Электронный журнал Современное образование - №2 за 2016 год - Содержание, список статей - ISSN: 2409-8736 - Издательство NotaBene
по
Современное образование
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редколлегия > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Современное образование" > Содержание № 02, 2016
Выходные данные сетевого издания "Современное образование"
Номер подписан в печать: 03-05-2016
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Неволина Виктория Васильевна, доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, nevolina-v@yandex.ru
ISSN: 2409-8736
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2016
Образование
Дегтярева И.В., Шалина О.И., Токарева Г.Ф. - Трансформация университетского образования в контексте устойчивого развития c. 1-11

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.2.18469

Аннотация: Под влиянием геополитических, экономических и технологических изменений в мире происходит переориентация целей и функций образования, меняется не только длительность и формы образования, но и требования к выпускникам и вузам, появляются новые образовательные структуры и соответствующие социальные институты. Предметом исследования являются современные тенденции в области мирового высшего образования. Образование является не только целью, но и средством достижения устойчивого развития путем подготовки высокоинтеллектуальных и действенно-ориентированных кадров для устойчивого развития общества, пропаганды принципов устойчивого развития и формирование социально-ответственного поведения населения и бизнеса, проведение научных исследований в области УР и создание постоянно действующих информационных платформ, аккумулирующих статистические данные и аналитическую информацию в области УР. На основе сравнительного анализа, обобщения и синтеза научной литературы стран Евросоюза и информации, собранной в ходе научной стажировки авторов в Словакии в статье определены основные тенденции развития высшего образования в мире: направленность образования на достижение Устойчивого развития и социальной ответственности, практическая направленность образования, междисциплинарность образования, формирование системы непрерывного образования, переход на электронные формы образования, политическая направленность образования. Университеты, должны готовить выпускников, уровень и навыки которых соответствуют требованиям рынка труда. Образовательным учреждениям следует учитывать, что цикл создания знаний, их распространения, обучения и использования становится короче. Это, в свою очередь, приводит к необходимости постоянного повышения квалификации рабочей силы и обновления содержания обучения. В связи с тем, что все значимые открытия совершаются на стыке различных областей знания, возрастает важность формирования у студентов базовых знаний и понятийного аппарата для эффективного общения с коллегами из других областей. Таким образом, ядро образования должно включать научную гуманитарную и техническую базу, т. е. широкий спектр гуманитарных, математических, технических и иных знаний. Кроме того университеты должны принять на себя непосредственную ответственность за формирование у обучающихся политических взглядов и установок, повышающих устойчивость общества к информационным войнам.
Ценности и цели образования
Потатуров В.А. - Проблемы отечественного гуманитарного образования в условиях глобализации c. 12-24

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.2.17614

Аннотация: Объектом исследования в предлагаемой статье является гуманитарное образование в России на примере высшей школы. Предмет исследования - тенденции в развитии образования как социального института в контексте наступления информационной эры и эпохи глобализации. Автор анализирует роль, место, значение и основные проблемы развития гуманитарного образования в нашей стране как основного ретранслятора культуры. Особое внимание уделяется проблеме гуманитарного образования в контексте рыночных отношений и информатизации как общества в целом, так и образовательного процесса в высшей школе в частности. Методом исследования выступает комплексные историко-педагогический и социокультурный анализ тенденций развития образования, как сферы науки и жизни, взаимосвязанной со многими гуманитарными областями знания. Автор приходит к выводу, что целостное гуманитарное знание при этом предполагает наличие широкого научного кругозора, и мировоззренческой составляющей, без которой человек не сможет выработать важнейшего гуманитарного качества как убежденность. Без этого в том числе нельзя говорить о наличии гражданской позиции. Гуманитарное образование в этой связи должно стать инструментом самопознания, самовоспитания, самоактуализации в процессе формирования личности. Новизна статьи заключается в комплексном подходе к роли гуманитарного образования и гуманитарного знания в жизни человека и общества.
Современные стратегии и модели образования
Яник А.А., Попова С.М. - Основные особенности современной научной политики в Германии c. 25-51

