Статья 'Смех в условиях кризиса: контент-анализ анекдотов о COVID-19 ' - журнал 'Социодинамика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Социодинамика
Правильная ссылка на статью:

Смех в условиях кризиса: контент-анализ анекдотов о COVID-19

Седых Ольга Геннадьевна

кандидат экономических наук

доцент, кафедра социологии и психологии, Байкальский государственный университет

664003, Россия, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, оф. 2-111

Sedykh Olga Gennadevna

PhD in Economics

Associate professor, Department of Sociology and Psychology, Baikal State University

664003, Russia, Irkutsk region, Irkutsk, Lenin str., 11, office 2-111

sedyholga@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Авилова Вероника Анатольевна

студент, кафедра социологии и психологии, Байкальский государственный университет

664003, Россия, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, оф. 2-111

Avilova Veronika Anatol'evna

Student, Department of Sociology and Psychology, Baikal State University

664003, Russia, Irkutsk region, Irkutsk, Lenin str., 11, office 2-111

nika.school.avi@gmail.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Алсаева Юлия Гаврииловна

студент, кафедра социологии и психологии, Байкальский государственный университет

664003, Россия, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, оф. 2-111

Alsaeva Yuliya Gavriilovna

Student, Department of Sociology and Psychology, Baikal State University

664003, Russia, Irkutsk region, Irkutsk, Lenin str., 11, office 2-111

uliaalsaeva5@gmail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-7144.2023.11.68985

EDN:

YXCVLA

Дата направления статьи в редакцию:

15-11-2023


Дата публикации:

02-12-2023


Аннотация: Предметом работы является юмористические публикации о пандемии. В данной статье представлены результаты контент-анализа анекдотов о пандемии COVID-19, опубликованных на различных социальных платформах. Целью исследования является выявление общих настроений и основных тематик среди масс в условиях данного кризиса. В качестве метода исследования был использован контент-анализ 400 анекдотов, опубликованных на различных социальных платформах и сайтах в сети «Интернет». Анализ проводился в два этапа. Так, на первом были изучены анекдоты, отражающие непосредственное отношение к политике, государственной власти, тем или иным политическим деятелям, на втором же были рассмотрены анекдоты, связанные с появившимися неудобствами в повседневной жизни, в связи с введением ограничительных мер. Согласно результатам проведенного контент-анализа, анекдоты о коронавирусной инфекции могут рассматриваться как важный инструмент для изучения общественного мнения и выявления основных трудностей, с которыми столкнулись люди во время пандемии. Поскольку подобные юмористические высказывания часто отражают общие настроения общества и, в целом, отношение людей к сложившейся ситуации, помогают справиться со стрессом и тревогой в сложной ситуации. Так, анекдоты в период пандемии чаще употреблялись в контексте критики государственной власти и конкретных политических деятелей, выражения позиции «против» по вопросу вакцинации. А также в целях высмеивания ограничительных мер, а именно выделяются шутки про масочный режим, использование QR-кода, локдаун, дистанционный режим во время работы или учебы, штрафные санкции. Отметим, что в статье поднимаются и другие тематики, которые включают в себя: страх и беспокойство перед возможным заражением COVID-19, юмор на тему самоизоляции и дистанционной работы или учебы.


Ключевые слова:

коронавирусная инфекция COVID-19, анекдоты, вакцинация, локдаун, средства индивидуальной защиты, QR-код, контент-анализ, юмор, общественное мнение, социологическое исследование

Abstract: This article presents the results of a content analysis of jokes about the COVID-19 pandemic published on various social platforms. The purpose of the study is to identify common sentiments and main themes among the masses in the context of this crisis. The research method was a content analysis of 400 jokes published on various social platforms and Internet sites. The analysis was carried out in two stages. Thus, at the first, anecdotes were studied that reflected a direct relationship to politics, government, and certain political figures, while at the second, anecdotes related to the inconveniences that appeared in everyday life, in connection with the introduction of restrictive measures, were examined. According to the results of the content analysis, jokes about coronavirus infection can be considered as an important tool for studying public opinion and identifying the main difficulties faced by people during the pandemic. Since such humorous statements often reflect the general mood of society and, in general, people’s attitude towards the current situation, they help cope with stress and anxiety in a difficult situation. Thus, during the pandemic, jokes were more often used in the context of criticism of government authorities and specific political figures, expressing an “against” position on the issue of vaccination. And also in order to ridicule restrictive measures, namely, jokes about wearing a mask, using a QR code, lockdown, remote mode during work or study, and penalties are highlighted. Note that the article also raises other topics, which include: fear and anxiety about possible infection with COVID-19, humor on the topic of self-isolation and remote work or study.


