Статья 'Пронаркотический сегмент в сети «DarkNet»: от истоков до современности' - журнал 'Полицейская и следственная деятельность' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Полицейская и следственная деятельность
Правильная ссылка на статью:

Пронаркотический сегмент в сети «DarkNet»: от истоков до современности

Хохлов Евгений Евгеньевич

адъюнкт факультета научных и научно-педагогических кадров Академии управления Министерства внутренних дел Российской Федерации, кафедра уголовной политики

125993, Россия, г. Москва, ул. Зои И Александракосмодемьянских, 8

Khokhlov Evgeny Evgenyevich

Adjunct at the Faculty of Scientific and Pedagogical Personnel of the Academy of Administration of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Department of Criminal Politics

125993, Russia, g. Moscow, ul. Zoi I Aleksandrakosmodem'yanskikh, 8

Ehohlov1000@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-7810.2020.2.32672

Дата направления статьи в редакцию:

20-04-2020


Дата публикации:

04-08-2020


Аннотация: Эволюция наркорынка в сети «DarkNet» и динамичный характер развития «наркомаркетов», ориентированных на массового пользователя-распространителя и пользователя-потребителя наркотиков, нарушили традиционные методы выявления, предупреждения и пресечения преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков. Цель научного исследования состоит в осуществлении комплексного анализа пронаркотического сегмента в сети «DarkNet», а также в выработке механизма антинаркотической деятельности с помощью создания зеркального цифрового антинаркотического пространства. Предметом исследования выступают теоретические аспекты антинаркотической политики и основные криминологические характеристики незаконного оборота наркотиков в сети «DarkNet». Объектом исследования выступает комплекс общественных отношений, связанных с противодействием противоправных действий совершаемых в сети «DarkNet». В ходе исследования применялись: методы эмпирического исследования (наблюдение, описание), методы теоретического исследования (анализ, синтез, индукция, дедукция, экспертной оценки), общелогические методы (обобщение, идеализация, аналогия). О научной новизне исследования свидетельствуют предложения по совершенствованию единого механизма антинаркотической деятельности в глобальной сети Интернет, в создании условий для формирования идеологии антинаркотического поведения в медиасреде. Проведенное исследование вносит вклад в научную разработку вопросов криминологической характеристики и оснований уголовно-правового запрета преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков совершаемых в сети «DarkNet». Практическая значимость заключается в том, что выводы и рекомендации, могут быть использованы: при разработке международных программ борьбы с наркопреступностью, межгосударственного взаимодействия, сотрудничества и партнерства; в законотворческой деятельности по совершенствованию антинаркотического законодательства; в правоприменительной деятельности правоохранительных органов; в учебном процессе и в процессе повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов.


Ключевые слова:

информационно-телекоммуникационная сеть Интернет, незаконный оборот наркотиков, наркоугроза, пронаркотический сегмент, сеть DarkNet, наркомаркет, профилактика наркомании, антинаркотический контент, цифровой антинаркотический патруль, медиа-волонтер

Abstract: The evolution of the drug market in DarkNet and the dynamic character of development of drug markets oriented towards mass users-dealers and users-consumers have breached traditional methods of detection, prevention and combating crimes in the field of illegal drug trafficking. The purpose of the research is comprehensive analysis of a pro-drug segment of DarkNet, and development of a mechanism of counter-drugs activities by means of creation of a mirror digital counter-drugs space. The research subject is theoretical aspects of anti-narcotics policy and the key criminological characteristics of illegal drug trafficking in DarkNet. The research object is the set of social relations in the field of combating illegal actions in DarkNet. The author uses the methods of empirical research (observation, description), methods of theoretical research (analysis, synthesis, induction, deduction, expert assessment), general logical methods (generalization, idealization, analogy). The scientific novelty of the research is substantiated by the suggestions about the improvement of a single mechanism of counter-drugs activities on the Internet and creation of conditions for the formation of an ideology of anti-narcotic behavior in social media. The research contributes to the scientific development of the issues of criminological characteristics and the basis of criminal-legal prohibition of crimes in the field of illegal drug trafficking committed in DarkNet. Practical importance of the research consists in the fact that its conclusions and recommendations can be used for the development of international programs of combating drug-related crimes, interstate interaction, cooperation and partnership; in law-making activity aimed at the improvement of anti-drug legislation; in law-enforcement activity of law-enforcement agencies; in educational process and professional training of internal affairs officers.   


Keywords:

information and telecommunications network Internet, drug trafficking, drug threat, Pro-drug segment, DarkNet network, drug market, drug prevention, anti-drug content, digital anti-drug patrol, media volunteer

В конце XX века, на заре третьего тысячелетия, 8 сентября 2000 г. в ходе заседания 55-ой Сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций была принята Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций (далее – Декларация тысячелетия) [1]. Представители мирового сообщества, в подтверждение сохранения фундаментальных ценностей человечества и развития международных отношений в XXI веке, в очередной раз обратили особое внимание на нерушимые основы мирного, процветающего и справедливого мира, на общую обязанность по управлению глобальным экономическим и социальным развитием государств, а также по устранению угроз международному миру и безопасности. Главы государств и правительств обратили внимание на то, что наилучшим образом реализовать поставленные задачи, возможно посредством передовых технологий, особо подчеркнув блага информационных и коммуникационных технологий.

Принимая во внимание позитивную динамику в повышении роли информационно-коммуникационных технологий на глобальной уровне, быстрое распространение, неуклонное расширение и увеличение количества информационных материалов (на разных языках мира), появление многочисленных услуг и программных приложений позволили открыть широкие возможности для развития информационного общества. Использование потенциала информационных и коммуникационных технологий для достижения сформулированных в Декларации тысячелетия целей развития, а также приверженность идее претворения в жизнь общей концепции информационного общества подтвердились представителями народов мира в рамках проведения первого этапа Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества. В ходе встречи была принята Декларация принципов [2] и заложен фундамент зарождающегося информационного общества.

В дальнейшем Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций ссылаясь на свои резолюции 56/183 от 21 декабря 2001 г., 57/238 от 20 декабря 2002 г., 57/270 B от 23 июня 2003 г., 59/220 от 22 декабря 2004 г., 60/252 от 27 марта 2006 г., 62/182 от 19 декабря 2007 г., 63/202 от 19 декабря 2008 г., 64/187 от 21 декабря 2009 г., 65/141 от 20 декабря 2010 г., 66/184 от 22 декабря 2011 г. и 67/195 от 21 декабря 2012 г., на резолюции Экономического и Социального Совета 2006/46 от 28 июля 2006 г., 2008/3 от 18 июля 2008 г., 2009/7 от 24 июля 2009 г., 2010/2 от 19 июля 2010 г., 2011/16 от 26 июля 2011 г. и 2012/5 от 24 июля 2012 г. и принимая к сведению резолюцию 2013/9 Совета от 22 июля 2013 г. об оценке прогресса, достигнутого в осуществлении решений и последующей деятельности по итогам Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества и ряд других международных документов подтвердила, что именно информационно-телекоммуникационная сеть Интернет является одним из центральных элементов инфраструктуры информационного общества и общедоступным глобальным ресурсом [3].

