Статья 'Правовое регулирование досмотра как меры обеспечения безопасности на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры' - журнал 'Полицейская и следственная деятельность' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Полицейская и следственная деятельность
Правильная ссылка на статью:

Правовое регулирование досмотра как меры обеспечения безопасности на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры

Трофимов Олег Евгеньевич

соискатель

соискатель, Московский гуманитарный университет

111395, г. Москва, ул. Юности, д. 5

Trofimov Oleg Evgen'evich

postgraduate student of the Moscow University for the Humanities

111395, Russia, Moskva, ul. Yunosti, 5.

trofim1963@mail.ru

DOI:

10.7256/2306-4218.2013.3.8952

Дата направления статьи в редакцию:

18-08-2013


Дата публикации:

1-9-2013


Аннотация: В статье рассматриваются правовые и организационные основы транспортной и авиационной безопасности, рассматриваются особенности соответствующего вида безопасности, осуществляется раскрытие авиационной и железнодорожной безопасности. В условиях коренного реформирования экономики и изменения геополитического положения России нужна продуманная государственная транспортная политика, учитывающая особенности транспорта и его роль в протекании экономических и социальных процессов. При этом ввиду большой инерционности транспортной системы, связанной с высокой капиталоемкостью, продолжительными сроками строительства и реконструкции крупных транспортных объектов и создания новых типов технических средств, задачи в области транспорта должны быть рассмотрены не только на ближайшую перспективу, но и на более отдаленные сроки. Досмотр производится уполномоченными должностными лицами. В статье описываются права и обязанности сотрудников службы авиационной безопасности и сотрудников органа внутренних дел на транспорте. Рассматриваются методы проведения и процессуальные особенности личного досмотра пассажиров.


Ключевые слова:

транспорт, авиация, безопасность, происшествие, автомобиль, магистраль, контроль, экономика, инфраструктура, защищенность

Abstract: The article concerns legal and organizational fundamentals for the transportation and aviation security, the author analyzes specific features of this type of security, discussing specificities of aviation and railway security as well.  In the conditions of profound economic reforms and changes in the geopolitical position of Russia there is need for a balanced state transportation policy, which would pay due attention to the specific features of transportation and its role in economic and social processes. At the same time due to the inertiа of transportation system, which is due to the large amount of capitals needed, long periods of construction and reconstruction of large transportation objects, or formation of the new types of vehicles, the goals in the sphere of transportation should be taken care of not only for a short-term perspective, but also for a longer periods.  Searching is performed by competent officials. The article describes rights and obligations of the staff of the aviation security services and the staff of the internal affairs bodies in the sphere of transportation.  The author also views methods and procedural specificities of personal search of passengers. 


Keywords:

transportation, aviation, security, accident, automobile, transit line, control, economics, infrastructure, protectedness

Транспорт – важнейшая составная часть производственной инфраструктуры России. Его устойчивое и эффективное функционирование является необходимым условием стабилизации, подъема и структурной перестройки экономики, обеспечения целостности и национальной безопасности и обороноспособности страны, улучшения условий и уровня жизни населения. В условиях коренного реформирования экономики и изменения геополитического положения России нужна продуманная государственная транспортная политика, учитывающая особенности транспорта и его роль в протекании экономических и социальных процессов. При этом ввиду большой инерционности транспортной системы, связанной с высокой капиталоемкостью, продолжительными сроками строительства и реконструкции крупных транспортных объектов и создания новых типов технических средств, задачи в области транспорта должны быть рассмотрены не только на ближайшую перспективу, но и на более отдаленные сроки.

Согласно Федеральному закону от 9 февраля 2007 г. «О транспортной безопасности»[12] транспортная безопасность – это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (ст.1 п.9).

В целях обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажа воздушного судна обязательному предполетному досмотру, а также послеполетному досмотру в случае его проведения подлежат воздушное судно, его бортовые запасы, члены экипажа, пассажиры, багаж, в том числе вещи, находящиеся при пассажирах, а также грузы и почта.

Предполетный досмотр, а также послеполетный досмотр в случае его проведения пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей, лиц из числа авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты проводится в аэропорту или на воздушном судне уполномоченными лицами служб авиационной безопасности с участием сотрудников органов внутренних дел.

