Статья 'Профили в социальной сети студентов вуза как источник миграционных данных (на примере РУДН имени Патриса Лумумбы)' - журнал 'Социодинамика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Социодинамика
Правильная ссылка на статью:

Профили в социальной сети студентов вуза как источник миграционных данных (на примере РУДН имени Патриса Лумумбы)

Чернышев Константин Анатольевич

ORCID: 0000-0003-3543-4776

кандидат географических наук

доцент кафедры региональной экономики и географии РУДН имени Патриса Лумумбы; ведущий научный сотрудник Института демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН

117198, Россия, Москва область, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Chernyshev Konstantin Anatolevich

PhD in Geography

Associate Professor, Department of Regional Economics and Geography, Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University); Leading Researcher, Institute for Demographic Research of the Federal Research Sociological Center of the Russian Academy of Sciences

6 Miklukho-Maklaya Street, Moscow, 117198, Russian Federation

kochern@rambler.ru

DOI:

10.25136/2409-7144.2023.10.44063

EDN:

LOUXAJ

Дата направления статьи в редакцию:

18-09-2023


Дата публикации:

06-11-2023


Аннотация: Предметом исследовательской статьи выступает территориальная структура регионов рождения студентов и выпускников Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы. Цель работы подразумевает изучение внутрироссийской образовательной миграции лиц, в разное время поступавших в рассматриваемый университет. Методом исследования выступил анализ цифровых следов пользователей социальной сети «ВКонтакте». Информационная основа работы охватывала данные о регионах рождения, указанных в профилях пользователей. Указывается, что изучение образовательной и молодёжной миграции на основе данных социальных сетей получает распространение в отечественной науке. Исследуются миграционные процессы в конкретных регионах страны или участие определённых университетов в организации образовательной мобильности. Новизна работы связана с использованием нетрадиционного источника информации о миграционных процессах. Показано, что, несмотря на позиционирование РУДН в качестве международно-ориентированного вуза, в структуре обучающихся основная часть приходится на граждан России. В результате изучения профилей пользователей «ВКонтакте» выявлено, что большинство из указавших РУДН в качестве места обучения, являются уроженцами Москвы. Среди лиц, отметивших в профилях «ВКонтакте» в качестве родных другие субъекты РФ, наибольшее число студентов и выпускников РУДН по сравнению с численностью населения регионов выхода характерно для Чукотского и Ямало-Ненецкого автономных округов, Московской и Магаданской области, нескольких национально-территориальных субъектов РФ. Основными факторами, определившими структуру регионов выхода образовательных мигрантов, являются территориальная доступность города вуза и недостаточный уровень развития высшей школы в регионах выхода образовательных мигрантов.


Ключевые слова:

образовательная миграция, внутренняя миграция, регионы России, РУДН, цифровые следы, ВКонтакте, Москва, высшее образование, социальные сети, россияне

Abstract: The subject of the research is the territorial origin of students and graduates of the Patrice Lumumba Peoples' Friendship University of Russia. The purpose of the work implies the study of the internal Russian educational migration of persons who entered the university in question at different times. The research method was the analysis of digital traces of users of the VKontakte social network. The information basis of the work covered data on the regions of origin indicated in user profiles. It is indicated that the study of educational and youth migration based on social network data is becoming widespread in Russian science. Migration processes in specific regions of the country or the participation of certain universities in the organization of educational mobility are investigated. The novelty of the work is associated with the use of an unconventional source of information about migration processes. It is shown that, despite the positioning of the RUDN as an internationally oriented university, the students of the university are mainly Russian citizens. As a result of studying the profiles of VKontakte users, it was revealed that most of those who indicated RUDN as a place of study are natives of Moscow. Among the persons who marked other regions of the Russian Federation as origin in VKontakte profiles the largest number of students and graduates of RUDN are from Chukotka and Yamalo-Nenets Autonomous Okrugs, the Moscow and Magadan regions, several national-territorial subjects of the Russian Federation. The main factors determining the origin of educational migrants' are the territorial accessibility of the university city and the insufficient level of higher school development in the regions of educational migrants.