Keywords:

COVID-19 coronavirus infection, anecdotes, vaccination, lockdown, personal protective equipment, QR code, content analysis, humor, public opinion, sociological research

Введение

Актуальность исследования определяется особой ролью анекдотов в определении восприятия исследуемого объекта среди масс, как кризисные периоды, так и в повседневной жизни. Они представляют собой популярные и повседневные шутки, созданные в соответствии с определенными правилами, которые отражают состояние обыденного сознания общества. Так, именно юмористический дискурс в условиях COVID-19 вызывает большой интерес со стороны исследователей, поскольку кризисная ситуация заставила всех перестроиться пересмотреть свои планы и взгляды на жизни, приспособиться к новым меняющимся условиям. Однако, несмотря на то, что вирус продолжает вызывать общую тревогу, люди начинают привыкать к данной ситуации, трансформируется юмор, меняется тематика анекдотов [1]. Шутки про пандемию становятся инструментом общения, ослабления стресса, управления эмоциями, коллективным механизмом психической защиты. Об этом свидетельствуют онлайн-опросы, анализ «электронных» шуток (прежде всего мемов) [2].

Анализируя научные публикации российских авторов, в которых рассматривается исследование анекдотов методом контент-анализа [3], можно заметить, что таких работ относительно немного. Однако в настоящее время наблюдается увеличение числа таких исследований. Исследователями, изучающими русскоязычные юмористические сюжеты, можно назвать следующих авторов: Е. А. Еремеева [4], Л. Б. Зубанова [5], А. Ю. Хромачева [6], О. Н. Кондратьева [7] и Н. И. Бобылева [8].

На сегодняшний день, научные публикации о коронавирусе встречаются в большом количестве и от множества авторов [9, 10]. Это неудивительно, учитывая, что такое глобальное явление не могло не привлечь внимание ученых со всего мира [11–13]. Было обнаружено незначительное количество научных статей, посвященных контент-анализу анекдотов о коронавирусе. Авторами этих статей являются: Е. Е. Завьялова [14], И. А. Чарыкова [15] и М. В. Мусийчук [16].

Помимо контент-анализа анекдотов о коронавирусе, научное сообщество также проводит контент-анализ различных комментариев, касающихся пандемии. Например, А. А. Ненашева исследует комментарии к новостным сводкам о пандемии [17]. Исследователи А. А. Бушуев и А. М. Олешкова опубликовали научную статью об общественном отношении к вакцинации от COVID-19, в которой они также проанализировали комментарии пользователей социальной сети «ВКонтакте» к новостным сводкам [18]. Д. Г. Ильиных пишет следующее: «Пандемия как новый, стрессовый и дестабилизирующий фактор заставила людей осваивать цифровые методы получения информации» [19].

Исследование черного юмора в анекдотах о коронавирусе отражают работы следующих авторов: Е. Г. Кузовникова [20], Д. В. Ефимова [21], Ю. М. Сергеева и Е. А. Уварова [22].

Отметим исследование Preeti Tarkar «Impact Of Covid-19 Pandemic On Education System» [23], где изучается негативное влияние последствий ограничений во время пандемии коронавирусной инфекции на элементы образовательной системы. Не менее примечательным является исследование Singh J., Singh J. «COVID-19 and its impact on society», где рассматривается влияние коронавируса на все аспекты жизни человека в мировом разрезе: «Пандемия коронавируса серьезно повлияла на жизнь людей на всех территориях. Каждый человек в мире прямо или косвенно столкнулся с тяжелыми последствиями этой болезни» [24].

Методы и результаты исследования

Целью исследования является выявление общих настроений и основных тематик, которые преобладают в юмористическом дискурсе по отношению к пандемии COVID-19.

В ходе исследования было собрано и проанализировано 400 анекдотов, собранных на различных социальных платформах и сайтах. Исследование имеет пилотажный характер и включает в себя два этапа анализа.

В процессе анализа было выделено несколько основных тематик, которые наиболее часто встречаются в анекдотах о пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19).

Исследование было проведено в два этапа. На первом были изучены анекдоты, которые имеют отношение к политике. Категории анализа: позиция по отношению к вакцинации, упоминание государств, упоминание политических деятелей, упоминание политики в целом (табл. 1).

Таблица 1.

