стандартов (на примере Республики Саха (Якутия). Уровень жизни населения регионов России. М.: ВЦУЖ, – 1998. – № 3, – С. 4-21.
7. Горлов И.С., Зубрилин Ю.В., Чащина Т.В. Исследование уровня пенсионного обеспечения в разрезе федеральных округов в период 2000-2005 гг. Уровень жизни населения регионов России. М.: ВЦУЖ, – 2007. – № 6. – С. 53 – 59.
8. Конвенция Международной Организации Труда № 102 о минимальных нормах социального обеспечения (Женева, 28 июня 1952 г.) [Электронный ресурс]. – URL: https://base. garant.ru/2541190/ (дата обращения 30.10.2023).
9. Николаева Л.Н. Актуальные проблемы трудоустройства пенсионеров.Профессиональная ориентация. – 2018. – №2 – С. 31-35.
10. Куликова Е.И. Актуальные вопросы развития накопительной пенсии в России. Финансы. – 2019. – № 6. – С. 36–40.
11. Сборник «Россия в цифрах» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.perepis-2020.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ (дата обращения 30.10.2023).
12. Стратегия развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года [Электронный ресурс]. – URL: https://ohranatruda.ru/news/files/Strategiya_pensii_2030.pdf (дата обращения 30.10.2020).
13. Швандар К.В., Анисимова А.А. Обеспечение социально приемлемого уровня пенсионной защиты граждан: мировая практика. Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2018. – Т. 14. – № 8. – С. 1551–1565.
14. Ковтун М.В. Перспективы развития Мурманской области. Экономика и управление. 2012. № 11 (85). С. 3–5.
15. Мазина Т.А. Роль монопрофильных муниципальных образований в экономике региона. Фундаментальные исследования. 2013. № 11-8. С. 1649–1654.
References
1. Kornienko, V.V., Subachev, S.Yu., & Kochubey, E.I. (2019). Problems of maintaining the standard of living of pensioners in the Russian Federation. Bulletin of the Academy of Knowledge, 32, 146-149.
2. Kalashnikov, I.G. (2011). Regulatory and legal aspects of social services for elderly citizens in the conditions of a gerontological center. Social service, 8, 29-35.
3. Soloviev, A.K. (2016). Current analysis of the standard of living of pensioners in Russia. Economy of Russia and the Regions, 4, 4-17.
4. Sadakh, Yu.V., & Lobanova, M.E. (2018). The standard of living of pensioners as an indicator of state development. In the book: Financial and banking management: experience and problems. Abstracts of reports and speeches of the XX International Scientific Conference of Young Scientists. Under the general editorship of P.V. Egorova (pp. 85-87).
5. Bobkov, V.N. (2000). The system of consumer budgets and the possibilities of its use in social policy. Living standards of the population of Russian regions, 7-8, 4–41.
6. Pavlyuchenko, V.G., & Yanin, O.E. (1998). System of regional minimum social standards (on the example of the Republic of Sakha (Yakutia). Living standards of the population of the regions of Russia, 3, 4-21.
7. Gorlov, I.S., Zubrilin, Yu.V., & Chashchina, T.V. (2007). Study of the level of pension provision in the context of federal districts in the period 2000-2005. Standard of living of the population of Russian regions, 6, 53–59.
8. Convention of the International Labor Organization No. 102 on minimum standards of social security (Geneva, June 28, 1952) [Electronic resource]. Retrieved from https://base. garant.ru/2541190/
9. Nikolaeva, L.N. (2018). Current problems of employment of pensioners. Professional guidance, 2, 31-35.
10. Kulikova, E.I. (2019). Current issues in the development of funded pensions in Russia. Finance, 6, 36–40.
11. Collection “Russia in Figures” [Electronic resource]. – Retrieved from http://www.perepis-2020.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/
12. Strategy for the development of the pension system of the Russian Federation until 2030 [Electronic resource]. – Retrieved from https://ohranatruda.ru/news/files/Strategiya_pensii_2030.pdf
13. Shvandar, K.V., & Anisimova, A.A. (2018). Ensuring a socially acceptable level of pension protection for citizens: world practice. National interests: priorities and security, 14(8), 1551–1565.
