Современное образование - рубрика Ценности и цели образования
по
Современное образование
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редколлегия > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Современное образование" > Рубрика "Ценности и цели образования"
Ценности и цели образования
Маланьин В.С., Литвишков В.М. - Основы процесса обучения в учебных центрах ФСИН России c. 1-18

DOI:
10.7256/2306-4188.2014.3.11655

Аннотация: Система подготовки сотрудников для правоохранительных органов в целом и для пенитенциарной отрасли в частности. Освещается исторческий период становления и развития данной сферы, по подготовке сотрудников. Таким образом, на рубеже веков с особой остротой обозначилась проблема исполнения уголовного наказаний. Надо отметить, что, по существу, это педагогическая проблема, так как главной социальной целью, необходимой обществу, является исправление осужденных для возвращения их к законопослушной, уважающей требования нравственных и правовых норм жизни. Если осужденных не исправляется, то система уголовного наказания и его исполнение работают неэффективно. Кроме этого, она может принести даже ущерб, мотивируя рецидивную преступность. В такой ситуации возникает актуальная проблема по педагогической подготовке сотрудников пенитенциарных служб. Основное место занимают профессионально значимые личностные свойства и конечно педагогические способности по овладению педагогической техникой. Специальная подготовка современного специалиста состоит из фундаментальных общеобразовательных, психолого-педагогических и специальных знаний, изучение современных педагогических технологий, формирование установки на инновации и творчество. Применение инновационных технологий в системе дополнительного профессионального образования позволяет в более короткие сроки осуществлять самореализацию и самоопределение слушателя, проходящего повышение квалификации. Но эти подходы, дающие положительные результаты только в совершенствовании отдельных аспектов деятельности образовательного учреждения при обычном режиме его работы, не позволяют достичь поставленных целей в инновационном режиме. Поэтому здесь необходимы иные подходы к организации и управлению учебным процессом. В связи с этим возникает необходимость дальнейшей реорганизации системы дополнительного профессионального образования сотрудников правоохранительных органов, как важнейшего условия повышения уровня их профессиональной деятельности.
Зебзеева В.А. - Педагогическое сопровождение методической подготовки воспитателя c. 10-17

DOI:
10.25136/2409-8736.2017.3.19403

Аннотация: Предметом исследования является методическая подготовленность будущих воспитателей к работе с детьми дошкольного возраста в условиях гуманизации педагогического процесса, обращения к личности ребенка. Актуальность исследования связана с активизацией инновационных процессов в образовании, в том числе в области дошкольного образования, что требует изучения новых подходов к методической подготовке будущих воспитателей детей дошкольного возраста. Конкурентоспособность педагога сегодня определяется современностью его взглядов на процессы развития и обучения детей. В педагогическом сопровождении будущих воспитателей появляются новые направления работы, которые необходимо учитывать в педагогическом процессе. Методология исследования строится на изучении знаний будущих воспитателей в области эколого-гуманистического образования, общепрофессиональных умений, и умений создавать эколого-гуманистическую среду в дошкольном учреждении. В качестве методов исследования использовались анализ и обобщение литературных данных, а также анкетирование на выявление знаний испытуемых. Результаты исследования показали, что положительная динамика в методической подготовке будущих воспитателей достигается за счет выработки нового стиля взаимодействия с детьми, новой личностной позиции, новых методов организации учебно-воспитательного процесса в ДОУ, использования широких возможностей культурных практик ребёнка, овладения новыми технологиями, основанными на творческом самоопределении и саморазвитии, наполнении социализации ребенка культурным смыслом. Результаты исследований могут быть использованы при составлении авторских курсов для подготовки и переподготовки будущих воспитателей.
Хусяинов Т.М. - Теоретический анализ правовой социализации современной российской молодёжи c. 12-22