Keywords:

educational migration, internal migration, regions of Russia, RUDN University, digital footprint, VK, Moscow, higher education, social media, Russians

Благодарности. Публикация выполнена в рамках проекта

№ 060508-0-000 системы грантовой поддержки научных проектов РУДН

Acknowledgements.  This publication has been supported by  project

№ 060508-0-000  (RUDN University Scientific Projects Grant System)

Введение

В настоящее время увеличивается интерес к изучению образовательной миграции, вносящей существенный вклад и перераспределение человеческого капитала и трудовых ресурсов между странами и регионами разного типа [1] и уровня развития [2]. В формировании образовательного пространства страны и потоков образовательных мигрантов организующую роль выполняет расположение учебных заведений, в первую очередь крупных университетов [3]. Территориальный анализ роли вузов в организации миграционных потоков, связанных с получением образования, и развитии человеческого капитала регионов и стран возможен с двух позиций – это изучение зон сбора абитуриентов или географии распределения выпускников [4].

В немалой степени формированию потоков внутрироссийской межрегиональной миграции способствует сохраняющаяся дифференциация субъектов РФ по уровню доходов, возможностям профессиональной самореализации, доступности социальных благ, состоянию окружающей среды, иным параметрам социально-экономического развития [5]. Поступление в учебное заведение, расположенное в более привлекательном для молодого человека субъекте РФ, является образовательной миграцией. Однако очевидно, что при выборе города обучения определяющее значение имеет сочетание социально-экономических факторов: комфортность городской среды, стоимость обучения и проживания в регионе вуза, перспективы дальнейшего трудоустройства и другие [6].

В данной работе предлагается изучение территориальной структуры регионов выхода родившихся в России студентов и выпускников Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы (далее – РУДН) – крупного вуза, расположенного в Москве – главном центре притяжения образовательных мигрантов в стране.

Методы

Изучение миграционных процессов обычно основывается на использовании статистических данных, к которым прежде всего относятся текущий учёт миграции и результаты переписей населения. Традиционные источники могут дополняться ведомственной статистикой (например, результатами Единого государственного экзамена) [7] или социологическими опросами [8]. В данной работе в качестве основного метода предлагается использовать анализ цифровых следов пользователей социальной сети «ВКонтакте». Изучение образовательной и молодёжной миграции на основе выгрузок профилей пользователей данной сети получает распространение в отечественной науке. Традиционно исследуется миграция в определённых регионах страны [9] или участие конкретных университетов в организации образовательной мобильности [10].

Социальная сеть «ВКонтакте» является одной из наиболее популярных в России, а также имеет открытое API (Application programming interface), что позволяет получать доступ к базе пользователей и выгружать их в исследовательских целях. Ещё одним преимуществом для изучения образовательной миграции с помощью данных «ВКонтакте» является возможность выяснить географическую привязку пользователей. Так, при регистрации в социальной сети, в профиле указывается конкретный населённый пункт в поле «родной город» («home_city»), на основании которого социальная сеть формирует запись в поле «родной регион» («home_region»). Распространённость данной сети в России делает её подходящей для анализа внутренней миграции. Главным критерием включения в результирующую выборку для изучения миграции пользователей «ВКонтакте», обучающихся или завершивших обучение в РУДН, было указание в поле «univ_name» значений «РУДН» или «Российский университет дружбы народов». Дополнительным критерием было указание возраста в профиле: в выборку включались пользователи 17 лет и старше. Из рассмотрения были исключены профили пользователей, закрытые настройками приватности, а также профили, по которым невозможно выяснить родной регион пользователя. В работе анализируется только внутриросийская миграция, в связи с чем профили иностранных пользователей сети (родившиеся за рубежом), не включались в выборку.

В ходе формирования выгрузки пользователей «ВКонтакте» не учитывался период обучения и год окончания РУДН, в связи с чем она отражает родные регионы как обучающихся в РУДН в момент сбора данных, так и обучавшихся в данном университете в прошлом (выпускников).

