Электронный журнал Современное образование - №2 за 2014 год - Содержание, список статей - ISSN: 2409-8736 - Издательство NotaBene
по
Современное образование
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редколлегия > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Современное образование" > Содержание № 02, 2014
Выходные данные сетевого издания "Современное образование"
Номер подписан в печать: 1-6-2014
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Неволина Виктория Васильевна, доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, nevolina-v@yandex.ru
ISSN: 2409-8736
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2014
Педагогика
Гуляихина Е.С. - Модернизация школьного образования как необходимое условие общественного прогресса: педагогические инновации И.Г. Песталоцци и Дж. Нифа c. 1-21

DOI:
10.7256/2306-4188.2014.2.11399

Аннотация: Статья посвящена особенностям американского национального образования в начале XIX века, которые создали уникальную социо-культурную почву для развития образования, выступающего в качестве одного из определяющих факторов успешного развития общества, и обусловили модификацию педагогической системы И. Г. Песталоцци его учеником Дж. Нифом. Важнейшим компонентом педагогического наследия Дж. Нифа являлись методические разработки проблем обучения и воспитания. Принципы республиканизма являлись одними из определяющих доминант его педагогической теории и практики. Ведущими методами данного исследования выступили системный метод и метод научного анализа, которые позволили представить педагогическую теорию Дж. Нифа как воплощение некоторых идей И.Г. Песталоцци, а также принципов республиканизма и демократии. Автор статьи делает вывод о том, что концептуальные положения теории природосообразного образования Песталоцци позволили Дж. Нифу адаптировать ее для американской социокультурной почвы. В результате педагогическое наследие И. Г. Песталоцци пополнилось инновационной версией песталоццианизма, выступившей в качестве благоприятного фактора успешного развития американской экономики.
Новые методики и технологии
Майер Р.В. - Компьютерная модель общества и ее использование при изучении социально-экономических процессов c. 22-30

DOI:
10.7256/2306-4188.2014.2.11471

Аннотация: В статье рассматривается проблема создания учебной компьютерной модели экономического и демографического развития общества и ее использование при изучении основ компьютерного моделирования социально-экономических процессов. Предметом исследования является методика обучения студентов вузов использованию компьютерного моделирования для исследования социальных систем. Предлагаемая учебная модель общества позволяет объяснить, как осуществляется построение структурной модели современного общества, создание математической модели, разработка алгоритма и написание программы. Также осуществляется анализ результатов моделирования в различных ситуациях (стабильное развитие, кризис, выход из кризиса). Для создания учебной компьютерной модели общества использовались: метод системного анализа, метод математического моделирования, метод имитационного моделирования, метод алгоритмизации и программирования. Методологической основой разработки предлагаемого элемента учебного материала являются современный дидактические и методические принципы, лежащие в основе изучения информатики, программирования и компьютерного моделирования. Научная новизна заключается в следующем: 1) разработана достаточно простая учебная компьютерная модель демографического и экономического развития общества; 2) проведен анализ возможностей ее использования при изучении основ компьютерного моделирования социально-экономических процессов; 3) представлен текст компьютерной программы, что делает упрощает использование предлагаемой модели преподавателями других вузов.
Духовно-нравственные искания
Чуприна А.А. - Духовно-нравственная парадигма семьи в условиях современной России c. 31-59

DOI:
10.7256/2306-4188.2014.2.11058

Аннотация: В работе анализируются причинно-следственные зависимости изменения духовно-нравственных ценностей на семейном уровне в онтологическом значении семьи для человека и общества. Семья рассматривается как важнейшая и незаменимая часть социального бытия, как культурное социальное образование, без которого функционирование общества на цивилизованном уровне практически невозможно. Анализируется роль семьи в духовно-нравственном значении для человека и общества. В качестве предмета исследования выступают содержание, условия, способы функционирования семьи в плане духовно-нравственной реализации семейных отношений в условиях современной российской действительности. Опираясь на концептуальные подходы классиков философской мысли, сопоставляются взаимообусловленность социально-культурных тенденций в системе «личность – семья – общество» с ценностями духовно-нравственного содержания современной российского общества при акцентировании роли и значения в этом семьи как необходимой составляющей социального бытия. Проблема рассматривается через призму духовности, выполняющей роль исходной основы в методологических функциях изучения человека и общества. В качестве основополагающих методов выступают сопоставительный, диалектический, метод философской герменевтики. Использован социокультурный подход в сочетании с концепциями нравственной жизни личности отечественных ученых В.С. Соловьева и Н.А. Бердяева. В кардинально изменившихся условиях российской действительности чрезмерно затруднены процессы адаптации семьи к новым социально-экономическим условиям жизнедеятельности человека и общества. Это подводит к необходимости рассмотрения семьи в её онтологическом значении для индивида и общества. Возникает необходимость введения в научный оборот социальной философии понятий "семьеспособность" как духовно-нравственной характеристики личности и "семьеустойчивость" как социальной направленности семейного коллектива на позитивное функционирование в системе "личность - семья - общество". В целом в условиях современности в России обострились социальные проблемы, решение которых во многом обусловлено изменением политики в отношении семьи и семейных ценностей.
Педагогический идеал
Чистякова Е.В. - Ликвидация правовой безграмотности молодежи c. 60-70

