Современное образование - рубрика Коммуникация как процесс
по
Современное образование
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редколлегия > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Современное образование" > Рубрика "Коммуникация как процесс"
Коммуникация как процесс
Kiryanov D.A. - Formation of Requirements for University Website Interfaces Based on Accessibility and Usability Standards c. 44-59

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.1.37503

EDN: RBELWG

Abstract: The research subject is the methods of building the user interface of university websites based on the intended purpose, the needs of the audience, and user limitations, including sensory-motor and cognitive-psychological limitations. As a starting point for studying the target audience and compliance with accessibility standards, eight university websites are analyzed based on open-source data. The main violations that prevent users from using a university's website to varying degrees are considered, as well as the most well-known and often-used approaches to interface design and design that make interfaces more convenient without overloading the user's short-term memory and causing premature fatigue. As a result of the research, the basic requirements for designing the interface of the university's website are formed. According to the main conclusion of this study, to adapt the University's website to the limitations of users' capabilities, it is necessary to follow the main standards of usability and accessibility considered, such as GOST R 52872-2019, WCAG 2.1 and GOST R ISO 9241-20-2014, and also take into account the peculiarities of legislation that affect the formation of sections of the site and its accessibility for people with disabilities. It is necessary to adhere to such principles of interface organization and information presentation as Hick's Law, Gestalt Principles, Miller's Law, Jacob's Law, and Heuristics. The author's special contribution to the topic is the analysis of the verification of eight sites of Russian universities for compliance with accessibility standards. This analysis showed that even the visually impaired versions of the sites reviewed do not meet accessibility standards, which makes it difficult for people with disabilities to access information and emphasizes the importance of the study. The novelty of the research lies in the formation of the basic requirements for the user interface of university websites. The study's results can be further used in constructing such information systems.
Ратинер Т.Г. - Информационно-психологическая безопасность школьников при работе в интернете c. 73-96

DOI:
10.7256/2306-4188.2014.1.10923

Аннотация: Статья посвящена проблеме обеспечения информационно-психологической безопасности школьников в сети Интернет. Анализируется общее состояние информационно-психологической безопасности в России. Приводятся факты «за» использование интернета в образовательной среде современной школы. Отмечается, что современный учебный процесс осуществляется при активном поиске информации школьниками в интернете. Наряду с этим описываются психологические «угрозы», которые несет в себе бесконтрольное пользование школьниками компьютерных сетей. Методологически наша работа опирается на существующие в нашей стране теории информационно-психологической безопасности, которые были разработаны еще в 20 веке. Эти теории первоначально применялись в аспекте психологии пропаганды, рекламы, политической психологии. В рамках этого подхода выделяются когнитивный, поведенческий и эмоциональный факторы обеспечения психологической безопасности личности. В рамках нашей статьи мы анализировали когнитивный фактор, предположив, что когнитивные способности школьника связаны с его информационно-психологической безопасностью при работе в интернете. В статье рассматривается вопрос о полезности Интернета в образовательном процессе школьников, возможных угрозах Интернет-пространства, анализируются существующие рекомендации для родителей и школьников по безопасной работе в Интернете с позиций когнитивного фактора.
Ясин М.И. - Отношение глухих и слабослышащих к инклюзивному образованию c. 94-100