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.2.18931

Аннотация: В статье представлены результаты анализа особенностей государственного управления научным развитием в ФРГ. Современный немецкий опыт представляет интерес для России, поскольку обе страны являются федерациями, что объективно ведет к возникновению более сложных механизмов разработки и реализации научной политики, чем в странах с унитарной формой государственного устройства. В работе детально исследованы основные элементы системы стратегического планирования в области развития науки и инноваций, в том числе ключевые правовые акты. Для решения поставленных задач применялись общелогические методы научного исследования, сравнительно-правовой и сравнительно-исторический анализ, системный и структурно-функциональный подходы. Сделан вывод, что ключевые особенности немецкой модели управления развитием науки (отсутствие жесткой иерархии, использование переговорных механизмов для формирования «платформы согласия» между всеми политическими акторами и группами интересов, разграничение ответственности, полномочий и финансов между уровнем федерации и уровнем земель и др.) являются естественным следствием реализации во всех сферах общественной жизни принципов кооперативного федерализма («максимум согласия - минимум принуждения»). Эффективно действующие на всех уровнях механизмы достижения политического консенсуса, а также широкое использование наукоемкой поддержки принятия решений помогают государству обеспечивать преемственность общей стратегической линии в сочетании с адаптивностью текущей научной политики.
Педагогическая психология
Прудников Л.А., Климов Р.С. - Потенциальные возможности управления профессиональной подготовкой операторов на основе оценки психофизиологического состояния c. 52-64

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.2.17889

Аннотация: Предметом исследования является совершенствование управления профессиональной подготовкой операторов на основе использования информации о психофизиологическом состоянии обучаемого. Гипотеза исследования: поскольку успешность профессиональной деятельности зависит от состояния человека в процессе ее выполнения, учет оценки психофизиологического состояния в процессе профессиональной подготовки (обучения) позволяет реализовать управление профессиональной подготовкой операторов, направленное на формирование (развитие, закрепление) у них устойчивых профессиональных навыков. Актуальность исследования обусловлена также недостаточным использованием в педагогической практике потенциальных возможностей учета психофизиологического состояния обучаемого, обеспечиваемых уровнем развития информационно-телекоммуникационных технологий. Исследование основано на материалах статей, посвящённых психологическим аспектам профессиональной надежности, а также на собственных эмпирических данных. При проведении исследования применялись методы психофизиологии труда, педагогической психологии, педагогической кибернетики, инженерной психологии и эргономики. Новизна исследования заключается в теоретико-экспериментальном обосновании необходимости учета оценки психофизиологического состояния для управления профессиональной подготовкой обучаемых. За счет того, что условием завершения обучения является "качественное выполнение контрольных упражнений (тестов) с низким психофизиологическим напряжением" обучаемого обеспечивается повышение качества профессиональной подготовки – достигается повышение устойчивости навыков, сформированных в результате обучения. Учет психофизиологического состояния обучаемого, обеспечиваемый без помех выполнению им профессиональной деятельности, должен быть неотъемлемым компонентом управления профессиональной подготовкой операторов в интересах повышения эффективности индивидуально-адаптированного обучения и устойчивости формируемых и развиваемых навыков.
Личность и личностный рост
Ерзин А.И., Епанчинцева Г.А. - Cамоэффективность, проактивность и жизнестойкость в обучении (влияние на академические интересы и достижения студентов) c. 65-83