Согласно докладу, подготовленному во исполнение резолюции 2006/46 Экономического и Социального Совета [4] сетью мобильной сотовой связи в настоящее время (по состоянию на конец 2019 г.) охвачено более 95% населения мира, и, по оценкам, Интернетом пользуются 4,1 млрд. человек, то есть более 50% населения [5]. Достигнутый прогресс и многочисленные инновации в сфере информационно-коммуникационных технологий, такие как «Интернет вещей», «Облачная обработка данных» и «Искусственный интеллект» способствуют формированию динамичной среды, которая требует от всех заинтересованных сторон постоянной адаптации к таким инновациям.

Возникает вопрос о том, кто – или что – будет управлять Интернетом в будущем? Ответ на этот вопрос может пролить свет на один из главных геополитических вопросов тысячелетия: по мере того, как меняется баланс сил между странами, как будет выглядеть новый мировой порядок? Вопрос об управлении Интернетом оказался в лучах новостных софитов в декабре 2012-го г., во время Всемирной конференции по международной электросвязи (ВКМЭ-12) при Международном союзе электросвязи ООН. Конференция стала одним из самых ярких примеров противостояния в вопросе управления интернетом: ряд стран, ведомые Россией и Китаем, выступают за увеличение государственного контроля, а их противники выступают за мультистейкхолдеризм — совместное управления интернетом с участием гражданского общества, частного сектора и государства.

Проблемами правового регулирования трансграничного использования информационно-телекоммуникационной сети Интернет в настоящее время озабочены и ученые современники. Так, М. Б. Касенова в своем монографическом труде рассматривает правовую природу и содержание ключевых понятий «использование Интернета» и «заинтересованные участники» в национальном праве, международно-правовых актах и правовой доктрине. Автор прямо указывает на то, что в настоящее время и «узкий» и «широкий» подход определения содержания понятия «использование Интернета» и «заинтересованные участники», отчасти утратили свое «первоначальное» значение, а концептуальные подходы регулирования трансграничного использования интернета развиваются в несколько иной парадигме [6, с. 57]. Исследователь А. Н. Балашов затрагивая тему регулирования интернет-отношений, уделяет внимание таким особенностям как: неопределеннсть местоположения сторон (большинство сделок в сети Интернет осуществляется между лицами, физически находящимися в разных странах с разным законодательством), сложность идентификации участников отношений (пользователь остается максимально анонимным), возникновение новых субъектов взаимоотношений между участниками Сети (операторов связи, провайдеров, международных организаций отвечающих за развитие протоколов Интернета), электронный характер документооборота в Сети [7, с. 113-118]. Э. В. Талапина конструктивно отмечает, что ни в одной стране мира нет всеобъемлющего (кодифицированного) законодательства, посвященного Интернету, а те нормы, которые можно применить к отношениям по поводу Интернета, «разбросаны» по законодательным актам разных отраслей права [8, с. 57-75].

Как мы знаем, развитие информационно-телекоммуникационной сети Интернет привело к кардинальной трансформации современной жизни, в том числе и способ торговли незаконными товарами. Одним из других многочисленных направлений беспринципного и преступного использования Интернета «заинтересованными участниками» является незаконный оборот наркотиков. Наркоторговцы и наркопроизводители используют Интернет для создания и поддержания своих преступных сетей и для торговли запрещенными психоактивными средствами или химическими веществами – прекурсорами, которые используются при изготовлении таких средств. Данная статья фокусируется на анонимных онлайн-рынках в сети «DarkNet»[1] (или «Наркомаркетах»), которые позволяют продавцам и покупателям совершать сделки онлайн, не раскрывая никаких личных данных, что создает значительную степень анонимности. Такие рынки известны еще с 1970-х гг. Первая в мире онлайн-транзакция была совершена в сфере незаконного оборота наркотиков предположительно в 1971-1972-х гг. В то время, студенты Стэнфорда, использующие счета Arpanet[2] в Лаборатории искусственного интеллекта Стэнфордского университета, заключили коммерческую сделку со своими коллегами из Массачусетского технологического института. До Amazon, до eBay, основополагающим актом электронной коммерции была сделка с наркотиками. Студенты использовали сеть, чтобы спокойно договориться о продаже неопределенного количества марихуаны [9, с. 57-75].

В дальнейшем, «заинтересованные участники» в сфере незаконного оборота наркотиков, оценив эффективность и перспективу онлайн площадок, приспособились к распространению наркотических средств и психотропных веществ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Неправомерное использование информационно-телекоммуникационной сети Интернет и совершение в ней преступных операций в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ постепенно изменяло положение и масштабы наркотической угрозы. Анализируя труды советских научных и практических работников органов внутренних дел Российской Федерации (с конца 1980-х до начала 2000-х гг.): А. А. Габиани [10], Т. А. Боголюбовой [11], В. И. Омиговым [12], Г. М. Миньковским, Э. Ф. Побейгайло, В. П. Ревиным [13], А. Н. Сергеевым и Б. П. Цилинским [14, с. 24-34], Б. Ф. Калачевым [15, с. 34-42], Т. А. Шмыревой [16, с. 52-58], Г. В. Зазулиным [17, с. 58-63], И. Б. Малиновским [18, с. 69-79] можно констатировать, что их теоретические, прикладные, проблемно-ориентированные исследования заложили единую, комлексную, стратегически-ориентированную систему мер уголовно-правовой и криминологической направленности борьбы с наркотизмом.

Справедливо будет отметить, что в 1960 – 1970-е гг. некоторые криминологические учреждения и исследователи [19, 20 с. 64-67] имели смелость проводить исследования фактического состояния наркомании в стране и сигнализировать о нарастающих масштабах и высокой латентности явления (в том числе его распространенности в среде несовершеннолетних и молодежи). Однако эти документы были закрыты руководителями правоохранительных органов бывшего Союза ССР, не принимались во внимание: как и в других случаях, наука оставалась невостребованной.