Анекдоты, имеющие отношение к политике

Единицы анализа

Число анекдотов

Частота упоминания, %

Из общего количества в категории, %

категории

подкатегории

Упоминание позиций «ЗА» или «ПРОТИВ» вакцинирования

Какая-либо позиция

99

24,75

Позиция «ЗА» вакцинирование

22

5.5

22.22

Позиция «ПРОТИВ» вакцинирования

77

19.25

77.78

Упоминание государств

Всего

131

32.75

Россия

95

23.75

72.52

США

9

2.25

6.87

Китай

7

1.75

5.34

Украина

6

1.5

4.58

Великобритания

2

0.5

1.53

Индия

2

0.5

1.53

Другие

10

2.5

7.63

Упоминание имён политиков

Всего

42

10.5

В. В. Путин

19

4.75

45.24

С. С. Собянин

9

2.25

21.43

Т. А. Голикова

5

1.25

11.9

Д. С. Песков

2

0.5

4.76

А. Ю. Попова

2

0.5

4.76

Другие

5

1.25

11.9

Общее упоминание политики

Всего

84

21

Критика политики

51

12.75

60.71

Нейтральное упоминание

11

2.75

13.1

Поддержка решений полит. властей

2

0.5

2.38

Упоминание поправок в Конституцию

8

2

9.52

Упоминание выборов

12

3

14.29

Анализируя данные таблицы 1, можно прийти к нескольким выводам. Один из выводов состоит в том, что упоминание какой-либо позиции в отношении вакцинации содержится в 24,75 % анекдотов (99 анекдотов). Из общего количества анекдотов, содержащих какую-либо позицию 77,78 % — настроены против вакцинирования, 22,22 % — за вакцинирование.

Примерами анекдотов, содержащими в себе точку зрения против вакцинации, являются:

«Печально, но факт. Человек становится товаром. У него тоже должен быть QR-код и соответствие прививочным гостам...».

* * *

«Самое ценное у человека — это уши! Не было бы ушей, вся бы эта кампания короновирусная с их вакцинацией и масками провалилась бы».

* * *

«Половина жителей России поддержали обязательную вакцинацию другой половины жителей России».

* * *

«Вакцинацию непроверенной вакциной решили начать с учителей. И правильно. Будут знать, как выборы подтасовывать».

Примерами анекдотов, в которых поддерживается идея вакцинации являются следующие шутки:

«Забавляют люди, которые всю жизнь едят сосиски, но отказываются от вакцины, потому что не знают, что в ней может содержаться».

* * *

«В борьбе правительства с коронавирусом большинство россиян уже выступают на стороне коронавируса».

* * *

«Во всей антиваксерской риторике меня больше всего умиляет уверенность некоторых персонажей в том, что все мировые лидеры вдруг взяли и прям о чем-то договорились».

32,75 % анекдотов (131 анекдот), от общего их количества, содержат упоминание государств. Из них, 72,52 % анекдотов — упоминание России, 6,87 % — США, 5,34 % — Китай, 4,58 % — Украина, по 1,53 % — Великобритания и Индия, 7,63 % — иные государства. Преимущественное упоминание России может объясняться тем фактом, что для анализа были взяты современные русскоязычные анекдоты. Упоминание США может свидетельствовать о предрасположенности граждан сравнивать политику нашего государства с американской.

Примерами такого сравнения могут являться следующие юмористические сюжеты:

«В США за время карантина раздали триллион долларов. В России за время карантина собрали миллиард рублей штрафов».

* * *

«Барак Обама и Билл Клинтон решили вакцинироваться от ковида, чтобы убедить американцев в безопасности вакцины. Президент России приказал вакцинировать миллионы россиян, чтобы убедить самого себя в безопасности российской вакцины».

Упоминание Китая может быть объяснено тем, что Коронавирус начал свое распространение именно с этого государства:

«Китай заявил, что появление в Британии нового штамма коронавируса — это нарушение авторского права».

* * *

«Я считаю, что надо провести церемонию закрытия пандемии. И появляется огромный надувной вирус, он прощально машет щупальцами и роняет слезу. Лев Лещенко задушевно поет: «Вот опять все у нас обнулилось, карантинная сказка, прощай, до свиданья, наш ласковый вирус, возвращайся в свой глупый Китай». Публика рыдает и машет марлевыми повязками. Вирус скрывается в небе...».

Из 42 анекдотов, содержащих имена политических деятелей России, можно отметить, что большинство юмористических сюжетов связаны с упоминанием Президента Российской Федерации В. В. Путина (19 анекдотов, или 45,24 % от анекдотов, содержащих в себе имена политических деятелей). Помимо Президента, в шутках можно встретить имена мэра Москвы С. С. Собянина (9 анекдотов), заместителя председателя правительства Т. А. Голиковой (5 анекдотов), пресс-секретаря президента Российской Федерации Д. С. Пескова (2 анекдота), руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Ю. А. Поповой (2 анекдота). Единичные упоминания какого-либо иного политического деятеля содержат 5 юмористических сюжетов.