DOI:
10.7256/2306-4188.2014.4.13335

Аннотация: Данная публикация подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) в рамках проекта №14-33-01001 "Габитус факультета" и социализация студентов классического университета (на примере Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского)". В статье рассматриваются особенности правовой социализации молодёжи в России на современной этапе Предметом данного исследования выступает процесс правовой социализации современной российской молодёжи как процесс усваивания норм и правил современного общества. Несмотря на быстро растущее количество исследований молодёжной среди в современной науке, теоретическая проработка проблемы на данный момент недостаточно. В работе обсуждаются те основания, которые обуславливают специфику данного направления социализации и формируют особенности правовой социализации в России. В качестве методов данного исследования выступили теоретический анализ российской социологической, педагогической и психологической научной литературы. Данная работа представляет теоретические основы социализации молодёжи в области правоотношений. Установлено, что достижения в сфере правовой социализации могут свидетельствовать о наибольшей степени социализации личности молодого человека, поскольку именно здесь нравственное и правовое начало самосознания человека проявляются в наиболее глубоком взаимодействии.
Потатуров В.А. - Проблемы отечественного гуманитарного образования в условиях глобализации c. 12-24

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.2.17614

Аннотация: Объектом исследования в предлагаемой статье является гуманитарное образование в России на примере высшей школы. Предмет исследования - тенденции в развитии образования как социального института в контексте наступления информационной эры и эпохи глобализации. Автор анализирует роль, место, значение и основные проблемы развития гуманитарного образования в нашей стране как основного ретранслятора культуры. Особое внимание уделяется проблеме гуманитарного образования в контексте рыночных отношений и информатизации как общества в целом, так и образовательного процесса в высшей школе в частности. Методом исследования выступает комплексные историко-педагогический и социокультурный анализ тенденций развития образования, как сферы науки и жизни, взаимосвязанной со многими гуманитарными областями знания. Автор приходит к выводу, что целостное гуманитарное знание при этом предполагает наличие широкого научного кругозора, и мировоззренческой составляющей, без которой человек не сможет выработать важнейшего гуманитарного качества как убежденность. Без этого в том числе нельзя говорить о наличии гражданской позиции. Гуманитарное образование в этой связи должно стать инструментом самопознания, самовоспитания, самоактуализации в процессе формирования личности. Новизна статьи заключается в комплексном подходе к роли гуманитарного образования и гуманитарного знания в жизни человека и общества.
Щупленков О.В., Щупленков Н.О. - Факторный анализ развития отечественной образовательной системы c. 25-52

DOI:
10.7256/2306-4188.2014.1.10491

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению значения процесса историчности образования и воспитания в России как критериального идеологического принципа воспроизводства национальных культурно-исторических и духовных ценностей. По мнению авторов, в ближайшем будущем будет сокращаться роль института образования в воспроизводстве национальной культурной идентичности в связи с включением российской системы образования в глобальное образовательное пространство. В педагогической теории идеал образованного человека необходим как для разработки теории и практики воспитания, так и для их оценки. Образование обретает смысл и эффективность только в том случае, если своей предельной целью имеет достижение идеала. Идеал образованного человека хоть и недосягаем в реальной жизни, но для общества он очень важен, так как выполняет функцию ориентира в деятельности системы образования при определении содержания и организации процесса социализации молодого поколения. Критериями качества образования служат эффективность обучения и востребованность молодого специалиста на рынке труда.
Костригин А.А. - Характеристики менеджмента и организационной культуры в дошкольном образовательном учреждении c. 26-41