Проведение предполетного досмотра, а также послеполетного досмотра в случае его проведения в соответствии с Законом Российской Федерации «О милиции», не исключает возможность проведения досмотра при осуществлении оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной и иной деятельности уполномоченными на то лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При выполнении международных полетов воздушных судов предполетный досмотр, а также послеполетный досмотр в случае его проведения проводится после осуществления пограничного и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иных видов контроля.

Как отмечалось ранее, при отказе пассажира воздушного судна от предполетного досмотра договор воздушной перевозки пассажира считается расторгнутым.

Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел (ст. 85 Воздушного кодекса РФ).

Говоря о досмотре как мере обеспечения транспортной безопасности необходимо сказать, что досмотр не является односложным актом. Досмотр – это достаточно сложное процессуальное мероприятия, которое существенно ограничивает права граждан – пассажиров.

Как отмечает А.В. Мягков «досмотр – это принудительные поисковые, проверочные действия, носящие государственно-властный характер, совершаемые уполномоченными на то лицами в отношении определенных законодательством объектов, проводимые без нарушения их конструктивной целостности в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения, а также недопущения нарушения административно – и уголовно-правовых норм»[9].

А.П. Лончаков отмечает, что досмотр в самых общих чертах можно определить как меру административного принуждения, используемую в процессе правоохранительной деятельности и состоящую в принудительном обследовании тела человека, его одежды или вещей с целью выявления фактов совершения правонарушения. При этом досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров гражданских воздушных судов – мера административного предупреждения. Она носит четко выраженный превентивный характер и применяется при отсутствии правонарушения[7].

Как отмечает А.В. Серегин досмотр ручной клади, багажа, а виде исключения личный досмотр пассажиров гражданских воздушных судов применяется в целях обеспечения безопасности полетов, охраны жизни и здоровья пассажиров и членов экипажей воздушных судов. Решение о производстве досмотра принимается только при наличии достаточных оснований подозревать пассажиров в намерении незаконно провести взрывчатые вещества, оружие боеприпасы, отравляющие, легковоспламеняющиеся, радиактивные вещества и другие опасные грузы и предметы[11].

Режим досмотра пассажиров определяется в ст. 85 Воздушного кодекса Российской Федерации. Процессуально режим личного досмотра, досмотра вещей находящихся при физическом лице детально определен в ст. 27.7 КоАП России.

Так, согласно КоАП РФ личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения[6].

Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола.

Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади и иных предметов), осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых.

В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых.

О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о физическом лице, подвергнутом личному досмотру, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре, находящихся при физическом лице[4].

Протокол о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо владельцем вещей, подвергнутых досмотру, понятыми. В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу, владельца вещей, подвергнутых досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, вручается владельцу вещей, подвергнутых досмотру, по его просьбе (ст.27.7 КоАП РФ).

Досмотр производится уполномоченными должностными лицами. Так согласно приказу Минтранса России от 25 июля 2007 г. № 104. «Об утверждении правил проведения предполетного и послеполетного досмотров»[10] сотрудники службы авиационной безопасности и сотрудники органа внутренних дел на транспорте, осуществляющие досмотр, имеют право:

  • требовать от пассажиров неукоснительного выполнения требований законодательства Российской Федерации в области авиационной безопасности на воздушном транспорте;
  • проверять у пассажиров при входе в пункты досмотра билеты, оформленные в установленном порядке, и документы, удостоверяющие их личность;
  • проводить опрос в целях выявления потенциально опасных пассажиров, а также имеющихся у пассажиров предметов и веществ, запрещенных к перевозке воздушным транспортом;
  • проводить досмотры пассажиров, багажа и вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей воздушных судов, авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты;
  • наблюдать за поведением пассажиров в пунктах досмотра;
  • изымать у пассажиров обнаруженные в процессе досмотров предметы и вещества, запрещенные к перевозке воздушным транспортом;
  • досматривать багаж пассажиров, сдаваемый в камеру хранения;
  • вносить предложения, направленные на повышение эффективности досмотров в части совершенствования их технологий и использования применяемых технических и специальных средств;
  • проводить по совместным решениям руководителей службы авиационной безопасности и органа внутренних дел на транспорте совместные и самостоятельные проверки качества проведения досмотров с применением учебных тест-предметов и муляжей взрывных устройств.