Выгрузка осуществлялась в феврале 2022 г. при помощи Платформы по сбору и обработке данных социальных сетей Университетского консорциума исследователей больших данных, правообладателем которой является Томский государственный университет. Если на момент выгрузки у пользователя были заполнены необходимые для анализа миграции поля профиля, то эти сведения рассматривались как достоверные, а данные о пользователе попадали в базу, использованную в работе. При этом очевидно, что использованный источник информации имеет недостатки, поскольку предполагает изучение не собственно миграции, а только записей в профилях пользователей. Нельзя однозначно утверждать, что пользователь сети «ВКонтакте», указавший в профиле обучение в РУДН, является студентом или выпускником данного вуза.

Обсуждение и результаты

РУДН со времени своего создания в 1960 г. позиционировался как международный вуз, призванный готовить специалистов в первую очередь для развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки, которые отчаянно нуждались в квалифицированных кадрах для развития своих стран [11]. Университет и по сей день занимает лидирующие позиции среди российских вузов по доле иностранных студентов. Однако в настоящее время преобладающее большинство студентов вуза являются гражданами России (табл. 1). Это делает востребованным рассмотрение характеристик россиян, обучающихся и окончивших данный вуз, территориальную структуру сбора абитуриентов РУДН.

Таблица 1. Удельный вес численности российских и иностранных студентов РУДН, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры в общей численности студентов (приведенный контингент), %

2019

2020

2021

иностранные студенты из СНГ

17,1

18,9

19,2

иностранные студенты из стран дальнего зарубежья

11,5

10

9,6

российские студенты

71,4

71,1

71,2

Источник: Характеристика системы высшего образования в РФ. Режим доступа:https://monitoring.miccedu.ru/?m=vpo&year=2022 (Дата обращения: 12.08.2023)

Выгрузка позволила анализировать информацию о маршрутах межрегиональной образовательной миграции студентов и выпускников РУДН, используя сведения о родном регионе пользователей. Критериям формирования выгрузки соответствовало 7990 профилей «ВКонтакте», географический анализ которых позволил определить регионы рождения студентов и выпускников РУДН.

В исследовании анализировались профили студентов и выпускников головного вуза (в Москве), без учёта филиалов РУДН (действующего и закрытых). Выгрузка охватывала все регионы России, но представленность регионов была крайне неравномерна (таблица 2). База пользователей формировалась для выполнения задач исследования, в первую очередь на выявление территориальных характеристик студентов и выпускников РУДН. Однако полученные сведения также позволили выявить пол пользователей сети, обучающихся или обучавшихся в РУДН: 38% из них - мужчины.

Таблица 2. Территориальная структура пользователей «ВКонтакте», указавших обучение в РУДН

Территория рождения

Численность проанализированных профилей

Доля от общего числа, %

Центральный федеральный округ

6035

75,5

в том числе:

Москва

4429

55,4

Московская область

905

11,3

Северо-Западный федеральный округ

215

2,7

Южный федеральный округ

349

4,4

Северо-Кавказский федеральный округ

239

3,0

Приволжский федеральный круг

496

6,2

Уральский федеральный округ

212

2,7

Сибирский федеральный округ

273

3,4

Дальневосточной федеральный округ

171

2,1

Всего

7990

100,0

Более чем в половине изученных профилей пользователи указали местом рождения город расположения вуза, что не позволяет отнести их к числу мигрантов. Доля местных студентов близка к значениям, выявленным в исследованиях с использованием выгрузок из социальной сети «ВКонтакте», проведённым на примере других московских университетов – МГУ им. М.В. Ломоносова и НИУ «Высшая школа экономики» [10]. В целом, свыше трёх четвертей пользователей «ВКонтакте», обучающихся или закончивших РУДН (включая москвичей), были выходцами из регионов Центрального федерального округа. Представленность других частей России в выборке была значительно ниже.