Однако, с начала 2000-х гг. криминальный мир в сфере незаконного оборота наркотиков продолжил перемещаться в цифровое пространство. И практически за десятилетие информационно-телекоммуникационная сеть Интернет сформировала мощную цифровую наркотическую субкультуру (наркокультуру) или «Drug по переписке»[3]. Подтверждением вышеизложенной информации, возможно считать некоторые статистические данные социологических исследований. Согласно таким исследованиям, интернетизация России с начала XXI века увеличивалась в геометрической прогрессии. Если в 2000 г. в сеть регулярно выходили 3,6% взрослых россиян[4], то в 2010-м г. – уже 37% [21]. Динамика роста российской интернет-аудитории с 2000 по 2010 гг. составила 1826 % [22]. Параллельно, не в виртуальной жизни, росло количество лиц, потребляющих наркотики без назначения врача. К 2000 г. в Российской Федерации насчитывалось более 2 млн. человек (по некоторым данным около 3 млн. человек) которые принимали наркотики без назначения врача. Согласно представленным данным министерством здравоохранения Российской Федерации на конец апреля 2000 г. было зарегистрировано 909 тыс. человек с диагнозом «пагубное (с вредными последствиями) потребление наркотиков». В 2001 г. в Российской Федерации на учете стояло 369 тыс. больных наркоманией. Однако, по оценкам экспертов, реальное соотношение выявленных и скрытых наркоманов составляет 1:10, то есть их около 3-3,5 млн. человек. В 2002 г. число официально зарегистрированных больных наркоманией в Российской Федерации составляло 450 тыс. человек. В 2003 г. за помощью в медицинские учреждения обратились около 500 тыс. человек, а согласно экспертным оценкам количество потребителей увеличилось до 4 млн. человек (около 4% населения России). В 2005 г. Международный комитет по контролю за оборотом наркотиков (МККН) при ООН опубликовал данные о том, что в Российской Федерации официально зарегистрированных наркопотребителей насчитывается около 500 тыс. человек, страдающих наркологическими расстройствами, а общее количество лиц, злоупотребляющих наркотиками в Российской Федерации может достигать 6 млн. человек. В 2006 г. – 350 тыс., в 2007 г. – 537 тыс., в 2008 г. – 550 тыс., 2009 г. – 548 тыс., в 2010 г. – около 550 тыс. наркозависимых лиц, которые добровольно обратились за помощью в медицинское учреждение [23].

Согласно статистическим данным ФКУ «ГИАЦ МВД России», в 2019 г. зарегистрировано 294,4 тыс. преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, каждое двенадцатое (8,4%) совершается с целью незаконного производства, сбыта или пересылки наркотических средств: 24,7 тыс. [24] До 2019 г. ФКУ «ГИАЦ МВД России» сведения о количестве зарегистрированных преступлений связанных с незаконным производством, сбытом или пересылкой наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконным сбытом или пересылкой растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (ст. 228.1 Уголовного кодекса РФ) из общего числа зарегистрированных преступлений совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий не выделялись.

Следовательно, стоит отметить, что вышеописанная информация свидетельствует о неоспоримом факте процесса слияния и пересечения наркотической субкультуры с субкультурой сетевой. Экспоненциальный рост нерегулируемых со стороны государства пронаркотических веб-сайтов (существенную долю посетителей которых составляет молодежь), позволил сформировать единый пронаркотический сегмент в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, который в свою очередь дестабилизировал действующую международную систему контроля над наркотиками, расширил глобальный рынок сбыта наркотиков, сформировал появление новых форм противоправной деятельности преступных организаций и группировок, повысил уровень приватности и законсперированности сообществ противоправной деятельности, расширил использование новейших инструментов рынка финансовых услуг с целью легализации доходов от незаконного оборота наркотиков.

Тем не менее, в связи с новыми вызовами и угрозами национальной безопасности в сфере контроля за оборотом наркотиков, а также в области противодействия их незаконному обороту в качестве ответных мер в рамках антинаркотической политики возникла необходимость в организации и проведении научных исследований в отношении единого пронаркотического сегмента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, с учетом обоснованного информационно-аналитического обеспечения путем дополнения и контроля статистической отчётности непрерывным проведением репрезентативных выборочных исследований по совместимой методике, с тем, чтобы с достаточной точностью оценивать латентный массив нелегального производства, оборота и потребления наркотиков, его структуру и источники.

В ходе анализа и объективной оценки сложившейся наркоситуации стоит отметить, что до 2010 г. комплексных уголовно-правовых и криминологических исследований, посвященных вопросам предупреждения распространения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации, пропагандирующей потребление наркотиков, в отечественной криминологии не проводилось. Отдельные вопросы по этой проблематике лишь фрагментарно затрагивались в исследованиях А. А. Алояна, Т. М. Виноградской, А. И. Гурова, А. К. Жаровой, Б. Ф. Калачева, С. В. Молчанова, А. Л. Осипенко, А. К. Расулева, Э. В. Рожковой, Е. И. Хабаровой. Констатируя значительную общественную опасность такой информации, указанные авторы ограничивались лишь постановкой этой проблемы, не рассматривая ее комплексно. Но в тоже время, с учетом компаративистского анализа правовой базы Российской Федерации и законодательства иностранных государств, некоторые исследователи (О. С. Гузеева [25], А. В. Федоров [26], А. С. Бряндина [27, с. 101-105, 28, с. 116-119, 29, с. 73-74]) старались более систематизировано рассматривать проблемные вопросы распространения незаконной информации, пропагандирующей потребление наркотических средств без назначения врача в информационно-коммуникативном поле сети Интернет.

В период времени с 2008 г. по 2010 г. мною, с учетом уровня развития и потребностей российского общества в совершенствовании антинаркотического законодательства и методов предупреждения в сфере незаконного оборота наркотиков в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, также проводились исследования о влиянии виртуальной реальности на потребление аддиктивных веществ [30, с. 74-77, 31, с. 68, 32, с. 160-174]. Изучение информации проводилось с использованием методов включённого наблюдения и анкетирования. С этой целью мною было рассмотрено два направления сетевой деятельности, по-разному влияющие на наркотизм: пронаркотическое и антинаркотическое. Анализ сайтов информационно-телекоммуникационной сети Интернет и опрос пользователей в ходе исследования позволил мне конкретизировать механизм предупреждения размещения информации о наркотических средствах и психотропных веществах в глобальной информационной сети Интернет, а также разработать предложения по совершенствованию российского законодательства в части противодействия масштабному использованию информационно-телекоммуникационной сети Интернет для пропаганды и сбыта наркотиков. В дальнейшем, мною был продолжен сбор и анализ эмпирических данных, направленных на изучение единого пронаркотического сегмента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Стоит отметить, что эффективная уголовно-правовая борьба с наркоманией в информационно-телекоммуникационной сети Интернет потребовала принятия стратегических мер по противодействию возрастающей наркоугрозе в рамках международного сотрудничества. Так, например Международный комитет по контролю над наркотиками (далее – Комитет), отмечая, что Интернет преобразил современную жизнь так же, как некогда появление электричества и телефона изменило жизнь человека в XX в., посвятил специальную главу влиянию новых технологий и Интернета на распространение наркотиков в своем докладе за 2001 г. [33]. В последующем, в своих ежегодных докладах Комитет неоднократно призывал правительства в полной мере сотрудничать с другими государствами в проведении расследований и повышать осведомленность правоохранительных и регламентирующих органов и органов по контролю над наркотиками относительно необходимости противодействовать незаконной торговле через Интернет веществами, находящимися под международным контролем. Поскольку большинство государств не имеют необходимого законодательства, административных нормативных актов, структур или механизмов сотрудничества для противодействия такой деятельности, Комитет в 2009 г. подготовил для национальных компетентных органов руководство по вопросам, касающимся такой незаконной торговли через Интернет [34].