Сотрудники органа внутренних дел на транспорте, осуществляющие досмотр, кроме перечисленного выше имеют право:

  • проводить в случае необходимости опрос пассажиров с целью выявления опасных веществ и предметов и возможных противоправных намерений с их стороны;
  • принимать решение о производстве личного досмотра пассажиров при обнаружении предметов и веществ, за изготовление, ношение и хранение которых предусмотрена уголовная или административная ответственность, и участвовать в досмотре;
  • проверять у пассажиров соответствие билетов, оформленных в установленном порядке, и паспортных данных, устанавливать их подлинность, дополнительно осуществлять проверку подозрительных лиц по информационно-поисковым базам данных Министерства внутренних дел Российской Федерации;
  • осуществлять контроль за соблюдением порядка перевозки оружия, патронов и боеприпасов, переданных пассажирами на временное хранение на период полета;
  • изымать у пассажиров обнаруженные в процессе досмотров оружие, боеприпасы (кроме лиц, пользующихся правом нахождения на борту воздушного судна с оружием в соответствии с законодательством Российской Федерации), взрывчатые вещества, наркотические средства и их прекурсоры, а также психотропные и сильнодействующие вещества;
  • проводить в соответствии с законодательством Российской Федерации изъятие и документирование обнаруженных в ходе досмотров пассажиров предметов и веществ, свободный оборот которых на территории Российской Федерации запрещен, ограничен либо имеет криминальный характер;
  • организовывать и проводить в случае необходимости совместно со службой авиационной безопасности инструктаж по усилению мер при проведении досмотровых мероприятий;
  • задерживать лиц, нарушающих требования авиационной безопасности;
  • составлять в пределах своей компетенции протоколы об административных правонарушениях.

Сотрудники службы авиационной безопасности и сотрудники органа внутренних дел на транспорте, осуществляющие досмотр, обязаны:

  • быть внимательными и вежливыми с пассажирами и не допускать действий, унижающих их достоинство;
  • обладать необходимыми навыками по выявлению у пассажиров опасных предметов и веществ, запрещенных к перевозке на борту воздушного судна, в том числе с применением ухищрения;
  • представлять в установленном порядке материалы для принятия к нарушителям требований авиационной безопасности мер воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • не допускать к полету пассажиров, уклоняющихся от прохождения предполетного досмотра;
  • проявлять бдительность, не допускать в стерильную зону через пункт досмотра не прошедших предполетный досмотр пассажиров, членов экипажей воздушных судов и авиационного персонала, грузы, почту, бортовые запасы воздушного судна и багаж;
  • знать основные характеристики и правила эксплуатации технических и специальных средств;
  • соблюдать правила техники безопасности при работе с техническими и специальными средствами и правила пожарной безопасности.

Методы проведения и процессуальные особенности личного досмотра пассажиров. Личный (индивидуальный) досмотр проводится только лицами одного пола с досматриваемым пассажиром в присутствии двух свидетелей, с участием сотрудников органов внутренних дел на транспорте и составлением протокола. Запрещается проводить в одном помещении личный досмотр нескольких пассажиров одновременно.

При проведении предполетного досмотра пассажиров, членов экипажа воздушного судна, авиационного персонала наряду с использованием технических и специальных средств и проведением личного (индивидуального) досмотра может применяться ручной (контактный) метод досмотра. Ручной (контактный) метод досмотра проводится при поступлении сообщения о готовящемся захвате либо угоне воздушного судна, выполняющего конкретный рейс или следующего в определенном направлении, а также при отсутствии технических и специальных средств в пункте досмотра.

Ручной (контактный) метод проводится при досмотре:

  • пассажиров в просторной одежде, скрывающей очертания его тела;
  • вещей, внутреннее содержание которых нельзя определить с помощью технических и специальных средств;
  • багажа и вещей пассажира, определенного как потенциально опасного;
  • всех пассажиров во время повышенной угрозы совершения акта незаконного вмешательства на воздушное судно определенного рейса.