Анализируя категорию «Общее упоминание политики» можно сделать вывод о том, что так или иначе, политику упоминают 21 % юмористических сюжетов (84 анекдота). Из них, можно выделить преобладающее количество шуток, критикующих политику государства (60,71 % от анекдотов, упоминающих политику). Помимо этого, анекдоты содержат: нейтральное упоминание (11 анекдотов), поддержку решений политических властей (2 анекдота). Небольшое количество анекдотов также включают упоминание выборов или поправок в Конституцию Российской Федерации.

Анекдоты на тему выборов:

«Непривитых отстраняют от работы, не пускают в рестораны и суды... А вот спорим, что прийти на выборы осенью им таки будет можно!»

* * *

«Выборы прошли, статистику от ковида можно подкорректировать в сторону увеличения».

Феномен критики политических властей в юмористических сюжетах не является новым явлением. Анекдоты, особенно те, которые критикуют политическую власть, являются одним из способов выражения общественного мнения и какого-либо недовольства. В различных культурах и обществах анекдоты часто используются для сатиры и юмористической критики политических деятелей и системы власти. Довольно часто шутки выступают оптимальным средством выражения неудовлетворенности или недоверия к политическим лидерам. Таким образом, можно сделать вывод о том, что подобные юмористические сюжеты, содержащие критику власти, являются ничем иным, как проявлением свободы слова и выражения мнений, а также способом подчеркнуть важность открытого обсуждения и контроля над действиями политиков.

Таким образом, по первому этапу можно сформулировать следующие выводы:

1. В ходе исследования было выявлено небольшое количество научных статей, посвященных исследованию анекдотов о пандемии коронавируса методом контент-анализа.

2. Из всех анекдотов, 24,75 % содержат выражение позиции «за» или «против» вакцинации. При этом, позиция «против» вакцинации преобладает и составляет 77,78 % от всех анекдотов в этой категории. Оставшиеся 22,22 % анекдотов транслируют положительное отношение к вакцинации.

3. Процент анекдотов, в которых упоминается политика, составляет 21 %. Большинство из них относятся к негативному отношению к политике. Доля анекдотов с «нейтральным отношением к политике» и «поддержкой решений политических властей» остается невеликой.

На втором этапе были изучены анекдоты, которые подчеркивают неудобства, связанные с введением ограничений. Категории анализа: употребление нецензурных слов, упоминание неудобств в связи с пандемией, прочее (табл. 2).

Анализируя данные таблицы 2, можно прийти к нескольким выводам. Так, упоминание каких-либо неудобств, в связи с пандемией, содержится в 38.5 % анекдотов (154 анекдота), из которых большую долю занимают юмористические высказывания о масочном режиме 18.25 % анекдотов (73 анекдота).

Таблица 2.

Анекдоты, которые подчеркивают неудобства в пандемию

Единицы анализа

Число анекдотов

Частота упоминания, %

Из общего количества в категории, %

категории

подкатегории

Наличие нецензурных слов

16

4

Упоминание неудобств в связи с пандемией

Всего неудобств

154

38.5

Неудобные маски

73

18.25

47.4

Неудобная работа/учеба на удаленке

14

3.5

9.09

Локдаун

31

7.75

20.13

Штрафы

5

1.25

3.25

Проявление симптомов

31

7.75

20.13

Прочее

Недолжное использований СИЗ

17

4.25

Позиция «Коронавирус выдуман»

3

0.75

Предпочтение лечиться алкоголем

22

5.5

Упоминание QR-кодов

20

5

Примеры анекдотов о неудобстве масочного режима:

«Сограждане, давайте, в конце концов, перестанем лицемерить и признаемся, что маски мы не любим не за то, что в них трудно дышать или потеет лицо, а за то, что они своими резинками вытягивают у нас из карманов деньги, документы, ключи, телефоны, носовые платки и вообще всё, за что сумеют зацепиться».

* * *

«- Извините, но поскольку вы без маски, мы не может продать вам товар.

- Но у меня нет при себе маски!

- Вы можете купить ее у нас!

- Но как я могу купить у вас маску, если покупателям без маски вы товар не продаете?!»

* * *

«Многие сейчас жалуются, что одноразовые маски очень дорогие. Ну, так и берите одну — как раз на одну эпидемию. А вы не знали? Маска нужна, чтобы спасать от штрафа, а не от вируса».