По оценкам российских экспертов, согласно рекомендациям и расчетам ученых, произведенных на базе вышеприведенных комплексных исследований, на практике правоохранительные органы столкнулись с проблемой противодействия незаконному обороту наркотиков в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, что подтолкнуло законодательные и исполнительные органы Российской Федерации принять меры по совершенствованию правового регулирования противодействия преступности и распространения наркотиков в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Так, в 2012 г. в Российской Федерации создан Единый реестр сайтов [35]. Интернет-ресурсы, которые содержат запрещенную информацию о способах, методах изготовления, использования наркотиков, местах их приобретения, блокируются Роскомнадзором[5]. Согласно разработанному проекту нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях будет введено наказание за пропаганду наркотиков, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет[6]. В феврале 2020 г., на расширенном заседании коллегии МВД России, Президент Российской Федерации В. В. Путин поручил системе МВД совместно с Роскомнадзором перекрыть доступ к сайтам и страницам в социальных сетях, пропагандирующим наркотики, а также поручил Государственной Думе Российской Федерации и Правительству Российской Федерации вернуться к детальной проработке законодательной инициативы по установлению уголовной ответственности за пропаганду наркотиков в Интернете [36].

Оценивая конструктивные предложения и принимаемые решения законодательных и исполнительных органов, следует согласиться с мнением бывшего директора ФСКН России [7], который еще в 2014 году отметил, что: «Необходимо системно подойти к блокировке интернет-информации о наркотиках и для этого необходимо коллегиально рассмотреть возможность не только выявления и блокировки отдельных вредоносных сайтов, но и введение на всем российском Интернет-пространстве так называемых «фильтров по умолчанию». Такие системные фильтры применяются во многих странах, делая невозможным легкое и беспрепятственное получение информации о наркотиках через сеть Интернет. До введения «фильтров по умолчанию» усовершенствовать существующее программное обеспечение и оборудование, позволяющее выявлять и блокировать сайты, пропагандирующие и рекламирующие наркотики. Рассмотреть вопрос о введении уголовной ответственности за создание, администрирование, продвижение, предоставление технической помощи Интернет-ресурсам, посредством которых происходит рекламирование и сбыт наркотических средств синтетического происхождения, а также о введении конфискации оборудования, при помощи которого происходит поддержка работоспособности ресурсов, уличенных в причастности к распространению наркотических средств» [37].

Но в тоже время, остается множество открытых вопросов и нерешенных проблем в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ или их аналогов. Разработка новых направлений, с учетом научных исследований, позволяет интенсифицировать предупреждение преступлений связанных с незаконным оборотом наркотиков, совершаемых посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Так, А. Е. Баньковский и А. В. Деринг проводят анализ текущего состояния и уровня развития информационно-телекомунникационной сети Интернет как основной площадки по незаконному обороту наркотиков, исследуют крупнейшие интернет-магазины по реализации наркотических средств и психотропных веществ [38, с. 11-16], а на основании анализа деятельности наркомакетов представляют примерную структуру преступного сообщества, объединенного посредством сети «DarkNet», в которой выделяют: производителей наркотических средств и психотропных веществ, крупных дилеров, администраторов магазинов, заведующих складами, оптовых курьеров, розничных курьеров, постоянных клиентов, «спортсменов», граффитчиков [39, с. 42-47]. В. А. Родивилина и Л. Н. Кондакова акцентируют внимание на необходимость получения криминалистически значимой информации по виртуальным следам при бесконтактном способе распространения наркотиков с целью правового воздействия не только на мелких сбытчиков, но и организаторов наркобизнеса [40, с. 233-240], а Н. А. Васильева, с учетом своего исследования, получает такую значимую информацию, имеющую практикоориентированное значение для построения элементов криминалистической характеристики [41, с. 71-79]. В. Н. Бурлаков и А. С. Щурова в своем исследовании акцентируют внимание на профилактике наркотизации молодежи посредством ограничения свободы информации о наркотиках в сети Интернет [42, с. 7-10].

Вышепредставленные научные исследования подтверждаются рассуждениями А. В. Морозова, который обращает внимание на то, что «участники наркобизнеса в настоящее время продолжают активно использовать для совершения наркопреступлений возможности сети Интернет, электронных платежных систем и сервисов, а разработка организованных преступных групп, осуществлющих сбыт наркотиков, достаточно сложна, требует детального документирования фактов преступной деятельности, значительного количества привлекаемых технических средств. Успех работы на данном направлении зависит от целеустремленности и профессиональной грамотности полицейских, их слаженного взаимодействия с другими службами и организациями» [43].

Разрабатываемые и внедряемые в практику органов внутренних дел научно-практические работы[8] повышают профессиональную грамотность и влияют на практическую деятельность сотрудников органов внутренних дел. Внесение изменений в законодательные акты Российской Федерации в части установления уголовной ответственности за пропаганду наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, новых потенциально опасных психоактивных веществ совершенных с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет») безусловно, продолжит уголовно-правовую борьбу, в частности органами внутренних дел, которая будет сводиться к применению уголовно-правовых мер пресечения незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, а также уголовно-правовых мер реализации уголовной ответственности за преступные действия с наркотиками. Но своевременная адекватная оценка системы уголовно-правовых мер предупреждения на разных этапах преступного поведения лиц, участвующих в незаконном обороте наркотиков в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, и их более широкое применение позволят, по моему мнению, сэкономить прилагаемые усилия и гуманизировать уголовную репрессию.

С учетом вышеизложенного, для достижения поставленных целей Управлением ООН по наркотикам и преступности, а также решению ключевых задач разрабатываемой Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 г.[9] предлагается и рекомендуется провести ряд следующих организационных мероприятий:

1. На международном уровне:

- разработать положение и учредить Международную информационную антинаркотическую федерацию (далее – МИАФ), профессиональной деятельностью которой, в соответствии с тремя международными конвенциями о контроле над наркотиками и другими соответствующими и применяемыми нормами международного права, национального законодательства государств-участников, с учетом сбалансированной антинаркотической политики на недискриминационной основе и выработки эффективных научно обоснованных инициатив, будет содействие в укреплении и поддержании принимаемых органами власти программ и мер, по формированию в информационно-телекоммуникационной сети Интернет предпреступного правонарушающего поведения в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Комплексная и сбалансированная деятельность МИАФ будет направлена на совершенствование механизма борьбы с распространением новых психоактивных и сильнодействующих веществ в «DarkNet» с помощью разработанной полифункциональной инновационной мультиязычной Web-платформы, которая в свою очередь автоматизирует обмен антинаркотической информацией между различными микросервисами государств-участников и источниками антинаркотических данных и позволит управлять ими через единый Web-интерфейс. Разработать положения о МИАФ предлагается в Российской Федерации на праве инициативного предложения. Дальнейшее развитие и подписание соглашения об учреждении МИАФ возможно реализовать в ходе Всемирного антинаркотического Саммита (информация об организации и проведении указана ниже);

- в рамках международной антинаркотической дипломатии организовать и провести в рамках Генеральной Ассамблеи ООН Всемирный антинаркотический Саммит, решение которого секьюритизировать Советом Безопасности ООН.