Рис. Число пользователей «ВКонтакте», указавших РУДН в качестве вуза получения высшего образования, на 1 млн. жит.

Представители регионов России в разной степени охвачены миграцией, связанной с получением высшего образования в рассматриваемом вузе. На рисунке для каждого субъекта РФ показано соотношение между численностью пользователей «ВКонтакте», являющихся студентами или выпускниками РУДН, указавшими регион в качестве родного (выгрузка февраля 2022 г.), и численностью жителей данного региона на начало 2022 г. (с учётом результатов Всероссийской переписи населения 2020-2021 гг.). Наибольшее число пользователей «ВКонтакте» из РУДН по отношению к численности населения региона выявлено в городе расположения вуза (340 пользователей на 1 млн. жит.). Высокое значение рассматриваемого показателя выявлено в географически близких к столице регионах: Московской (106), Калужской, Тульской, Смоленской областях. В целом для областей Центральной России характерна более высокая представленность среди обучающихся в РУДН. Также велико число пользователей, указавших РУДН как место получения высшего образования для выходцев с Чукотки (316) и Ямало-Ненецкого автономного округа (118) – регионов, где отсутствуют высшие учебные заведения. Кроме того, повышенным интересом к обучению в РУДН характеризуется население Магаданской области и национальных республик - Калмыкии, Саха (Якутии), Северной Осетии-Алании, Кабардино-Балкарии.

Наименьшее число пользователей «ВКонтакте», указавших РУДН в качестве вуза получения высшего образования, в соотношении с численностью населения регионов выявлено в Ленинградской, Курганской, Свердловской, Тюменской (без Ханты-Мансийского - Югры и Ямало-Ненецкого автономных округов) областях, Алтайском и Приморском краях, республиках Крым и Чечне. В этих субъектах РФ значение анализируемого показателя составило менее 10 человек на 1 млн. жителей.

Выводы

Использование сведений, извлекаемых из социальных сетей, для изучения миграционных процессов весьма перспективно. Цифровые следы, которые оставляют в интернете пользователи сети «ВКонтакте», являются относительно новым источником сведений об образовательной миграции.

РУДН является международно-ориентированным университетом, значительную часть обучающихся и выпускников которого составляют иностранные граждане. Вместе с тем вуз принимает участие в формировании потоков внутрироссийской миграции, связанной с получением высшего образования. В силу большей распространённости сети «ВКонтакте» в России, в данной статье проанализированы миграции выходцев из регионов РФ.

Большинство российских студентов РУДН, судя по профилям в социальной сети, не являются образовательными мигрантами, поскольку указывают в качестве родного города Москву. Наибольшее число студентов и выпускников РУДН по сравнению с численностью населения регионов выхода характерно для областей, близко расположенных к Москве, а также Чукотского и Ямало-Ненецкого автономных округов, Магаданской области, отдельных национально-территориальных субъектов РФ. Ключевыми факторами, определившими территориальную структуру зон сбора абитуриентов РУДН, на наш взгляд, являются географическая близость университета и недостаточный уровень развития высшей школы в регионах выхода образовательных мигрантов.

Возможным направлением образовательной политики вуза было бы продвижение на региональных рынках образовательных услуг и привлечение абитуриентов из многонаселённых, но слабо представленных в структуре контингента обучающихся, регионов России. Данная цель осуществима при наличии достаточного жилого фонда в студенческих общежитиях, поэтому её выполнение может вступить в противоречие с ключевой задачей РУДН по обучению студентов-иностранцев из дальнего зарубежья. Кроме того, в ряде российских регионов с низкой представленностью в структуре студентов и выпускников РУДН (Санкт-Петербург, Ростовская и Свердловская области, Приморский и Красноярский края) также имеются «сильные» университеты.