В равных долях упоминаются и неудобства, связанные с локдауном и проявлением симптомов заболеваемости в повседневной жизни 7,75 % анекдотов (31 анекдот). Также можно встретить упоминания о неудобствах в связи с дистанционной работой или учебой 3.5 % (14 анекдотов) и выписыванием штрафов.:

«Сегодня у нас на работе собрались трое. Все в отпуске. Тех, кто не в отпуске, на работу не пускают — карантинные меры».

* * *

«Ненавижу карантин, потому что я работаю дома, на глазах своих детей, а потом, когда режим отменят, буду приходить домой и говорить, что устал, а они мне скажут: «Ну да, конечно, устал, видали мы, как ты работаешь»».

В процессе анализа были выделены и анекдоты, в которых для описания сложившейся ситуации употреблялись нецензурные выражения 4 % (16 анекдотов). Анализируя категорию «Прочее», следует уточнить, что в некоторых анекдотах высмеивается как позиция лечения вируса алкоголем — 5.5 % анекдотов (22 анекдота), так и использования QR-кодов 5 % анекдотов (20 анекдотов), а недолжное использование средств индивидуальной защиты также становится предметом юмористических высказываний — 4.25 % анекдотов (17 анекдотов). Имеет место быть и позиция о том, что «коронавирус выдуман», однако данное высказывание составляет меньшую долю — 0.75 % анекдотов (3 анекдота).

Во время пандемии коронавирусной инфекцииCOVID-19 множество людей столкнулось с различного рода неудобствами.

1. Одними из них явился обязательный масочный режим. Однако, несмотря на то, что данная мера, была направлена на защиту населения от распространения вируса, некоторые люди все же чувствовали дискомфорт от постоянного ношения масок.

2. Другим неудобством явился локдаун, политика ограничения перемещения людей и социальных контактов. Данная мера, вызвала как экономические трудности, связанные с закрытием предприятий, потерей рабочих мест, так и психические в связи с ограничением социальных взаимодействий.

3. Симптомы заболевания и страх возможного заражения также вызвали стресс и беспокойство у людей во время ожидания результатов тестов на коронавирусную инфекцию.

4. Не менее важным явилась ситуация с дистанционным режимом работы и учебы, которая приносила в повседневную жизнь людей достаточную долю дискомфорта.

5. Отдельно можно выделить выписывание штрафов, поскольку оно встретило негативную реакцию людей, которые считали данную меру излишне строгой и несправедливой.

6. Отметим, что недолжное использование средств индивидуальной защиты (СИЗ) также вызвало неудобство и недовольство людей, поскольку потенциально повышает риск возможного заражения среди населения.

7. Метод лечения алкоголем стал предметом высмеивания из-за своей абсурдности и неэффективности, однако, возможно это явилось следствием развития менталитета российских граждан.

8. Кроме того, другим неудобством, о котором упоминается в анекдотах, стало использование QR-кодов в повседневной жизни. Это вызывало дискомфорт, поскольку данный код требовался в обязательном порядке как на месте работы и учебы, так и в общественных местах (кафе, рестораны, театры, торговые центры и т. д.).

9. Стоит упомянуть, что некоторые люди и вовсе отрицали существование коронавирусной инфекции и считали его выдумкой властей. Это же вызывало недовольство у людей, придерживающихся научно-подтвержденных фактов и проверенной информации.

10. Отметим, что в целях выражения своего недовольства, в связи с вышеупомянутыми неудобствами люди в юмористических высказываниях чаще употребляли нецензурные слова. Это было продиктовано как эмоциональной нестабильностью, так и общими негативными настроениями среди населения.

Выводы

Таким образом, анекдоты позволяют людям не только расслабиться и снять стресс в период кризиса, но и выразить свое мнение по поводу происходящих событий, высмеивая то или иное состояние или процесс. Анализ анекдотов помог выявить общие настроения населения, их мысли по поводу введения различных государственных мер в общественную практику. Однако в большинстве случаев это обернулось: критикой власти, высмеиванием политиков и государственных деятелей, а также насмешкой над ограничительными мерами (масочного режима, локдауна, QR-кодов).