При обнаружении у пассажира или в его багаже и вещах признаков или элементов взрывного устройства вызываются специалисты по взрывным устройствам - пиротехники.

Библиография
1. Алехин А.П. Административная ответственность за правонарушения на транспорте. – М., 1967.
2. Бабанцев Н.Ф. Советское право в деятельности гражданской авиации. – Л., 1988.
3. Бельский К.С. Полицейское право / Под ред. А.В. Куракина. – М., 2004.
4. Костенников М.В. Административно-правовая охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности на объектах гражданской авиации: Дис. … канд. юрид. наук. – М., 1995. – С. 18.
5. Красников Д.С. Административная ответственность в гражданской авиации // Проблемы совершенствования законодательства об административной ответственности. – М., 1965.
6. Куракин А.В. Административное право: проблемы теории и практики. – М., 2013. – С. 19.
7. Лончаков А.П. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. – Хабаровск, 1999. – С. 24.
8. Ляхов А.Г. Преступления против безопасности международной гражданской авиации и советское уголовное законодательство // Советское государство и право. – 1989. – № 7.
9. Мягков А.В. Досмотр как мера административного принуждения, применяемая милицией: Дис. … канд. юрид. наук. – Омск, 2004. – С. 37.
10. Российская газета. – 2007. – 17 августа.
11. Серегин А.В. Основания и порядок применения мер административного воздействия. – М., 1974. – С. 18.
12. Собрание законодательства РФ. – 2007. – № 7. – Ст. 837.
13. Сухаркова А.И. Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел на транспорте. – Минск, 1989.
14. А.М. Скрынник Мониторинг обеспечения транспортной безопасности в России // Право и политика. - 2013. - 5. - C. 667 - 672. DOI: 10.7256/1811-9018.2013.05.9.
15. Босхамджиева Н.А. К вопросу о понятии авиационной безопасности как составной части общественной безопасности Российской Федерации. // Полицейская деятельность. - 2011. - 1. - C. 35 - 38.
16. Мотин В.В. Проблемы обеспечения транспортной безопасности в условиях развития информационных технологий // Административное и муниципальное право. - 2012. - 9. - C. 44 - 48.
17. Ахрем Т.П. Источники правового регулирования перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом // Актуальные проблемы российского права. - 2012. - 2. - C. 114 - 123.
18. Баширова А.Ф., Истратов А.А. Правовое регулирование профилактики дорожно-транспортного травматизма // Полицейская деятельность. - 2012. - 2. - C. 30 - 34.
19. Скрынник А.М. Международный и национальный контроль (надзор) в сфере обеспечения безопасности морского судоходства. Проблемы правового регулирования // Актуальные проблемы российского права. - 2012. - 2. - C. 258 - 266.
20. С. А. Сидоров Концепция национальной безопасности КНР в контексте международной и национальной безопасности России. // Право и политика. - 2011. - 9. - C. 1514 - 1524.
21. Абасов М.М. К вопросу о новациях в обеспечении авиационной безопасности при предполетном досмотре пассажиров и персонала // Полицейская деятельность. - 2012. - 4. - C. 38 - 42.
22. А. А. Паненков Совершенствование правовой основы организации безопасности объектов использования атомной энергии и транспорта в 2011 году // Национальная безопасность. - 2012. - 2. - C. 39 - 47.
23. С. А. Сидоров Концепция национальной безопасности КНР в контексте международной и национальной безопасности России // Национальная безопасность. - 2012. - 1. - C. 77 - 91.
References