2. На федеральном уровне (Российской Федерации):

- на базе Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь) разработать положение и учредить Федеральное государственное бюджетное учреждение «Молодежный антинаркотический информационный центр» (далее – ФГБУ «Молодежный антинаркотический информационный центр»), профессиональной деятельностью которого, в соответствии с национальной правовой системой, будет осуществление анализа и оценки пронаркотического и антинаркотического контента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, генерация отчетов и создание «умного кампуса» для разработки и внедрения антинаркотических профилактических проектов в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет. Посредством создания ФГБУ «Молодежный антинаркотический информационный центр» сформируется современная цифровая антинаркотическая среда, в которой откроются новые перспективы для молодежи, полностью меняющие представления об использовании информационно-телекоммуникационной сети Интернет в противоправной деятельности связанной с незаконным оборотом наркотиков;

- на базе ФГБУ «Молодежный антинаркотический информационный центр» сформировать мультирегиональную антинаркотическую сервис-ориентированную архитектуру, которая позволит реализовывать ряд «умных» сервисов с применением «искусственного интеллекта», способствовать накоплению «Больших антинаркотических данных» («Big Anti-drug Data»), интеграцией и внедрением их в разработанную полифункциональную инновационную мультиязычную Web-платформу МИАФ в целях разработки и внедрения антинаркотических профилактических стандартов, расширения практики обмена и использования передовых методик организации деятельности в сфере профилактики незаконного потребления наркотиков, включая имплементацию наиболее успешных региональных практик;

- Главным управлением по контролю за оборотом наркотиков Министерства внутренних дел Российской Федерации организовать и провести Всероссийскую образовательную антинаркотическую акцию «Цифровой антинаркотический портал» по определению уровня осведомленности и повышению уровня защищенности граждан, в том числе несовершеннолетних и их родителей о рисках, связанных с распространением наркотиков в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также потреблением наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача и соответствующих последствиях такого потребления. По итогам проведения антинаркотической акции рассмотреть вопрос о создании «Цифрового антинаркотического патруля» («ЦАП» или «Digital Anti-drug Patrol»);

- провести Международную научно-практическую конференцию на тему: «Применение нейронных сетей в противодействии незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет».

3. На региональном уровне:

- в ходе заседания антинаркотических комиссий субъектов Российской Федерации провести учебные и научно-практические мероприятия по теме: «Региональное сотрудничество в борьбе с наркоугрозой: противодействие распространение наркотиков в сети «Dark Web»»;

- в каждом субъекте Российской Федерации провести медиафорум «Web Anti-Drug Safety», с участием антинаркотических комиссий муниципальных образований по проблемным вопросам противодействия незаконному обороту наркотиков в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

- антинаркотическими комиссиям субъектов Российской Федерации, совместно с территориальными органами МВД России, Некоммерческим партнерством «Лига безопасного интернета»[10] и другими заинтересованными компетентными органами и организациями антинаркотической направленности проводить (на постоянной основе) на территории субъектов Российской Федерации информационно-разъяснительную деятельность о недопущении масштабного использования информационно-телекоммуникационной сети Интернет для пропаганды и распространения наркотиков.

4. На муниципальном уровне:

- на территории муниципальных образований использовать передовые методики организации деятельности в сфере профилактики незаконного распространения наркотиков в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

- расширение участия медиа-волонтеров (добровольцев) в реализации антинаркотической политики государства;

- интеграция универсальных педагогических технологий профилактической деятельности в дистанционные образовательные ресурсы (программы, практики, онлайн-проекты, онлайн-курсы и пр.) в целях апробации и внедрения цифровых антинаркотических данных в репозиторий полифункциональной инновационной мультиязычной Web – платформы МИАФ (см. п. 2 п.п. 2,3 данных предложений);

- совершенствование системы личных кабинетов (в образовательной медиасреде) обучающихся, с учетом внедрения разъяснительной информации об уголовно-правовых и административно-правовых нормах действующего законодательства за преступления и административные правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков, а также последствиях потребления наркотиков без назначения врача;

- расширение деятельности Молодежных Советов при главах муниципальных образований и вовлечение молодежи в целях совершенствования механизма предупреждения в сфере незаконного оборота наркотиков в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и накопления антинаркотического контента.

Полагаю, что предлагаемые меры сформируют новую антинаркотическую цифровую формацию. Именно создание зеркального цифрового антинарктического пространства положительным образом отразится на эффективности противодействия преступности в сфере незаконного оборота наркотиков, а предложенные организационные мероприятия будут способствовать достижению генеральной цели государственной антинаркотической политики.

[1] Глобальную сеть Интернет условно делят на три слоя: 1) Serface Web – Общедоступная видимая интернет сеть, все файлы которой размещены в открытом доступе и могут быть получены через обычные браузеры (Google Chrome, Safari, Яндекс и т. д.). По оценкам экспертов на видимую сеть приходиться всего 15-20% всего интернет-объема. 2) Deep Web или «Глубокая паутина» – этот сегмент Всемирной сети во много раз (десятки или сотни — сказать сложно) больше обычного интернета, в нем содержатся базы данных, служебные части сайтов, просто скрытые страницы. Попасть туда просто так не выйдет — обычные поисковики не выдают эти сайты, и зайти можно, только используя специальный софт. Чаще всего доступ к таким ресурсам защищён логином и паролем. 3) «DarkNet» или «Dark Web» (также известен как «Скрытая сеть», «Тёмная сеть», «Теневая сеть», «Тёмный веб») – эта закрытая сеть, куда не заходят роботы поисковых систем, поэтому сайты никак не индексируются. Устанавливаются только между доверенными пирами, с использованием нестандартных протоколов и портов. Анонимная сеть не связанных между собой виртуальных туннелей, предоставляющая передачу данных в зашифрованном виде. Создавался военными для использования в своих целях с сохранением полной конфиденциальности. Огромный вклад в развитие теневого Интернета внесла научная лаборатория US Naval Research Lab, разработавшая специальное программное обеспечение прокси-серверов, позволяющих совершать анонимные действия в интернет-сети — The Onion Router, более известное как TOR. К 2013 году количество пользователей даркнете превысило 4 млн. человек, а также развилась субкультура искателей запрещенного контента — нетсталкинг. Наряду с TORом выйти в даркнет можно при помощи ПО — Freenet, функционирующим на тех же принципах.