DOI:
10.7256/2409-8736.2015.1.13878

Аннотация: В данной статье обсуждаются организационные вопросы деятельности дошкольного образовательного учреждения. Автор подробно рассматривает такие организационные аспекты, как менеджмент и организационная культура в дошкольных учреждениях. Представляется, что в настоящий период перехода дошкольного образования от «муниципального варианта» к «рыночному» становится значимым использовать новые организационные ресурсы и возможности, которые возникают из-за смены образовательной и экономической ориентации дошкольных образовательных учреждений. Обосновывается необходимость рассмотрения дошкольного учреждения как организации, которой присущи миссия, ценности, менеджмент, организационная культура, технологии управления персоналом, конкурентоспособность. Методом исследования является теоретический анализ научной литературы и теоретическое моделирование функционирования дошкольного образовательного учреждения как организации. Методологией исследования является концепция рыночной структуры дошкольного образовательного учреждения (Г.Ф. Ксендзова). Новизна исследования заключается в обосновании концепции деятельности дошкольного образовательного учреждения как современной организации. Автор показал, что дошкольное учреждение должно рассматриваться как организация, участвующая в рыночных процессах, и представляющая собой конкурентоспособный субъект. Однако существуют проблемы осознания и использования возможностей таких новых для дошкольных учреждений феноменов, как организационная культура, ценности, менеджмент. Автором показано, что в настоящее время дошкольные учреждения находятся в ситуации перехода к новым стратегиям функционирования.
Куликовская И.Э. - Организация поликультурной предметно-пространственной среды дошкольной организации c. 30-38

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.3.19412

Аннотация: Предмет исследования: основные характеристики поликультурной предметно-пространственной среды дошкольной организации. Автор подробно рассматривает такие аспекты как характеристики предметно-пространственной среды дошкольных организаций на основе шкал для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях ECERS. По параметру «Обустройство пространства для игр» раскрыты следующие характеристики: «По меньшей мере пять различных центров интересов дают возможность детям приобрести разнообразный учебный опыт», «Центры организованы для самостоятельного использования детьми», «Доступны дополнительные материалы для дополнения или изменения обустройства центров». Особое внимание уделяется центрам интересов детей в предметно-пространственной среде. Методология исследования: - идеи о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений и процессов окружающего мира, о целостности человека, его природной, социальной и культурной сущности (Б.А.Ананьев, И.С.Кон и др.); - идеи воспитания как процесса индивидуального развития и становления ценностей ребёнка-дошкольника (Л.В.Абдульманова, И.Э.Куликовская, Н.Е.Татаринцева, Р.М.Чумичева и др.); - концепция поликультурного образования (О.В. Гукаленко, Г.С. Денисова, Л.Л. Супрунова и др.); - теория поликультурного образовательного пространства (В.П.Борисенков, О.В.Гукаленко, А.Я.Данилюк); - концепция детства как периода основного развития организма и усвоения социокультурного опыта (А.Г.Гогоберидзе, С.А.Козлова, М.В.Корепанова, В.Т.Кудрявцев, И.Э.Куликовская, Е.А.Тупичкина, Д.И.Фельдштейн, Й.Хейзинга и др.); - концепция своеобразия и самобытности культур, культурных традиций разных народов в развитии детей (М.И. Богомолова, Н.Ф. Виноградова, Г.Н.Волков, Л.В. Коломийченко, Е.Е.Сапогова, А.Кун и др.). Основные выводы проведённого исследования: поликультурная предметно-пространственная среда становится востребованной, когда основной образовательной ценностью является развитие личности ребёнка, его самореализация. Такая среда создает поле для смыслового развития ребёнка, возникновения его собственного мира, творчески созданного и понятного, отражающего жизненное пространство. Новизна исследования заключается в рассмотрении поликультурной предметно-пространственной среды дошкольной организации на основе международных требований.
Лобковская Н.И., Евдошкина Ю.А. - Профессиональное целеполагание как составляющая культуры безопасности будущего специалиста-атомщика c. 32-38

DOI:
10.7256/2409-8736.2017.1.22498

Аннотация: В статье рассматривается профессиональное целеполагание студентов образовательной организации высшего образования технической направленности, его сущность и проблема формирования. Таким образом, объектом исследования является профессиональное целеполагание студентов, предметом исследования – оценка профессионального целеполагания у студентов, проблема его формирования при подготовке специалистов для атомной отрасли. Целеполагание позволяет отследить влияние осознанных ценностей личности на стабильную мотивацию его деятельности и является регулятором профессионального самосознания, выражающимся в готовности к грамотным и ответственным действиям. Авторами представлены материалы исследований по оценке целеполагания у студентов-атомщиков. В качестве одного из основных условий формирования профессионального целеполагания предлагается ее организация на основе реализации процесса личностно-профессионального развития. Следует помнить о необходимости стимулировании профессиональной мотивации и своевременной адаптации к изменениям в образовательном пространстве профессорско-преподавательского состава, так как именно они формируют у студентов понимание важности культуры безопасности и обеспечивают процессы качественной трансформации профессиональных ожиданий и целеполагания. Для поступивших в образовательную организацию высшего образования студентов характерен адаптивный уровень профессионального целеполагания, для студентов третьего курса – профессионально-репродуктивный, а для студентов-выпускников – уровень профессионального целеполагания и приверженность принципам культуры безопасности.
Напсо М.Д. - Образование как потребительская услуга c. 33-40