14. Kovtun, M.V. (2012). Prospects for the development of the Murmansk region. Economics and management, 11(85), 3–5.
15. Mazina, T.A. (2013). The role of single-industry municipalities in the regional economy. Fundamental Research, 11(8), 649–1654.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предметом исследования в представленной статье являются социально-экономические аспекты уровня жизни пенсионеров (на примере Республики Башкортостан).
В качестве методологии предметной области исследования в данной статье были использованы дескриптивный метод, метод контент-анализа нормативных правовых актов, методы статистического исследования, метод сравнения, метод системного анализа, а также функциональный метод и метод опроса.
Актуальность статьи не вызывает сомнения, так как в нашей стране особенно остро назрела необходимость принимать меры к стабилизации, к поддержанию нетрудоспособных пенсионеров, для чего необходимо наглядно представлять, насколько не соответствуют реальным потребностям пенсионеров получаемые ими пенсии.
Научная новизна исследования заключается в изучении и подробном описании уровня и структуры денежных доходов домашних хозяйств, в том числе состоящих только из пенсионеров, а также в анализе отдельных маркеров, характеризующих их уровень и качество жизни в Республике Башкортостан.
Статья изложена языком научного стиля с использованием статистических материалов в тексте исследования и с учетом различных позиций к изучаемой проблеме.
Структура выдержана с учетом основных требований, предъявляемых к написанию научных статей, в структуре данного исследования можно выделить такие элементы как преамбула, основная часть с описанием результатов исследования, обобщающие выводы и библиографию.
Содержание статьи отражает ее структуру. Особенно ценным в содержании исследования следует отметить представление наиболее важных результатов в табличной форме, а именно, уровня и структуры денежных доходов домашних хозяйств, оценки состояния своего здоровья, причин не обращения за медицинской помощью, типы домохозяйств, имеющих право на социальное обслуживание по возрасту, а также использование рисунков для обеспечения наглядности предоставляемой информации.
Библиография содержит 15 источников, включающих в себя отечественные периодические и непериодические издания.
В статье приводится описании различные позиции, статистические данные и точки зрения ученых, характеризующих аспекты уровня жизни пенсионеров, а также содержится апелляция к научным трудам и источникам, посвященных этой тематике.
В представленном исследовании содержатся краткие выводы, касающиеся предметной области исследования. В частности, отмечается, что необходимо осуществлять регулярный мониторинг покупательной способности пенсий и совокупных доходов пенсионеров. Выработка государственных решений по повышению уровня и качества жизни пенсионеров должна основываться на данных мониторинга о тенденциях в изменении покупательной способности пенсий и иных мер социальной поддержки пенсионеров, а также их дифференциации на основе применения социальных стандартов уровня жизни пенсионеров в Республике Башкортостан. Таким образом, уровень жизни пенсионеров является одним из самых важных критериев оценки эффективности социально-экономической политики государства, поэтому его повышение является основной приоритетной целью социально направленного государства.
Материалы данного исследования рассчитаны на широкий круг читательской аудитории, они могут быть интересны и использованы учеными в научных целях, педагогическими работниками в образовательном процессе, государственным и муниципальным служащим, работникам пенсионных и социальных служб, медицинским работникам, аналитикам при подготовке справочных материалов и пояснительных записок по заявленной тематике.
В качестве недостатков данного исследования следует отметить, то, что в статье не были четко определены и выделены ее структурные элементы, которые, без сомнения четко прослеживаются в ее содержании, однако, отдельно они не выделены соответствующими заголовками. Указанные недостатки не снижают высокую значимость самого исследования, а, скорее относятся к оформлению текста статьи. Статью рекомендуется опубликовать.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.