DOI:
10.7256/2306-4188.2014.2.11130

Аннотация: В статье освещены проблемы правовой культуры молодежи, и неразвитости современного российского законодательства в части регламентации прав и обязанностей основных институтов социализации. Сделаны выводы о том, что правовая безграмотность, противоречивость законодательства обеспечивающего реализацию молодежной политики в различных сферах, но, и его основ, являются причинами правового нигилизма среди молодежи. Для разрешения этих и других проблем необходима целенаправленная государственная молодежная политика, направленная на повышение уровня правовой культуры среди молодежи. Ключевые слова: правовая культура, правовое сознание, правовой нигилизм, правовое воспитание, государственная молодежная политика Теоретической и методологической основой статьи являются труды, которые находятся в центре внимания ученых, юристов, социологов, политологов, философов, историков. В современной науке уже разработаны основы общей теории правосознания и правового воспитания. Среди них необходимо выделить работы следующих авторов: Е.В. Аграновской, П.П. Баранова, А.Б. Венгерова, Н.В. Витрука, В.И. Гой-мана, Д.А. Керимова, Н.М. Кейзерова, Б.А. Кистяковского, В.Н. Кудрявцева, Э.В. Кузнецова, Е.А. Лукашевой, Н.И. Матузова, A.B. Мицкевича, B.C. Нерсесянца, Т.Н. Радько, А.Р. Ратинова, И.Ф. Рябко, В.П. Сальникова, А.П. Семитко, E.H. Трубецкого, Б.Н. Чичерина, Т.М. Шамба, В.А. Щегорцева Научная новизна статьи состоит в том, что в ней предпринята попытка исследовать роль правового воспитания молодежи в современном мире, в условиях экономической, политической и культурной глобализации. Встречающиеся негативные явления в молодежной среде, такие как подростковая наркомания, алкоголизм, проституция, отсутствие занятости, преступность, беспризорность с одной стороны, недостаточность использования средств педагогической деятельности в формировании правового сознания молодежи, а также потребностью современного общества в активных гражданах и низким уровнем правовой компетентности населения, особенно молодого поколения – с другой. Отмеченные противоречия обусловили постановку проблемы - поиск путей повышения правового воспитания молодежи. Все это актуализируют рассматриваемую проблему. Одна из актуальнейших проблем современного российского общества является нежелание граждан, и молодежи в первую очередь, участвовать в политической и социальной жизни. Особую озабоченность вызывают тенденции к пассивной позиции среди молодежи. Проблемы, связанные с организацией правового воспитания, являются, актуальными, так как их теоретическое, правовое и практическое разрешение позволит поднять престиж права и воспитать уважение к закону у молодежи; создать условия для развития гражданской и правовой активности. Практическая значимость работы определяется ее направленностью на решение актуальных вопросов дальнейшего совершенствования правового воспитания молодежи. Содержащиеся в статье теоретические положения могут способствовать решению ряда практических проблем, в частности совершенствования системы, форм и методов правового воспитания молодежи в современном обществе. В статье даны практические рекомендации по совершенствованию правового воспитания молодежи.
Современные стратегии и модели образования
Красников В.В., Пирожков Г.П. - Проект Тамбовского центра краеведения: программа-компендиум «История и культура Тамбовского края» c. 71-126