[2] Arpanet – (от англ. Advanced Research Projects Agency Network) – компьютерная сеть, созданная в 1969 году в США Агентством Министерства обороны США по перспективным исследованиям Управлением перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA – (англ. Defense Advanced Research Projects Agency)), и явившаяся прототипом сети Интернет. 2 сентября 1969 года группе ученых под руководством Леонарда Клейнрока удалось установить канал передачи данных с одного компьютера на другой через кабель. Этот момент считается началом эры Интернета. К 1971 году в состав ARPANET входило 15 узлов, в 1972 году - уже 50 университетов и исследовательских организаций, имевших контракты с министерством обороны США. В 1973 году к сети были подключены первые иностранные организации из Великобритании и Норвегии. В 1984 году Национальный фонд науки США (NSF) основал межуниверситетскую сеть NSFNet (National Science Foundation Network), которая имела большую пропускную способность (56 кбит/с), нежели ARPANET. Развитие технологий и появление конкурентов привело к тому, что сеть ARPANET прекратила своё существование в июне 1990 года.

[3] В DarkNet особой необходимости не было, так как сайты, посвященные наркотическим средствам и психотропным веществам, действовали вполне открыто. В основном они предназначались для общения вовлеченных в наркотическую субкультуру: участники площадок делились наркоопытом и рекомендациями по незаконному культивированию и изготовлению (производству) в домашних условиях наркотиков, их рецептами, излишней детализацией описания наркотических средств и психотропных веществ, а также ощущений от их принятия, литературным творчеством и искусством в части эзотеризма психоактивной наркокультуры, сенсационные факты, цифры прибыли наркодельцов, сленг и биографии наркозвезд, создающие некий притягательный ореол явлению наркомании.

[4] В 2000 году согласно основным результатам Проекта «Интернет в России / Россия в Интернете» в сеть регулярно выходили 3,6% взрослых россиян (или 3,3 млн. чел.). Почти две трети Интернет-пользователей – это люди в возрасте от 16 до 30 лет и имеющие высшее образование или учащихся в вузах, 3% интернет-пользователей согласно Проекту заявили, что воспользовались за последний месяц возможностью что-то купить через сеть. URL: https://bd.fom.ru/report/map/os010318 (дата обращения: 21.03.2020). Текст : электронный.

[5] ГУНК МВД России наделено функцией по оценке размещенной на сайтах информации о наркотиках. Так, в 2017 году ГУНК рассмотрено более 46 тысяч электронных обращений Роскомнадзора, по которым принято 19 432 решений об ограничении доступа к интернет-сайтам и страницам в социальных сетях, располагающим запрещенной информацией о способах, методах изготовления, использования наркотиков, местах их приобретения согласно Приказа Роскомнадзора N 84, МВД России N 292, Роспотребнадзора N 351, ФНС России ММВ-7-2/461@ от 18.05.2017 «Об утверждении Критериев оценки материалов и (или) информации, необходимых для принятия решений Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, федеральной налоговой службой о включении доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.06.2017 N 47207) // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_218948/ (дата обращения: 21.03.2020). Текст : электронный.

[6] С проектом Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возможно, ознакомиться на официальном сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения «Федеральный портал проектов нормативных правовых актов». URL: https://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=99059 (дата обращения: 21.03.2020). Текст : электронный.

[7] В целях совершенствования государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) упразднена в соответствии с Указом Президента РФ от 05.04.2016 № 156 (с изм. и доп.) «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» (Первоначальный текст документа опубликован в издании «Собрание законодательства РФ», 11.04.2016, № 15, ст. 2071), а функции, полномочия и штатная численность переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196285/ (дата обращения: 21.03.2020). Текст : электронный.

[8] Методические рекомендации «Документирование фактов сбыта наркотических средств и психотропных веществ, совершаемых бесконтактным способом». МосУ МВД России, 2017. Методические рекомендации «Организация оперативно-разыскных мероприятий по документированию бесконтактного способа сбыта наркотических средств и психотропных веществ». ГУУР МВД России, 2014. Учебное пособие «Методика расследования незаконного сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, совершенного с использованием интернет-магазинов». СибЮИ МВД России, Красноярск, 2016. Учебно-практическое пособие «Особенности противодействия распространению новых синтетических наркотических средств и психоактивных веществ». ВИПК МВД России, Домодедово, 2016. Методические рекомендации «Типовые алгоритмы действий при получении информации по электронным идентификаторам в сети Интернет». БСТМ ГУ МВД России по Красноярскому краю, 2012. Методические рекомендации «Противодействие преступной деятельности организованных преступных групп, связанных с бесконтактным сбытом наркотических средств и психотропных веществ». МВД Республики Татарстан, Казань, 2016. Е.С. Поликарпов «Компьютерная разведка», учебное пособие. Краснодарский университет МВД России, Краснодар, 2018.

[9] С текстом Проекта Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период 2030 года, возможно, ознакомиться на официальном сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения «Федеральный портал проектов нормативных правовых актов». URL: https:// regulation.gov.ru/projects#search=антинаркотической%20&npa=98716 (дата обращения: 21.03.2020). Текст : электронный.

[10] Некоммерческое партнерство «Объединение участников рынка интернет-индустрии «Лига безопасного интернета» – крупнейшая и наиболее авторитетная в России организация, созданная для противодействия распространению опасного контента во всемирной сети. Лига безопасного интернета была учреждена в 2011 году при поддержке Минкомсвязи РФ, МВД РФ, Комитета Госдумы РФ по вопросам семьи женщин и детей. Цель лиги — искоренение опасного контента путем самоорганизации профессионального сообщества, участников интернет-рынка и рядовых пользователей. Участники: Ростелеком, МТС, ВымпелКом, Мегафон, Mail.ru Group, Лаборатория Касперского, Аксис-ТД, Entensys, Фонд Развития Интернет, РОЦИТ и другие. Официальный сайт партнерства: URL: http://ligainternet.ru/ (дата обращения: 21.03.2020). Текст : электронный.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

РЕЦЕНЗИЯ на статью
Пронаркотический сегмент в сети «DarkNet»: от истоков до современности