Библиография
1. Тюкина Л А., Мельникова К. А. Юмористический дискурс: анекдоты в эпоху COVID-19 – трансформация содержания // Казанская наука. 2021. № 11. С. 208–210.
2. Зарубина Н. Н. Социальное неравенство в повседневном смеховом дискурсе современной России (анализ анекдотов) // Вестник МГИМО. 2012. № 5 (26). С. 179–193.
3. Бахматова Т. Г. Потенциал количественных и качественных подходов в исследовании социальных проблем // Известия иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2010. №5. С. 28–35 . 
4. Еремеева Е. А. Советский юмористический дискурс: контент-анализ советских политических анекдотов и журнала «Перец» // Информационный бюллетень ассоциации История и компьютер. 2012. № 38. С. 94–95.
5. Зубанова Л. Б. Русский национальный характер в юмористической самопрезентации (социологический анализ анекдота) // Социологические исследования. 2012. №. 10. С. 78–87.
6. Хромачева А. Ю. Конфликты в современной российской семье через призму анекдотов // Социологическая наука и социальная практика. 2016. Т. 4. №. 3 (15). С. 135–148.
7. Кондратьева О. Н. Анекдоты как источник изучения стереотипного образа региона (на примере анекдотов о Сибири) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2019. Т. 18. №. 3. С. 140–149.
8. Бобылева Н. И., Шовина Е. Н. Социальная работа в современных российских анекдотах // Социологические исследования. 2015. № 7. С. 107–116.
9. Мартыненко И. В., Стогова Е. С. Коронавирус в повестке дня информационных агентств РИА «Новости» и Reuters // Вопросы теории и практики журналистики. 2021. Т. 10. № 2. С. 338–350.
10. Демина И. Н., Шкондин М. В.Журналистика в мире повседневности: слагаемые конвенциональной целостности как фактора преодоления конфликтов // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2021. Т. 1. № 1 (34). С. 134–143.
11. Якова Т. С. Теория мирной журналистики в практике зарубежных СМИ: медиагеографический фокус (на примере the Guardian, the Independent, the Washington Times) // МедиаАльманах. 2019. № 2 (91). С. 104–117.
12. Якова Т. С. Массмедиа и конфликты: медиагеографические исследования // Вопросы теории и практики журналистики. 2021. Т. 10. № 4. С. 680–697.
13. Олейников С. В. Миротворческий потенциал и язык конфликта современной журналистики // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2015. Вып. 2. С. 208–215.
14. Завьялова Е. Е. Российские анекдоты на «коронную» тему: проблематика и поэтика // Galactica Media: Journal of Media Studies. 2021. № 3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskie-anekdoty-na-koronnuyu-temu-problematika-i-poetika/viewer.
15. Чарыкова И. А. Коммуникативные стратегии и тактики, используемые антипрививочниками для дискредитации вакцины от COVID-19 // Политическая лингвистика. 2022. № 1 (91).
16. Мусийчук М. В. Проявление мудрости в остроумии художников и музыкантов (контент-анализ биографических анекдотов) // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2019. Т. 10. №. 4. С. 6.
17. Ненашева А. В. Недоверие к источникам информации в период пандемии // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. 2020. Т. 11, № 3(45). С. 168–173.
18. Бушуев А. А., Олешкова А. М. Отношение интернет-пользователей к вакцинации от COVID-19 (на примере новостных пабликов «ВКонтакте» города Серова) / Формирование общероссийской идентичности в поликультурном социуме: научно-теоретические подходы и образовательные практики : Материалы XXVI всероссийских с международным участием историко-педагогических чтений, Екатеринбург, 22–25 марта 2022 года / Главный редактор Г. А. Кругликова. — Екатеринбург, 2022. С. 235-244.
19. Ильиных Д. Г. Роль пользовательских комментариев в публикациях регионального онлайн-издания в период пандемии covid-19 (на примере сайта городской газеты «курган и курганцы») /  Сборник материалов I Международной научно-практической конференции. Челябинск, 2021. С.31-35.
20. Кузовникова Е. Г. Черный юмор в дискурсе пандемии коронавируса как интернациональное явление современности / Лингвокультурные аспекты глобализационных процессов: социокультурный контекст и динамика речевых практик : Тезисы докладов II Международной конференции. М.: Московский государственный лингвистический университет, 2021. С. 70–71.
21. Ефимова Д. В. Всплеск создания и рассылки фото и видеоматериалов юмористического характера, связанного с самоизоляцией и ее последствиями на фоне массовой невротизации в условиях пандемии, вызванной коронавирусом covid-19 //Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2021. №. 10. С. 219–228.
22. Сергеева Ю. М., Уварова Е. А. Юмор как инструмент социального взаимодействия в эпоху глобальных катастроф (на материале интернет-мемов на тему covid-19) // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2021. №. 4 (43). С. 132–141.
23. Tarkar P. Impact of COVID-19 pandemic on education system // International Journal of Advanced Science and Technology. 2020. Т. 29. №. 9. Р. 3812–3814.
24. Singh J. COVID-19 and its impact on society // Electronic Research Journal of Social Sciences and Humanities. 2020. Т. 2. Р. 171.