Библиография
1. Курбатова М.В., Донова И.В., Кранзеева Е.А., Леухова М.Г. Образовательная миграция в регионах ресурсного типа // Мир России. 2022. № 31(1). С. 91-112. DOI: 10.17323/1811-038X-2022-31-1-91-112
2. Капшук Е.А., Костина Е.Ю., Орлова Н.А., Цэрэн Г. Образовательная миграция в современной России: тенденции и проблемы // Теория и практика общественного развития. 2022. № 3. С. 26–32. DOI: 10.24158/tipor.2022.3.3.
3. Катровский А.П., Ватлина Т.В. Территориальная организация высшей школы России // Вестник Московского университета. Серия 5. География. 2021. № 5. С. 3–13. EDN: PKVACH
4. Замятина, Н.Ю. Метод изучения миграций молодежи по данным социальных интернет-сетей: Томский государственный университет как «центр производства и распределения» человеческого капитала (по данным социальной интернет-сети «ВКонтакте») / Н. Ю. Замятина // Региональные исследования. 2012. № 2 (36). С. 15-28. EDN: PCFDYP
5. Бураншина Н.А., Смирных Л.И. Человеческий капитал мигрантов и конвергенция российских регионов по заработной плате // Вопросы экономики. 2018. № 12. С. 121-138. DOI: 10.32609/0042-8736-2018-12-121-138
6. Захарова И.В. Сдерживание межрегиональной учебной миграции: роль вузов // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 7. С. 71–84. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-7-71-84
7. Дождиков А.В. Образовательная миграция в Республике Мордовия // Регионология. 2023. Т. 31, № 1. С. 182–198. DOI: 10.15507/2413-1407.122.031.202301.182-198
8. Карачурина Л.Б., Флоринская Ю.Ф. Миграционные намерения выпускников школ малых и средних городов России // Вестник Московского университета. серия 5. География. 2019. № 6. С. 82–89
9. Чернышев К. А., Митягина Е. В., Чернышева Н. В., Петров Е. Ю. Масштабы и направления образовательной мигра­ции тувинской молодёжи // Новые исследования Тувы. 2023, № 2. С. 70-83. DOI: 10.25178/nit.2023.2.5
10. Габдрахманов Н.К., Орлова В.В., Александрова Ю.К. Миграционное поведение студентов российских вузов на основе данных цифровых следов // Вестник Томского государственного университета. 2021. №467. С. 106–114. DOI: 10.17223/15617793/467/14
11. Виджаядаса С. Огромный вклад России в высшее образование стран развивающегося мира // Этнодиалоги. 2020. №2 (60). С. 104-111. DOI: 10.37492/ETNO.2020.60.2.007
References
1. Kurbatova, M. V., Donova, I. V., Kranzeeva, E. A., & Leukhova, M. G. (2022). Educational Migration in Resource-Extracting Regions. Universe of Russia, 31(1), 91-112. doi:10.17323/1811-038X-2022-31-1-91-112
2. Kapshuk, E.A., Kostina, E.Yu., Orlova, N.A., & Tseren, G. (2022). Educational migration in modern Russia: trends and issues. Theory and Practice of Social Development, 3, 26–32. doi:10.24158/tipor.2022.3.3
3. Katrovsky, A.P., & Vatlina, T.V. (2021). Spatial organization of the higher education of Russia. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 5: Geografiya= Lomonosov Geography Journal, 5, 3-13.
4. Zamiatina, N. Iu. (2012). The method of studying the migration of young people on these social networking Web: Tomsk State University as «a center of production and distribution» of human capital (according to the social online network “VKontakte"). Regionalnye issledovaniia [Regional studies], 2(36), 15-28.
5. Buranshina, N.A., & Smirnykh, L.I. (2018). The human capital of migrants and the convergence of wages in the regions of Russia. Voprosy Ekonomiki, 12, 121-138. doi:10.32609/0042-8736-2018-12-121-138
6. Zakharova, I.V. (2019). The Role of Universities in Curbing Interregional Educational Migration. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia, 28(7), 71-84. doi:10.31992/0869-3617-2019-28-7-71-84
7. Dozhdikov, A.V. (2023). Educational Migration in the Republic of Mordovia. Russian Journal of Regional Studies, 31(1), 182–198. doi:10.15507/2413-1407.122.031.202301.182-198
8. Karachurina, L.B., & Florinskaya, Y.F. (2019). Migration Inten выборки настолько внушительны tions Of School Graduates In Small And Midsize Towns Of Russia. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 5: Geografiya= Lomonosov Geography Journal, 6, 82–89.
9. Chernyshev, K. A., Mityagina, E. V., Chernysheva, N. V. & Petrov, E. Yu. Incidence and directions of educational migration of Tuvan youth. New Research of Tuva, 2, 70-83. doi:10.25178/nit.2023.2.5
10. Gabdrakhmanov, N.K., Orlova, V.V., & Aleksandrova, Yu.A. Migration behaviour of Russian university students based on digital footprint data. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta=Tomsk State University Journal, 467, 106–114.
11. Wijayadasa, S. (2020). Russia’s prodigious gift of higher education to the developing world. Ethnodialogues, 2(60), 104-111. DOI: 10.37492/ETNO.2020.60.2.00