DOI:
10.25136/2409-8736.2019.1.26289

Аннотация: Объектом анализа статьи является образование в обществе потребления, а предметом – образование как потребительская услуга. Рассматриваются особенности идеологии и психологии консьюмеризма, их соответствие духу рыночных отношений. Акцентируется внимание на процесс превращения товаров в символы, на становление потребительской культуры, формирование феномена потребительства. Исследуются тенденции проникновения консьюмеристских установок в сферу образования, рассматриваются негативные аспекты этих процессов. Показывается значение образования как социального лифта, как важнейшего инструмента, обеспечивающего процессы социальной мобильности. Использование диалектического и сравнительного методов позволило представить исследуемую проблему в ее единстве, целостности и противоречивости. Статья содержит элементы научной новизны, к которым могут быть отнесены следующие: 1) консьюмеризация и коммерциализация являются атрибутами современной системы образования; 2) образование приобретает черты потребительской услуги; 3) образование превращается в символическую систему, становится объектом потребления в качестве знака, содержащего в себе ценности успеха и престижа.
Каршакова Л.Б., Беспятова Н.К. - Предпрофессиональное ориентирование подростков средствами компьютерного творчества c. 34-41

DOI:
10.25136/2409-8736.2021.3.26114

Аннотация: В статье рассматриваются построение системы занятий для погружения подростков в современные профессии, связанные с компьютерным творчеством. Актуальность выбранной темы обусловлена современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны. Развитие творческих способностей является питательной средой для усвоения новой научной и технической информации, ускоряет переработку и генерацию ещё более новых и полезных идей. Объектом исследования является предпрофессиональное ориентирование подростков. Предмет исследования — методика преподавания графических редакторов с учетом специфики ее использования в современных профессиях. Методы исследования: моделирование; анализ; изучение и обобщение. Базой исследования стала проектная лаборатория компьютерной графики и дизайна при МАОУ «Лицей» г.о. Балашиха, являющимся профильной школой МГТУ им. Н.Э. Баумана. Основными выводами проведенного исследования являются сведения о том, что проектные работы помогают подросткам приобрести глубокие и прочные знания в области применения современных графических редакторов, ценные практические умения и навыки: воспитывает трудолюбие, дисциплинированность, культуру труда, умение работать в коллективе. В ходе исследования была изучена возможность использования современных инструментальных и программных средств для создания анимационных роликов в технике стоп-моушен, а также разработана инструкция по использованию технических средств для достижения поставленных целей.
Куимова Н.Н., Григошина Ю.А. - Взаимосвязь тревожности и стиля поведения подростков в конфликтной ситуации c. 40-50