DOI:
10.7256/2306-4188.2014.2.10873

Аннотация: Статья раскрывает цель, задачи и содержание разработанной преподавателями вузов Тамбова, членами уникального общественного объединения исследователей региональной истории и культуры «Тамбовский центр краеведения» при Тамбовском региональном отделении Российской академии естественных наук (ТЦК) (активно действует с 1995 г.), образовательной программы-компендиума «История и культура Тамбовского края». Уже в процессе ее разработки многие сюжеты были апробированы не только на международных и всероссийских научно-практических конференциях, но и в аудиториях учебных заведений. Авторы программы доказывают важность изучения родного края, краеведческого образования, связывающего интеллектуальные и духовные ресурсы человека и общества со средой обитания, для повышения культурологической компетенции будущего специалиста. Они рассматривают программу как перспективную форму интеграции образования в культурную среду. Цель программы-компендиума – ознакомление будущих специалистов с основными этапами процесса складывания многослойного мира культуры (культурного пространства) региона (в границах Тамбовского края), с его конкретно-исторической динамикой и спецификой её проявления на каждом этапе истории. Для реализации этой цели предлагается междисциплинарная (историко-социологическая на стыке с культурологической) версия построения программы. В ней соединяются историко-краеведческий и культурологический ракурсы рассмотрения региональной культуры с учётом общих линий конкретно-исторической динамики и тенденций формирования российской культуры, вызревания и трансформаций её духовных идеалов, роли региона в процессе складывания национального культурного наследия. При построении компендиума приоритет отдан культурологическим и историко-краеведческим подходам, использованы методы сравнительно-исторический, описательный, реконструкции и другие приёмы исследования и изложения материала, что позволяет выявлять общее и особенное в развитии страны и её регионов, отдельных частей Тамбовского края, причины их сходств и различий, помогает расшифровке динамики «смыслов» регионального мира культуры, его исторических и современных наслоений. Междисциплинарная версия построения программы учитывает ряд положений активно разрабатываемого современной китайской философией (Чжан Ливэнь и др.) «метода гармонии» (хэхэфанфа). Он рассматривается как метод взаимодополнения, когда «все вещи развиваются, не нанося вреда друг другу, и соотносятся друг с другом без взаимного отторжения». Узловые звенья и отобранный материал подчинены как идее выявления внутренних механизмов развития культуры в рамках отдельного территориального пространства, так и использования историко-краеведческого материала в культурологической подготовке студентов. При этом культурный процесс рассматривается в качестве одного из основных механизмов развития, своего рода пружины, обеспечивающей динамику функционирования разнообразных территориальных процессов и духовного становления будущего специалиста. Программа рассматривается в комплексе с другими научно-образовательными проектами ТЦК, в основе которых лежит культуролого-краеведческий подход, например, по изучению культурных традиций Тамбовского края, что связано с разработкой теоретических и научно-методических основ содержания регионального компонента в программах подготовки студентов по ряду вузовских специальностей с учётом местных (локальных) социально-культурных традиций. Программа-компендиум учитывает состояние современной стадии разработки общих вопросов теории и истории отечественной культуры, а также складывания культуролого-краеведения как междисциплинарной области научного знания и комплекса учебных дисциплин. Программа-компендиум ориентирована на студентов как будущих специалистов нового типа, которые должны исходить в своих действиях из различных методик анализа сложных современных гуманитарных ситуаций, обладать представлениями об исторических истоках и корнях современных проблем, ориентироваться в специфике формирования регионального культурного потенциала в целом и его опорных звеньев. При этом студент должен понимать, что опережающий характер современной образовательной модели означает его ориентацию на формирование инновационного и творческого типа концептуально мыслящей личности, необходимого будущему обществу, а в подготовке такого типа специалистов особую значимость имеют дисциплины гуманитарного цикла, в частности, историко-философские и культуролого-краеведческие. Объединяющим моментом в построении программы-компендиума является ориентация на развитие активных форм мышления, на использование для этого вербальных и визуальных способов восприятия информации, на конструирование в конечном итоге некоторой устойчивой «сферы смыслов», характеризующей динамику региональных социокультурных процессов. Такая направленность соответствует разрабатываемым применительно к разным дисциплинам перспективным моделям гуманитарного знания и общенаучной тенденции к появлению междисциплинарных дискурсов.
Развивающиеся педагогические технологии
Саввина О.В., Косорукова А.А., Матухин П.Г., Максимова О.Б., Алиева О.Г. - Междисциплинарные IT-проекты как технология подготовки полилингвальных контрольно-измерительных материалов по курсу «Биоэтика». c. 127-138

DOI:
10.7256/2306-4188.2014.2.11369

Аннотация: Дисциплина «Биоэтика», преподаваемая российским и иностранным студентам медицинского факультета включает в себя междисциплинарные знания в области философских, медицинских и юридических наук. В связи с этим возникают некоторые сложности в усвоении материала студентами, а также в организации мероприятий по контролю знаний студентов. В статье описывается метод контроля знаний студентов (тестирование), а также возможность тренинга по базовым понятиям курса «Биоэтика» при помощи информационных технологий с использованием междисциплинарного подхода. Создание комплекта инструментов для подготовки тестирования по курсу "Биоэтика" в таблицах Microsoft Excel для студентов бакалавриата по направлению 060101 "Лечебное дело"; перевод тестов на английский язык с целью тренинга российских и иностранных студентов по всему курсу, а также с целью контроля знаний студентов. Программный комплект был опробован на занятиях в учебных группах, протестирован преподавателями. В ходе опытной эксплуатации были обнаружены и исправлены ошибки программирования и отдельные ошибки в формулировках вопросов. Также была более строго организована система вопросов. Они были сгруппированы в определенном порядке. Результаты испытаний показали, что комплект может быть использован для повышения эффективности самостоятельных занятий и проведения рубежных и итоговых аттестаций иностранных студентов на медицинском факультете университета.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.