Название отчасти соответствует содержанию материалов статьи.
В названии статьи условно просматривается научная проблема, на решение которой направлено исследование автора.
Рецензируемая статья представляет относительный научный интерес. Автор разъяснил выбор темы исследования и обозначил её актуальность.
В статье не сформулирована цель исследования, не указаны объект и предмет исследования, методы, использованные автором. На взгляд рецензента, основные элементы «программы» исследования автором не вполне продуманы, что отразилось на его результатах.
Автор не представил результатов анализа историографии проблемы и не сформулировал новизну предпринятого исследования, что является существенным недостатком статьи.
При изложении материала автор продемонстрировал результаты анализа историографии проблемы в виде ссылок на актуальные труды по теме исследования.
Апелляция к оппонентам в статье отсутствует.
Автор не разъяснил выбор и не охарактеризовал круг источников, привлеченных им для раскрытия темы.
Автор не разъяснил и не обосновал выбор хронологических и географических рамок исследования.
На взгляд рецензента, автор грамотно использовал источники, выдержать научный стиль изложения, грамотно использовал методы научного познания, но не сумел соблюсти принципы логичности, систематичности и последовательности изложения материала в полном объёме.
В качестве вступления автор указал на причину выбора темы исследования, обозначил её актуальность, сообщив о значении принятия в 2000 году Декларации тысячелетия ООН как «фундамента зарождающегося информационного общества» и что Генеральная Ассамблея ООН подтвердила, что «сеть Интернет является одним из центральных элементов инфраструктуры информационного общества» т.д.
В основной части статьи автор пояснил, почему Всемирная конференция по международной электросвязи при Международном союзе электросвязи ООН «стала одним из самых ярких примеров противостояния в вопросе управления интернетом» и затем неожиданно сообщил, что «проблемами правового регулирования трансграничного использования информационно-телекоммуникационной сети Интернет» «озабочены и ученые современники», ограничившись при этом в качестве примера работами М.Б. Касенова.
Далее автор стремительно перешёл к сюжету о незаконном обороте наркотиков, внезапно сообщив читателю, что «данная статья фокусируется на анонимных онлайн-рынках в сети «DarkNet». Автор заявил, что «первая в мире онлайн-транзакция была совершена в сфере незаконного оборота наркотиков предположительно в 1971-1972-х гг.» и кратко описал связанные с ней обстоятельства. Почему ретроспективный аспект статьи ограничился данным моментом, осталось неясно.
Автор обратил внимание на то, что новые формы преступности подрывают «традиционные уголовно-правовые средства и подходы борьбы с наркотизмом в Российской Федерации» и неожиданно перечислил имена ряда авторов обращавшихся к теме «борьбы с наркотизмом» «с конца 1980-х до начала 2000-х гг.», заключив, что «незаконный оборот наркотиков сменил свое привычное состояние и выбрал маршрутизацию в обход комплексных мер по пресечению незаконного распространения на территории Российской Федерации».
Далее автор обстоятельно разъяснил мысль о том, что «за десятилетие информационно-телекоммуникационная сеть Интернет сформировала мощную цифровую наркотическую субкультуру», при этом привёл статистические сведения о распространении наркомании в России, а затем о числе зарегистрированных преступлений, совершенных в 2019 г. с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, 8,4 % которых совершается «с целью незаконного производства, сбыта или пересылки наркотических средств». Автор резюмировал, что «вышеописанная информация свидетельствует о неоспоримом факте процесса слияния и пересечения наркотической субкультуры с субкультурой сетевой».
Далее автор неожиданно заявил, что «возникла необходимость в организации и проведении научных исследований в отношении единого пронаркотического сегмента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет» т.д. и что «до 2010 г. комплексных уголовно-правовых и криминологических исследований, посвященных вопросам предупреждения распространения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации, пропагандирующей потребление наркотиков, в отечественной криминологии не проводилось».
Затем автор кратко описал собственные достижения в данной сфере в 2008–2010 гг., направленные на разработку предложений «по совершенствованию российского законодательства в части противодействия масштабному использованию информационно-телекоммуникационной сети Интернет для пропаганды и сбыта наркотиков».
Далее автор сообщил о международных усилиях по разработке «стратегических мер по противодействию возрастающей наркоугрозе» на примере Международного комитета по контролю над наркотиками и затем, что необходимость противодействия незаконному обороту наркотиков в информационно-телекоммуникационной сети Интернет «подтолкнула» законодательные и исполнительные органы Российской Федерации «поднять на новый качественный уровень организацию нормативного обеспечения борьбы с незаконным оборотом наркотиков в информационно-телекоммуникационной сети Интернет» т.д. и привёл в качестве примеров ряд соответствующих решений.
Далее автор абстрактно заметил, что «только к 2020 г. государство полностью осознало вышеуказанную проблему» и неожиданно предложил взять за «основу новой философии и методологии борьбы с принципиально новой формацией глобальной наркопреступности» идею, озвученную бывшим директором ФСКН России В.П. Ивановым о том, что «Интернет – орудие, посредством которого взаимодействуют, совместно мыслят и коммуницируют глобальные субъекты» и т.д.
Выводы, позволяющие оценить научные достижения автора в рамках проведенного им исследования, в статье отсутствуют.
Заключительные абзацы статьи не проясняют цель исследования.
В завершающей части статьи автор сформулировал предложения о проведении ряда «организационных мероприятий». На международном уровне автор рекомендовал разработать положение и учредить Международную информационную антинаркотическую федерацию, обозначил круг её задач, а также предложил «организовать и провести в рамках Генеральной Ассамблеи ООН Всемирный антинаркотический Саммит».
Затем автор перешёл на федеральный уровень и рекомендовал разработать положение и учредить ФГБУ «Молодежный антинаркотический информационный центр», обозначил круг его задач, предложил «сформировать мультирегиональную антинаркотическую сервис-ориентированную архитектуру» и провести Всероссийскую образовательную антинаркотическую акцию «Цифровой антинаркотический портал» и «Международную научно-практическую конференцию на тему: «Применение нейронных сетей в противодействии незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет».
На региональном уровне автор предложил провести учебные и научно-практические мероприятия, медиафорум «Web Anti-Drug Safety», проводить «(на постоянной основе)» «информационно-разъяснительную деятельность о недопущении масштабного использования информационно-телекоммуникационной сети Интернет для пропаганды и распространения наркотиков».
Наконец, на муниципальном уровне «использовать передовые методики организации деятельности в сфере профилактики незаконного распространения наркотиков в информационно-телекоммуникационной сети Интернет», «расширять участие медиа-волонтеров (добровольцев) в реализации антинаркотической политики государства», интегрировать «универсальные педагогические технологии профилактической деятельности в дистанционные образовательные ресурсы» и т.д.
На взгляд рецензента автор не сумел обосновать ни количество, ни масштаб, ни необходимость всех мероприятий, перечисленных им. Автор не проявил интереса ни к ресурсам, востребованным для их реализации, ни к ожидаемым им результатам.
В статье встречаются пунктуационные и иные ошибки/описки, как-то: «развитие информационно-телекоммуникационной сети Интернет трансформировала», «2000 – х», «повышают профессиональную грамотность и влияет» и т.д.
На взгляд рецензента, потенциальная цель исследования достигнута автором отчасти.
Публикация может вызвать интерес у аудитории журнала. Статья требует доработки, прежде всего, в части формулирования ключевых элементов программы исследования и соответствующих им выводов.