1. Alekhin A.P. Administrativnaya otvetstvennost' za pravonarusheniya na transporte. – M., 1967.
2. Babantsev N.F. Sovetskoe pravo v deyatel'nosti grazhdanskoi aviatsii. – L., 1988.
3. Bel'skii K.S. Politseiskoe pravo / Pod red. A.V. Kurakina. – M., 2004.
4. Kostennikov M.V. Administrativno-pravovaya okhrana obshchestvennogo poryadka i obespechenie obshchestvennoi bezopasnosti na ob''ektakh grazhdanskoi aviatsii: Dis. … kand. yurid. nauk. – M., 1995. – S. 18.
5. Krasnikov D.S. Administrativnaya otvetstvennost' v grazhdanskoi aviatsii // Problemy sovershenstvovaniya zakonodatel'stva ob administrativnoi otvetstvennosti. – M., 1965.
6. Kurakin A.V. Administrativnoe pravo: problemy teorii i praktiki. – M., 2013. – S. 19.
7. Lonchakov A.P. Mery obespecheniya proizvodstva po delam ob administrativnykh pravonarusheniyakh. – Khabarovsk, 1999. – S. 24.
8. Lyakhov A.G. Prestupleniya protiv bezopasnosti mezhdunarodnoi grazhdanskoi aviatsii i sovetskoe ugolovnoe zakonodatel'stvo // Sovetskoe gosudarstvo i pravo. – 1989. – № 7.
9. Myagkov A.V. Dosmotr kak mera administrativnogo prinuzhdeniya, primenyaemaya militsiei: Dis. … kand. yurid. nauk. – Omsk, 2004. – S. 37.
10. Rossiiskaya gazeta. – 2007. – 17 avgusta.
11. Seregin A.V. Osnovaniya i poryadok primeneniya mer administrativnogo vozdeistviya. – M., 1974. – S. 18.
12. Sobranie zakonodatel'stva RF. – 2007. – № 7. – St. 837.
13. Sukharkova A.I. Administrativno-yurisdiktsionnaya deyatel'nost' organov vnutrennikh del na transporte. – Minsk, 1989.
14. A.M. Skrynnik Monitoring obespecheniya transportnoi bezopasnosti v Rossii // Pravo i politika. - 2013. - 5. - C. 667 - 672. DOI: 10.7256/1811-9018.2013.05.9.
15. Boskhamdzhieva N.A. K voprosu o ponyatii aviatsionnoi bezopasnosti kak sostavnoi chasti obshchestvennoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii. // Politseiskaya deyatel'nost'. - 2011. - 1. - C. 35 - 38.
16. Motin V.V. Problemy obespecheniya transportnoi bezopasnosti v usloviyakh razvitiya informatsionnykh tekhnologii // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. - 2012. - 9. - C. 44 - 48.
17. Akhrem T.P. Istochniki pravovogo regulirovaniya perevozki opasnykh gruzov zheleznodorozhnym transportom // Aktual'nye problemy rossiiskogo prava. - 2012. - 2. - C. 114 - 123.
18. Bashirova A.F., Istratov A.A. Pravovoe regulirovanie profilaktiki dorozhno-transportnogo travmatizma // Politseiskaya deyatel'nost'. - 2012. - 2. - C. 30 - 34.
19. Skrynnik A.M. Mezhdunarodnyi i natsional'nyi kontrol' (nadzor) v sfere obespecheniya bezopasnosti morskogo sudokhodstva. Problemy pravovogo regulirovaniya // Aktual'nye problemy rossiiskogo prava. - 2012. - 2. - C. 258 - 266.
20. S. A. Sidorov Kontseptsiya natsional'noi bezopasnosti KNR v kontekste mezhdunarodnoi i natsional'noi bezopasnosti Rossii. // Pravo i politika. - 2011. - 9. - C. 1514 - 1524.
21. Abasov M.M. K voprosu o novatsiyakh v obespechenii aviatsionnoi bezopasnosti pri predpoletnom dosmotre passazhirov i personala // Politseiskaya deyatel'nost'. - 2012. - 4. - C. 38 - 42.
22. A. A. Panenkov Sovershenstvovanie pravovoi osnovy organizatsii bezopasnosti ob''ektov ispol'zovaniya atomnoi energii i transporta v 2011 godu // Natsional'naya bezopasnost'. - 2012. - 2. - C. 39 - 47.
23. S. A. Sidorov Kontseptsiya natsional'noi bezopasnosti KNR v kontekste mezhdunarodnoi i natsional'noi bezopasnosti Rossii // Natsional'naya bezopasnost'. - 2012. - 1. - C. 77 - 91.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.