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Несмотря на волну санкций со стороны евроатлантического сообщества наша страна проводит политику открытости и добрососедства, которая проявляется в том числе и в рамках образовательной сферы. К слову, власти Приморского края выдвигают идея обмена учащихся школ с КНДР, а взаимовыгодный интерес Россия и Китая только усиливается по мере снятия противоэпидемиологических мер. Вместе с тем у России есть серьёзный опыт образовательной миграции: это не только посланцы Петра I, но и конечно Университет дружбы народов имени П. Лумумбы. В этой связи представляется важным осуществить территориальный анализ высших учебных заведений в организации миграционных потоков.
Указанные обстоятельства определяют актуальность представленной на рецензирование статьи, предметом которой являются профили в социальной сети студентов вуза как источник миграционных данных. Автор ставит своими задачами определить возможность использования сведений, извлекаемых из социальных сетей, для изучения миграционных процессов, проанализировать результаты изучения профилей студентов РУДН в социальной сети ВКонтакте.
Работа основана на принципах анализа и синтеза, достоверности, объективности, методологической базой исследования выступает системный подход, в основе которого находится рассмотрение объекта как целостного комплекса взаимосвязанных элементов.
Научная новизна статьи заключается в самой постановке темы: автор стремится охарактеризовать территориальную структуру регионов выхода студентов и выпускников Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы. Всего автором было изучено 7990 профилей «ВКонтакте», «географический анализ которых позволил проанализировать регионы рождения студентов и выпускников РУДН».
Рассматривая библиографический список статьи как позитивный момент следует отметить его разносторонность: всего список литературы включает в себя 11 различных источников и исследований. Из используемых исследований укажем на труды Н.Ю. Замятиной, А.В. Дождикова, А.П. Катровского и Т.В. Ватлиной, в центре внимания которых различные аспекты изучения образовательной миграции в России. Заметим, что библиография обладает важностью как с научной, так и с просветительской точки зрения: после прочтения текста статьи читатели могут обратиться к другим материалам по ее теме. В целом, на наш взгляд, комплексное использование различных источников и исследований способствовало решению стоящих перед автором задач.
Стиль написания статьи можно отнести к научному, вместе с тем доступному для понимания не только специалистам, но и широкой читательской аудитории, всем, кто интересуется как образовательной миграцией, в целом, так и возможностями ее изучения, в частности. Апелляция к оппонентам представлена на уровне собранной информации, полученной автором в ходе работы над темой статьи.
Структура работы отличается определённой логичностью и последовательностью, в ней можно выделить введение, основную часть, заключение. В начале автор определяет актуальность темы, показывает, что в работе для изучения миграционных потоков «в качестве основного метода предлагается использовать анализ цифровых следов пользователей социальной сети «ВКонтакте». Примечательно, что «свыше трёх четвертей пользователей «ВКонтакте», обучающихся или закончивших в РУДН (включая москвичей), были выходцами из регионов Центрального федерального округа». Кроме того, как отмечается в рецензируемой статье, «велико число пользователей, указавших РУДН как место получения высшего образования, для выходцев с Чукотки (316) и Ямало-Ненецкого автономного округа (118) – регионов, где отсутствуют высшие учебные заведения». Как справедливо отмечает автор, «факторами, определившими территориальную структуру зон сбора абитуриентов РУДН являются географическая близость университета, а также недостаточный уровень развития высшей школы в регионах выхода образовательных мигрантов».
Главным выводом статьи является перспективность использования сведений, извлекаемых из социальных сетей, для изучения миграционных процессов.
Представленная на рецензирование статья посвящена актуальной теме, снабжена рисунком и 2 таблицами, вызовет читательский интерес, а ее материалы могут быть использованы как в учебных курсах, так и в рамках изучения образовательной миграции.
В то же время к статье есть замечания:
1) Необходимо вычитать текст с точки зрения русского литературного языка. Так, в тексте у автора значится: «Университет по настоящее время вуз занимает лидирующие позиции среди российских вузов по доле иностранных студентов», «цифровые следы, которые оставляют в интернете пользователи сети «ВКонтакте», является относительно новым источником сведений об образовательной миграции» и др.
2) Вызывает вопрос насколько ВКонтакте как российская соцсеть может показать географию иностранных студентов. В тексте автор не обозначил ответа на данный вопрос.
После исправления указанных замечаний статья может быть рекомендована для публикации в журнале «Социодинамика».