References
1. Tyukina, L. A., & Melnikova, K. A. (2021). Humorous discourse: jokes in the era of COVID-19 - transformation of content. Kazan Science, 11, 208–210.
2. Zarubina, N. N. (2012). Social inequality in the everyday laughter discourse of modern Russia (analysis of jokes). Bulletin of MGIMO, 5(26), 179–193.
3. Bakhmatova, T. G. (2010). The potential of quantitative and qualitative approaches in the study of social problems. News of the Irkutsk State Economic Academy (Baikal State University of Economics and Law), 5, 28–35.
4. Eremeeva, E. A. (2012). Soviet humorous discourse: content analysis of Soviet political jokes and the magazine "Pepper". Newsletter of the Association History and Computer, 38, 94–95.
5. Zubanova, L. B. (2012). Russian national character in humorous self-presentation (sociological analysis of an anecdote). Sociological Research, 10, 78–87.
6. Khromacheva, A. Yu. (2016). Conflicts in the modern Russian family through the prism of anecdotes. Sociological science and social practice, T. 4, 3 (15), 135–148.
7. Kondratyeva, O. N. (2019). Anecdotes as a source for studying the stereotypical image of a region (using the example of anecdotes about Siberia). Bulletin of Volgograd State University. Series 2: Linguistics, 18(3), 140–149.
8. Bobyleva, N.I., & Shovina, E.N. (2015). Social work in modern Russian jokes. Sociological Research, 7, 107–116.
9. Martynenko, I.V., & Stogova, E.S. (2021). Coronavirus on the agenda of the news agencies RIA Novosti and Reuters. Questions of theory and practice of journalism, 10(2), 338–350.
10. Demina I. N., & Shkondin M. V.  (2021). Journalism in the world of everyday life: components of conventional integrity as a factor in overcoming conflicts. Bulletin of the Volga University. V. N. Tatishcheva, T. 1, 1 (34), 134–143.
11. Yakova T. S. (2019). The theory of peace journalism in the practice of foreign media: media geographic focus (on the example of the Guardian, the Independent, the Washington Times). Media Almanac, 2(91), 104–117.
12. Yakova T. S. (2021). Mass media and conflicts: media geographic studies. Questions of theory and practice of journalism, 10(4), 680–697.
13. Oleynikov S.V. (2015). Peacemaking potential and the language of conflict of modern journalism. Bulletin of St. Petersburg University. Series 9. Philology. Oriental studies. Journalism, 2, 208–215.
14. Zavyalova E. E. (2021). Russian jokes on the "crown" topic: problematics and poetics. Galactica Media: Journal of Media Studies, 3. 
15. Charykova I. A. (2022). Communication strategies and tactics used by anti-vaxxers to discredit the COVID-19 vaccine. Political linguistics, 1 (91).
16. Musiychuk M.V. (2019). Manifestation of wisdom in the wit of artists and musicians (content analysis of biographical anecdotes). World of Science. Sociology, philology, cultural studies, 10(4), 6.
17. Nenasheva A.V. (2020).  Distrust of information sources during a pandemic. Scientific works of the North-West Institute of Management RANEPA, T. 11, 3(45), 168–173.
18. Bushuev A. A., Oleshkova A. M. (2022). Attitude of Internet users to vaccination against COVID-19 (on the example of news public pages “VKontakte” in the city of Serov). Formation of all-Russian identity in a multicultural society: scientific and theoretical approaches and educational practices : Materials of the XXVI All-Russian historical and pedagogical readings with international participation. - Ekaterinburg, 235-244.
19. Ilyinykh D. G. (2021). The role of user comments in the publications of a regional online publication during the covid-19 pandemic (using the example of the website of the city newspaper “Kurgan and Kurgan”). Collection of materials from the I International Scientific and Practical Conference. - Chelyabinsk, 31-35.
20. Kuzovnikova E. G. (2021). Black humor in the discourse of the coronavirus pandemic as an international phenomenon of our time / Linguistic and cultural aspects of globalization processes: sociocultural context and dynamics of speech practices: Abstracts of the II International Conference. M.: Moscow State Linguistic University, 70–71.
21. Efimova D. V. (2021). A surge in the creation and distribution of photos and videos of a humorous nature associated with self-isolation and its consequences against the backdrop of mass neuroticism in the context of the pandemic caused by the coronavirus covid-19. Collections of conferences of the Scientific Research Center Sociosphere, 10, 219–228.
22. Sergeeva Yu. M., Uvarova E. A. (2021). Humor as a tool of social interaction in the era of global disasters (based on Internet memes on the topic of covid-19). Current issues of modern philology and journalism, 4(43), 132–141.
23. Tarkar P. (2020). Impact of COVID-19 pandemic on education system. International Journal of Advanced Science and Technology, 29(9), 3812–3814.