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.3.19563

Аннотация: Проблемы инклюзии рассматриваются в ключе социологии образования. Попытка внедрить инклюзивное образование рассматривается как зона социального противоречия. Превращение специальных учебных заведений в инклюзивные идет форсированными темпами, не учитывая неготовность учебных заведений обеспечивать качественно учебный процесс. Особенно много недостатков в обеспечении обучения глухих и слабослышащих. Предметом исследование является мнение глухих и слабослышащих, педагогов и переводчиков жестового языка, работающих в образовательных учреждениях для глухих относительно современного положения и перспектив инклюзивного образования. Практическое исследование выполнено методом социологического опроса и дополнено иллюстративным материалом, взятым из интервью с респондентами. Позитивными чертами инклюзии респонденты считают повышение социальной адаптации глухих и слабослышащих и повышение толерантности общества к инвалидам. Однако перспективы получения качественного образования оцениваются отрицательно, по сравнению со специальным образованием. Большая часть респондентов проголосовала за возможность выбора между двумя системами образования. Наиболее полезной для себя глухие и слабослышащие считают инклюзию на уровне среднего и высшего профессионального образования, но перспектива слияния школ вызывает опасения. Мнения целевой аудитории адекватно отражает дискурс, развернувшийся в среде педагогов: к инклюзии школы не готовы, и на современном этапе эта технология явно имеет перекос в сторону социализации, во многом в ущерб образованию. При подобных установках целевой аудитории к инклюзии ее внедрение встретит дополнительные трудности, так как успех обучения во многом зависит о мотивации обучающихся. Проблема слияния учебных заведений продолжает быть спорной и привлекает внимание общественности.
Семилет Т.А. - Теории и практики коммуникации Эма Гриффина: методика формирования компетенций c. 97-102

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.4.20571

Аннотация: Предметом рассмотрения в статье является книга Эма Гриффина «Коммуникация: теории и практики», заявленная как научный обзор и систематизация теорий коммуникации, которая «поможет разглядеть порядок в полотне теории коммуникации, который иначе может казаться хаотичным». Проведенная экспертиза, однако, показала, что в ходе изложения цель научной систематизации теорий по предложенным автором основаниям уходит на второй план, а главное внимание направляется на практические рекомендации по осуществлению коммуникации и на формирование коммуникативных компетенций обучающихся. Методы проведенного исследования: экспликация смысла, интерпретация, дискурсивный анализ, классификация, научно-методическая и методологическая идентификация текста, экспертная оценка. Знакомство с текстом показало, что автор придерживается прагматического подхода в изложении материала, когда важно не описание теории и не всеохватность обзора, а пригодность той или иной теории для формирования коммуникативных компетенций у студентов. В результате книга получает большую ценность как теоретически обоснованное методическое пособие по преподаванию способов выстраивания эффективной коммуникации и приобретения соответствующих навыков. Активное внедрение в образовательную сферу нашей страны компетентностного подхода придает книге Эма Гриффина дополнительную ценность и статус методического образца.
Гусев Д.А. - К вопросу о риторической культуре преподавателя высшей школы c. 141-176

DOI:
10.7256/2409-8736.2015.2.14290

Аннотация: Статья посвящена одной из актуальных тем – риторической культуре преподавателя. Степень эффективности учебно-образовательного процесса во многом связана с уровнем риторической культуры, или культуры публичного выступления в преподавательской деятельности. Одной из главных причин недостаточной мотивации учащихся, их незаинтересованности и нерадивости, низкой результативности обучения, плохо усвоенных знаний, недостаточно сформированных умений и т.п. является недостаточно высокий уровень культуры публичного выступления преподавателя, что мешает ему правильно построить и грамотно подать учебный материал, сделать его ясным и доходчивым, живым и интересным, значимым и полезным для учащихся. Часто встречаемое сложное и непонятное изложение учебного материала, его сумбурность, непоследовательность и запутанность, вкупе с сухостью и безжизненностью – прямое следствие отсутствия должного уровня риторической культуры преподавателя. В результате обучение превращается в малоэффективный, тяжелый и неблагодарный процесс как для учащихся, так и для обучающих. В статье определяется понятие риторической культуры человека, рассматриваются ее критерии, главным из которых являются соблюдение в профессиональной деятельности педагога основного закона публичного выступления – закона гармонизирующего диалога; а также – основные принципы его выполнения, среди которых – составление портрета аудитории, принцип близости предлагаемого материала, принципы конкретности, ясности, правильности публичного выступления, его речевого богатства и выразительности, принципы движения, эмоциональности, удовольствия, а также – основные параметры эффективной техники речи. В силу актуальности поднимаемых в статье вопросов она может быть интересна и полезна преподавателям высших и средних учебных заведений как в теоретическом, так и в практическом аспектах.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.