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.2.26365

Аннотация: Предмет исследования: влияние уровня тревожности на предпочитаемый стиль поведения в конфликтной ситуации. Гипотеза: Предпочитаемые стратегии поведения в конфликтной ситуации в подростковом возрасте будут иметь различия в зависимости от уровня тревожности подростка. Цель исследования: определить взаимосвязь уровня тревожности и выбора предпочитаемого стиля поведения подростков в конфликтной ситуации. Объект исследования: стиль поведения подростков в конфликтной ситуации. На профилактику конфликтных ситуаций оказывают влияние личностные особенности, благодаря которым выбирается наиболее верный путь разрешения конфликтов – стратегии поведения в конфликтной ситуации. Методы исследования: личностная шкала проявлений тревоги Тейлора (адаптация Т.А.Немчинова); тест - опросник «Исследование тревожности» (Ч.Д.Спилбергер, Ю.Н.Ханин); личностная агрессивность и конфликтность (Е.П.Ильин, П.А.Ковалев); «Исследование личностной предрасположенности к конфликтному поведению К.Томаса» (адаптация Н.В.Гришиной). Основными выводами проведённого исследования на определение конфликтности показало, что у тревожных подростков преобладают такие стили поведения в конфликтной ситуации как соперничество, избегание и приспособление с преобладание характеристик: бескомпромиссность, вспыльчивость, подозрительность, а у не тревожных подростков в основном преобладает стиль соперничество с проявлением таких качеств как: бескомпромиссность, неуступчивость, позитивная агрессивность. Обобщая выше сказанное можно предположить, что у тревожных подростков преобладают такие стили поведения в конфликтной ситуации как соперничество, избегание и приспособление с преобладание характеристик: бескомпромиссность, вспыльчивость, подозрительность, а у не тревожных подростков в основном преобладает стиль соперничество с проявлением таких качеств как: бескомпромиссность, неуступчивость, позитивная агрессивность.
Егоров С.Ю. - Развитие моделей и механизмов управления в современных системах евангельского богословского образования c. 44-54

DOI:
10.25136/2409-8736.2019.4.27659

Аннотация: Предметом настоящего исследования является управленческая практика, существующая в российских системах евангельского богословского образования. Модели и механизмы управления в данной сфере развивались под влиянием мировых трендов в менеджменте, российских традиций управления образованием, вероучения и традиций евангельских церквей. В зависимости от внешних и внутренних условий развития духовных образовательных организаций их руководители применяли те или иные управленческие механизмы и модели, позволяющие им достигать организационные задачи, в том числе поддерживать осуществление образовательного процесса. Методология мягких систем, разработанная специалистами Ланкастерского Университета при активном участии Питера Чекленда, является основной в данной исследовательской работе. Применение этого системного подхода позволяет выявлять общие закономерности, несмотря на разрозненность доступных данных. Научная новизна исследования заключается в том, что управленческая практика представителей евангельских образовательных систем была рассмотрена с позиции прагматических установок и конкретных решений в сравнении с нормативными взглядами на соответствующую сферу. Значительный массив релевантных данных, проанализированных автором в рамках исследования, позволяет показать прямую аналогию подходов и принципов принятия решений в сфере богословского образования с практикой управления в ведущих мировых университетах и иных организациях.
Кошкин А.П., Новиков А.В. - Социальный капитал студентов и преподавателей как ресурс повышения качества образования c. 65-87

DOI:
10.7256/2409-8736.2017.1.21801

Аннотация: В статье раскрывается характер формирования социального капитала студентов и преподавателей в условиях взаимодействия в учебном и в личном общении, как ресурса повышения качества образования. Сегодня актуальность концепции социального капитала вызвана следующими обстоятельствами. Во-первых, профессиональный успех студентов будет в большей степени зависеть от степени развития их коммуникационных качеств и социального капитала. Во-вторых, поддержка гражданской и социальной активности зависит от умения выстраивать межличностные и межгрупповые доверительные отношения . В-третьих, на взаимопомощь в образовательной среде не всегда акцентируется достаточного внимания. Для участия в исследовании были привлечены 250 студентов первого и четвертого курсов и 86 преподавателей. Для реализации целей исследования была создана анкета, содержащая 60 вопросов. Были выявлены положительные и отрицательные стороны воздействия социального капитала на личное и профессиональное развитие студентов и преподавателей. Определена целесообразность совместной коммуникации для студентов и преподавателей, коллектива студентов и коллектива преподавателей. Дана характеристика формирующейся между студентами и преподавателями степени доверия. Оценена степень готовности студентов и преподавателей оказывать друг другу помощь в учебной и внеучебной сфере. Раскрыты основные механизмы формирования социального каптала: постоянное разрешение противоречий в процессе учебной и внеучебной коммуникации в существующем уровне доверия между студентами и преподавателями и готовности оказывать взаимопомощь.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.