Результаты процедуры повторного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

В представленной на рецензировании научной статье: "Пронаркотический сегмент в сети «DarkNet»: от истоков до современности ", автором исследуется опыт работы на анонимных онлайн-рынках в сети «DarkNet»[1] (или «Наркомаркетах»), которые позволяют продавцам и покупателям совершать сделки онлайн, не раскрывая никаких личных данных, что создает значительную степень анонимности.

Автором при написании научной статьи использованы основные методы исследования необходимые для проведения научного исследования.
Актуальность темы статьи не вызывает сомнений, поскольку проблемами правового регулирования трансграничного использования информационно-телекоммуникационной сети Интернет в настоящее время озабочены и ученые современники.


Статья написана хорошим научным стилем,грамотно по структуре и содержанию -
автор статьи дал полную характеристику сети Darkne с самого ее появления до сегодняшнего дня, рассказал о предложениях по совершенствованию данной проблемы на региональном и муниципальном уровнях, а так же рассматривает точки зрения ведущих правоведов- специалистов по указанной проблематике.

Научная новизна статьи также не вызывает сомнений, автором проведен полный анализ пронаркотического сегмента в сети «DarkNet»,поставленных целей Управлением ООН по наркотикам и преступности, полностью исследованы стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 г, а также исследованы все предлагаемые мероприятия.

Выводы в научной статье также соответствуют всем предьявляемым требованиям, абсолютно поддерживая вывод автора, о том, что создание зеркального цифрового антинарктического пространства положительным образом отразится на эффективности противодействия преступности в сфере незаконного оборота наркотиков, а предложенные организационные мероприятия будут способствовать достижению генеральной цели государственной антинаркотической политики.

Библиография статьи хорошая, включает в себя 38 источников наименования,включает в себя как нормативно-правовую базу, так и учебную и научную литературу. Тем не менее самая "свежая" из учебной и научной 2016 года. В литературу необходимо добавить литературу по теме исследования 2019-2020 годов издания.

Апелляция к авторам также очень хорошая, автором рассмотрены токи зрения ведущих ученых, проанализированы их плюсы и минусы и рассмотрены и автором показана своя позиция по рассматриваемым вопросам.

Статья представляет безусловный интерес для читательской аудитории, выполнена на актуальную тему с соблюдением всех требований.

На основании вышеизложенного считаю, что статья "Пронаркотический сегмент в сети «DarkNet»: от истоков до современности" нуждается в доработке

Результаты процедуры окончательного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предмет исследования составляет совокупность веб-сайтов, видимых публично, но при этом имеющих скрытый IP-адрес сервера, на котором они размещаются - так называемая "темная сеть" Даркне", в частности его пронаркотический сегмент.
Методология исследования при решении поставленных задач автор опирался на современные методы познания, выявленные и разработанные правовой наукой и апробированные юридической практикой. Основу исследования составили принципы познания социальных явлений, позволяющие отразить взаимосвязь теории и практики, формы и содержания предмета исследования, процесса развития и качественных изменений рассматриваемых явлений. В ходе исследования приоритет отдавался специально-юридическим методам познания, среди которых следует выделить методы сравнительно-правового анализа, теоретико-правового моделирования, правовой диагностики, юридической статистики.
Актуальность темы исследования не вызывает сомнения, так как в настоящее время, одной из наиболее серьезных проблем в сети Интернет является распространение запрещенного контента. Запрещенным контентом считается любое содержательное наполнение информационного ресурса или веб-сайта, которое было запрещено государством для распространения или просмотра. В настоящее время существует ряд решений для борьбы с распространением запрещенного контента, но они работают только с определенной частью проблемы, тем самым, не охватывая всю проблему целиком. Проблемами правового регулирования трансграничного использования информационно-телекоммуникационной сети Интернет в настоящее время озабочены и ученые современники. Одним из других многочисленных направлений беспринципного и преступного использования Интернета «заинтересованными участниками» является незаконный оборот наркотиков. Наркоторговцы и наркопроизводители используют Интернет для создания и поддержания своих преступных сетей и для торговли запрещенными психоактивными средствами или химическими веществами – прекурсорами, которые используются при изготовлении таких средств. Автор данной статьи и фокусируется на анонимных онлайн-рынках в сети «DarkNet» (или «Наркомаркетах»), дает им правовую оценку и намечает пути противодействия.
Научная новизна заключается в том, что автором проведен глубокий и полный анализ возможностей торговых площадок (крипторынков) в сети Darknet, используемых для незаконного оборота наркотиков по всему миру. Благодаря свойствам технологии Darknet, которые описаны в данной статье, и использованию новых видов децентрализованных анонимных валют преступник получает определенные преимущества. Автор обосновывает, почему стандартная блокировка сайтов и другие традиционные методы борьбы с киберпреступностью не так эффективны в случае с Darknet. Противодействие незаконному обороту наркотиков через крипторынки требует высокой технической грамотности правоохранительных органов и совершенно новых подходов по противодействию этому негативному социальному явлению. Автором предлагается и рекомендуется ввести в практику правоохранительной деятельности ряд организационных мероприятий, которые несомненно будут способствовать ограничению деятельности пронаркотического сегмента сети Даркнет.
Стиль, структура, содержание статьи отличает подача материала статьи с ярко выраженной авторской линией, так как автор не просто анализирует научные положения разных авторов, но и высказывает свою точку зрения, вносит свои рекомендации по повышению уровня противодействия деятельности пронаркотического сегмента сети Даркнет. В содержании статьи приводятся наиболее популярные на сегодняшний момент конкретные примеры web-инструментов.Статья написана понятным языком, название соответствует содержанию. Выбранная структура статьи позволяет раскрыть основную мысль автора.
Библиография к статье достаточно обширна (43 источника, больше половины из которых опубликованы в последние годы), соответствует заявленной тематике.
Апелляция к оппонентам заявлена на примере широкого и подробного анализа литературы, в том числе и авторов, которые не были упомянуты в списке литературы (Комментарий к Федеральному закону от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (постатейный) (Афанасьева О.Р., Бадальянц Э.Ю., Болотин В.С., Грибанов Е.В., Шиян В.И., Щербаков А.Д., Беляев М.А., Вяземская А.А.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017); Щурова, Анна Сергеевна Незаконный оборот наркотических средств и их аналогов с использованием компьютерных технологий (сети Интернет); Жарова, Анна Константиновна Право и информационные конфликты в информационно-телекоммуникационной сфере [Текст] / А. К. Жарова. - Москва : Янус-К, 2016. - 246 с.), но имеющих широкое признание в научной среде. Поэтому широта осмысления научно-теоретического опыта была достаточной в данной статье для постановки проблемы и формирования выводов. В том числе широкая правовая база не позволяет сомневаться в их достоверности
Выводы, интерес читательской аудитории статья выполнена на высоком научном уровне, содержит ряд выводов, представляющих практический интерес и может быть рекомендована к публикации.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.