24. Singh J. (2020). COVID-19 and its impact on society. Electronic Research Journal of Social Sciences and Humanities, 2, 171.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предметом исследования в представленной статье является смех в условиях кризиса посредством проведения контент-анализа анекдотов о COVID-19.
В качестве методологии предметной области исследования в данной статье был использован в качестве основного метода контент-анализ анекдотов, собранных на различных социальных платформах и сайтах, связанных с рядом процессов во время пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19).
Актуальность статьи не вызывает сомнения, так как анекдоты имеют особую роль в определении восприятия смеха как исследуемого объекта среди широких масс, как во время кризисных периодов, так и в течение повседневной жизни. Они представляют собой популярные и повседневные шутки, созданные в соответствии с определенными правилами, которые отражают состояние обыденного сознания общества. Так, именно юмористический дискурс в условиях COVID-19 вызывает большой интерес со стороны исследователей, поскольку кризисная ситуация заставила всех перестроиться пересмотреть свои планы и взгляды на жизни, приспособиться к новым меняющимся условиям.
Научная новизна исследования заключается в выявлении общих настроений и основных тематик, которые преобладают в юмористическом дискурсе по отношению к пандемии COVID-19. В ходе исследования было собрано и проанализировано 400 анекдотов, собранных на различных социальных платформах и сайтах.
Статья изложена языком научного стиля с очень грамотным использованием в тексте исследования изложения различных позиций к изучаемой актуальной проблеме и применением научной терминологии и дефиниций.
Структура выдержана с учетом основных требований, предъявляемых к написанию научных статей. Структура данного исследования включает введение, методы и результаты исследования, основную часть (описание проведения самого исследования), выводы и библиографию.
Содержание статьи отражает ее структуру. Особенно эффективным в содержании исследования следует отметить описание проведения исследования в два этапа. На первом этапе были изучены анекдоты, которые имеют отношение к политике (категории анализа: позиция по отношению к вакцинации, упоминание государств, упоминание политических деятелей, упоминание политики в целом). На втором этапе были изучены анекдоты, которые подчеркивают неудобства, связанные с введением различных ограничений (категории анализа: употребление нецензурных слов, упоминание неудобств в связи с пандемией, прочее). Также особую ценность представляет приведение текстов самих анекдотов, что имеет позитивное значение для восприятия самой статьи.
Библиография содержит 24 источника, включающих в себя отечественные и зарубежные периодические и непериодические издания. Следует отметить новизну большинства используемых источников, что свидетельствует об актуализации сведений по изучаемой научной тематике.
В статье приводится описании различных позиций и точки зрения различных ученых, характеризующих особенности исследования анекдотов методом контент-анализа и различные проблемы, связанные с коронавирусом, а также содержится апелляция к различным научным трудам и источникам, посвященных этой тематике, которая входит в круг научных интересов исследователей, занимающихся указанной проблематикой.
В заключении представленного исследования содержатся краткие выводы, касающиеся предметной области исследования. В частности, отмечается, что анекдоты позволяют людям не только расслабиться и снять стресс в период кризиса, но и выразить свое мнение по поводу происходящих событий, высмеивая то или иное состояние или процесс. Анализ анекдотов помог выявить общие настроения населения, их мысли по поводу введения различных государственных мер в общественную практику. Однако в большинстве случаев это обернулось: критикой власти, высмеиванием политиков и государственных деятелей, а также насмешкой над ограничительными мерами (масочного режима, локдауна, QR-кодов).
Материалы данного исследования рассчитаны на широкий круг читательской аудитории, они могут быть интересны и использованы учеными в научных целях, педагогическими работниками в образовательном процессе, государственным и муниципальным служащим, политикам и аналитикам при подготовке обзоров, справочных материалов и пояснительных записок по заявленной тематике.
В качестве недостатков данного исследования следует отметить, то, что наиболее интересные результаты проведенного контент-анализа можно было бы оформить наглядно с использованием рисунков (графиков, диаграмм). Источник в библиографии под номером 14 представляет собой обращение к Интернет-ресурсу, однако при его оформлении не указана дата обращения, хотя этого требует ГОСТ библиографических описаний. Поэтому необходимо обратить внимание на оформление библиографии в соответствии с требованиями действующего ГОСТа библиографических описаний. Данные недостатки не снижают высокой значимости самого исследования, а, скорее относятся к оформлению текста представленной работы. Статью рекомендуется опубликовать.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.