Результаты процедуры повторного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предмет исследования - территориальная структура регионов выхода родившихся в России студентов и выпускников Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы. Не слишком удачную формулировку "регионы выхода" можно заменить, например, на "регионы - поставщики образовательных мигрантов"
Актуальность работы связана с выбором новой, набирающей популярность методологии анализа больших данных как источника социальной информации. Современные университеты активно используют социальные медиа (социальные сети, микроблоги, макроблоги, фото- и видеохостинги и т.д.) для привлечения абитуриентов, повышения лояльности целевой аудитории, продвижения собственного бренда и изучения целевой аудитории.Использование методов интеллектуального анализа данных позволяет обогатить и дополнить классические исследовательские методы социальных наук: наблюдение, эксперимент, опрос, анализ документов, а также служить информационной базой для доказательного управления образовательной организацией. В статье на примереанализатерриториально-географической принадлежности выпускников РУДН раскрываются возможности использования цифровых следов для решения исследовательских задач.
Научная новизна заключается в применении новой методологии к анализу традиционной для социологии проблемы образовательной миграции.
Методология исследования - анализ цифровых следов пользователей социальной сети «ВКонтакте» с использованием Платформы по сбору и обработке данных социальных сетей Университетского консорциума исследователей больших данных. К ограничениям метода анализа цифровых следов социальных сетей относится то, что не все пользователи указывают корректные личные данные или вообще их не указывают. В тексте статьи не указывается, каким образом осуществлялась предобработка данных, выбраковка заведомо неправдоподобных значений категорий. Учитывая данные ограничения, авторам статьи следовало было сопоставить полученные данные с другими источниками (ведомственной статистикой, результатами опросов и т.д.).
Статья имеет четкую структуру, разделена на смысловые и методологические части.«Тело» статьи составляет 10 тыс знаков, что не отвечает минимальному объему журнала «Социодинамика». Возможно, авторам имеет смысл расширить содержание статьи за счет сопоставления данных собственного эмпирического исследования с другими источниками информации, а также анализом половозрастной структуры бывших и нынешних студентов РУДН. Исходя из результатов исследования, можно было бы также дать рекомендации по совершенствованию образовательной политики РУДН, продвижению бренда вуза и привлечению иногородних абитуриентов.

Статья написана в научном стиле, термины и определения в тексте употребляются корректно. Результаты эмпирического исследования визуализированы в таблицах и тепловой карте, что способствует лучшему восприятию материала и в целом воздает положительное впечатление от статьи.
Библиография соответствует тематике и представлена достаточно полно.
В конце статьи сделаны корректные выводы о перспективности инструментов анализа больших данных в исследовании проблем образования, а также о том, что большинство российских студентов РУДН, судя по профилям в социальной сети, не являются образовательными мигрантами.
Статья несомненно вызовет интерес читательской аудитории.