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.2.15968

Аннотация: Предмет исследования – самоэффективность, проактивность и жизнестойкость как ресурсы личности, их роль в учебной деятельности студентов. Представлен краткий обзор современных исследований каждого из обозначенных психологических конструктов в психологии образования. Отмечается, что в комплексе проактивность, жизнестойкость и самоэффективность образуют психологическую основу самодетерминации. Их развитие приобретает большое практическое значение для психологического сопровождения субъектов образовательного процесса. Игнорирование этого аспекта обучения, по мнению автора, сулит потенциальную угрозу психологической безопасности учащихся. Было обследовано 67 студентов в возрасте 19-20 лет. Дизайн исследования – кросс-секциональный. Применялись шкала общей самоэффективности, шкала академического контроля и академической самоэффективности, методика «Проактивное поведение», тест жизнестойкости. Результаты исследования показали, что у студентов наблюдается умеренный уровень развития самоэффективности, проактивности и жизнестойкости. Общая самоэффективность положительно влияет на вовлеченность студентов в процесс обучения и их склонность к научно-исследовательской деятельности. От академического контроля и академической самоэффективности зависят показатели успеваемости. Установлено, что отдельные компоненты проактивности (саморефлексия и метамотивация) и жизнестойкости (вовлеченность и контроль) оказывают позитивное влияние на академические достижения и интересы студентов. С помощью структурного моделирования и конфирматорного факторного анализа были разработаны модели влияния вышеперечисленных ресурсов личности на успеваемость и академические интересы. Данные эмпирические модели могут быть использованы для апробирования программы психолого-педагогической интервенции, основанной на рассматриваемых психологических конструктах.
Воспитание и его формы
Гришина Е.А. - Особенности коррекции агрессивности подростков в образовательной среде с учетом гендера. c. 84-94

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.2.17344

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема коррекции подростковой агрессивности в образовательной среде. Гендерный аспект подростковой агрессивности выражается в том, что в разном возрасте для мальчиков и девочек характерны различные проявления агрессии, а также различные причины, провоцирующие агрессивное поведение. Если в раннем детстве различий между агрессией мальчиков и девочек почти нет, то к подростковому возрасту происходят существенные изменения. Кроме того, уровень агрессивности в подростковом возрасте значительно возрастает и у мальчиков, и у девочек, под воздействием большого количества факторов, рассматриваемых в статье. Это приводит к разным устоявшимся формам агрессивного поведения, свойственным юношам и девушкам, что необходимо учитывать при своевременной коррекции агрессивного поведения в образовательной среде. Коррекция агрессивного поведения должна быть своевременной и эффективной. Методологической основой нашей работы был принцип психологической безопасности образовательной среды. Для его реализации необходима своевременная и эффективная коррекции агрессивного поведения, поскольку коррекция агрессивности — одна из важнейших составляющих обеспечения этой безопасности. Основная идея данной работы - это необходимость своевременной диагностики. Очень важно вовремя замечать, диагностировать проявления агрессивности и проводить психокоррекционную работу в форме индивидуальных и групповых занятий. Особое место занимает работа с родителями и педагогами как представителями образовательной среды, также серьезно влияющими на развитие подростковой агрессивности. В работе рассматриваются способы снижения агрессивности и рекомендации представителям образовательной среды при взаимодействии с агрессивными подростками.
Новые методики и технологии
Грязнова Е.В., Никулин А.А. - Метод проекта в преподавании предмета «изобразительное искусство»: методические рекомендации для будущих педагогов c. 95-102

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.2.17986

Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос реализации метода проекта на уроке «изобразительное искусство» в школе в рамках методики обучения бакалавров - будущих учителей изобразительного искусства. Актуальность данной работы заключается в том, что в методику по подготовке бакалавров по направлению «изобразительное искусство» включен метода проектов, позволяющий формировать основы научной культуры у детей младшего школьного возраста. Данная методика апробируется в течение двух лет в рамках основной образовательной программы МАОУ «Гимназия» города Реутова и соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Российской Федерации, программе начальной ступени Международного бакалавриата – PYP (Primary Years Programme). В статье изложены методические рекомендации и педагогический опыт в преподавании предмета «изобразительное искусство» на примере программы «Я - исследователь», основанной на методе проекта как элемента методики подготовки бакалавров – будущих учителей изобразительного искусства. Основными результатами исследования является обоснование того, что метод проекта при применении его в преподавании предмета «изобразительное искусство», позволяет формировать у школьников элементы научной культуры и может быть включен в методику подготовки бакалавров – преподавателей художественных дисциплин. При апробации предлагаемой программы обучающиеся показали стабильно высокий результат.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.