Результаты процедуры окончательного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предметом исследования в представленной статье являются профили в социальной сети студентов образовательной организации высшего образования как источник миграционных данных.
В качестве методологии предметной области исследования в данной статье был использован в качестве основного метода анализ цифровых следов пользователей социальной сети «ВКонтакте», а также применялись методы для обработки полученных данных при выгрузке.
Актуальность статьи не вызывает сомнения, так как, во-первых, публикация выполнена в рамках проекта № 060508-0-000 системы грантовой поддержки научных проектов Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы (далее – РУДН), а, во-вторых, социальные сети в процессах виртуализации социума и цифровизации многих сфер общественной жизни становятся реальным источником получения информация и сбора различных актуальных данных.
Научная новизна исследования заключается в изучении территориальной структуры регионов выхода поступивших и обучающихся в РУДН, крупного вуза, расположенного в Москве – главном центре притяжения образовательных мигрантов в стране путем анализа профилей студентов указанной образовательной организации высшего образования в социальной сети «ВКонтакте».
Статья изложена языком научного стиля с грамотным применением терминологии и дефиниций по теме исследования.
Структура четко выдержана с учетом всех требований, предъявляемых к написанию научных статей, а именно включает в себя такие основные структурные элементы как введение, методы, обсуждение и результаты, выводы и библиографию.
Содержание статьи отражает ее структуру. Особенно ценным в содержании исследования следует отметить приведенные наглядные материалы, представленные в табличной форме и в виде рисунка, что существенно облегчает возможность восприятия информации, используемой для анализа в исследовании, характеризующих такие показатели, как удельный вес численности российских и иностранных студентов РУДН, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры в общей численности студентов; территориальную структуру пользователей «ВКонтакте», указавших обучение в РУДН; число пользователей «ВКонтакте», указавших РУДН в качестве вуза получения высшего образования.


Библиография содержит 11 источников, включающих в себя российские периодические издания. Особенно хотелось бы отметить новизну использованных периодических изданий, что говорит о постоянной актуализации современных тенденций исследуемой проблематики в рамках работы с грантом и при написании данной научной статьи.
Поскольку представленное исследование носит поисково-аналитический характер, то в данной статье приводятся обсуждение и апелляция к точкам зрениям современных авторов, изучающих вопросы образовательной миграции в России в целом и в отдельных ее регионах.
В представленном исследовании содержатся краткие выводы, касающиеся предметной области исследования, а именно, в статье отмечается, что в сложившихся современных условиях образовательной миграции возможным направлением образовательной политики вуза, в данном случае РУДН, было бы продвижение на региональных рынках образовательных услуг и привлечение абитуриентов из многонаселённых, но слабо представленных в структуре контингента обучающихся, регионов России. Данную цель можно достигнуть при наличии достаточного жилого фонда в студенческих общежитиях, поэтому её выполнение может вступить в противоречие с ключевой задачей РУДН по обучению студентов-иностранцев из дальнего зарубежья.
Материалы данного исследования рассчитаны на широкий круг читательской аудитории, они могут быть интересны и использованы учеными в научных целях, педагогическими работниками в образовательном процессе, руководством и администрацией образовательных организаций высшего образования, работниками органов исполнительной власти различных уровней, сотрудникам, занимающимся вопросами миграции иностранных граждан, государственными и муниципальными служащими при подготовке справочных материалов и пояснительных записок по заявленной тематике.
В качестве недостатка данного исследования можно отметить, что в структуре работы четко не определены актуальность и новизна исследования, хотя они не вызывают сомнения и само содержание исследования их подтверждает. Однако данное замечание не умаляет качество представленного исследования и его несомненную высокую теоретическую и практическую значимость, а носит в большей степени рекомендательный характер. Статья рекомендована к опубликованию.

Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.